Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 368 369 370 371 372 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 561564 раз)
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7380 - 07.08.2018 :: 01:48:30
 
иван васильевич писал(а) 07.08.2018 :: 00:36:12:
Или Куйаба не Киев.
Нет доказательств - все каждый при своем мнении.

Хорошо, даже пусть Куяба - это не Киев, а находится где-то на Оке, или ещё там где, короче в 800 км от Булгара.
И что дальше?
Что это меняет? в нашем разговоре.
Поясняйте уж тогда!
Выкладывайте свои козыри!  Класс

Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7381 - 07.08.2018 :: 09:11:20
 
Mukaffa писал(а) 07.08.2018 :: 01:48:30:
Что это меняет? в нашем разговоре.

В том и дело, что в Вашей версии ничего не меняет - и почему Вы так защищаете "незащищаемое" не понятно.
Что касается меня, считаю точно установленным, когда есть хотя бы два независимых свидетельства. Киев упоминается у Багрянородного с точной привязкой к Днепру и есть в ПВЛ - можно уверенно считать, что в середине 10 века это центр Руси (местопребывания русского князя), а не просто поселение. Может и раньше - но это только может. Вот Самватас только у Багрянородного - конечно источник серьезный, но один - ошибка, недоразумение  могла быть. А Куйаба - созвучно, но и только. Кроме того есть прямая локализация его в 20-ти  дневных переходах (если Вам не нравятся километры) от Булгара, что никак не соответствует Киеву на Днепре. Может это и описка - а может и нет, как определишь?  Вывод: отождествить Куйабу ни с Киевом ни с каким либо другим местом не представляется возможным. Для меня это принцип. Его и защищаю.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7382 - 07.08.2018 :: 10:53:03
 
Виктор3992 писал(а) 07.08.2018 :: 01:40:59:
И тут два варианта
1) βαράγγους как термин, обозначающий отдельный корпус наемников охраняющих императоров - не существует
2) В этот корпус норманны не прошли отбор.
Хотя личная охрана у императора конечно должна быть.
Если корпус есть то почему о нем молчат византийские хроники?

Ответ напрашивается сам собой, в Х веке корпуса с таким названием не существовало, либо роль его была незначительна.

Виктор3992 писал(а) 07.08.2018 :: 01:40:59:
Есть ли термин варяг на Руси?.

А вот этого мы никогда не узнаем, у нас нет текстов летописей записанных (не написанных, а записанных) ранее 14 века. Мы можем только гадать какими терминами пользовались в летописях более раннего издания, редактировалась ли терминология в процессе переписывания летописей. Хотя, уже обращал внимание,слово варяг, известно только по одной берестяной грамоте датируемой 13 веком. Сие конечное не доказывает что слово ранее не существовало, но тем не менее факт показательный. И как вы понимаете, если бы оное слово было известно из берестяных грамот 10-11 века, то многие вопросы бы автоматически исчезли. Но, увы....
Виктор3992 писал(а) 07.08.2018 :: 01:40:59:
Если взять цепочку Русь -> Византия, то мы не находим этому подтверждения ввиде ромейского βαράγγους (950-1000г) (откидываем саги, ПВЛ, название моря)
А сама Византия на указаный период ничего не может передать Руси, поскольку еще не располагает этим термином. Но скандинавы, судя по всему, есть и там и тут.


Именно, получается хронологическая лакуна. При том что скандинавы на Руси точно есть и весьма активны, о Византии сказать трудно, то что там они есть очевидно, но вот в каких масштабах и на каких ролях - вопрос. При этом, показательно, греки, при всех рассуждениях о том что в Х веке русо-норманны говорили на скандинавском языке (имена послов, названия порогов по версии норманистов), русов и скандинавов никак не смешивают и не отождествляют, хотя это напрашивалось бы само собой.

Виктор3992 писал(а) 07.08.2018 :: 01:40:59:
Берем 11 век. 1034г. Откуда-то, в Византии появляется термин βαράγγους, и теперь ромейцам есть что передать Руси, что она и делает - появляются русские варяги. (оставляем скандинавские руны второй половины 11 века и βαράγγους). Самих скандинавов мы вообще ни о чем не спрашиваем, называем как хотим.

Ну тут собственно ничего не ординарного нет, контакты Руси и с Византией и со Скандинавией есть и значительные. Наемники шляются туда сюда, а  сними и термин. Вероятно в начальном пути термин означал тоже то и в Византии наемников, потом в силу значительной этноориентированной составляющей корпуса варангов (свеи, норвеги, англы) он стал экзонимом применяющимся к выходцам из Скандинавии. Примерно тоже самое происходило и с термином казаки-черкассы, который в процессе становления стал применяться более расширенно чем имел изначальное значение. Кстати, давно задумываюсь о том, а не могли ли греческие источники в которых говорится о замене скандинавов в корпусе варангов на англов как то повлиять на пояснительную часть легенды о призвании где говорится что русь такие же варяги как варяги свеи, варяги норвеги, варяги англы и варгяи готландцы. Иного объяснения включения англов ,задолго до появления первых летописей ушедших из Балтийского региона, в число варягов, я не вижу.
Виктор3992 писал(а) 07.08.2018 :: 01:40:59:
Но ряд вопросов выпадают из вида, как называли русские варягов до 1030г?

Мы этого никогда не узнаем.
Виктор3992 писал(а) 07.08.2018 :: 01:40:59:
Почему это название не сохранилось в древнейшем своде русских летописей?


Возможно потому что в период составления ПВЛ термин был не актуален и ничего не говорил как самому летописцу так и тем для кого летописи писались. Т.е. термин стал анахронизмом. А возможно не было никакого термина и в легенде был указан какой-то конкретный этноним например свеи, но это не устраивало летописца. Гадать тут можно бесконечно.

Виктор3992 писал(а) 07.08.2018 :: 01:40:59:
Когда термин варяг должен быть проникнуть в летописи, в сказание о призвании?

После того как он укоренился как термин обозначающий выходцев с Балтики преимущественно скандинавского или германского в целом происхождения. Т. е. стал соответствовать по своей сути тому термину который использовали до него. Хотя любопытно, если не ошибаюсь, в некоторых поздних летописях термин варяги применяли и к кочевникам, опять же если не ошибаюсь - половцам. Но тут уточнять надо, пишу по памяти.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7383 - 07.08.2018 :: 11:24:44
 
иван васильевич писал(а) 07.08.2018 :: 09:11:20:
В том и дело, что в Вашей версии ничего не меняет - и почему Вы так защищаете "незащищаемое" не понятно.

Да потому-что нет другого города на Руси в то время соответствующего этой Куябе кроме Киева.
Тут всё проще пареной репы.))


иван васильевич писал(а) 07.08.2018 :: 09:11:20:
А Куйаба - созвучно, но и только.

Что значит "да и только"?
Нет, совсем не "да и только".
Куйаба - это крупный торговый центр.
До Куйабы добратся из Булгара быстрее, чем до двух других городов русов - Славии и Арсы.
Уже с одного этого расклада можно сделать вполне определённые выводы.
Что я вам и предоставил ранее в посте #7362.
Могу даже повторить его, чтоб вам не рыться:

Mukaffa писал(а) 06.08.2018 :: 23:14:07:
иван васильевич писал(а) 06.08.2018 :: 22:18:43:
Для доказательства мало, а для опровержения надуманых предположений достаточно. Есть там еще одна "инфа"(по памяти) - Куйаба - ближе всех других русов к Булгару. Кто другие? Кто дальше Киева? Разве что Стокгольм - тогда да, тогда Куйаба Киев.

Славия дальше и Арса.
Они только там и перечислены ещё.
Больше никого нет.
Славия - предположительно Приладожье.
От Булгара туда всё время вверх по рекам, против течения, а до Киева - примерно половина пути (а треть уж точно) - по течению, т.е. быстрее можно добраться. Отсюда - Киев ближе Славии.
Арса неизвестно где, в какой-то глуши, это значит, что добираться до неё труднее и дольше. Т.е. по времени выходит дольше, чем до Киева по прямому водному.
Т.е. по оной инфе Киев вполне укладывается в ориентиры.
ЧТД.  Подмигивание
Што робить будем?


Притом вы зациклились на фразе о 20 переходах, совершенно не принимая допущения, что это ошибка.
Ошибка автора, переписчика, или  того человека, который сообщал автору эти сведения.
Имейте ввиду, что это не инфа от араба, потому-что арабы не ездили из Булгара в Киев в Х в.
Это инфа от какого-то булгарина.
Мог автор не так понять сказанное?
Вполне мог.
Мог булгарин что-то напутать?
Тоже мог.
Мог переписчик рукописи ошибиться в цифре переходов по какой-то причине? Скажем был несколько испорчен текст в этом месте.
Естественно мог. Ну и например вместо 30, написал 20.
Вот и всё.
Единственное сомнение в отождествлении Куйабы с Киевом является именно эта одна фраза с количеством переходов.

Так что это как-раз в отношении именно вашей версии можно сказать, немного перефразируя ваши же слова -
А доказательств что Куйаба не Киев - одна цифирька "20" да и только.

Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7384 - 07.08.2018 :: 11:32:50
 
иван васильевич писал(а) 07.08.2018 :: 09:11:20:
Кроме того есть прямая локализация его в 20-ти  дневных переходах (если Вам не нравятся километры) от Булгара, что никак не соответствует Киеву на Днепре. Может это и описка - а может и нет, как определишь?  Вывод: отождествить Куйабу ни с Киевом ни с каким либо другим местом не представляется возможным. Для меня это принцип. Его и защищаю.

Только вы забываете один маленький нюансик.
Цифра
"20"
- это единственное, что вы можете предъявить как сомнение в том, что Куйаба не Киев.
И больше - пшик.
Вот на чём зиждется весь ваш принцип.
Но тут уж ничего не поделать видимо.))
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7385 - 07.08.2018 :: 11:58:37
 
иван васильевич писал(а) 07.08.2018 :: 09:11:20:
Вывод: отождествить Куйабу ни с Киевом ни с каким либо другим местом не представляется возможным.

С чего вы взяли?
Могу даже подбросить версию отождествления и кроме Киева.
Это Гнездово.
В 20 переходов от Булгара как-раз вполне уложится.))
Т.е. возможно Гнездово спутали с Киевом, т.к. Гнездово без сомнения тоже крупный торговый центр того времени, притом находится как-раз на дороге в Киев.
А аль-Истахри попросту не ведал, что на пути из Булгара в Киев находится ещё один крупный торговый город русов.
Он дал лишь общую схему трёх русских центров.
Подробностей же о других городах русов не знал.

Пойдёт?  Класс
Наверх
« Последняя редакция: 07.08.2018 :: 12:05:27 от Mukaffa »  
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7386 - 07.08.2018 :: 13:15:07
 
" Земля славян обширна, длиной около 2 месяцев [пути]. Внешний Булгар[1] - небольшой город, в нем нет многочисленных округов; известен как порт для тех государств. Русы - народ в стороне булгар, между ними и славянами....  Что касается хазар, то это — имя вида людей. А что касается их города, то это столица, называемая Итиль[3], и тем же именем называется река, которая течет через нее к морю Хазар[4]. Нет у этой столицы ни хорошего обустройства, ни богатства казны. Они (хазары. — Т.К.) находятся между морем Хазар, [царством] Сарир[5], русами и огузами...  Что касается хазар, то это — имя климата[9], а город его называется Итиль. Итиль — это имя реки, которая течет к нему (городу. — Т.К.) от русов и булгар....   Мед и воск [,которые] привозят от них, — это везут к ним из областей русов и булгар, а также шкурки бобров, которые возят по всему свету. И не бывают они нигде, кроме [тех] рек, что в краях булгар, русов и Куйабы[10], и не бывают ни в каких климатах, среди известных...  Что касается реки Итиль, то она, как дошло о том до меня, выходит недалеко от киргизов и течет между кимаками и огузами. Затем идет к западу позади булгар и возвращается назад к тому, что примыкает с востока, до тех пор, пока не пройдет мимо русов, затем проходит мимо булгар, затем мимо буртасов, пока не впадет в море Хазар, и говорят, что она разветвляется от этой реки на семьдесят с лишним рек....Буртас[11] - имя области, а вот Рус, Хазар, Сарир — имя для государства, не города и не людей[12].       ...Язык булгар схож с языком хазар, а у буртасов язык другой, и также язык русов другой, чем язык хазар и буртасов....  Русов три вида[13]. [Один] вид их — ближайший к Булгару, и царь их располагается в городе, называемом Куйаба, а он — больше, чем Булгар[14]. А вид их самый отдаленный называется Салавийа[15]. А вид их [третий] называется Арсанийа, и царь их располагается в Арса[16]. Люди достигают для торговли Куйабы. Что же касается Арса, то не упоминают, чтобы кто-нибудь входил в нее из чужеземцев, потому что они убивают каждого, кто ступит на их землю из иностранцев. И вот спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о своих делах, и не позволяют никому сопровождать их, и не входят в их страну[17]. Привозят из Арса черных соболей и олово[18].       Русы — народ, [который] сжигает своих умерших, и сжигает вместе с имуществом близких для их блага. Часть их бреет подбородок, а часть закручивает [бороды] подобно лошадиным гривам. Одежда их — короткие куртки, а одежда хазар, булгар и печенегов — длинные куртки. Эти русы торгуют с хазарами, торгуют с Византией и Великим Булгаром.... От Булгара до Куйабы — около 20 переходов[20]..

[20] По мнениям исследователей, между Киевом и Булгаром на Волге действительно существовала полусухопутная, полуводная дорога (Янин 1956. С. 105). Прямая сухопутная дорога наиболее интенсивно действовала в XI — середине XII вв. (Рыбаков 1969; Моця, Халиков 1997; Коновалова 2000. С. 132). Дневной караванный переход (мархала) у арабов насчитывал от 20 до 40 км в день, в зависимости от ландшафта и других условий местности. Среднее значение — 35 км."  (Абу Исхак ал-Фариси ал-Истахри (849/50-934) КНИГА ПУТЕЙ И СТРАН)


Наверх
 

32-e858a14666.jpg (269 KB | )
32-e858a14666.jpg
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7387 - 07.08.2018 :: 13:17:28
 
Прикрепленный фал из работы Г.Ф. Корзухиной Русские клады IX-XIII вв.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7388 - 07.08.2018 :: 13:31:10
 
Mukaffa писал(а) 07.08.2018 :: 11:58:37:
Это Гнездово.
В 20 переходов от Булгара как-раз вполне уложится.))

https://driveplan.ru/smolensk/kazan/
Дневной караванный переход (.мархала) у арабов насчитывал от 20 до 40 км в день, в зависимости от ландшафта и других условий местности. Среднее значение — 35 км. (Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия /Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова.Том III: Восточные источники. Сост. части I — Т. М. Калинина,И. Г. Коновалова; части II — В. Я. Петрухин. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. стр 86)


Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7389 - 07.08.2018 :: 13:47:33
 
иван васильевич писал(а) 07.08.2018 :: 13:31:10:
Дневной караванный переход (.мархала) у арабов насчитывал от 20 до 40 км в день, в зависимости от ландшафта и других условий местности. Среднее значение — 35 км.

От Итиля до Булгара - месяц пути.
А от Булгара до Гнездова поменьше расстояние будет.
Итого -  20 с небольшим переходов.
С натяжкою укладываемся, сэр.  Подмигивание
Наверх
« Последняя редакция: 07.08.2018 :: 13:58:50 от Mukaffa »  
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7390 - 07.08.2018 :: 14:04:05
 
иван васильевич писал(а) 07.08.2018 :: 13:31:10:
Дневной караванный переход (.мархала) у арабов насчитывал от 20 до 40 км в день, в зависимости от ландшафта и других условий местности. Среднее значение — 35 км.


В 1993г был британский эксперимент в рамках исследования Шёлкового пути, так вот в зависимости от условий, верблюды и люди преодолевали от менее 16 до 24 километров в день (не люблю средние значения). Было преодолено расстояние в 1400 км за 59 дней, через пустыню Такламакан.

Если интересно, могу позже процитировать из работы.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7391 - 07.08.2018 :: 14:23:25
 
scriptorru писал(а) 07.08.2018 :: 14:04:05:
В 1993г был британский эксперимент в рамках исследования Шёлкового пути, так вот в зависимости от условий, верблюды и люди преодолевали от менее 16 до 24 километров в день (не люблю средние значения). Было преодолено расстояние в 1400 км за 59 дней, через пустыню Такламакан.

Расстояние от Киева до Булгара по прямой порядка 1700 км. в 20 дневных переходов даже при ваших выкладках не преодолеть. Специально для Mukaffa, расстояние от Булгара до Смоленска (Гнездово) 1445 км. по прямой. Преодолейте за 20 дней проходя по 35-40 км в день, а по scriptorru по 16-24 км.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7392 - 07.08.2018 :: 14:36:24
 
Roxsalan писал(а) 07.08.2018 :: 14:23:25:
проходя по 35-40 км в день


Это явно не шагом переход. Среднее реальное значение около 20 км. Максимум 25 наверное. Другое дело если на конях или судах...
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7393 - 07.08.2018 :: 14:39:31
 
scriptorru писал(а) 07.08.2018 :: 14:36:24:
Это явно не шагом переход. Среднее реальное значение около 20 км. Максимум 25 наверное. Другое дело если на конях или судах...

Караванный переход естественно.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7394 - 07.08.2018 :: 14:45:56
 
Mukaffa писал(а) 07.08.2018 :: 14:39:31:
Караванный переход естественно.


Вот, эксперимент показывает, что порядка 25 км дневной переход, не более. А возможно и гораздо менее..
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7395 - 07.08.2018 :: 14:58:51
 
Цитата для порядка:

"In 1993 a British officer and explorer named Charles Blackmore led an expedition on foot through the Taklamakan. His men and camels managed to cover 780 miles (1,400 km) across the Taklamakan between Loulan and Merket, southwest of Kashgar, in fifty-nine days, averaging just over 13 miles (21 km) a day. Walking over the dunes in the sandy part of the desert was strenuous, and they did not always make ten miles (16 km) in a day, but walking on the fl at pebbled surface, they reached as much as 15 miles (24 km) per day. 8 These rates give a good approximation of what travelers in previous centuries endured."
По:Valerie Hansen The Silk Road: A New History 2012 P.9-10
https://www.amazon.com/Silk-Road-New-History/dp/0190218428
Наверх
« Последняя редакция: 07.08.2018 :: 15:05:43 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7396 - 07.08.2018 :: 14:59:45
 
Тогда это у мери, в Ростове, ибо других вариантов крупных торговых городов именно в 20-ти переходах от Булгара попросту не существовало ещё в то время.
Видимо автор спутал расстояние от Булгара до ближайшего города на западе с расстоянием до Киева.
До Киева он не знал сколько, а до ближайшего города на пути в Киев и было 20 переходов.
Поэтому эта цифра и зафиксирована.
Тот кто записывал сведения, не так понял своего информатора.
Это самый реальный вариант, если считать цифру "20" достоверной.
Класс


Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7397 - 07.08.2018 :: 15:12:12
 
scriptorru писал(а) 07.08.2018 :: 14:58:51:
Цитата для порядка: ...

Есть непосредственно средневековые расчёты.
От Итиля до Булгара, по сухопутью, месяц ходу.
По прямой, в км, это около тысячи расстояние. А с зигзагами вдоль Волги на треть-четверть побольше будет. Получаем примерно 1200 км.  Значит до Гнездова где-то за 35 переходов добирались.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7398 - 07.08.2018 :: 15:41:48
 
Mukaffa писал(а) 07.08.2018 :: 15:12:12:
Есть непосредственно средневековые расчёты.


Думается, что эксперимент реально отражает вариант движения с верблюдами в тяжелых условиях пустыни. 40 км в день каравану это нечто исключительное, а скорее нереальное.  Зато эта цифра напоминает значения указываемые для переходов кавалерии.

"Нормальная величина суточного перехода для пехоты и для колонны из всех родов войск 20-25 верст в сутки,но на войне эта норма повышалась до 32 вер., а иногда и больше. "

"Нормальный суточный переход конницы 35-40 верст."

"Скорость движения конницы 5-8 верст в час."
"Обозы в зависимости от величины колонны и дороги двигаются со скоростью 3-4 вер. в час. "

По: Изместьев П.И. Краткое руководство по элементарной и общей тактике http://grwar.ru/library/Izmestyeff-Tactic/IZ_008.html?PHPSESSID=f0504adba42e0262...

Какая-то конная группа налегке могла делать 40 км.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #7399 - 07.08.2018 :: 16:04:03
 
scriptorru писал(а) 07.08.2018 :: 15:41:48:
Думается, что эксперимент реально отражает вариант движения с верблюдами в тяжелых условиях пустыни. ...

Цитата:
"Географ ал-Истахри, работавший в первой половине Х в. и опиравшийся на несохранившееся сочинение саманидского ученого ал-Балхи, весьма подробно описывал Волгу, называя ее Итилем.
Автору было известно расстояние между нижним и средним течением реки: «От Итиля до Булгара по степной дороге – около месяца пути, а по воде – около двух – вверх, и около двадцати дней – вниз»; ..."
(Джаксон Т. Н., Калинина Т. М., Коновалова И. Г., Подосинов А. В. «Русская река». Речные пути восточной европы в античной и средневековой географии)
Наверх
 
Страниц: 1 ... 368 369 370 371 372 ... 977
Печать