upasaka писал(а) 01.08.2018 :: 18:56:15: Слова «к Руси ... тако и си Русь» имеют характеръ вставки, нарушившей первоначальную нить разсказа, повествовавшаго о призваній Варяговъ. Действительно, если Русь тожественна съ Варягами и если словенскія и чудскія племена обратились именно къ Руси, отчего было не сказать: «И идоша за море къ Руси»?
Шахматов так же пишет:
"Умышленное подчеркивание составителем ПВЛ связи варягов с русью, неоднократное упоминание о том, что имя «Руси» принесено варягами и под их влиянием заменило древние племенные названия, наконец смелая решимость указать на русь среди других «варяжских» племен —
все это дает нам основание для предположения, что первоначальный вид Сказания о призвании князей говорил только о варягах и что слова «к Pyci, сице бо ся звахуть Варязи Русь... тако и си Русь» — вставка, сделанная составителем ПВЛ. Высказанная здесь мысль не нова. Еще в 1876 г. Д. И. Иловайский обратил внимание на русскую редакцию Летописца патриарха Никифора, составленную, по его мнению, в Новгороде в конце XIII в. Первое русское известие, внесенное в эту редакцию, читается в следующем виде: «при сего (т. е. императора Михаила) царства придоша Русь, Чюдь, СловенЪ, Кривичи къ Варягомъ, ръша: земля наша велика и обилна» и т. д. «Отсюда несомненно, — замечает Иловайский, — что еще в XIII в. наши летописи различали русь от варягов... Эта редакция как нельзя лучше подтверждает, что в тех древних летописях, которыми пользовались Иакимовский отрывок, Длугош, Стрыйковский и Герберштейн, русь не смешивалась с варягами и изображалась народом туземным, а не пришлым... Нет сомнения, что в таком именно виде и существовала легенда о призвании варягов в древнейших редакциях; а смешение руси с варягами произошло, конечно, позднее»."
Т.е. изначально существовала легенда о призвании неких варягов. Но позже, по мере поисков и ознакомления с другими источниками, в особенности византийскими в которых росы и варанги часто фигурируют вместе, у летописца зародилась идея, что помимо известных ему варягов-скандинавов были еще и некие варяги русь, которые все скопом и переселились в В.Е. вместе с Рюриком и К. Шахматов пишет
" Во-вторых, нахожу необходимым возвести к Новгородской 4-й летописи следующую фразу или часть следующей фразы Комиссионного списка: «И отъ тъхъ Варягь, находникъ тъхъ, прозвашася Русь, и отъ тъхъ словетъ Руская земля». Замечу сначала, что эта фраза находится в противоречии с тем местом Комиссионного списка и Начального свода, где говорится о дружине Игоря, начавшего княжить в Киеве: «и бъша у него мужи Варязи и СловенЪ, и оттолЪ прозвашася Русью».3 Следовательно, словене и варязи прозвались русью, только перейдя на юг, в Киев, поэтому в Начальном своде не могло читаться приведенное выше место, где сообщается о том, что русью прозвались от варягов самые новгородцы. Новгородцы вообще очень не скоро назвались русскими; в XII—XIV вв. под русью они разумели, судя по их летописям, сначала Киевскую, а потом Суздальскую область. Таким образом, выясняется, что приведенная фраза не содержалась в Начальном своде, и к тому же вряд ли она вышла бы из-под пера новгородца, хотя бы работавшего и в XV в. ПВЛ также свидетельствует о том, что этой фразы не было в Начальном своде, а именно в соответствующем месте ПВЛ читается: «и отъ тъхъ Варягь прозвася Руская земля». Это чтение ПВЛ стоит в прямой связи с утверждением, что новгородцы и другие северные племена призвали князей из варяжского племени русь. Но Начальный свод ничего не говорит о руси и сообщает о призвании именно варяжских князей и их дружины."
Совмещение варягов и руси под влиянием византийских хроник позволяло летописцу объявить пришлых варягов не просто инородцами захватившими власть, но и той самой русью, которая дала имя государству. Правда, Шахматов в угоду норманнской концепсии пытается объяснить сей очевидный факт иначе:
"Третьим источником, побудившим составителя ПВЛ изменить текст сказания, были, как указано, народные предания и сказания. Прежде всего он захотел связать с новгородскою легендой о призвании князей южное предание о варяжском происхождении русских князей, их дружины и самого имени «Русь». На юге помнили, что «Русью» назывались сначала только варяги и что лишь впоследствии имя «Русь» перешло и на остальное население Киевской области («Поляне, яже нынЪ зовомая Русь») и других областей, подвластных киевскому князю. Вот основание для вставки «къ Руси» после слов «и идоша за море къ Варягомъ». Вставка эта вызвала, как мы видели географическую справку, ссылку на космографическое введение, но ясно, что и в самом этом введении «Русь» вставлена именно под влиянием предположения, что известная часть варягов носила имя «Руси» и на родине.
Правда, летописец встречал возражения со стороны тех же варягов, его современников, живших в Киеве, проезжавших мимо Киева; они объяснили ему, кто такие варяги — свей (шведы), нурмане (норманны), готе (жители Готланда), наконец англяне, но эти возражения не остановили летописца: такова была его вера в местное народное предание о варяжском происхождении имени «Русь». Он все-таки поместил «Русь» среди варяжских племен в своем космографическом введении, решившись отразить сделанные ему возражения другим новым предположением, которое и вставлено в текст сказания. «И пояша съ собою дружину многу и предивну», — говорит Начальный свод; составитель ПВЛ заменяет эти слова другими: «и пояша по собъ всю Русь». Теперь ему не опасны возражения современных варягов: руси действительно нет в настоящее время на западе среди племен, известных варягам, но она была там раньше, пока ее не вывели из-за моря всю без остатка Рюрик и его братья. Объяснение это не останавливает игумена Сильвестра своею неправдоподобностью, но зато он считает необходимым устранить из текста сказания два места, решительно противоречащих его теории."
Вообще по Шахматову происходит парадоксальная вещь, новгородцы и ладожане, в среде которых, как уверяют нас норманисты, собственно,и сформировалось имя русь вдруг взяли и забыли об этом, не считая себя русью, но зато об этом хорошо помнили на юге;
"На юге помнили, что имя «Русь» обозначало сначала варягов. Русь проникла на юг незаметно и укрепилась здесь путем почти мирного завоевания.... На севере имя «Руси» скоро было забыто после изгнания ее в середине IX в. восставшими славянскими племенами. С именем «Руси» стало соединяться представление о Южной России, где так прочно утвердились варя- го-руссы. Скандинавских же выходцев, появлявшихся вновь из-за моря, на севере, как и на юге, называли только варягами."
Несостоятельность данного предположения очевидна.