Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 338 339 340 341 342 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 562778 раз)
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6780 - 29.07.2018 :: 14:03:13
 
Mukaffa писал(а) 29.07.2018 :: 10:20:31:
Вы разберитесь сначала о чём спрашиваете?

Хорошо вы все понимаете, вот только доказать фантазии свои не можете.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6781 - 29.07.2018 :: 15:53:49
 
upasaka писал(а) 29.07.2018 :: 14:03:13:
Хорошо вы все понимаете, вот только доказать фантазии свои не можете.

У меня никаких фантазий нету, я чистую хронологию и лингвистику вам предоставил.
А вы оставайтесь  со своими бесконечными мантрами собственных фантазий о неких моих "фантазиях", которые только вам одному и известны.))
Что ж я тут могу поделать.   .... Смайл
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6782 - 29.07.2018 :: 18:14:01
 

Mukaffa писал(а) 29.07.2018 :: 11:25:57:
Так "варяжские народы" это что?


Давайте еще раз, но в последний…Ну, сколько же можно повторять?
Берем, например, Лаврентьевскую летопись, список 1377 года, стр. 10:
После реки Тигр, читаем:
«в Афетовой же части «сѣдять Русь, Чюдь и вси языци:..»

Вслед за этим мы читаем: «Афетово бо и то колѣно: Варязи, Свеи, Урмане, [Готе], Русь, Агняне, Галичане, Волъхва, Римляне, Нѣмци Корлязи, Веньдици, Фрягове и прочии, (ти же — Т) присѣдять от запада къ (полуденью — РА) и съсѣдяться съ племянемъ Хамовым»

Так вот, вставка здесь «Афетово бо и то колѣно... Хамовым», т.е. кто-то редактировал текст летописи и в Афетово колено понаставил — племя или этническое объединение, близкое к «Свеям», «Урманам», «Готам» и «Агнянам.
Насонов А.Н. пишет:
«Мы разумеем очень грубо и небрежно сделанную вставку, отмеченную еще А.А. Потебней в работе «Этимологические заметки»79; здесь Русь также толкуется как разновидность варяжского народа, и наряду с ней также упоминаются Свеи, Урмане, Англяне, Готы (слова «к Руси, сице бо ся зваху тьи Варязи (Русь — РА), яко се друзии зъвутся Свое, друзии же Урмане, Анъгляне, друзии Гъте, тако и си»). Следовательно, надо предположить, что и эта известная вставка была сделана не составителем Повести временных лет, как принято думать, а позднее, при редакционной обработке

Приведенная выше первая вставка, судя по ее смыслу, была вызвана прежде всего желанием включить в число потомков Афета варяжские народы

А.А. Шахматов предполагал тогда, что и Начальный свод составлялся в Выдубицком монастыре (там же). М.Д. Приселков, придерживаясь мнения А.А. Шахматова, вполне последовательно сделал вывод, что составителя Повести временных лет (Нестора) следует считать «первым нашим» норманистом «самого крайнего направления» (М.Д. Приселков. История русского летописания XI—XV вв., стр. 39). В действительности составитель Повести временных лет не был «крайним норманистом». То, что Приселков называет «крайним норманизмом», было результатом, как мы видели, последующей обработки текста. А.А. Шахматов полагал, что составитель Повести временных лет вставил имя «Русь» в перечень племен (А.А. Шахматов. Разыскания, стр. 339).
Т.е. из 12 века были показаны «варяжские народы», показаны так, как их понимали в 12 веке, но это не значит, что так было на самом деле.


Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6783 - 29.07.2018 :: 18:15:38
 
Mukaffa писал(а) 29.07.2018 :: 15:53:49:
чистую хронологию и лингвистику вам предоставил

Ага, "чистую"... уже писал - не трудитесь, живите в летаргическом убеждении.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6784 - 29.07.2018 :: 18:20:59
 
Mukaffa писал(а) 29.07.2018 :: 11:48:42:
Колено Афетово - это чисто этнический групповой термин.

Давайте по другому...
В рассказе, где первый и последний раз на страницах ПВЛ появляется Рюрик, особую важность приобретает комментарий летописца, разъясняющий  читателю понятие «русь» через «варягов» («идоша за море к варягомъ —  к руси: сице бо звахуть ты варягы «русь», яко се друзии зовутся «свее», друзии же «урмани», «англяне», инии «готе»; тако и си» [Ип.,  14]), формируя представление о
«варягах» не как об отдельном этносе, а как о неком суперэтносе, которому  принадлежат  в равной  мере все перечисленные  народы  —  в  полном  соответствии  с  предшествующей  экспозицией расселения  племен.
Никитин
Но:
"Выяснение  вопроса  об  истинном  значении  лексемы  "варяги", в ст. 6370/862 г. выступающей в качестве пояснения к следующему за ней ряду этнонимов («идоша за море к варягом, к руси: сице бо звахуть ты варягы — русь, яко се друзии зовутся  «свее», друзии же — «оурмани», «аньгляне», инии — «готе»; тако и си» [Ип., 14]),  позволяет,  наконец,  отказаться  от такой  химеры  русской историографии,  как «народ варяго-русский».
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6785 - 29.07.2018 :: 18:28:46
 
upasaka писал(а) 29.07.2018 :: 18:14:01:
Давайте еще раз, но в последний…Ну, сколько же можно повторять? .....

Давайте, но правда я уверен на 100% что это не последний.

Т.е. "варяжские народы" это наименования этнонимов из групп варягов, перечисленные во фразе с перечислением оных групп.
Да без проблем, принимается.

Но вопрос то остаётся.
Во фразе о группах варягов "варяги" - соционим, а не этноним.
А во фразе об Афетовом колене "варяги" - этноним.
Разницу понимаете?
Если понимаете, то как вы этот казус объясните?
Пожалуйста, слушаю вас.  Смайл
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6786 - 29.07.2018 :: 18:32:22
 
upasaka писал(а) 29.07.2018 :: 18:15:38:
Ага, "чистую"... уже писал - не трудитесь, живите в летаргическом убеждении.

Что не устраивает?
Вам нужны точные годы, а не века?
Как говорится: губа не дура, .)))))
Этого вам никто не поведает. Потому что не ХХ-ый век, а раннее средневековье всё-таки. 
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6787 - 29.07.2018 :: 18:41:20
 
Mukaffa писал(а) 29.07.2018 :: 18:28:46:
Давайте, но правда я уверен на 100% что это не последний.

Т.е. "варяжские народы" это наименования этнонимов из групп варягов, перечисленные во фразе с перечислением оных групп.
Да без проблем, принимается.

Но вопрос то остаётся.
Во фразе о группах варягов "варяги" - соционим, а не этноним.
А во фразе об Афетовом колене "варяги" - этноним.
Разницу понимаете?
Если понимаете, то как вы этот казус объясните?
Пожалуйста, слушаю вас.

Посмотрите, как Клейн выкручивается:
Вопросник антинорманиста и мои ответы
Еще раз - это вставка "крайнего норманиста" - уж очень хотелось от варягов свой род вести... Все это придумка, не ищите здесь варягов-русь или этнонимы.
Вот в пример, как Л. Клейн выкручивается:

2а. Уважаемый Л. С., авторы ПВЛ, сообщая о призвании Варягов, однозначно отделяют Варягов от германских народов, живших по берегам Балтийского моря, таких как свеи (шведы), урмане (норвежцы), готы, англяне (германское население Ютландии). Назовите, пожалуйста, с каким из германских народов можно соотнести варягов-русь.

Клейн клеймит Фомина за неправильный перевод ( хотя, перевод, почти слово в слово так как в летописи) и настаивает, что  слово «варяги» имело в разные периоды разный смысл, но в данном контексте, несомненно, этнический.
Но:
в варианте  ст. 6370/862,  представленном Лаврентьевским списком  ПВЛ, сохранилась фраза «и от техъ варягъ прозвася Руская земля; новугородьци — ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, преже бо быша словени» [Л., 20], свидетельствующая  о  вторичности  и  безусловно  позднем  происхождении текста, потому что, во-первых,  Новгород и его земли никогда не являлись «Русью», и, во-вторых, «Руская земля» прозвалась не от «варяг»,  а  от  «руси»,  пришедшей  вместе  с  Рюриком  к  «словенам». Другими  словами,  эта  фраза  свидетельствует  о  времени, когда память о своем,  исконно  «словенском»  происхождении  в сознании  новгородцев  стало  замещаться  происхождением  «варяжским»,  что оказалось в безусловном  противоречии  с только что  приведенным  комментарием  летописца,  представившего «варягов» в качестве суперэтноса, а не народа.
Это к тому, что Клейн прекрасно знал Лавр. лет., но не приводил ее.
Да и какой толк - все равно вставки...
желание упомянуть в числе потомков Афета Свею, Урманов, Агнян, а также Римлян, Немцев-Корлязей, Веньдицев, Фрягов могло быть обусловлено к тому же интересами, вызванными семейными западными связями Мономаха и Мстислава...
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6788 - 29.07.2018 :: 18:41:23
 
upasaka писал(а) 29.07.2018 :: 18:20:59:
Давайте по другому...
В рассказе, где первый и последний раз на страницах ПВЛ появляется Рюрик, особую важность приобретает комментарий летописца, разъясняющий  читателю понятие «русь» через «варягов» («идоша за море к варягомъ —  к руси: сице бо звахуть ты варягы «русь», яко се друзии зовутся «свее», друзии же «урмани», «англяне», инии «готе»; тако и си» [Ип.,  14]), формируя представление о
«варягах» не как об отдельном этносе, а как о неком суперэтносе, которому  принадлежат  в равной  мере все перечисленные  народы  —  в  полном  соответствии  с  предшествующей  экспозицией расселения  племен.
Никитин
Но:
"Выяснение  вопроса  об  истинном  значении  лексемы  "варяги", в ст. 6370/862 г. выступающей в качестве пояснения к следующему за ней ряду этнонимов («идоша за море к варягом, к руси: сице бо звахуть ты варягы — русь, яко се друзии зовутся  «свее», друзии же — «оурмани», «аньгляне», инии — «готе»; тако и си» [Ип., 14]),  позволяет,  наконец,  отказаться  от такой  химеры  русской историографии,  как «народ варяго-русский».

И что?
Этнический термин по вашей же цитате.
Правильно?
Но в Афетовом то колене "варязи" никак не суперэтнос, а наименование одного из народов наравне со всеми прочими в списке.
Тогда кто есть "варязи" во фразе из Афетова колена?

«Афетово бо и то колѣно: Варязи, Свеи, Урмане, [Готе], Русь, Агняне, Галичане, Волъхва, Римляне, Нѣмци Корлязи, Веньдици, Фрягове и прочии, (ти же — Т) присѣдять от запада къ (полуденью — РА) и съсѣдяться съ племянемъ Хамовым»

Какой конкретно народ здесь под Варязями подразумевается?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6789 - 29.07.2018 :: 18:42:15
 
Mukaffa писал(а) 29.07.2018 :: 18:32:22:
Как говорится: губа не дура, .)))))

Это вы про себя?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6790 - 29.07.2018 :: 18:44:18
 
Mukaffa писал(а) 29.07.2018 :: 18:41:23:
Какой конкретно народ здесь под Варязями подразумевается?

Да что с вами? Захотелось Мстиславу такое - он и вставил, мало варягов еще и римлян с другими.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6791 - 29.07.2018 :: 18:54:15
 
upasaka писал(а) 29.07.2018 :: 18:44:18:
Да что с вами? Захотелось Мстиславу такое - он и вставил, мало варягов еще и римлян с другими.

Что захотелось Мстиславу?
Варяги - это этноним, правильно?
Вы же своими цитатами сами это подтвердили.

Какой именно народ обозначил Мстислав(по-вашей версии) словом Варязи(Варяги)?

Не забывайте, что свеи и прочие скандинавы, и даже русь в перечислении присутствуют.

Ну так

Какой конкретно народ здесь под Варязями подразумевается?


Есть у вас версия?  Подмигивание
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6792 - 29.07.2018 :: 19:03:48
 
Mukaffa писал(а) 29.07.2018 :: 18:54:15:
Варяги - это этноним, правильно?
Вы же своими цитатами сами это подтвердили.

Тут более слова Клейна...
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6793 - 29.07.2018 :: 19:04:46
 
Mukaffa писал(а) 29.07.2018 :: 18:54:15:
Не забывайте, что свеи и прочие скандинавы, и даже русь в перечислении присутствуют.

Ну так

Какой конкретно народ здесь под Варязями подразумевается?

Есть у вас версия?

Еще раз, спросите Мстислава Смех
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6794 - 29.07.2018 :: 19:06:17
 
upasaka писал(а) 29.07.2018 :: 19:03:48:
Тут более слова Клейна...

Все слова , которые вы цитировали - именно об этничности термина.
У всех процитированных вами авторов.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6795 - 29.07.2018 :: 19:11:58
 
upasaka писал(а) 29.07.2018 :: 19:04:46:
Еще раз, спросите Мстислава Смех

А методом исключения не пробовали?))
Например - "Варязи" здесь это не ... Свеи, Урмане, [Готе], Русь, Агняне, Галичане, Волъхва, Римляне, Нѣмци Корлязи, Веньдици, Фрягове.
Смех


Цитата:
«Афетово бо и то колѣно: Варязи, Свеи, Урмане, [Готе], Русь, Агняне, Галичане, Волъхва, Римляне, Нѣмци Корлязи, Веньдици, Фрягове и прочии, присѣдять от запада къ и съсѣдяться съ племянемъ Хамовым»
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6796 - 29.07.2018 :: 19:13:12
 
upasaka писал(а) 29.07.2018 :: 18:44:18:
Захотелось Мстиславу такое - он и вставил, мало варягов еще и римлян с другими.

Вероятно все и проще и сложнее. Еще Истрин предполагал что при Ярославе в Киеве сложился круг книжников задачей которых было вписать Русь в мировую историю по византийским и английским шаблонам. ПВЛ компилятивный источник включивший в себя парафраз на самые разные тексты как исторические, так и Библейские, включая манихейские сутры. Это знают практически все кто занимается изучением ПВЛ. Смотрите того же Данилевского и иже с ним, не говоря уже о Шахматове. Т.е. летописец или летописцы пытались создать некий стройный конструкт  рассказывающий о происхождении русского государства, не особо заботясь о его достоверности. Главное чтобы было по образу и подобию византийских и  аглицких хроник. Уже давно высказывал предположение о том, что варяги-русь были заимствованы летописцами из византийских источников где росы и варанги, особенно в копиях хрисовул писались без разделительных знаков препинаний, что  до недавнего времени даже у историков создавало иллюзию о том что в "варанги рос" в хрисовулах это один народ. Вероятно именно этим и обусловлено появление вставки о варягах в ПВЛ. Из греческих текстов летописец узнал что в Византии служили некие варанги/варяги рос, с другой стороны он знал что варяги это, в массе своей, скандинавы или иные германцы на Балтике. Это и заставило его придумать версию что, как и скандинавские варяги, росы пришли из-за моря, ибо больше придти варягам, в его понимании было не откуда. Но с другой стороны он знал, что эти византийские варанги рос , не варяги норвежцы, не варяги готланцы, не варяги свеи и не англы, что и послужило основанием сделать известную всем оговорку да еще добавить что с Рюриком в Ладогу пришли все варяги русь, поэтому сейчас их за морем и нет. То же самое и с варягами в недатированной части ПВЛ. Отсутствие там балтийских славян заставляет предположить что именно вагры и помещены в этой части под именем  варягов. Летописец уже не видел лингвистической разницы между ваграми и варягами потому что имя вагры ему ни о чем не говорило, а имя варяги было хорошо известно, поэтому он и заменил вагры на варяги.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6797 - 29.07.2018 :: 19:18:29
 
Roxsalan писал(а) 29.07.2018 :: 19:13:12:
Отсутствие там балтийских славян заставляет предположить что именно вагры и помещены в этой части под именем  варягов. Летописец уже не видел лингвистической разницы между ваграми и варягами потому что имя вагры ему ни о чем не говорило, а имя варяги было хорошо известно, поэтому он и заменил вагры на варяги.

Ну что ж, вот уже версия.

А то - типа "захотелось Мстиславу" накурившись мухоморов, это слишком уж круто будет для исторического познания. ))))
Наверх
 
НВД
++
Вне Форума



Сообщений: 6017
Ялта

СПИ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6798 - 29.07.2018 :: 19:39:05
 
Roxsalan писал(а) 29.07.2018 :: 19:13:12:
лингвистической разницы между ваграми и варягами потому что имя вагры ему ни о чем не говорило, а имя варяги было хорошо известно, поэтому он и заменил вагры на варяги.



Давайте таки выдадим результат.
Мне видится он таким - варяги (мифические ли, настоящие ли) это балтийские славяне, кои проживали на территории нонешней Германии.
Или у кого-то другой вывод получился?
Наверх
 

Украина это польское название Южной России.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #6799 - 29.07.2018 :: 20:11:20
 
НВД писал(а) 29.07.2018 :: 19:39:05:
Давайте таки выдадим результат.

Для того чтобы выдать результат надо обладать большим объемом знаний. Это не упрек и не стеб, просто таким объемом знаний не обладает никто, поэтому и множатся версии рассматривающие только отдельные частности.
НВД писал(а) 29.07.2018 :: 19:39:05:
Мне видится он таким - варяги (мифические ли, настоящие ли) это балтийские славяне, кои проживали на территории нонешней Германии.

Хорошо бы это доказать, но это недоказуемо.
НВД писал(а) 29.07.2018 :: 19:39:05:
Или у кого-то другой вывод получился?

Да у много кого другие выводы напрашиваются. Все зависит от субъективного взгляда исследователя. По факту же, все гораздо сложнее чем видится и трактуется. Сугубо на мой взгляд, в разные периоды под термином варяги понимались разные этнические и социальные группы, кроме того, разные этносы проживавшие в В.Е. по созвучию и иным признакам под термином варяги понимали совершенно разные смысловые значения. Поясню на небольшом примере. В иранских наречиях, у тех же осетин например, слово wariag означает - "соколиный". Восходит слово к имени мифической птицы Варагн, одной из икарнаций иранского бога войны Вэртрагна. Кстати от имени Варагн происходит и западнославянское Рарог, что давно и хорошо известно лингвистам. К чему это я...? Северные восточные славяне могли вкладывать свой смысл в слово варяг, а южные восточные славяне находившиеся под иранским и тюркским влиянием - свой. Особенно если учесть появившихся во времена Владимира знаков стилизованных под знак сокола. Т.е. грубо говоря для северных славян варяги это скандинавы ии в целом выходцы с Балтики, а для южных те - кто носит знак сокола. Безусловно это несколько упрощенный подход, реальность всегда сложнее. Но тем не менее, чем не вариант? особенно с учетом значительного иранского следа в русском пантеоне. Но главное тут понять когда само слово варяг появилось на след, только после этого можно делать какие то выводы и предположение. На сегодняшний день предполагается что термин возник не раньше середины Х века, а  вероятнее еще позже, не раньше 20-30-х годов Х1 века. В этом случае все споры про термин в контексте начала руси или легенды о призвании можно выкинуть в топку ибо никаких варягов призвать не могли, ибо в середине 1Х века сам термин еще не существовал.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 338 339 340 341 342 ... 977
Печать