Каинов:
"В количественном отношении скандинавам принадлежит не менее четверти гнездовских погребений.
Традиция, связанная с конным воином, в Гнездове представлена следующим образом:
- шлем сфероконической формы;
- наконечники копий типа V;
- топоры типов I,II;
- кистени;
- некоторые типы наконечников стрел;
- колчаны полуцилиндрической формы с металлическими деталями.
Вопрос о присутствии представителей кочевого мира в Гнездове никем из исследователей специально не рассматривался. В настоящий момент степное происхождение можно предполагать только для погребенных в курганах Ц-191 и Ц-255(6).
Независимо от традиций в гнездовском комплексе вооружения выделяется ряд предметов многочисленные аналогии которым можно найти среди древностей Великой Моравии. К ним относятся: секира "блучинского" типа, топоры типа VI, наконечники стрел типа 2, возможно мечи типов V и X (наиболее ранние экземпляры которых происходят из Великой Моравии).
Помимо предметов вооружения великоморавское происхождение можно предполагать для некоторых типов керамики, ряда украшений и обломка шпоры. Возможно, такая достаточно представительная группа предметов позволяет говорить о присутствии великоморавского населения в Гнездове.
Итак, рассмотренный комплекс вооружения позволяет предполагать, участие в дружине (военном отряде) Гнездова северных элементов (составляющих основное число), выходцев из южнорусских степей(?) и Великой Моравии (cлавяне-?). Участие в ней местного балтского населения, а также восточных славян проследить не удалось, хотя вероятность этого не отрицается."
Итак, самим норманистом Каиновым признается, что в Гнездово обитали степняки и моравы. И скандинавы, конечно. Свои слова он подтверждает находками оружий и вещей, характерных для данных народов. Он также считает что в Гнездово проживало где-то 1/4 скандинавов. Как видим даже норманисты признают что нельзя 100% идентифицировать захоронение. Это кстати очень небольшое число. И делая заявления вроде "Гнездово - скандинавский центр" они противоречат сами себе. Впрочем оправдывают они это тем, что в 1/4 входила элита, но Авдусин показал что это не так.
Теперь послушаем Пушкину:
"Среди славян — выходцы из Центральной Европы, Волыни или Левобережной Украины. Соотношение знати и простолюдинов в норманнских и славянских погребениях примерно одинаково. А иногда даже трудно определить, кто погребён в том или ином кургане. Выяснилось, что мужские кремации чаще сопровождаются костями сожжённой лошади, женские — костями птицы, детские — костями собаки. Причём исторические и этнографические источники показывают, что все эти животные были проводниками в потусторонний мир и в славянской, и в скандинавской мифологии...
Сосуды изготавливались на простейшем гончарном круге целыми сериями, некоторые с клеймами мастеров. Столовые и кухонные сосуды Гнёздова, погребальные урны из курганов — типичная славянская керамика для широкой территории от Центральной Европы и Среднего Поднепровья до Поволховья.
...
Судя по всему, в Гнёздове в период его расцвета могли жить до 800–1000 человек — на порядок больше, чем в обычных родовых или сельских поселениях того времени. Возникнув не позднее рубежа IX–X веков, к середине столетия оно превратилось в один из крупнейших торгово-ремесленных центров Руси, куда стекались и славяне, и скандинавы."
А это Л. В. Алексеев:
"Прежде всего оно было в значительной мере полиэтничным. Помимо пяти десятков курганов с захоронениями норманнов (их было намного более, чем полагает Д. А. Авдусин, так как огромное количество погребений — особенно мужских — этнически неопределимы) и одного — финки с Верхнего Поволжья, в курганах найден ряд погребений с обрядом, напоминающим восточных балтов (типа Акатовского могильника V—VII вв.). От последних, как полагает Е. А. Шмидт, этот обряд воспринят населением, оставившим длинные курганы. Есть и другие захоронения, которые, по мысли того же исследователя, деталями инвентаря напоминают погребения восточных балтов и перенесены сюда как «субстратный» пережиток «ассимилированного местного населения»18). Та же картина наблюдается при исследовании гнездовского поселения: «орудия труда, приемы домостроительства, формы керамики имеют широкие аналогии в первую очередь среди древностей балтских и славянских (вероятно, точнее, славянских и балтских. — Л. А.) племен Восточной Европы». Норманнские древности обнаружены также на гнездовском селище. Исследовавшая его Т. А. Пушкина отмечает, что первоначальный гнездовский поселок был смешанным из славян и скандинавов и лишь к концу X в. «местные балты и пришлые скандинавы были ассимилированы мощным потоком славян».
Социальный состав населения Гнездова выявлен довольно определенно. Как уже показал Д. А. Авдусин, и с ним согласился Т. Арне, гнездовское население делится на три ярко выраженные группы: дружинный, подчинявший себе остальное население и состоявший из двух групп — военных вождей «пока еще племенной дружины» и рядовых дружинников и третьей группы— «воев»-ополченцев."
Новейшие данные так же позволяют говорить о том, что количество скандинавов в данном поселке сильное преувеличено(см. выше).
Теперь придется пересмотреть и роль Гнездова как ремесленного центра. Вот что пишет та же Пушкина:
"На месте же делались и украшения обычных для кривичей форм: к примеру, трапециевидные и литые ромбовидные подвески. А вот среди постоянного населения Гнёздова кривичей, скорее всего, не было. По крайней мере ни одного их захоронения в раскопанных курганах не найдено."
https://basil-3.livejournal.com/245680.html