Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 249 250 251 252 253 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 562759 раз)
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5000 - 11.04.2018 :: 23:40:59
 
scriptorru писал(а) 08.04.2018 :: 14:00:13:
Опять таки, имя вполне употребляемое у германцев.

Именно что у германцев, а не только у скандинавов
scriptorru писал(а) 08.04.2018 :: 14:00:13:
Знакомое Саксону Грамматику как королевское, вполне.

О том и речь что королевское.
scriptorru писал(а) 08.04.2018 :: 14:00:13:
Не очень понятно, к чему вы это. Много-мало понятия крайне относительные.

Относительное не относительное, но у скандинавов имя Рюрик не самое ходовое, а тем более у шведов. И имя это принадлежит к разряду имен для знати. Тем удивительнее что саги говоря о конунгах Гардарики среди них не называют и очевидно не знают никаких Хрориков. Саги вообще происхождение Руси никак не связывают со Скандинавией, не относят реальных, а не мифических правителей Градарики-Руси к знаменитым и не знаменитым скандинавским кланам. В общем не считают правителей Руси за своих. Но хуже другое, на руси тоже особо имя Рюрик не жаловали, всего два персонажа Х1 и Х11 века носили это имя, что тем более странно. Мельникова, кстати, считает что Рюрик никакого отношения к Игорю не имел.

scriptorru писал(а) 08.04.2018 :: 14:00:13:
Для кого? Учитавая наличествующий материал. Так конечно, что угодно можно сомнению подвергать. Янин полагает, что они там были ..

Янин ничем не подкрепляет свои выводы о том, что были, окромя общих фраз. Тоже делал и Лебедев экстраполируя данные Х века в век 1Х в. Не пишут норманисты в массе своей и  о том что скандинавская колония в Ладоге существовала с перерывами. Чем вводят в заблуждение читателей, создавая  у них иллюзию что как сканды пришли в Ладогу в 753 году так там и жили вплоть до Рюрика, что в корне противоречит данным археологии.

scriptorru писал(а) 08.04.2018 :: 14:00:13:
Абсолютизировать нужно цифры всё же, а не слово "мало".

Так цифры есть. Кузьмин пишет и с этим согласны остальные археологи, что общее население Ладоги на раннем этапе было от пары десятков до максимум сотни человек. На 860 год население Ладоги составляло не более пары сотен человек. Опять же это общее население, а не количество воинов. Если для вас это много, то для меня мало, чтобы контролировать огромные территории, особенно на юге, где численность населения, в том числе и военнообязаного превышала возможности севера кратно. Именно поэтому Макаров и писал:

"Не следует в то же время переоценивать демографический и экономический потенциал Севера в IX – первой половине X в. Показательны, прежде всего, скромные  площади  торгово-ремесленных  поселений и административных центров. Попав на общие карты  средневековой  Европы и  Средиземноморья, они  постепенно  стали  восприниматься  как  соразмерные средневековым столицам. Площадь Рюрикова городища оценивается Е. Н. Носовым как 6–7 га, площадь Ладоги на раннем этапе её существования, по-видимому, не превышала 8 га., площадь Сарского городища вместе с посадом составляла около 3 га, городища в Приильменье и Поволховье имеют миниатюрные размеры – 0,2–0,5 га. При всей значимости этих поселений кажется очевидным, что их собственные людские  ресурсы и экономические возможности были недостаточны для установления контроля над территориями, простиравшимися от Балтики до границы степи." (Н. А. Макаров «Исторические свидетельства и археологические реалии: в поисках соответствий»)

scriptorru писал(а) 08.04.2018 :: 14:00:13:
С удовольствием бы пересмотрел свою точку зрения, при наличии веских к тому оснований. Смена обрядности может иметь разные причины. Вопрос только в том, что летописец в ПВЛ дал неслучайную картину пусть и недетальную.

Глядя на то, как переписывается относительно недавняя история творившаяся на наших с вами глазах или чуть раньше, я все больше и больше сомневаюсь в том, что те немногие устные предания дошли до летописца в в чистом и первозданном виде и отражали реальное, а не желаемое или трансформировавшееся под влиянием вездесущей политики положение дел. В общем, сугубо на мой взгляд, описанный летописцем, на основании каких то устных фольклорных, преданий, сплетен и слухов, период до Игоря и Ольги и даже их период доверия не вызывает. Я уже приводил тут пример как под воздействием той или иной литературы и видеоматериалов, взгляд участника событий 1941-1945 года на эти события меняется, причем радикально. Что же тогда говорить о преданиях передаваемых на протяжении нескольких сот лет.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5001 - 11.04.2018 :: 23:48:47
 
иван васильевич писал(а) 11.04.2018 :: 15:23:50:
99.9% - это: " аще ѡбрѧщеть 10 въ вустьѣ 11 Днѣпрьскомь 12 Русь . Корсунѧнъı ръıбъı ловѧща 13. да не творѧть 14 имъ зла никакоже 15. и да не имѣють власти Русь . зимовати въ вустьи Днѣпра Бѣлъбережи . ни Б оу сс̑тго Єльферьӕ . но єгда придеть ѡсень . да 16 идуть въ домъı своӕ в Русь."? http://krotov.info/acts/12/pvl/lavr03.htm
А 00,1% - это:"Император Иоанн, получив такой ответ от скифа, снова отправил к нему послов, поручив им передать следующее:...Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря [65], который, презрев клятвенный договор [66] приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов [67], а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды [68]"?

Сомневаться в том что русь в 941 году пришла к Константинополю из Киева не приходится, в Киеве ее помещает Константин Багрянородный, что, впрочем, не исключает что русь имела какие то свои базы в Крыму как до 841 года так и после него. В противном случае договор с греками о том что русь не имеет права воевать византийские владения в Крыму и при необходимости обязана защищать херсонитов от черных булгар теряет смысл. Из Киева Херсон от булгар не защитишь.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5002 - 11.04.2018 :: 23:51:16
 
Дейнека писал(а) 11.04.2018 :: 21:41:00:
Странно, а у вас есть другие источники?

Нет, да только этот источник доверия не вызывает, от слова - никакого. И не мною это сказано, а специалистами по летописанию.

upasaka писал(а) 11.04.2018 :: 22:29:52:
Здесь выбирают что им надо...

И что вы хотели этим сказать конкретно?
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5003 - 12.04.2018 :: 06:44:25
 
Roxsalan писал(а) 11.04.2018 :: 23:40:59:
Что же тогда говорить о преданиях передаваемых на протяжении нескольких сот лет.


А вы уделили внимание этому вопросу? Я уже неоднократно приводил пример с песнями о Ермаке. Летописца не так много времени отделяло от Рюрика. Естественно в дружинной среде могло что-то сохранится, что знал летописец, но неизвестно уже нам. Пример исторических песен о Ермаке и былины, показывают, что основной смысл событий вполне мог дойти.

Как на Волге, да на Камышинке,
Казаки живут, люди вольные,
У казаков был атаманушка,
Ермаком звали Тимофеичем.
Не злата труба вострубила им,
Не она громко взговорила речь –
Взговорил Ермак Тимофеевич:
"Казаки, братцы, вы послушайте,
Да мне думушку попридумайте!
Как проходит уж лето теплое,
Наступает зима холодная,
Куда ж, братцы, мы зимовать пойдем?
Нам на Волге жить – все ворами слыть,
На Яик идти – переход велик,
На Казань идти – Грозен царь стоит,
Грозен царь Иван сын Васильевич.
Он на нас послал рать великую,
Рать великую – в сорок тысячей.
Так пойдем же мы – да возьмем Сибирь,
Покоримся мы царю белому,
Царю белому православному.
Мы снесем к нему свои головы,
Свои головы все повинные!"
http://literatura5.narod.ru/ermak_pesna.html

И это могут быть и вогульские песни ....

Поехал Ермак в далеку Сибирь,
Хороши у него воины.
Сам Ермак шибко хорош,
Носит кафтан хороший
И сам хорош, никого не ругает.
Ох, Ермак, ох, Ермак,
Не езди, Ермак, далеко –
Там карачун,
Там татары злые.
Ждали тебя, Ермак, долго,
Не приехал Ермак.
Ох, Ермак, ох, Ермак.

Записала В. Демина в г. Верхотурье от Туркеевой Е. И., 1891 г. р.


Ой-ой, ты наш храбрый человек,
Поехал ты бить татар,
Не сносить тебе своей головушки.
Ой-ой, твои лодки чтобы плыли, не взрывалися.
Понесла бы тебя муть-река,
Скрыла бы от татар-врагов,
Ой-ой, ты широка река,
Ты спаси Ермака от врагов.
Пусть разгонит он татар,
Нам от них жизни нет.
Далеко-далеко не езди, Ермак.
Там татары, татары кругом.
Не сносить тебе головы.

Записала В. П. Кругляшова в г. Верхотурье от Туркеевой Е. И., 1891 г. р.


Ох, Ермак, не ходи в Сибирь,
Там злой царь Кучум…
Ох, Ермак, Ермак.

Записала В. Демина в д. Отрадновой от Дерябина С. З.., 1898 г. р.

Ермак Тимофеевич: Сборник / Сост. и примеч. Кругляшовой В. П. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1989.
Наверх
« Последняя редакция: 12.04.2018 :: 18:10:54 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5004 - 12.04.2018 :: 06:50:24
 
Roxsalan писал(а) 11.04.2018 :: 23:40:59:
Тем удивительнее что саги говоря о конунгах Гардарики среди них не называют и очевидно не знают никаких Хрориков. Саги вообще происхождение Руси никак не связывают со Скандинавией, не относят реальных, а не мифических правителей Градарики-Руси к знаменитым и не знаменитым скандинавским кланам



Всё это не аргумент поскольку в нашем распоряжении нет полного набора саг. Естественно были и те саги, которые не дошли до нас. Это как бы естественный и очевидный момент. Ели рассуждать диалектически. А вообще, в источниках, Хрёрики присутствуют. Уже много раз это обсуждалось. Так что, появление Рюрика в ПВЛ через предания вполне вероятно.
Наверх
« Последняя редакция: 12.04.2018 :: 07:05:55 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5005 - 12.04.2018 :: 06:56:38
 
Roxsalan писал(а) 11.04.2018 :: 23:40:59:
Так цифры есть.


Так и я заострял неоднократно внимание на разного рода полезных цифрах, в том числе на соотношении населения городков в Северной и Восточной Европе с Константинополем.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5006 - 12.04.2018 :: 07:22:53
 
В контексте разговора о поздних источниках повествующих о происхождении правителей, еще интересный пример:

"В 1525 г. уроженец г. Хвара Винко Прибоевич сочинил трактат «О происхождении и успехах славян», где утверждал, что славяне произошли от сына Иафета Фираса и что славянами были такие выдающиеся личности, как Аристотель, Александр Македонский, переводчик Библии на латинский язык (создатель «Вульгаты») блаженный Иероним, многие первосвященники и римские императоры. Миф о славянском происхождении Александра Македонского прижился и в русской традиции. В народе возникла легенда о том, что и захоронен он был в России:«Когда Александр Македонский, в июне месяце во время большой жары, скончался где-то возле Индии, его положили в гроб и залили медом, а гроб отправили к нему на родину, в Россию» [8, с. 68]. Появление этой легенды представляется вполне закономерным следствием тех процессов, которые происходили в исторической мысли
Древней Руси. Легенда вообще не принимает в соображение исторического факта. При помощи вымысла легенда превращает историческую реальность в рамку для своих идеальных фигур и, приписывая историческим лицам совершенно чуждые им поступки, представляет их в виде «своих» идеальных героев."
Цитата по: Т. В. Чумакова Сюжет «вознесение Александра Македонского на небо» в древнерусской культуре
Что только не придумывали, таким образом .. "Сказание о князьях Владимирских" тоже несомненно "творчество" близкое по времени предыдущему автору:
"И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл (28) перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: "О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя". Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик (29), который был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить.", да и методика требует использовать наиболее близкий по времени источник.

Сюжет о Рюрике в ПВЛ вполне вписывается в контекст эпохи, это факт.
Наверх
« Последняя редакция: 12.04.2018 :: 07:39:32 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5007 - 12.04.2018 :: 08:59:38
 
upasaka писал(а) 11.04.2018 :: 22:29:52:
Дейнека писал(а) 11.04.2018 :: 21:41:00:
Странно, а у вас есть другие источники?

Здесь выбирают что им надо...


В том то и дело, что выбирать не из чего.
Хотя бы два независимых источника, а так один ... верить не верить каждый решает сам.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5008 - 12.04.2018 :: 09:14:04
 
Roxsalan писал(а) 11.04.2018 :: 23:48:47:
Сомневаться в том что русь в 941 году пришла к Константинополю из Киева не приходится, в Киеве ее помещает Константин Багрянородный, что, впрочем, не исключает что русь имела какие то свои базы в Крыму

99.9% - за. Но вариант что русь совершила поход из Крыма при этом имела какие то свои базы в Приднепровье, куда и вынуждена была уйти после поражения в 941-м, с процентом 00.1% - остается? Дал бы больший процент, если несомнения в подлинности этого: " И пошел тот против воли и воевал против Кустантины [+48] на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили (его) огнем. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию [+49], и пал там он и весь стан его. Тогда стали Русы подчинены власти казар" http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0505.htm
"Крымские" русы, а а кто не подчинился ушел завоевывать Приднепровье, даже Игоря потеряли при этом. А уж потом и договор и Багрянородный пишет.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5009 - 12.04.2018 :: 09:29:31
 
иван васильевич писал(а) 12.04.2018 :: 08:59:38:
В том то и дело, что выбирать не из чего.
Хотя бы два независимых источника, а так один ... верить не верить каждый решает сам.


У вас странное представление о вещах. Есть разные летописи и в них везде присутствует фигура Рюрика, помимо разночтений. Не вводите в заблуждение народ. Никто в средние века и не пытался изменять суть предания. При этом есть поздние летописи где появляются фигуры типа Гостомысла и Рюрик выводится от рода Юлиев-Клавдиев Круглые глаза  Смайл. Поскольку очевидной блажи в истории о Рюрике нет, постольку она более достоверна чем последующие более или менее умелые измышления. Вот в чём суть вопроса.
Наверх
« Последняя редакция: 12.04.2018 :: 09:35:33 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5010 - 12.04.2018 :: 17:42:27
 
Roxsalan писал(а) 10.04.2018 :: 18:42:44:
Вероятно потому что не могли либо не знали, менее вероятно - не хотели. На счет маршрута, тут можно только гадать, причем до бесконечности. Но вот надо ли? По мне так не принципиально по какой стороне Черного моря шли русы по западной или восточной. Тут все упирается в два фактора: они пришли откуда то или это Крымские бандформирования. Только выяснив этом можно строить маршруты. Если шли с Днепра, то с большей долей вероятности шли по западному побережью, если с Дона - то по восточному. Если крымчане, то тут тоже все упирается где формировался флот. Если западнее Херсона. то вероятно по западу, если восточнее Херсона то по востоку

В своем окружном послании Фотий говорит о язычниках принявших христову веру, а до того покоривших окрестные народы.
Мог ли он говорить о шайках бандитов Крыма?, скорее нет чем да. Тут проглядывается группа более организованная чем просто шайка разбойников.
Насчет маршрутов, согласен можно только предполагать. Но может ли быть некая связь, маршрут-заказчик?
Если "заказчик" набега росов придавал этому мероприятию важное значение, то наверное и маршрут должен быть наиболее безопасный.
Равноценны ли маршруты запад-восток по критериям время-безопасность?
Недавно читал Кузенкова и не обращал раньше внимание на тот момент что 22 товарища Игнатия были зарублены "на одном из трохантиров судна"
Что как поясняет автор уже совсем не однодеревки, а парусные суда морского плавания.
В этом случае маршрут по прямой через открытое море тоже исключать нельзя.
Так же скорей всего какая-то часть росов могла уйти раньше, и лично убедиться что император покинул столицу.
Но это все догадки.
Roxsalan писал(а) 10.04.2018 :: 18:42:44:
Не факт что это сообщение относится к Руси, мутное оно слишком. там нет ни даты ни иной конкретики включая приведенные вами слова. зато есть привязка и к Криту и к Сицилии. В общем не аргумент.

Письмо датируется 865г. Это ответное письмо Михаилу, оно относится не к Руси, "а qui pagani sunt", тобишь язычникам атаковавшим Константинополь.
Если нет иных данных об атаках столицы язычниками с 860 по 865, то это те язычники о которых говорил Фотий и др. и тогда это становится аргументом.
В это письме Николай говорит Михаилу что тем язычникам которые атаковали вашу столицу вы не думаете мстить.
Тут кстати становится интересно когда Рим узнал о крещении росов и знал ли вообще. А то может росы сразу после болгар приняли византийских епископов.
Roxsalan писал(а) 10.04.2018 :: 19:37:01:
Вероятно теми, кому это было на руку. по мне , это арабы с попустительства хазар, а может даже и через хазар. Как видим ситуация в Крыму в 860 году была достаточно сложная как и в целом хазаро-византийские отношения в тот период.

Вы не принимаете во внимание поездку Кирилла в Херсон, он едет осенью и зимой 860г (30декабря) находит мощи. (допустим)
Это может значит что он ехал среди прочих засвидетельствовать по всем церковным канонам обнаруженные мощи. (со всеми церемониями, при стечении толпы народа и т/д)

То чудо о котором пишет Кирилл (отлив-прилив моря, на метры каждый год) в Черном море не возможен по своей природе. (в нем нет столько воды, максимум 5-10 см) 
Но в это время (8-9век) могла наблюдаться так называемая Корсуньская регресия моря (т.е падение уровня воды) на 2-3 метра. которая продолжалась по разным оценкам 8-5 веков.
Вода постепенно отходила все дальше (это прослеживается и по археологии Херсона, его стен) и вполне вероятно мог быть обнаружен (в Казацкой бухте) некий якорь,
возле которого одежда или что-то еще. Вспомнили св. Климента отправили сообщение в столицу и т/д.
Переговоры с Хазарами, встречу с мадьярами, а также сожжение дуба фульского народа я тут не рассматриваю. Возможно все это было, в том числе и изволение
из хазарского плена 20ти греков. Но как он нашел мощи? Возле которых его и похоронили (в церкви Святого Климента, Рим)
Roxsalan писал(а) 10.04.2018 :: 19:37:01:
опять же область для допущений. Вероятность того что Михаил вернулся достаточно высока, сама логика указывает на это. Плюс, авторы свидетельствующие об этом называют имя наместника императора оставшегося в столице и пославшего за помощью. Фотий, кстати, о наместнике тоже ничего не говорит. Значит ли что его тоже в городе не было и он не участвовал во всеобщем молебне? Предполагать что пославшие за императором надеялись на его личную харизму и силу способную испугать варваров, это значит верить в сказки. Вероятность тогочто Михаил шел не один больше 99%, как и вероятность того что он вернулся для защиты столицы. Объяснить расхождения можно только одним, когда совершался молебен императора в городе еще не было и его участие в молебне это уже более поздний домысел как и то что он вернулся один. Скорее всего русы ушли когда византийские войска или флот были на подходе и в достаточной близости от города, но жители города в отличии от русов об этом еще не знали..

Фотий вообще имена не упоминает, даже своего императора. "Где ныне василевс христолюбивый"
Однако он говорит о том, что "страх парализовал тех, на кого возложены военные решения" что конечно же странно, учитывая дальнейшею карьеру Орифы.
Вполне возможно что Орифа, в силу своих обязанностей в любом случае должен был известить Михаила о нападении, даже если бы справился своими силами.
Письма Фотия дошли до нас в количестве 300-сот шт., мог бы раз, хотя бы в одном письме что-то сказать о подвиге императора.
Логика конечно может подсказать, но мы не знаем в каком положении находился сам Михаил, в Каппадокии, в одном из самых горячих мест империи в то время.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5011 - 12.04.2018 :: 21:29:37
 
scriptorru писал(а) 12.04.2018 :: 09:29:31:
иван васильевич писал(а) Сегодня :: 08:59:38:
В том то и дело, что выбирать не из чего.
Хотя бы два независимых источника, а так один ... верить не верить каждый решает сам.


У вас странное представление о вещах


Скорее, нормальные, общепринятые: Roxsalan писал(а) 11.04.2018 :: 23:51:16:
Дейнека писал(а) Вчера :: 21:41:00:
Странно, а у вас есть другие источники?

Нет

Источник один - ПВЛ.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5012 - 13.04.2018 :: 12:10:59
 
иван васильевич писал(а) 12.04.2018 :: 21:29:37:
Скорее, нормальные, общепринятые:

Вы не имеете нормального представления о том, что принято, а что нет.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5013 - 13.04.2018 :: 12:15:16
 
иван васильевич писал(а) 12.04.2018 :: 21:29:37:
Источник один - ПВЛ

В вашем понимании ПВЛ в единственном экземпляре? Есть набор варинто, в том числе НПЛ. Странным образом во всех древнейших вариантах повторили одну версию становления Древнерусского государства с некоторыми, вторичными отличиями. Что мешало появлению других версий?
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5014 - 13.04.2018 :: 17:12:17
 
scriptorru писал(а) 12.04.2018 :: 06:44:25:
А вы уделили внимание этому вопросу? Я уже неоднократно приводил пример с песнями о Ермаке. Летописца не так много времени отделяло от Рюрика. Естественно в дружинной среде могло что-то сохранится, что знал летописец, но неизвестно уже нам. Пример исторических песен о Ермаке и былины, показывают, что основной смысл событий вполне мог дойти.

И много в былинах правды? Есть еще сказания о Юрике-новоселе собранные Барсовым в Онежском крае, есть сказания о Игоре и Ольге собранные на Житомирщине. Где их истоки сказать трудно, и нет никакой уверенности что все это не отголоски книжных мудрствований в устах народа, проще говоря нет никакой гарантии что это не перепев летописных сказаний, как в случае с Рюриковым городищем и могилой Олега в Ладоге. Вообще же строить версии на преданиях и тем паче песнях, это все равно что по песне о Щерсе изучать историю Гражданской войны, а по песням о Сталине историю СССР. А именно это вы и предлагаете.
scriptorru писал(а) 12.04.2018 :: 06:50:24:
Всё это не аргумент поскольку в нашем распоряжении нет полного набора саг. Естественно были и те саги, которые не дошли до нас. Это как бы естественный и очевидный момент. Ели рассуждать диалектически. А вообще, в источниках, Хрёрики присутствуют. Уже много раз это обсуждалось. Так что, появление Рюрика в ПВЛ через предания вполне вероятно.

Никто не спорит с тем, что были саги, которые не дошли, но это абсолютно не доказывает что в этих сагах говориться  о Хрерике. Т.е. вероятно все что угодно, да только подтверждения этой вероятности нет. Хуже того, все имеющиеся саги, в том числе и которые касаются Гардарики-Руси ничего близкого к реальной истории Руси до времен Владимира не сообщают, что более чем показательно. Ибо получается достаточное количество абсолютно мифических персонажей фигурирующих на рерритории Руси со времен Аттилы, но никаких Рюриков и Олегов с Игорями в них нет. Нет рассказов о походах на Византию. Даже в сага о Одде Стреле, в котором некоторые товарищи видят отголоски истории Олега, нет и намека на реальную русскую историю,окромя смерти персонажа от коня своего.
scriptorru писал(а) 12.04.2018 :: 07:22:53:
Сюжет о Рюрике в ПВЛ вполне вписывается в контекст эпохи, это факт.

вопрос в другом, насколько все это отражает реальность.

иван васильевич писал(а) 12.04.2018 :: 09:14:04:
99.9% - за. Но вариант что русь совершила поход из Крыма при этом имела какие то свои базы в Приднепровье, куда и вынуждена была уйти после поражения в 941-м, с процентом 00.1% - остается? Дал бы больший процент, если несомнения в подлинности этого: " И пошел тот против воли и воевал против Кустантины [+48] на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили (его) огнем. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию [+49], и пал там он и весь стан его. Тогда стали Русы подчинены власти казар" http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0505.htm
"Крымские" русы, а а кто не подчинился ушел завоевывать Приднепровье, даже Игоря потеряли при этом. А уж потом и договор и Багрянородный пишет

На описанную вами ситуацию можно взглянуть и с другой позиции. Арабы знают три вида руси и пишут что русь состоит из разных народов. Все это позволяет предположить что ХЛГУ мог быть правителем не киевской а какой то иной руси, той же Артании например. Это абсолютно не препятствует предположению о том, что он принимал участие в походе Игоря. Половой, Цукерман и ряд других историков предполагали что русской войско было разделено, Игорь с частью флота и пехотой грабил византию с запада а после поражения на море вернулся в Киев, ХЛГУ с остатками флота после морского боя ушел к мало азиатскому где и продолжил грабеж, после чего ушел к Керчи и на Каспий где и сгинул.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5015 - 13.04.2018 :: 17:17:23
 
scriptorru писал(а) 13.04.2018 :: 12:15:16:
В вашем понимании ПВЛ в единственном экземпляре? Есть набор варинто, в том числе НПЛ. Странным образом во всех древнейших вариантах повторили одну версию становления Древнерусского государства с некоторыми, вторичными отличиями. Что мешало появлению других версий?

1) А с чего вы решили что этих версий не было? 2) как раз наличие одной версии начала русского государства должно напрягать, ибо  это косвенно указывает на государственную политику в летописании и редактуру после которой был выработан "единственно верный" вариант. Увы, весь долгий опыт русской истории как раз на это и указывает, выхолащивать не нужное на Руси и в России-СССР умели.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5016 - 13.04.2018 :: 17:21:53
 
Roxsalan писал(а) 13.04.2018 :: 17:17:23:
1) А с чего вы решили что этих версий не было?


Очевидно, что я говорил о известных вариантах. Ясно также, что были списки которые до нас не дошли.

Roxsalan писал(а) 13.04.2018 :: 17:17:23:
как раз наличие одной версии начала русского государства должно напрягать,

Или это был очевидный варинт, который особых вопросов не вызывал. И он гармонирует как с эпохой, так и с тем, как вожди скандинавов порой становились правителями в Западной Европе, в Нормандии, к примеру ...
Наверх
« Последняя редакция: 13.04.2018 :: 17:29:22 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5017 - 13.04.2018 :: 17:25:51
 
Roxsalan писал(а) 13.04.2018 :: 17:12:17:
Хуже того, все имеющиеся саги, в том числе и которые касаются Гардарики-Руси ничего близкого к реальной истории Руси до времен Владимира не сообщают, что более чем показательно.


А я вот думаю, что археологические данные веский аргумент. А саги дошли только в том варианте в каком их успели записать, делалось это довольно поздно и не везде ... Также могли кануть в лету и песни о Ермаке... Будь былины записаны раньше, тоже массу интересного можно было узнать, наверняка ..
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5018 - 13.04.2018 :: 17:52:43
 
Виктор3992 писал(а) 12.04.2018 :: 17:42:27:
В своем окружном послании Фотий говорит о язычниках принявших христову веру, а до того покоривших окрестные народы. Мог ли он говорить о шайках бандитов Крыма?, скорее нет чем да.

Сложно сказать. Ничего не утверждая, но я уже цитировал тут что в 8-9 веке в Крыму появились по крайней мере 250 поселений СМК. Т.е. тут надо рассматривать вопрос углубленно. С привлечением археологического материала.

Виктор3992 писал(а) 12.04.2018 :: 17:42:27:
Тут проглядывается группа более организованная чем просто шайка разбойников.

По большому счету это уже казуистика. Викинги это разбойники , бандформирование или таки регулярные войска? Вы полагаете что в бандформированиях не бывает военной дисциплины и тактики?
Виктор3992 писал(а) 12.04.2018 :: 17:42:27:
Насчет маршрутов, согласен можно только предполагать. Но может ли быть некая связь, маршрут-заказчик? Если "заказчик" набега росов придавал этому мероприятию важное значение, то наверное и маршрут должен быть наиболее безопасный. Равноценны ли маршруты запад-восток по критериям время-безопасность?

На мой взгляд на маршрут могли влиять только два фактора: территория проживания и судоходная традиция, т.е. качество флота и способность ходить каботажно или открытым морем. А заказчик тут абсолютно не причем. Как и безопасность. Угрозы флоту русов в 860 году не было ни по одному из рассматриваемых маршрутов. Ситуацию в Крыму уже рассмотрели. Болгары были заняты своими проблемами. Флот византийских фем азиатского берега вероятно был задействован в походе Михаила, что опять таки довольно четко указывает на спланированость и вывереность акции русов.

Виктор3992 писал(а) 12.04.2018 :: 17:42:27:
Недавно читал Кузенкова и не обращал раньше внимание на тот момент что 22 товарища Игнатия были зарублены "на одном из трохантиров судна"
Что как поясняет автор уже совсем не однодеревки, а парусные суда морского плавания.

Тут два момента. Достоверность сообщения. Меня всегда настораживают цифры в источниках. Очень часто они оказываются плодом воображения, авторским дополнением с целью придания достоверности рассказа. Житие Игнатия насколько помню датируется Х веком. Но даже если это так, второй момент, сам Кузенков что что такое трохантир никто толком не знает, предполагается что это лебедка, но есть и другие трактовки в том числе и в византийских источниках. Так что упоминание трахонтира еще никак на класс судна достоверно не указывает. Кроме того, уже обсуждалось. По Днепру морские суда однозначно пройти не могли, греки постоянно пишут о том, что суда русов маленькие и называют их либо моноксилами либо малыми акатиями. Т.е. очевидно что это не морские суда. Ситуацию может спасти как раз версия что русы пришли из Крыма и это жители Крыма либо Азово-Черноморского региона. Только в Крыму русы могли раздобыть суда более крупные чем моноксилы и акатии и только приморские жители могли ими пользоваться. Не исключена и ситуация повторяющая готские войны, когда жители боспора предоставляли свой флот варварам готам и скифам. Т.е теоретически русы могли придти в Крым на моноксилах, а уже в Крыму обзавестись более мощным флотом. Сорочан достаточно хорошо описывает судоходные традиции крымчан того времени.
Виктор3992 писал(а) 12.04.2018 :: 17:42:27:
В этом случае маршрут по прямой через открытое море тоже исключать нельзя.

Безусловно, но это предполагает навык судоходства в регионе. Т.е. надо знать течения и маршрут.

Виктор3992 писал(а) 12.04.2018 :: 17:42:27:
Так же скорей всего какая-то часть росов могла уйти раньше, и лично убедиться что император покинул столицу.
Но это все догадки.

их могли и уведомить заранее о том что император уйдет. Поход не спонтанно начался. Для него нужна подготовка. и серьезная. Чисто теоретически если это крымские русы, то они в том же Херсоне могли узнать об этом. Особенно если император увел из Херсона свой флот или провел какую то мобилизацию там.
Виктор3992 писал(а) 12.04.2018 :: 17:42:27:
Письмо датируется 865г. Это ответное письмо Михаилу, оно относится не к Руси, "а qui pagani sunt", тобишь язычникам атаковавшим Константинополь.
Если нет иных данных об атаках столицы язычниками с 860 по 865, то это те язычники о которых говорил Фотий и др. и тогда это становится аргументом.

Спорить не буду, ибо не готов сейчас ответить, надо смотреть на ситуацию в целом, что происходило в этот период.

Виктор3992 писал(а) 12.04.2018 :: 17:42:27:
В это письме Николай говорит Михаилу что тем язычникам которые атаковали вашу столицу вы не думаете мстить.

О мщении в тексте говорится применительно ко всем язычникам доставлявшим хлопоты грекам, а не только к тем кто грабил окрестности Константинополя. Смотрите письмо Николая, копировать цитату сейчас нет возможности.

Виктор3992 писал(а) 12.04.2018 :: 17:42:27:
Тут кстати становится интересно когда Рим узнал о крещении росов и знал ли вообще. А то может росы сразу после болгар приняли византийских епископов.

Называются разные даты, включая 861 год. Лысенко считает что это сделал Кирилл во время своей миссии к хазарам.

Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #5019 - 13.04.2018 :: 19:59:59
 
Roxsalan писал(а) 13.04.2018 :: 17:12:17:
А именно это вы и предлагаете.


Я считаю, что вера в достоверность Рюрика имеет хоть какие-то логические основания. А вот произвольное перекраивание ПВЛ без веских на то оснований к пониманию вопроса точно не ведет. Яркие исторические личности становились героями преданий , но вот почем-то Рюрику нужно в этом отказать... Факт в том, что есть вероятность реальности Рюрика.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Страниц: 1 ... 249 250 251 252 253 ... 977
Печать