Roxsalan писал(а) 06.04.2018 :: 10:23:21:Ну как не доказана? Сорочан привел ссылку на аутентичные источники как раз доказывающие эту ситуацию.
"Главе папской канцелярии и посланнику франкского императора Людовика II, Анастасию библиотекарю, собиравшему во время пребывания в
Константинополе зимой 869–870 гг. сведения о деятельности св. Кирилла (Константина Философа) для Гаудериха, епископа италийского города
Велитери (Веллетри) (sanctae Veliternensi praeest ecclesiae),
довелось беседовать с тогдашним митрополитом Смирн Митрофаном, который прежде
проживал близ Херсона, сосланный туда
«вместе с другими» Патриархом Фотием (858–867) (…penes Cersonam a Photio cum alliis exilio relegatus),
очевидно, во время преследования несогласных с избранием Фотия и осуждения экс-патриарха Игнатия. До этого, не ранее самого конца 867 г., а скорее, в 868–869 гг.,
папский архивариус лично встречался с самим Константином Философом, прибывшим с обретенными в Херсоне мощами св. Климента в Рим.
Полученные сведения Анастасий изложил через несколько лет в письме Гаудериху, из которого следует, что Митрофан, как
и Константин Философ, тоже считал всю ту часть области Херсона (totailla pars Cersonicae regionis), соседнюю с землей хазар (chazarorum terraevicina),
покинутой, оставленной (desolate est), «... так что епископ Херсона внутри того города с немногочисленным народом (non plurima plebs) пребывал,
и те, казалось, были не города жители, сколько тюрьмы обитатели, так как не отваживались выходить, остерегаясь (cum non auderent extra eam
progredi, viderentur)».
Передавая сжатый рассказ самого Константина Философа, Анастасий писал, что окрестности Херсона лежали «на пограничье (по соседству) ромейской местности империи (in confnibus ille sit
romani locus imperii) и различные варвары из самых различных племен в большом числе часто вторгались туда (diversis barbarorum quam maxime nationibus frequentetur)»"
Далее Сорочан описывает как и что надо понимать и что угроза не угроза, а запустение уже могло быть давно, а пограничные земли с хазарами не следует понимать буквально. и т/д.
И в целом он все достаточно четко обосновывает на основе подробного анализа и сопоставлений текстов.
Сюда можно прибавить еще одну цитату
"Со слов Анастасия библиотекаря: «Мы узнали правду от Митрофана, настоятеля Смирнской митрополии, славящегося святостью и
мудростью, который, как нам стало известно, в то время проживал недалеко от Херсона, сосланный туда вместе с другими от Фотия.
Будучи тем лучше осведомлен о событии, чем ближе к месту он находился, он сообщил нам,
пытливо расспрашивавшим о всем том, о чем выше упомянутый философ не хотел рассказывать,
боясь упрека в гордости. Он передал нам, [что] Константин философ, направленный императором Михаилом в Хазарию
проповедовать слово Божье, находясь часто в Херсоне, то приезжая туда,
то уезжая обратно, потому что этот город пограничен с Хазарской землей,
стал внимательно разведывать, где храм, где гробница, где те знаки блаженного Климента, которые точно определялись в памятниках, о нем написанных.
Но все жители того места, будучи не туземцы, а пришельцы из разных варварских народов, даже лютые разбойники,
уверяли, [что ничего] не знают [о том], что он говорит. Философ, удивленный этим, предался молитве и долгое время просил Бога объявить ему мощи и святого объявиться ему.
Он поощрял также спасоносными внушениями епископа с клиром и народом
на действие, показав им и прочитав, что [в множестве книг] передавалось
о мучении, что о чудесах, что о сочинениях блаженного Климента, и что в
особенности о постройке храма, находившегося где-то недалеко от них, и о
положении самого [святого] в нем же;
он глубоко одушевил всех в раскопку
тех берегов и на разыскание столь драгоценных мощей святого мученика
и апостолика,
в порядке, описанном самим философом в его историческом
рассказе. Вот как [передал нам] вышеупомянутый Митрофан»"
А так же
"Уже начало смеркаться, когда толпа вступила в храм Св. Созонта (in templo S. Sozontis), который расположен по соседству с городом ...
с тщанием оберегая мощи, только на следующий день перенесли их в церковь св. Леонтия (аd ecclesiam S. Leontii)". Затем, с наступлением
дня "
собравшаяся толпа с восхвалением пронесла мощи вокруг города и принесла к большой базилике"
-------------------------------------------
В независимости от даты (861, 860г) мощи были обнаружены зимой. по одной версии 30 января 861г, по другой
"И, наконец, перенесение обретенных мощей в Херсонес сопровождается праздничным богослужениемв течение еще двух дней, так что празднование по случаю обретения
иперенесения мощей св.Климента занимает в общей сложности три дня,
с воскресенья 29 декабря по вторник 31 декабря 860 г."
(О структуре богослужебного последования, описанного в Слове на перенесение мощей св. Климента Римского К. Акентиев)
Однако в сторону уходит сам факт прибытия в Херсон Константина Философа летом или осенью 860г. Через пару месяцев после набега росов.
Прибывает он туда как во временный пункт, в составе ответного посольства в Хазарию. Не задолго до этого (когда не понятно) послы хазар наведывались в столицу ромеев и просили себе священника.
Император Михаил III призвав Константина (ученика Фотия) дает ему поручение отправиться к Хазарам.
Если допустить что Константин отправился осенью, а потом зимует в Херсоне до весны и только потом двигается дальше,
возникает вопрос, а что мешало ему перезимовать в стенах столицы?
Мало того что Михаил отправляет посольство (видимо с богатыми дарами) туда, откуда 2 месяца назад начинался поход росов (в те края),
так еще и возможно в то самое, время когда жители Херсона ощущают себя тюрьме. В таком случае этому посольству потребовалась бы хорошая охрана.
Но об этом ничего не говорится.
Поэтому Сорочан и пишет что именно в июне была сложная ситуация, а уже по осени, видимо, вполне себе приемлема. (похоже варвары ушли на зимовку)
Но только потому что Херсон не известил столицу о нападении в июне, нельзя сделать вывод о том что там в это время была сложная ситуация.
Причин к этому могло быть масса, начиная от незнания и заканчивая предательством.