Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 247 248 249 250 251 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 562903 раз)
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4960 - 02.04.2018 :: 15:36:33
 
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 00:40:53:
Скорей всего были, если смотреть на ход событий битва при Лалакаоне

и я  о том же самом. если русы шли по востоку Черного моря, то  особого препятствия от флота ферм они встретить не могли.
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 00:40:53:
По поводу Боспора, возможно я ошибся, приведя дату 864г, большинство публикаций ссылается на дату 873г, 864 это крайний срок официального принятие иудаизма хазарами.

Хазары сохраняя политическую власть не мешали проповеди христианства в Крыму. Н. Болгов пишет:

"Византийское влияние в VIII в. было настолько сильным, что жители Таврики в это время выступали против ущемления византийским правительством их торговых, налоговых и административных привилегий. Тем не менее, в конце VIII в. империя под напором Хазарии утратила контроль над Восточным Крымом, где устанавливается жесткий хазарский протекторат. Он выражался в уплате дани и размещении в стратегически важных центрах наместников, а также вооруженных отрядов. По данным археологии, в это время сооружается хазарская цитадель на Боспоре.
Местные органы власти были сохранены. Из агиографии и писем Феодора Студита нам известны топархи, правители, наместники Боспора. Подчинение хазарам носило лишь политический характер.... В нотициях времени императоров Льва VI (886–912 гг.) и Константина Багрянородного (945–959 гг.) вновь упоминается об архиепископии Боспора.
Археологический материал свидетельствует о разрушении хазарской цитадели и сооружении византийских построек в Керчи в конце IX в. Это позволяет предположить, что к этому времени вся Таврика вошла в состав Византийской империи. Желая усилить позиции на Тамани, империя инспирировала нападение русов на хазарскую крепость Таматарху, которая контролировала движение в Керченском проливе. В ответ на это хазары во главе с Пейсахом в 30-х годах Х в. совершили поход в византийскую Таврику, что привело к кратковременному восстановлению зависимости полуострова от Хазарии. Таким образом, существовавшее с конца VIII до середины Х в. византийско-хазарское пограничье не раз меняло свои очертания" (Н. БОЛГОВ К ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО БОСПОРА)

"В конце VII–X вв. Таматарха была заселена потомками местного боспорского населения, отличающегося большой этнической пестротой, «гражданским» населением каганата — болгарами и хазарами, а также аланами, греками (ромеями). Кроме того, в городе проживали иудеи и кочевники. Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на несомненное преобладание в Таматархе местного населения, к концу VII в. здесь появляются новые поселенцы, пришедшие вместе с хазарскими властями... Можно констатировать, что часть населения придерживалась христианского вероисповедания. Об этом свидетельствуют данные письменных источников. Таматарха являлась крупным религиозным центром православия.... Именно византийско-хазарские взаимоотношения могли способствовать мирным экономическим связям с конца VII в. на рассматриваемой территории2. В этой связи кажется не лишенным смысла предположение,
что Таматарха, наряду с Фанагорией, Боспором и остальными ромеизированными центрами (полисами) Таврики, входила в систему взаимовыгодного кондоминиума — византийско-хазарского «двоевластия», когда порожденные им реальные отношения строились на основе нейтралитета, предусматривающего отсутствие
постоянных воинских формирований, и присутствие
одновременно представителей властных структур Империи и каганата, озабоченных получением пропорционально равных доходов в виде налогов или дани3. Подобная система взаимоотношений продолжалась вплоть до второй трети IX в. когда после нарушения системы «двоевластия», создания фемы Климатов в Таврике, хазары единолично управляли
Таматархой.
Именно в это время, наряду с другими крымскими центрами4, Таматарха превращается в крепость, здесь строится оборонительная стена5
и располагается периодически сменявшийся хазарский гарнизон.... Процесс ослабления Хазарии, начавшийся уже в конце IX — началеX века, привел к попаданию Таматархи в 60-х–80-х гг. Х в. под управление
Византии,
а затем, на столетие, под протекторат Древнерусского государства." (Чхаидзе, В.Н.
Таматарха. Раннесредневековый город на Таманском полуострове)
Кроме того, следовало бы помнить и об этнической составляющей населения Крыма.

Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 00:40:53:
Это тогда, когда они победили. А в нашем случае росы ушли.

Ушли, по какой причине? Вариантов всего два; а) награбленное класть уже некуда было, б) Вернулся Михаил с армией. Последнее более вероятно. Вариант с плащаницей я не рассматриваю.
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 00:40:53:
Да, похоже у византийцев были железные гарантии того, что болгары не нападут. Раз Михаил в поход 860 года использовал силы Фракисийской и Македонской фем.

Именно, болгарам было не до греков.
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 00:40:53:
Слава Михаила была не долгой, ведь он сразу после проиграл крупное сражение.

Долгой не долгой не имеет значения.
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 00:40:53:
А Богородица, ну это не в первый раз, например во время осады Констатинополя Фомой Славянином (в 821г. которая длилась почти год) - "была устроена грандиозная церковная процессия: патриарх и императорский сын Феофил вместе с духовенством обошли Город по стенам, неся древа Креста и ризу Богоматери, что сильно деморализовало Фому"

Русов бы это вряд ли деморализовало. Иное дело, после, если действительно гранула буря уничтожившая флот.

Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 00:40:53:
Михаил судя по всему был марионеткой в чужих руках всю свою недолгую жизнь.

Для нашего спора это значение не имеет
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 00:40:53:
А вот почему Никита Орифа не смог отбить осаду это хороший вопрос. Некоторые говорят что в его распоряжении были старые и дряхлые суда. Сам Фотий пишет что вообще не предпринимались какие либо действия.

Это только подтверждает что Михаил пришел с подмогой.


Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4961 - 02.04.2018 :: 16:29:39
 
Roxsalan писал(а) 01.04.2018 :: 00:10:18:
Второе, надо смотреть каким способом греки попадали в  Крым.

Вы же сами ссылаетесь на Звягина, а он как раз и рассказывает об этом. Так же и Сорочан, вы уже неоднократно приводили, но там же об этом. Не понимаю, зачем такие вопросы задавать?
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4962 - 02.04.2018 :: 19:56:07
 
Roxsalan писал(а) 02.04.2018 :: 11:01:53:
По мнению Сорочана Херсон был весьма лоялен византийской власти, но он приводит и точки зрения исследователей считающих, что Херсон был достаточно самостоятелен и сепаратисткинастроен к Константинополю, что в прочем, не принципиально. Важно то, что, как видим, сил противостоять русам в Херсоне вероятно было недостаточно.

Я ничего не говорил о противостоянии Херсона с русами.
Речь шла о незаметном проходе росов под видом торговцев мимо Крымского п-ва.
Так же я указал, что согласно Тактикона Успенского стратиги Херсона не в первых рядах. (что не противоречит вашим данным)

Но помимо этого я упомянул и о найденных печатях, среди которых были
"Происходящие из Херсона печати первой половины IX в.
византийских офицеров спафарокандидата и турмарха Константина
и комита позволяют говорить о присутствии византийского
воинского контингента.Судя по одновременным печатям  финансовых чиновников
магистра и главного лагофета Сергия и анфипиата и коммеркиария
Херсон выплачивал империи налоги и торговые пошлины
"

Коммеркарий - Чиновник византийского ведомства финансов, сборщик коммеркиона и одновременно контролер торговли с иноземцами.
Логофет - являлись, по сути, налоговыми агентами, ответственными за сбор налогов и проверку финансовой деятельности различных государственных служб.
Они также контролировали выплату жалования служащим и другие расходы.

Так же можно указать и на печати из т.н. Судакского архива
"на месте где в портой слободе Сугдеи VII-XIвв вероятно находились аналогичное херсонскому здание византийской таможни,
и помещение с архивом, в котором хранились моливдовулы представителей императорской администрации, в том числе
византийских чиновников таможеной и финансовой службы. В частности печати логофетов, коммеркариев апофик и императорский
коммеркарий конца VII-VIIIвв. свидетельствуют о прямых торговых связях существовавших в этой время у города с территорией северного
побережья малой азии (провинциями Онориады, Пафлагонии, Понта, Опсикия). Полемонием и столицей империи.
Следует отметить что каждая пятая из 50 прочтенных печатей судакского архива принадлежала архонтам Херсона и имела
на лицевой стороне крестообразную монограмму с характерной тетраграммой to so doulo.
Е. В. Степанова датирует все экземпляры таких моливдулов числом не менее 11, IXв
."
Roxsalan писал(а) 02.04.2018 :: 15:36:33:
Хазары сохраняя политическую власть не мешали проповеди христианства в Крыму. Н. Болгов пишет:

Опять таки, речь шла о христианизации иудеев, а не вообще.
Тот же Сорочан пишет следующие

"Истовое же исповедание православной веры представителем верховной власти хазарского
каганата, где знать и ее окружение, привилегированные группировки уже в 8 веке, охотно принимали раввинистский иудаизм, противоречит логике событий и здравому смыслу.
А.Л. Бертье-Делагард верно заметил по этому поводу, что хазарская знать, при всей ее веротерпимости,
едва ли могла благосклонно помогать подобно тому как это делал Георгий наместник.
Недаром долгое время сообщений о христианстве среди хазар не было, чего не скажешь о распространении иудаизма
сделавшем заметные успехи как рах на рубеже VIII-IX вв.
"

Из всего выше сказанного, (Херсон как таможня), Боспорская епархия, + мнение такого же Сорочана

"Можно добавить что никакими однозначными следами длительного присутствия и тем более господства хазар в Крыму
мы не распологаем: Херсон, Сугдея, южнобережные эмпории, Боспор сохраняли свой греческий облик, облик городских
портовых центров Романии с разнообразными функциями
"

Можно сделать вывод, что росам пройти незамеченными мимо Крымского п-ва, было достаточно затруднительно.
Roxsalan писал(а) 02.04.2018 :: 15:36:33:
Ушли, по какой причине? Вариантов всего два; а) награбленное класть уже некуда было, б) Вернулся Михаил с армией. Последнее более вероятно. Вариант с плащаницей я не рассматриваю.

Можно и третий вариант добавить в) Дали большой выкуп и те отступили. на что смутно намекает сам Фотий. (по мнению переводчика)

"Ибо тогда легко было стать пленником, но нелегко защитить жителей; было ясно, что во власти противника — претерпеть или не претерпеть
[это нам]; тогда спасение города висело на кончиках пальцев врагов, и их благоволением измерялось его состояние;
и немногим лучше, скажу я, — скорее же, гораздо тягостнее — было не сдаваться городу, чем давно уже сдаться:
ведь первое стремительностью испытания, возможно, сделало бы незаметной причину не сиюминутного пленения;
второе же, затяжкой времени превознося человеколюбие противников — якобы, до сих пор [город]
не пал из-за их милосердия — и присоединяя к страданию позор снисхождения, мучительней делает взаимное ощущение пленения
"
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/860-880/Fotij/text2.htm
см. комментарий к 13 сноске.

И потом хотелось бы заметить, что о походе росов в 941 году, ромеи узнали от болгар от стратига Херсона.
Roxsalan писал(а) 02.04.2018 :: 15:36:33:
Это только подтверждает что Михаил пришел с подмогой.

Ничего не подтверждает и не опровергает.

И думаю не стоит дальше продолжать эту дискуссию, как оно было все равно не узнаем (мало данных о походе Михаила), но как по мне, версия нашествие росов на Константинополь по указке арабов
не достаточно обоснованная и шаткая. Так, чтобы это можно было принять за истинную правду.
upasaka писал(а) 02.04.2018 :: 10:01:56:
А дата или месяц известны?

известно что обмен закончился в начале мая и что росы напали 18 июня.
Михаил узнал о нападении находясь в Каппадокии т.е как минимум через 7 дней. 25го числа (грубо)
Если он 25 числа уже находился в Каппадокии, то наверное походом он вышел в конце мая.
А узнал о приближении арабов, видимо еще раньше, чуть ли не сразу после обмена.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4963 - 02.04.2018 :: 20:00:52
 
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 00:40:53:
Ну хотя бы потому что свои гамилии он писал при живом Императоре - "все они относятся ко времени его первого патриаршества (858-867)". Если Михаил спас столицу, а Фотий это приписал себе, проигнорировав факты и свидетельства очевидцев, при таком подходе можно было лишиться не только славы (которая одна на двоих, после поражения Михаила) но и должности.

Считается что гомилии были произнесены перед народом в 860 году, а записаны в 866 году. Насколько достоверно относительно 866 года точно неизвестно. Насколько понимаю в рукописях гомилий датировок нет. Объяснения разночтениям могут быть разные. Например, на момент проповеди Михаила еще не было в городе, но он был уже на подходе, о чем Фотий не знал, но знали русы, что и заставило их сняться с якоря и уйти.
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 00:56:40:
Соглашусь, важно понять как это могло повлиять, некоторые историки в этом уверены на 100%, другие говорят возможно.

Тут все упирается в следующие факторы. Сам император без сопровождения, в том числе воинского контингента той или иной численностью, по определению не мог вернуться в столицу, ибо смысла в таком его возвращении не было. Можно предположить, что с Михаилом вернулась и какая то часть флота и именно  это заставило русов уйти. Далее, вернулось ли пришедшее с Михаилом войско в Азию или он оставил его для укрепления столицы. Данный фактор весьма существенен. Далее, мы можем только гадать как задержка во времени, вызванная возвращением Михаила,  между началом похода и первыми боестолкновениями греков и арабов повлияла на боеспособность армий и исход войны. Дало ли это, например, арабам сосредоточить силы, подтянуть обозы и т.д. и т.п. Тут могут быть самые разные варианты, о которых мы не знаем. И последнее, мы не знаем на что рассчитывали арабы, если был сговор между ними и русами. Может быть, они рассчитывали, что набег русов будет настолько фатален, что это заставит греков кардинально изменить планы и вернуться домой не начав войну с арабами.
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 00:56:40:
Ну так вот Михаил возвращается но уже не к Киликийским воротам, а к крепости Дазимон 250-300 км севернее ворот. (расстояние от столицы примерно такое же как и до ворот 640-650км). Т.е скорей всего туда, куда перешла оставшаяся часть войск.

А не связан ли переход греков в Дазимон со все теми же русами? Житие Игнатия сообщает что русы разбойничали в Маморном море, та же ситуация если вспомнить Амастридский поход русов, если конечное это не фальшивка. Та же ситуация и в 941 году, русы потерпев поражение в первом сражении с греками уходят в Вифинию и грабят побережье. Т.е. Михаил и его стратеги могли предположить, особенно если русы пришли по восточному краю Черного моря, что русы будут грабить и южное побережье Понта. Дазимон относительно удобное место чтобы при необходимости, особенно в случае неудачного развития событий в самой столице, как вернуться домой, так и оказать сопротивление русам на южном побережье, при этом учитывался и арабский фактор.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4964 - 02.04.2018 :: 21:24:17
 
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 19:56:07:
известно что обмен закончился в начале мая и что росы напали 18 июня.
Михаил узнал о нападении находясь в Каппадокии т.е как минимум через 7 дней. 25го числа (грубо)
Если он 25 числа уже находился в Каппадокии, то наверное походом он вышел в конце мая.
А узнал о приближении арабов, видимо еще раньше, чуть ли не сразу после обмена.

Спросил в надежде, что вы владеете более точными данными.
Обмен пленными  с  Халифатом  конец апреля - начало мая:  Tabari,  III,  1449-51

Выступление  Михаила  против арабов  конец мая – начало июня -  Mango,  Homilies,  80

Поход  русского флота к Константинополю – конец мая – начало июня, но это расчеты, есть только достоверная дата атаки.

У Кузенкова есть мысль:
«Вполне  возможно,  что  необходимая  информация  о  готовящемся восточном походе императора могла поступить от русских наемников в Константинополе  — тех  самых  «таврических  скифов» из  императорской  гвардии,  которые  по приказу  Михаила III убили в 855  г. логофета Феоктиста  [Genesios 87].

Выходит, что из Гераклеи, через сутки донос будет на траверсе Бараний Лоб. Пусть еще сутки до устья Днепра или до Боспора.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4965 - 02.04.2018 :: 23:34:03
 
upasaka писал(а) 02.04.2018 :: 16:29:39:
Вы же сами ссылаетесь на Звягина, а он как раз и рассказывает об этом. Так же и Сорочан, вы уже неоднократно приводили, но там же об этом.

Приведите конкретные цитаты.
upasaka писал(а) 02.04.2018 :: 16:29:39:
Не понимаю, зачем такие вопросы задавать?

Затем что бы выяснить положение дел.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4966 - 03.04.2018 :: 00:03:18
 
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 19:56:07:
Я ничего не говорил о противостоянии Херсона с русами. Речь шла о незаметном проходе росов под видом торговцев мимо Крымского п-ва.

Так и я о том же. Что мешало русам пройти мимо Херсона если у Херсона не было своего военного флота, о чем прямо и недвусмысленно написал Сорочан, цитату из которого я вам привел?
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 19:56:07:
Но помимо этого я упомянул и о найденных печатях, среди которых были "Происходящие из Херсона печати первой половины IX в.

Наличие печатей не указывает на наличие флота и войск.
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 19:56:07:
Опять таки, речь шла о христианизации иудеев, а не вообще.
Тот же Сорочан пишет следующие

И что?
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 19:56:07:
Из всего выше сказанного, (Херсон как таможня), Боспорская епархия, + мнение такого же Сорочана
"Можно добавить что никакими однозначными следами длительного присутствия и тем более господства хазар в Крыму мы не распологаем: Херсон, Сугдея, южнобережные эмпории, Боспор сохраняли свой греческий облик, облик городских портовых центров Романии с разнообразными функциями"


Вы приводите цитату из работы Сорочана "ВИЗАНТИЯ И ХАЗАРЫ В ТАВРИКЕ: ГОСПОДСТВО ИЛИ КОНДОМИНИУМ?"
В которой рассматривается ситуация конца VII — начала VIII вв. В 1Х веке ситуация была иная. Смотрим того же Сорочана, его относительно новую (2017 г) книгу . Цитаты будут большие, но иначе не получится.

"«Обычно считается, что основной задачей Петроны Каматира, после того как он стал к 840-м гг. протоспафарием и, видимо, стратигом Херсона, явилось стремление удержать город и прилегающие к нему районы в повиновении, «ограничение власти протевонов и подчинение муниципалитета центральной власти». Однако такая вольная и в значительной степени
субъективная интерпретация источников (42-й главы «Об управлении империей» и очерка о Феофиле Продолжателя Феофана) не соответствует их буквальному прочтению, тем более с учетом контекста, которое указывает на то, что Петрона, по собственному опыту (empeira) хорошо узнавший положение дел в Подонье и Таврике, более не регулируемых совместными действиями византийских и хазарских властей, предостерегал императора «не доверять» (me katapisteuses) в этих новых, ставших нестабильными, ненадежными, условиях тамошним чиновникам, протевону и «отцам города» (pateres tes poleos), т.е. местным «правителям», «начальникам» (archousi), в том числе уже известному по печатям VIII – первой половины IX вв. киру, архонтам окрестных полисм, кастра, и для того, чтобы «законно» (kyrios) повелевать Херсоном и его местностями, советовал организовать «избрание своего стратига» (proballou strategon idion). Инымисловами, упразднить прежний правовой статус Херсона как архонтата и, создав новую «законную» стратигию, упрочить военно-административные позиции константинопольского правительства в пограничном анклаве,оказавшемся в угрожающем положении вследствие возраставшего расхождения со все более слабевшими хазарами и появления воинственных венгров…… (Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Сорочан С.Б. Крым в «хазарское» время (VIII – середина X вв.): вопросы истории и археологии / Ю.М. Могаричев, А.В. Сазанов, С.Б. Сорочан. — М. : Неолит, 2017 С. 228)
Т.е. на момент прибытия Петроны в Херсоне был весьма сепаратистские настроения. Читаем Сорочана дальше

"Н. П. Лихачев обратил внимание на то, что сохранившиеся печати местных византийских чиновников IX–X вв. — в основном печати стратигов и коммеркиариев. По его мнению, они «...намекают на то,что в Херсоне фемное устройство не получило полного развития ... Стратиги Херсонеса, по чину протоспафарии, не всегда титулуются императорскими, т.е. иногда не состоят и в разряде oi basilikoi (“царевы мужи”)». Новые данные сигиллографии несколько разнообразят и пополняют эту картину, но в основе своей она верна: фема была невелика или, лучше сказать, весьма скоро после ее организации стала невелика, сохраняла отчасти унаследованный от городского совета архонтата управленческий, должностной аппарат (примером чему могут быть кир, «отец города» и экдик, в том числе как ek prosopou стратига), и ее глава, повелевавший этим аппаратом, очевидно, не нуждался в постоянном полном штабном штате. Временами,как это было в июне 860 г., когда город находился в трудном положении из-за враждебного прессинга «толп язычников», «многих нападений варваров», здесь вообще могло наступить безвластие; во всяком случае, отсутствие на какой-то момент стратига – единственное логичное объяснение, почему херсониты не выполнили свою обычную обязанность, заранее не предупредили имперское правительство о морском походе на Константинополь «превосходящего всех жестокостью и склонностью к убийствам» «народа рос». …." (Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Сорочан С.Б. Крым в «хазарское» время (VIII – середина X вв.): вопросы истории и археологии / Ю.М. Могаричев, А.В. Сазанов, С.Б. Сорочан. — М. : Неолит, 2017 С.234)

Думаю тут и комментировать не надо, лучше и не скажешь. Читаем дальше:

"Следует обратить внимание, что, согласно показаниям все того же Митрофана Смирнского, он «вместе с другими» пострадавшими от Фотия жил на рубеже 50–60-х гг. IX в. не в городе, а «у Херсона (penes Cersonam)», т.е. недалеко от него. Жизнь не пресеклась в его окрестностях, и недаром письменные источники говорят о том, что «вся та часть Херсонского края (области) (tota illa pars Cersonicae regionis)», т.е. северо-западная оконечность Гераклейского полуострова, где находилось заброшенное место с могилой св. Климента, вследствие многих нападений варваров (multitudinem incursantium Barbarorum) и все увеличивающихся со всех сторон толп язычников (et crescente circumquaque multitudine paganoru) была лишь «почти покинута и сделалась необитаемой» (prope modum desolata est; fere desolata et inhabitabilis reddita). " 

Сорочан, комментируя эти сообщения пытается показать что не так все плохо было, аргументируя это тем что упомянутые церковные деятели выходили за пределы Херсона на 10-12 км. и никто им не препятствовал. Аргумент, надо сказать, так себе, во время Отечественной Войны население включая церковных деятелей тоже не сидело сиднем на оккупированных территориях, а перемещалось в поисках лучшей жизни и пропитания. Крым же в то время был не так уж и плотно заселен, чтобы ожидать что хазарские и венгерские оккупационные власти или разъезды шныряли сплошь и рядом.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4967 - 03.04.2018 :: 00:29:15
 
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 19:56:07:
Можно сделать вывод, что росам пройти незамеченными мимо Крымского п-ва, было достаточно затруднительно.

Напротив, все показывает на то, что как раз в 860 году росы могли проплыть мимо Херсона незамеченными, да и даже если и были замечены помешать им никто в этом не мог. Ну и что бы закрыть тему с хазаро-византийскими отношениями в Крыму. Цитирую все того же Сорочана.

"Как мы попытались показать в предыдущих разделах (Гл.1; Гл.6), в начале VIII в. Крымский полуостров оставался частью империи как в представлении самих жителей, так и по мнению византийских летописцев. Хазары не претендовали на политическое господство здесь…. В середине – второй половине VIII в. в Крыму появляется порядка 250 новых поселений. Скорее всего, их жители пришли с территории Хазарского каганата и обосновались на полуострове (большей частью на Керченском полуострове) с разрешения византийских властей. Это отражало традиционную политику Константинополя, позволявшую варварам селиться на границах империи с целью использования их в качестве пограничников и приобщения к христианству (см. подр.: Гл. 2). Однако уже к 80-м гг. отношения между Византией и Хазарией обостряются, что сказалось и в Крыму. Напомним, серьезное столкновение между хазарами и местным населением, известное как восстание Иоанна Готского, произошло в Готии в период между концом 784 и 786 гг. Вероятно, выступление, поводом к которому послужило размещение хазарских войск в столице Готии — Доросе, не было масштабным. И после его подавления хазарам удалось установить контроль над значительной частью византийских владений в Таврике. В связи с изменением политической ситуации на полуострове была проведена и реорганизация церковной структуры…. Собственно византийские владения в Юго-Западной и Южной Таврике теперь совпадали с Херсонской епархией, а для христианского населения на подвластной хазарам территории была выделена самостоятельная Готскя епархия (см. Разд. 7.2; 8.1). Вероятно, в середине VIII в. в Восточном Крыму была основана и Сугдейская епархия, выделенная из Боспорской (см. Разд. 8.2).
Можно утверждать, что к началу IX в. хазары постепенно начинают терять контроль сначала над юго-западной частью, а впоследствии и над всем полуостровом. Правда, не существует однозначного ответа — насколько сильно было хазарское присутствие в Крыму в начале IX в… Э. Арвейлер, на основании анализа Жития Иоанна Психаита, сделала вывод об угрозе византийским владениям в Крыму со стороны хазар около 820 г.51. И.А. Баранов развил указанное положение: «около 820 г. хазары вновь наводят порядок на этой территории и угрожают Херсону»52. Об осаде Херсона в 820 г. писала А.И. Романчук53. На рассматриваемый источник, говоря о попытках хазар восстановить свою власть в Готии, ссылается В.Е. Науменко54. На хазар, периодически появлявшихся в округе Херсона, со ссылкой на Житие, указывает и С.Б. Сорочан55…. Согласно источнику, сосланный при Льве Армянине в Херсон Иоанн Психаит58 занимался подвижничеством: «стекались (к Иоанну) народы, жившие около Боспора и расположенные вне святого»59. Однажды он пригласил к себе ученика, Парфения, и посоветовал тому поехать в Византию. Но «тот сказал, что это невозможно ввиду массы (врагов), что трудно как выбраться из Херсона, так и вернуться в него; на это Иоанн предложил ехать вместе»…. Х. Лопарев считал, что Иоанн вернулся в Константинополь после амнистии, объявленной Михаилом II (820–829 гг.), но до 823 г.61 Близкой даты придерживаются Э. Арвейлер62 и С.Б. Сорочан63… Ранее автор настоящего раздела предположил, что информация о врагах, окружающих Херсон, Жития Иоанна Психаита схожа с одним из сюжетов повествований о пребывании в Херсоне Константина Философа79. Напомним, согласно письму Анастасия библиотекаря епископу Гаудериху: «место (могила Климента. — Авт.) лежит на окраине царства и различные варварские толпы весьма часто наезжают туда … епископ Херсона с очень немногочисленным народонаселением оставался внутри того города, да и
те, казалось, были скорее жители тюрьмы, чем города
»80. По Итальянскойлегенде: «Из-за множества варварских нападений это место опустело и храм был забыт и разрушен и большая часть той околицы стала почти безлюдной и незаселенной»81… Таким образом, информация Жития Иоанна Психаита об окружении Херсона врагами, скорее всего, может относиться к началу 60-х гг. IX в. и, вероятно, заимствована из круга источников, связанных с пребыванием в Крыму Константина Философа…. В связи с вышесказанным, актуальной проблемой остается вопрос о времени прекращения хазарского присутствия в Крыму. В историографии по этому поводу мнения разнятся — от конца VIII до середины X в.154. Еще А.Л. Якобсон писал о фактической утрате хазарами власти в Крыму к середине IX в. По его мнению, тогда хазарские дружины могли оставаться разве что на Боспоре155. И.В. Ачкинази пришел к выводу, что к концу IX в. хазары были изгнаны из Боспора, но их власть еще распространялась на области между Судаком и Феодосией156. В.В. Майко активно отстаивает точку зрения, что в Юго-Восточном Крыму до 965 г. находился хазарский наместник157. А. А. Тортика полагал, что хазары еще до сер. X в. могли иметь
в Крыму опорные пункты на Керченском полуостров
е158. К. Цукерман аргументировал мнение, что ко времени путешествия Константина Философа (начало 60-х гг. IX в.) у хазар, вытесненных венграми, на полуострове уже не оставалось опорных пунктов. В попытке вернуть крымские владения или получить дань они могли совершать походы на полуостров только из-за его пределов. А.И. Айбабин считает, что хазар изгнали из Крыма «спустя некоторое время» после 861 г., а именно, ближе к 873 г. В.Е. Науменко сначала датировал окончательный выход Таврики из сферы влияния Хазарии временем «к 70–80-м гг. IX в», а затем ограничил 80-ми гг. IX в. (см. Раздел 7.3). Напомним, проведенный нами анализ «хазарских» поселений показывает, что практически все они заканчивают свое существование в пределах второй половины IX в.159…. Таким образом, вероятно, следует признать, что хазары были вытеснены за пределы Крымского полуострова не позднее 70–90 гг. IX в.163.»  (Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Сорочан С.Б. Крым в «хазарское» время (VIII – середина X вв.): вопросы истории и археологии / Ю.М. Могаричев, А.В. Сазанов, С.Б. Сорочан. — М. : Неолит, 2017.)

Что и требовалось доказать. А именно, русы вполне могли незаметно и безнаказанно пройти мимо византийских владений в Крыму, да и в целом сформировать экспедицию на территории Крыма, в местах не контролируемых греками. Кстати, авторы цитируемой книги очень подробно рассматривают судостроительные традиции Крыма. В общем, там было где русам, при необходимости,  раздобыть себе суда.

Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 19:56:07:
Можно и третий вариант добавить в) Дали большой выкуп и те отступили. на что смутно намекает сам Фотий. (по мнению переводчика)

Все может быть. Но тем не менее о возвращении Михаила сообщает достаточное количество источников.

Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 19:56:07:
И потом хотелось бы заметить, что о походе росов в 941 году, ромеи узнали от болгар от стратига Херсона.

Время было другое. В свою очередь, тоже хочется заметить, все походы русов на Константинополь так или иначе привязаны к арабам. 860 разбираем. Кузенков полагает что поход Олега состоялся не в 907, а в 904 году, т.е. в тот самый год когда греки воюют с арабами за Солоники. В 941 году тоже самое, византийский флот в Средиземке вместе с франками готовится к походу на арабов. Не находите что слишком много совпадений получается?
Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 19:56:07:
Ничего не подтверждает и не опровергает.


Безусловно. Но есть над чем подумать.

Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 19:56:07:
И думаю не стоит дальше продолжать эту дискуссию, как оно было все равно не узнаем

Вольному воля. Как хотите.

Виктор3992 писал(а) 02.04.2018 :: 19:56:07:
но как по мне, версия нашествие росов на Константинополь по указке арабов не достаточно обоснованная и шаткая. Так, чтобы это можно было принять за истинную правду.

Ну конечное, версия о том что русы нажравшись мухоморов рванули на Константинополь из Ладоги или Киева и пришли под его стены в аккурат после ухода из столицы армии и флота вместе с императором выглядит куда более аргументированной.

Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4968 - 03.04.2018 :: 17:06:11
 
Roxsalan писал(а) 02.04.2018 :: 20:00:52:
Считается что гомилии были произнесены перед народом в 860 году, а записаны в 866 году. Насколько достоверно относительно 866 года точно неизвестно. Насколько понимаю в рукописях гомилий датировок нет. Объяснения разночтениям могут быть разные. Например, на момент проповеди Михаила еще не было в городе, но он был уже на подходе, о чем Фотий не знал, но знали русы, что и заставило их сняться с якоря и уйти.

Возможно это справедливо для первой гомилии о нашествии росов, но как быть со второй, где говорится о нечаянном отступлении росов, без упоминания Михаила?
Допустим что росы узнали раньше Фотия о возвращении Михаила, и только через пару дней после такого как они (росы) ушли, появляется сам Михаил.
Это объясняет поведение Фотия (не упоминания Михаила), который уверовал в чудо к которому и он в том числе приложил руку (умилостивил бога)

Но тогда тем более появляется больше сомнений к источникам, где говорится о том Михаил с большим трудом пробрался в осажденный город и возглавил оборону города.
(или молился вместе с Фотием). Чего опасаться если росов уже как 2-3 дня нет? (к примеру)
Получается тут мы должны больше поверить Фотию, который ничего не говорит о возвращении Михаила, чем тем источникам, в которых утверждается что он вернулся.
Парадокс.

Roxsalan писал(а) 02.04.2018 :: 20:00:52:
Тут все упирается в следующие факторы. Сам император без сопровождения, в том числе воинского контингента той или иной численностью, по определению не мог вернуться в столицу, ибо смысла в таком его возвращении не было. Можно предположить, что с Михаилом вернулась и какая то часть флота и именноэто заставило русов уйти. Далее, вернулось ли пришедшее с Михаилом войско в Азию или он оставил его для укрепления столицы. Данный фактор весьма существенен. Далее, мы можем только гадать как задержка во времени, вызванная возвращением Михаила,между началом похода и первыми боестолкновениями греков и арабов повлияла на боеспособность армий и исход войны. Дало ли это, например, арабам сосредоточить силы, подтянуть обозы и т.д. и т.п. Тут могут быть самые разные варианты, о которых мы не знаем. И последнее, мы не знаем на что рассчитывали арабы, если был сговор между ними и русами. Может быть, они рассчитывали, что набег русов будет настолько фатален, что это заставит греков кардинально изменить планы и вернуться домой не начав войну с арабами.


Тогда возникает вопрос как именно возвращался Михаил из Каппадокии, по суше или по воде (вместе с флотом)
Ведь если по воде, то путь возвращения увеличивается чуть ли не вдвое (правда важна скорость передвижения флота) Или они двигались порознь. Брал ли вообще Михаил с собой флот и т/д.
Далее, какие-то войска он конечно мог оставить, но так же он мог какую-то часть войск собрать по дороге в Дазимон.
Все таки думается что Михаил против арабов выставил не все что имелось, должен был быть резерв. (ведь он понимал что главное сражение в арабами еще впереди)
Фатальность набега русов на Константинополь, думаю арабы не рассматривали, зная о крепостях столицы и вооружении росов. Взять приступом они ее не смогли.
Roxsalan писал(а) 02.04.2018 :: 20:00:52:
А не связан ли переход греков в Дазимон со все теми же русами? Житие Игнатия сообщает что русы разбойничали в Маморном море, та же ситуация если вспомнить Амастридский поход русов, если конечное это не фальшивка. Та же ситуация и в 941 году, русы потерпев поражение в первом сражении с греками уходят в Вифинию и грабят побережье. Т.е. Михаил и его стратеги могли предположить, особенно если русы пришли по восточному краю Черного моря, что русы будут грабить и южное побережье Понта. Дазимон относительно удобное место чтобы при необходимости, особенно в случае неудачного развития событий в самой столице, как вернуться домой, так и оказать сопротивление русам на южном побережье, при этом учитывался и арабский фактор.

Амастрида как и Вифиния все таки далековато от Дазимона (минимум 330-350км) имеется ввиду для каких то оперативных решений. но как защита некоторого участка южного побережья черного моря, крепость Дазимон вполне могла использоваться (в радиусе 100-150км). Но так или иначе, думаю в этих суждениях есть рациональное зерно.
Roxsalan писал(а) 03.04.2018 :: 00:03:18:
Так и я о том же. Что мешало русам пройти мимо Херсона если у Херсона не было своего военного флота, о чем прямо и недвусмысленно написал Сорочан, цитату из которого я вам привел?

Нет вы не о том же, иначе мне не пришлось бы вас поправлять в том месте о котором я не говорил. (и делаю я уже это в третий раз!)
Об этой цитате Сорочана идет речь?
"сумма казенных денег (720 номисм), которую получал стратиг для Херсона из Константинополя"
"Ничто не указывает на то, что Херсон содержал свой, фемный военный флот"

А был ли флот тогда когда, стратиг Херсона сообщил в столицу о набеге русов 941?
Roxsalan писал(а) 03.04.2018 :: 00:03:18:
Наличие печатей не указывает на наличие флота и войск.

Наличие печатей указывают на то, на что я указал в приведенной цитате, историка, который считает что печати могут на что либо указать.
И хочу заменить и вашей цитате тоже
"но удобная гавань Карантинной бухты наверняка служила временной военно-морской базой для "царских кораблей",
на что указывают находки печати топотирита императорского флота Адриана"
Roxsalan писал(а) 03.04.2018 :: 00:03:18:
Думаю тут и комментировать не надо, лучше и не скажешь.

а помоему тут требуется комментарий
"во всяком случае, отсутствие на какой-то момент стратига – единственное логичное объяснение,
почему херсониты не выполнили свою обычную обязанность, заранее не предупредили имперское правительство о морском походе на Константинополь"
Стратига или флота?
Или по вашему наличие стратига в Херсоне автоматически доказывает и наличе флота?
А как же тогда приведенная вами выше цитата, где стратиг есть, а флота нет?
Получается стратиг и без флота мог-должен был предупредить в столицу о морском походе росов.
Roxsalan писал(а) 03.04.2018 :: 00:29:15:
Напротив, все показывает на то, что как раз в 860 году росы могли проплыть мимо Херсона незамеченными, да и даже если и были замечены помешать им никто в этом не мог

"у хазар, вытесненных венграми, на полуострове уже не оставалось опорных пунктов"
"хазар изгнали из Крыма «спустя некоторое время» после 861 г., а именно, ближе к 873 г"

Дата 873 судя по всему не случайна и связанна скорей всего с письмом Фотия, и котором в приведенной вами
цитате не говорится. Так же напомню что я говорил до этого,

"Да и Боспорская епархия вполне могла быть местом сбора информации.
И потом у Византийцев и Хазар в то время на был общий враг - мадьяры,
и они могли обмениваться информацией."

Так же стоит обратить внимание на слова исследователя, единственное логичное объяснение
Т.е по его мнению росы никак не могли пройти незамеченными мимо крымского п-ва, если бы в Херсоне был стратиг. И раз они прошли, то это означает что стратига не было. А то что стратиг не стал сообщать о росах версия не рассматривается, разумно будет добавить что и не смог сообщить.
Но в по логике Сорочана это значит что стратига не было.
Roxsalan писал(а) 03.04.2018 :: 00:29:15:
Все может быть. Но тем не менее о возвращении Михаила сообщает достаточное количество источников.

да, достаточное, но не те кто был свидетелем событий.
"Очевидцы событий Фотий и Георгий, автор "Слова", а также продолжатель Феофана молчат о буре, якобы послужившей причиной гибели русского флота. Напротив, в принадлежащих их перу источниках говорится о внезапном, неожиданном для греков отступлении руссов"
Roxsalan писал(а) 03.04.2018 :: 00:29:15:
Время было другое. В свою очередь, тоже хочется заметить, все походы русов на Константинополь так или иначе привязаны к арабам. 860 разбираем. Кузенков полагает что поход Олега состоялся не в 907, а в 904 году, т.е. в тот самый год когда греки воюют с арабами за Солоники. В 941 году тоже самое, византийский флот в Средиземке вместе с франками готовится к походу на арабов. Не находите что слишком много совпадений получается?

Можно ответить вашими же словами, время было такое
Арабы воевали с ромееями. Но безусловно подобные совпадения наводят на размышления и строятся версии, отсюда и та, которую мы обсуждаем сговор арабов с росами 860г. Начиная разбирать детали, встречаем много неясностей.
Наверх
« Последняя редакция: 03.04.2018 :: 17:11:39 от Виктор3992 »  
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4969 - 03.04.2018 :: 19:28:29
 
Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
Но тогда тем более появляется больше сомнений к источникам, где говорится о том Михаил с большим трудом пробрался в осажденный город и возглавил оборону города.
(или молился вместе с Фотием). Чего опасаться если росов уже как 2-3 дня нет? (к примеру)
Получается тут мы должны больше поверить Фотию, который ничего не говорит о возвращении Михаила, чем тем источникам, в которых утверждается что он вернулся.
Парадокс.

ну парадоксов и истории, причем не только руси,  хватает, как и мифов. человеческая память вообще штука сложная если не сказать странная. все мы были свидетелями развала СССР и 90-х годов, но даже тут уже сложилась своя мифология, и даже при наличии документов разные свидетели одного и того же события по разному его трактуют и освещают. Причем на уровне диалогов и монологов власть имущих того времени. Почитаешь, послушаешь некоторых историков и политологов пишущих о 90-х и создается устойчивое впечатления что они пишут о совершенно разных странах и людях, общее между которыми только названия, имена и фамилии.
Это я  к тому что всяко могло быть. И Фотий мог по какой то причине не упомянуть о возвращении Михаила, и авторы пишущие о его возвращении могли какое то свое личное отношение к событию внести в текст, что повлияло на его содержание. Гадать тут можно до бесконечности.

Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
Тогда возникает вопрос как именно возвращался Михаил из Каппадокии, по суше или по воде (вместе с флотом)
Ведь если по воде, то путь возвращения увеличивается чуть ли не вдвое (правда важна скорость передвижения флота) Или они двигались порознь. Брал ли вообще Михаил с собой флот и т/д.


Вы правы все изложенные вами вопросы важны и принципиальны. но рассматривать их мы можем исключительно с колокольни нашего знания или скорее не знания, помноженного на логику. Логика говорит что сам Михаил вряд ли мог вернуться, смысла в этом не было никакого, один в поле не воин даже если он император. Следовательно с ним шла какая то часть войска. Какая (пехота и флот или и то и другое) можно предполагать. Допустим если только пехота или скорее конница, ввиду скорости передвижения. Могла ли конница решить задачу по изгнанию русов? Теоретически могла, на суше. А на море, с учетом того что согласно Жития Игнатия о чем мы с вами уже говорили, русы грабили острова в Мраморном море? Для войны на море конница абсолютно бесполезна. Следовательно нужен флот, который мог бы отогнать русов не только от византийских владений в Мраморном море и Константинополя но и фем на южном берегу Черного моря. Михаил с трудом мог переправиться, через Босфор, как говорят источники, как раз потому что его контролировал флот русов. В общим тут возможны самые разные варианты. Не исключено, что Михаил и часть войска пришли к Босфору конно и на его берегу ждали подход флота, который вытеснил русов из Мраморного моря. Именно это и стало для русов основанием сматывать удочки.

Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
Далее, какие-то войска он конечно мог оставить, но так же он мог какую-то часть войск собрать по дороге в Дазимон.

Вы полагаете что он до этого не собрал войско с этой территории? Я имею ввиду до начала похода на арабов?

Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
Все таки думается что Михаил против арабов выставил не все что имелось, должен был быть резерв. (ведь он понимал что главное сражение в арабами еще впереди)

тут все упирается в мобилизационный ресурс Византии в тот период  собственно планы Михаила. Поход русов 941 года показал что ресурсов было не много, поскольку для отражения русов грекам пришло снимать с других участков армию и флот.

Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
Фатальность набега русов на Константинополь, думаю арабы не рассматривали, зная о крепостях столицы и вооружении росов. Взять приступом они ее не смогли.


А не обязательно надо было брать столицу, для того чтобы вынудить греков изменить планы, достаточно было создать угрозу ее длительной осады, тотального грабежа территории как близ лежащей так и дальних рубежей. Едва ли Михаил рассуждал как Кутузов в 1812. Не те условия были.
Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
Амастрида как и Вифиния все таки далековато от Дазимона (минимум 330-350км) имеется ввиду для каких то оперативных решений. но как защита некоторого участка южного побережья черного моря, крепость Дазимон вполне могла использоваться (в радиусе 100-150км). Но так или иначе, думаю в этих суждениях есть рациональное зерно.


Амастрида и Вифиния лишь пример аппетитов русов и их тактики. По факту же сведений о походе русов крайне мало. Но то, что они грабили острова Мраморного моря указывает на то, что их не только Константинополь и его ближайшая округа интересовали. Логически можно предположить что уйдя от Царьграда без потерь они могли начать грабить южное побережье.

Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
Нет вы не о том же, иначе мне не пришлось бы вас поправлять в том месте о котором я не говорил. (и делаю я уже это в третий раз!)
Об этой цитате Сорочана идет речь?
"сумма казенных денег (720 номисм), которую получал стратиг для Херсона из Константинополя"
"Ничто не указывает на то, что Херсон содержал свой, фемный военный флот"
А был ли флот тогда когда, стратиг Херсона сообщил в столицу о набеге русов 941?

Вероятно был, потому что к середине Х века Крым однозначно византийский.
Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
Наличие печатей указывают на то, на что я указал в приведенной цитате, историка, который считает что печати могут на что либо указать. И хочу заменить и вашей цитате тоже
"но удобная гавань Карантинной бухты наверняка служила временной военно-морской базой для "царских кораблей",  на что указывают находки печати топотирита императорского флота Адриана"

Адриан имеет отношение к рассматриваемому периоду?
И опять же Сорочан пишет о временной базой для флота. при этом добавляет - наверняка. С какого периода или в какой период?
Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
а помоему тут требуется комментарий
"во всяком случае, отсутствие на какой-то момент стратига – единственное логичное объяснение,
почему херсониты не выполнили свою обычную обязанность, заранее не предупредили имперское правительство о морском походе на Константинополь"
Стратига или флота?

Вы видите только печати и наличие или отсутсвие стратига, я вам цитируя Сорочана указываю совсем на другое, то что вы в упор не хотите замечать. Сорочан ссылаясь на источники того времени пишет что в  860 году, ситуация в Херсоне была критическая. Нужное выделяю.

"Временами,как это было в июне 860 г., когда город находился в трудном положении из-за враждебного прессинга «толп язычников», «многих нападений варваров», здесь вообще могло наступить безвластие; во всяком случае, отсутствие на какой-то момент стратига – единственное логичное объяснение, почему херсониты не выполнили свою обычную обязанность, заранее не предупредили имперское правительство о морском походе на Константинополь «превосходящего всех жестокостью и склонностью к убийствам» «народа рос».

Т.е. летом 860 жителям Херсона было не до Византии ибо их прессовали толпы язычников и нападения варваров. Ссылаясь на источники Сорочан пишет,что в этот период
"вся та часть Херсонского края (области) (tota illa pars Cersonicae regionis)», т.е. северо-западная оконечность Гераклейского полуострова, где находилось заброшенное место с могилой св. Климента, вследствие многих нападений варваров (multitudinem incursantium Barbarorum) ивсеувеличивающихсясовсехсторонтолпязычников (et crescente circumquaque multitudine paganoru) была лишь «почти покинута и сделалась необитаемой» (prope modum desolata est; fere desolata et inhabitabilis reddita)"

Так что очевидно что в Херсоне в это время не было ни имперского флота, который вероятно на арабскую войну вместе с стратигом, ни какого либо другого, поскольку своего военного флота у херсонан не было, о чем Сорочан прямо и пишет.

Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
"Да и Боспорская епархия вполне могла быть местом сбора информации. И потом у Византийцев и Хазар в то время на был общий враг - мадьяры, и они могли обмениваться информацией."

могла быть, а могла и не быть. я вам уже писал о том, что у русов не было военного флота как такового. Купцы тоже были вооружены. Ввиду этого выяснить намерения вооруженных мужиков прибывающих на судах достаточно сложно если информатор сам не вступает в контакт с оными. Да и не думаю что русы на каждом привозе кричали о том, что они идут грабить Царьград. Кроме того, еще раз и еще раз обращаю внимание что в этот период положение византийских колоний в Крыму было критическое. А что до врагов. Ну так и греки не были для хазар в это время большими друзьями, поэтому вероятность того что хазары с венграми могли сговориться против греков не менее вероятна чем сговор греков и хазар против венгров. Еще более вероятна возможность в то что хазары сквозь пальцы посмотрели на русов идущих на Царьград. Ослабить греков было в интересов хазар того времени с учетом их нарастающего противостояния.
Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
Так же стоит обратить внимание на слова исследователя, единственное логичное объяснение
Т.е по его мнению росы никак не могли пройти незамеченными мимо крымского п-ва, если бы в Херсоне был стратиг. И раз они прошли, то это означает что стратига не было. А то что стратиг не стал сообщать о росах версия не рассматривается, разумно будет добавить что и не смог сообщить.
Но в по логике Сорочана это значит что стратига не было.

Да причем тут стратиг, Сорочан указывает на весь комплекс проблем, сложившийся летом 860 года в Крыму. Впрочем выше уже и процитировал и рассмотрел, возвращаться не буду.
Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
да, достаточное, но не те кто был свидетелем событий.
"Очевидцы событий Фотий и Георгий, автор "Слова", а также продолжатель Феофана молчат о буре, якобы послужившей причиной гибели русского флота. Напротив, в принадлежащих их перу источниках говорится о внезапном, неожиданном для греков отступлении руссов"

Буря это вообще фишка греческих источников. Буря помогает грекам против русов и в 941 и  1043. Наверное традиция такая летописания. Буря разбивает флот норманнов в Средиземке в 861 году, по свидетельству франкских и арабских источников.

Виктор3992 писал(а) 03.04.2018 :: 17:06:11:
Можно ответить вашими же словами, время было такое
Арабы воевали с ромееями. Но безусловно подобные совпадения наводят на размышления и строятся версии, отсюда и та, которую мы обсуждаем сговор арабов с росами 860г. Начиная разбирать детали, встречаем много неясностей.

Собственно мог быть не сговор в чистом виде, а некий посыл, типа - ребята, греки ушли, столица беззащитна, есть что пограбить. ребята на лодки и вперед. Хотя, сугубо на мой взгляд, в 860 году был сговор, такой же как и у Святослава с греками в 967 году. У русов и арабов в это время было много общих торговых интересов.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4970 - 04.04.2018 :: 10:39:22
 
Roxsalan писал(а) 03.04.2018 :: 19:28:29:
Вы видите только печати и наличие или отсутсвие стратига, я вам цитируя Сорочана указываю совсем на другое, то что вы в упор не хотите замечать. Сорочан ссылаясь на источники того времени пишет что в860 году, ситуация в Херсоне была критическая. Нужное выделяю.

Если сосредоточиться на том что вы считаете главным, а именно ситуация в Херсоне в 860г.
При этом опираясь на мнение уверен уважаемого исследователя Сорочана, и если сильно переусердствовать в этом, то может произойти раздвоение личности.
Цитаты для наглядности.
"Было бы неверным согласиться с выводом о его (Херсона) жалком существовании, который появился вследствие поверхностного, недостаточно критического знакомства с соответствующими агиографическими и
эпистолярными источниками – письмом Анастасия библиотекаря, Житием
Константина, Италийской легендой..."

Даже свидетельства бывшего ссыльного Митрофана Смирнского и «отчета»(сжатой истории — brevis historica,
storiola, historica narratione) Константина Философа, положенного в основу ряда источников,
надо принимать с известной долей осторожности.
Не говоря уже о том, что Митрофан мог попросту сгустить краски исключительно о «лютых разбойниках» вокруг Херсона, чтобы рельефнее стали видны его заслуги политического репрессанта и «страдальца»,
картина тотального и регулярного варварского прессинга, доходящего до
полной изоляции горожан, вызывает сомнения в своей правдоподобности,
если представить, что она непрерывно продолжалась многие десятилетия.

"Скорее, мы имеем дело с отражением в нарративных источниках каких-то
эпизодичных тревожных моментов
, тех, что все чаще случались в 50-х гг.
IX в., когда византийско-хазарские (венгерские) отношения вступили в
плоскость опасного состояния «ни мира, ни войны»"

"Не исключено, что воспоминания Константина Философа,
переданные Анастасием библиотекарем, явились отзвуком конкретной ситуации, когда приближение врага
к городу заставило часть жителей разбежаться по окрестным горам и лесам,
а оставшуюся, немногочисленную часть (non plurime plebe) — искать убежища за оборонительными стенами,
ставшими для них на какой-то момент одновременно единственным убежищем и своеобразной тюрьмой."

"Т.е. даже в экстремальных условиях она опустела не полностью (северо-западная оконечность Гераклейского полуострова), не говоря уже о других местах."

"В середине – второй половине IX в., т.е. в период, приблизительно совпадающий
с временем пребывания Митрофана Смирнского и Константина Философа,
на противоположной от Херсона стороне Севастопольской бухты, в районе
Радиогорки, далеко за пределами города довольно долго работал гончарный
эргастирий...Разумеется,устроить мастерскую, печь в столь отдаленном месте (2 км по воде, 15 по суше) не пришло бы в голову херсонитам, если бы они действительно были жителями города, из которого опасались даже выходить."

"К примеру, находки слоя с ранней поливной керамикой в балке Бермана
указывают на сохранение жизнедеятельности в этом юго-восточном районе Гераклейского полуострова, по крайней мере, к концу IX в."

Даже в беспокойные времена его обитатели, случалось, покидали стены и удалялись от них на 10–12 км, как это было во время неоднократных окрестных разведок Константина Философа,
а также во время путешествия на остров в Казачьей бухте и при торжественной
встрече перед городом вновь обретенных мощей св. Климента, не говоря уже о походах к другим местным христианским полисмам.
Вне оборонительных стен, как свидетельствуют и письменные, и археологические памятники, функционировали пригородные монастыри, храмы (Богоматери Влах#рнской, св. Созонта, церковь, открытая в 1902 г. на Девичьей горке), которые не подверглись разрушениям в IX в.

"Посланец василевса, несмотря на присутствие венгров и хазарского военного отряда, ведшего военные действия недалеко от Херсона, смог беспрепятственно добраться до
некоего окрестного «христанского града», со временем посетил неблизкий «народ фульский», а занимаясь розысками остатков храма с гробницей святого, «неоднократно (много раз) уходил и возвращался» (pergens312 Часть II. Херсон в VIII – середине X вв.ac rediens frequentaret), т.е. регулярно обследовал окрестности города, вел разговоры с местными жителями..."

"Такого рода данные не соответствуют утверждениям «...о постоянном нахождении врагов в ближайших окрестностях."
-------------------------------
Другими словами постоянной угрозы нет, но она видимо появится тогда, когда это потребуется исследователю.
И вот, в следующем абзаце она уже вроде как появляется.
------------------------
"Несмотря на периодические столкновения с «варварами», «язычниками» — хазарами, венграми и своеобразное полуосадное положение города, вероятно, ставшее на какое-то непродолжительное время по сути дела хроническим, Херсон, похоже, не испытал значительного упадка, а в последней трети IX в., когда конфронтация пошла на убыль, явно оживил свою торгово-экономическую деятельность."

и тут же исчезает..
стр 310 - 312.

Далее идет страница 625

"Нам также представляется несколько преувеличенной угроза Херсону
со стороны врагов, о которой обычно говорят."

"Ясно, что в письме Анастасия и в ИЛ подразумевается не конкретное (непосредственно в данный момент), а «историческое» запустение местности — со временем, в течение долгого периода"

И тут неожиданный поворот!

"Конечно, мы не утверждаем, что политическая ситуация в Крыму в это время была полностью стабильной. Однако, вероятнее всего, сюжеты из Жития Константина Философа об «укрощении» хазарского полководца и «избавлении» от венгров, равно как и поездка в Фулы, вряд ли имели место в действительности и были вставлены в текст в качестве традиционных сюжетов агиографии того времени, которые подчеркивали главную заслугу Константина Философа — обретение мощей Климента Римского"

В качестве заключения, исследователь (ли) добавляет (ют).

"Указанное выше неотрицает определенную вероятность пребывания в округе (ближней или дальней) Херсона хазарских и венгерских военных отрядов, которые в какой-то мере в определенный период могли угрожать и самому городу. Это, вероятно, отмечали Константин и Митрофан, данный факт был известен и агиографу,
обработавшему его в традициях житийных произведений того времени.

В связи с вышесказанным, актуальной проблемой остается вопрос о
времени прекращения хазарского присутствия в Крыму."
---------------------------
Теперь мы возвращаемся к
Roxsalan писал(а) 03.04.2018 :: 19:28:29:
Вы видите только печати и наличие или отсутсвие стратига, я вам цитируя Сорочана указываю совсем на другое, то что вы в упор не хотите замечать. Сорочан ссылаясь на источники того времени пишет что в860 году, ситуация в Херсоне была критическая. Нужное выделяю.

"Временами,как это было в июне 860 г., когда город находился в трудном положении из-за враждебного прессинга."

Думаю вы и сами догадались откуда появилась такая точная дата?, правильно, росы прошли не заметно, стратига не было, враждебный прессинг. А в остальное время можно было выйти погулять, съездить на рыбалку, ну и вообще расслабиться получить удовольствие от природы.
Ну а в основном, Сорочан достаточно скрупулезно старается предоставить обширные данные по теме Крым VIII- середина X века.

пс. 18го июня росы уже были у столицы ромеев, отсюда складывается и маршрут, самый короткий.
И другой момент, Сорочан уверен (вне зависимости от маршрута росов) что херсониты должны были вовремя известить столицу об угрозе. На остальное, отвечу видимо позже.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4971 - 04.04.2018 :: 14:38:55
 
Виктор3992 писал(а) 04.04.2018 :: 10:39:22:
Думаю вы и сами догадались откуда появилась такая точная дата?, правильно, росы прошли не заметно, стратига не было, враждебный прессинг. А в остальное время можно было выйти погулять, съездить на рыбалку, ну и вообще расслабиться получить удовольствие от природы.
Ну а в основном, Сорочан достаточно скрупулезно старается предоставить обширные данные по теме Крым VIII- середина X века.

Сорочан, вопреки мнения ряда других историков и археологов, и это он сам декларирует, стремиться доказать, что хазары не имели той власти в Крыму, как это им приписывают другие исследователи. Именно с этим связаны все его оговорки, в том числе акцент на то, что не все было так плохо, как сообщают цитированные им источники, что жители города выходили куда-то и что-то производили в округе, в частности керамику. Честно говоря, рассуждения о  том, что жители Херсона в условиях вражеского вторжения и оккупации сиднем сидели в городе боясь носа за его пределы показать, довольно наивны. Голод не тетка и если венгры или хазары ограбили округу и ушли, не предпринимая осады города, что очевидно из текстов, то это не могло препятствовать продолжению жизнедеятельности как самого города так и округи. в Великую Отечественную ситуация была куда тяжелее и ничего, народ в поисках пропитания мигрировал по оккупированной территории на значительные расстояния, относительно беспрепятственно. Моя бабушка по материнской линии с маленькими детьми на телеге запряженной коровой добирались до родни за две сотни верст в условиях ведения боевых действий. А малолетний отец с бабушкой пехом шли из Ростовской обл, в сторону Полтавы, потому что там жизнь сытнее была. Так что проблема с перемещением жителей Крыма по его территории в условиях того времени Сорочаном надумана. Едва ли упомянутые им личности путешествующие по округе вызывали пристальный интерес со стороны что хазар что венгров.
Виктор3992 писал(а) 04.04.2018 :: 10:39:22:
пс. 18го июня росы уже были у столицы ромеев, отсюда складывается и маршрут, самый короткий.

Хазарские источники сообщают что от Итиля до Константинополя морской путь составлял 15 суток. примерно столько же шло и московское посольство от устья Дона и до Царьграда в 14 веке.

Виктор3992 писал(а) 04.04.2018 :: 10:39:22:
И другой момент, Сорочан уверен (вне зависимости от маршрута росов) что херсониты должны были вовремя известить столицу об угрозе.

Все верно. Но он указывает что должны были , но в условиях 860 года не могли.
Виктор3992 писал(а) 04.04.2018 :: 10:39:22:
На остальное, отвечу видимо позже.

Будем ждать.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4972 - 04.04.2018 :: 20:45:39
 
Надеюсь приведенная цитата будет интересна форумчанам и вернет форум в конструктивное русло.

«Карта распространения скандинавских комплексов и артефактов показывает, что до конца 1Х в. скандинавы жили в Восточной Европе только в Ладоге и на Рюриковом городище. Еще на четырех городищах, можно предполагать присутствие скандинавов с высокой степенью вероятности (Изборск, Витебск, Супрутское и Сарское). Это, видимо, были поселения – крайние точки, которые достигались единичными торговыми агентами, ремесленниками или наемниками северного происхождения. Считать скандинавов значительной частью элиты  этих раннегородских центров оснований нет. Судя по совпадениям мест находок скандинавских предметов и кладов 1Х в. скандинавами использовались торговые пути: «верхний отрезок» пути из варяг в греки, путь по Западной Двине и, возможно, еще спуск по Днепру и затем западный отрезок пути из «хазар в немцы» Как видим, у нас есть данные об участии скандинавов в дальней транзитной торговле монетным серебром, однако, ареал   распространения скандинавских находок гораздо уже ареала денежно-вещевых кладов, поэтому ясно, что монополией на «дальнюю торговлю» скандинавы во всей Восточной Европе  не обладали. Судя по карте скандинавских находок скандинавы нигде границы оны влияния Хазарского каганата. На даны момент ни одна находка скандинавского облика, которая могла бы быть достоверно датирована 1Х в. в зоне влияния хазар нам неизвестна. Исключение составляет  городище Супруты – полиэтничный, пограничный и максимально отдаленный от основных центров Хазарии контрольный пункт. Опять же крайне замечательно наличие скандинавских находок на Правобережье Днепра и полное их отсутствие на Левобережье, видимо путь на восток скандинавам в 1Х в. здесь был заказан. Организаторами такого запрета могли быть либо местные славянские общности (северяне?), либо хазары. Добавим что прорыв выходцев с севера в Среднее Поднепровье в конце 1Х в. затронул только самые северо-западные окраины зоны влияния Хазарии…. На основании этих географических и хронологических наблюдений, необходимо сформулировать несколько следствий, принципиальных для исторических реконструкций. Во-первых, необходимо решительно поставить под сомнение гипотезу о том, что 1Х в. некая «первая волна скандинавов» («перво-русь») появилась на юге Восточной Европы, поселилась там и активно действовала, но не оставляла никаких археологически-фиксируемых следов, кроме глобальных  разрушений. Эти «ранние скандинавы» должны были обладать уникальной спецификой, которая заключалась бы в полном отказе от всех скандинавских и североевропейских культурных признаков. Они не пользовались типичными формами  скандинавского оружия, не использовали скандинавские погребальные обряды, не оставляли признаков торговой (клады, погребения с торговым инвентарем) и военно-административной (создание своих опорных пунктов, погребения воинов) активности. Нам феномен такой тотальной маскировки представляется маловероятным. Следует отвергнуть и идеи о появлении до конца 1Х в. глобальных политий под руководством скандинавской элиты в Восточной Европе. Существование такой масштабной политии «эпохи Рюрика»  предполагал  Г.С. Лебедев. При этом он исходил из историографической традиции буквального «совокупного»  прочтения летописных известий Повести временных лет, использования максимально ранних датировок всех опорных памятников со скандинавским материалом, а также традиции «переноса» явлений Х в. на предыдущее столетие….. Еще менее обоснована  в своих источниковедческих предпосылках глобальная реконструкция военных походов на огромные расстояния войск мощных политий руси 1Х в.  А.В. Зорина и А.Г. Шпилева. Археологические материалы в статье используются только иллюстративно и с значительными упущениями. Связь выпадения кладов с предполагаемым рейдом руси из Ладоги на территорию Византии через всю Восточную Европу и обратно (!) остается в области догадок, причем достаточно фантастических…. Датировка Гнездовского археологического комплекса первой половиной 1Х в. не признана ни одним современным исследователем и требует специального обоснования, а не утвердительной констатации.  Точно также искажают картину предложенной «реконструкции» и неоправданно ранние датировки  возникновения и остальных торгово-ремесленных поселений Восточной Европы 1Х в., прежде всего комплекса у дер. Тимерева. Описание огромных политий «кагана Рюрика»  и «прото-государства» Олега, якобы сложившихся в 1Х в. вообще не опирается на какие либо достоверные данные. В итоге вся картина в целом и основные отдельные выводы оказываются необоснованными с точки зрения современной археологической информации». (А.С. Щавелев, А.А. Фетисов К ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ IX В. 2. КАРТА СКАНДИНАВСКИХ КОМПЛЕКСОВ И АРТЕФАКТОВ. Древнейшие государства Восточной Европы 2015. https://www.academia.edu/32567418/%D0%9A_%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0...)

Наверх
 
Богдан М
ReadOnly
+++
Вне Форума



Сообщений: 6416
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4973 - 05.04.2018 :: 00:12:13
 
Roxsalan писал(а) 04.04.2018 :: 20:45:39:
Эти «ранние скандинавы» должны были обладать уникальной спецификой, которая заключалась бы в полном отказе от всех скандинавских и североевропейских культурных признаков. Они не пользовались типичными формами  скандинавского оружия, не использовали скандинавские погребальные обряды, не оставляли признаков торговой (клады, погребения с торговым инвентарем) и военно-административной (создание своих опорных пунктов, погребения воинов) активности.

If it looks like not a duck, swims like not a duck and quacks like not a duck, then it probably is a duck ?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4974 - 05.04.2018 :: 00:22:29
 
Богдан М писал(а) 05.04.2018 :: 00:12:13:
If it looks like not a duck, swims like not a duck and quacks like not a duck, then it probably is a duck ?

И к чему эти мудрстпрования, по существу сказать есть что?
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4975 - 05.04.2018 :: 05:53:52
 
Roxsalan писал(а) 04.04.2018 :: 20:45:39:
что до конца 1Х в. скандинавы жили в Восточной Европе только в Ладоге и на Рюриковом городище.


"Однако, Ю. Кальмер совершенно правильно указал, что стационарное присутствие скандинавов до середины IX в. фиксируется только в Ладоге и Рюриковом городище, он подчеркнул, что количество самих скандинавов было крайне мало. Он определил, что часть скандинавов «первой волны» происходила с Аландских островов и с озера Меларен в Швеции27. Его анализ первой половины IX столетия можно считать вполне образцовым. Он также прав, когда пишет, что следующая волна пришельцев с севера (он ее датирует второй половиной IX в., но мы ниже обосновываем хронологический период – самый конец IX в.) была менее космополитична в культурном отношении, менее толерантна к местному населению и более военизирована28."

Цитата по: А.С. Щавелев, А.А. Фетисов К исторической географии Восточной Европы IX в. 2. карта скандинавских комплексов и артефактов 2015
Наверх
« Последняя редакция: 05.04.2018 :: 06:03:57 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4976 - 05.04.2018 :: 10:52:19
 
scriptorru писал(а) 05.04.2018 :: 05:53:52:
Однако, Ю. Кальмер совершенно правильно указал, что стационарное присутствие скандинавов до середины IX в. фиксируется только в Ладоге и Рюриковом городище

и что вы хотели сказать репостив то что я процитировал?
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4977 - 05.04.2018 :: 11:25:58
 
Roxsalan писал(а) 05.04.2018 :: 10:52:19:
и что вы хотели сказать репостив то что я процитировал?

А что здесь неясного? Нужное я подчеркнул. Констатация стационарного присутствия скандинавов в первой половине IX века в Ладоге и Городище.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4978 - 05.04.2018 :: 12:03:47
 
scriptorru писал(а) 05.04.2018 :: 11:25:58:
А что здесь неясного? Нужное я подчеркнул. Констатация стационарного присутствия скандинавов в первой половине IX века в Ладоге и Городище.

Очередной раз убеждаюсь в том что каждый видит лишь только то, что хочет видеть. Для вас нужное это присутствие скандинавов в Ладоге и Городище в первой половине 1Х века, хотя по городищу есть вопросы, но вот выводы авторов о том, что  "количество самих скандинавов было крайне мало", вы предпочли проигнорировать.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4979 - 05.04.2018 :: 12:09:27
 
Roxsalan писал(а) 05.04.2018 :: 12:03:47:
вы предпочли проигнорировать.

Roxsalan писал(а) 05.04.2018 :: 12:03:47:
"количество самих скандинавов было крайне мало"


Такое ощущение, что авторы привели там конкретные цифры ... Круглые глаза Как будто в первый раз об этом. От 10 до 20% вполне адекватная цифра. Для военной элиты в частности. Смотрите об этом у этих же авторов. Смайл
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Страниц: 1 ... 247 248 249 250 251 ... 977
Печать