Roxsalan писал(а) 03.04.2018 :: 19:28:29:Вы видите только печати и наличие или отсутсвие стратига, я вам цитируя Сорочана указываю совсем на другое, то что вы в упор не хотите замечать. Сорочан ссылаясь на источники того времени пишет что в860 году, ситуация в Херсоне была критическая. Нужное выделяю.
Если сосредоточиться на том что вы считаете главным, а именно ситуация в Херсоне в 860г.
При этом опираясь на мнение уверен уважаемого исследователя Сорочана, и если сильно переусердствовать в этом, то может произойти раздвоение личности.
Цитаты для наглядности.
"
Было бы неверным согласиться с выводом о его (Херсона) жалком существовании, который
появился вследствие поверхностного, недостаточно критического знакомства с соответствующими агиографическими и
эпистолярными источниками – письмом Анастасия библиотекаря, Житием
Константина, Италийской легендой..."
Даже свидетельства бывшего ссыльного Митрофана Смирнского и «отчета»(сжатой истории — brevis historica,
storiola, historica narratione) Константина Философа, положенного в основу ряда источников,
надо принимать с известной долей осторожности. Не говоря уже о том, что Митрофан
мог попросту сгустить краски исключительно о «лютых разбойниках» вокруг Херсона, чтобы рельефнее стали видны его заслуги политического репрессанта и «страдальца»,
картина тотального и регулярного варварского прессинга, доходящего до
полной изоляции горожан,
вызывает сомнения в своей правдоподобности,
если представить, что она непрерывно продолжалась
многие десятилетия.
"Скорее, мы имеем дело с отражением в нарративных источниках
каких-то
эпизодичных тревожных моментов, тех, что все чаще случались в 50-х гг.
IX в., когда византийско-хазарские (венгерские) отношения вступили в
плоскость опасного состояния «ни мира, ни войны»"
"
Не исключено, что воспоминания Константина Философа,
переданные Анастасием библиотекарем, явились
отзвуком конкретной ситуации, когда приближение врага
к городу заставило часть жителей разбежаться по окрестным горам и лесам,
а оставшуюся, немногочисленную часть (non plurime plebe) — искать убежища за оборонительными стенами,
ставшими для них на какой-то момент одновременно единственным убежищем и
своеобразной тюрьмой."
"Т.е. даже в экстремальных условиях она
опустела не полностью (северо-западная оконечность Гераклейского полуострова),
не говоря уже о других местах."
"В середине – второй половине IX в.,
т.е. в период, приблизительно совпадающийс временем пребывания Митрофана Смирнского и Константина Философа,
на противоположной от Херсона стороне Севастопольской бухты, в районе
Радиогорки,
далеко за пределами города довольно долго работал гончарный
эргастирий...
Разумеется,устроить мастерскую, печь в столь отдаленном месте (2 км по воде, 15 по суше)
не пришло бы в голову херсонитам, если бы они действительно были жителями города, из которого опасались даже выходить."
"К примеру, находки слоя с ранней поливной керамикой в балке Бермана
указывают на сохранение жизнедеятельности в этом юго-восточном районе Гераклейского полуострова, по крайней мере, к концу IX в."
Даже в беспокойные времена его обитатели, случалось, покидали стены и
удалялись от них на 10–12 км, как это было во время
неоднократных окрестных разведок Константина Философа,
а также во время
путешествия на остров в Казачьей бухте и при торжественной
встрече перед городом вновь обретенных мощей св. Климента, не говоря уже
о походах к другим местным христианским полисмам.
Вне оборонительных стен, как свидетельствуют и письменные, и
археологические памятники, функционировали пригородные монастыри, храмы (Богоматери Влах#рнской, св. Созонта, церковь, открытая в 1902 г. на Девичьей горке), которые
не подверглись разрушениям в IX в.
"Посланец василевса,
несмотря на присутствие венгров и хазарского военного отряда, ведшего военные действия недалеко от Херсона,
смог беспрепятственно добраться до
некоего окрестного «христанского града»,
со временем посетил неблизкий «народ фульский», а занимаясь розысками остатков храма с гробницей святого,
«неоднократно (много раз) уходил и возвращался» (pergens312 Часть II. Херсон в VIII – середине X вв.ac rediens frequentaret), т.е. регулярно обследовал окрестности города,
вел разговоры с местными жителями..."
"Такого рода
данные не соответствуют утверждениям «...о постоянном нахождении врагов в ближайших окрестностях."
-------------------------------
Другими словами постоянной угрозы нет, но она видимо появится тогда, когда это потребуется исследователю.
И вот, в следующем абзаце она уже вроде как появляется.
------------------------
"Несмотря на периодические столкновения с «варварами», «язычниками» — хазарами, венграми и
своеобразное полуосадное положение города, вероятно, ставшее на какое-то
непродолжительное время по сути дела хроническим, Херсон, похоже, не испытал значительного упадка, а в последней трети IX в., когда конфронтация пошла на убыль, явно оживил свою торгово-экономическую деятельность."
и тут же исчезает..
стр 310 - 312.
Далее идет страница 625
"Нам также представляется
несколько преувеличенной угроза Херсону
со стороны врагов, о которой обычно говорят."
"
Ясно, что в письме Анастасия и в ИЛ
подразумевается не конкретное (непосредственно в данный момент), а «историческое» запустение местности — со временем, в течение
долгого периода"
И тут неожиданный поворот!
"
Конечно, мы не утверждаем, что политическая ситуация в Крыму в это время была полностью стабильной.
Однако, вероятнее всего, сюжеты из Жития Константина Философа об «укрощении» хазарского полководца и «избавлении» от венгров,
равно как и поездка в Фулы,
вряд ли имели место в действительности и были вставлены в текст в качестве традиционных сюжетов агиографии того времени, которые подчеркивали главную заслугу Константина Философа — обретение мощей Климента Римского"
В качестве заключения, исследователь (ли) добавляет (ют).
"
Указанное выше неотрицает определенную вероятность пребывания в округе (ближней или дальней) Херсона хазарских и венгерских военных отрядов, которые
в какой-то мере в определенный период могли угрожать и самому городу. Это, вероятно, отмечали Константин и Митрофан, данный факт был известен и агиографу,
обработавшему его в традициях житийных произведений того времени.
В связи с вышесказанным, актуальной проблемой остается вопрос о
времени прекращения хазарского присутствия в Крыму."
---------------------------
Теперь мы возвращаемся к
Roxsalan писал(а) 03.04.2018 :: 19:28:29:Вы видите только печати и наличие или отсутсвие стратига, я вам цитируя Сорочана указываю совсем на другое, то что вы в упор не хотите замечать. Сорочан ссылаясь на источники того времени пишет что в860 году, ситуация в Херсоне была критическая. Нужное выделяю.
"Временами,как это было в июне 860 г., когда город находился в трудном положении из-за враждебного прессинга."
Думаю вы и сами догадались откуда появилась такая точная дата?, правильно, росы прошли не заметно, стратига не было, враждебный прессинг. А в остальное время можно было выйти погулять, съездить на рыбалку, ну и вообще расслабиться получить удовольствие от природы.
Ну а в основном, Сорочан достаточно скрупулезно старается предоставить обширные данные по теме Крым VIII- середина X века.
пс. 18го июня росы уже были у столицы ромеев, отсюда складывается и маршрут, самый короткий.
И другой момент, Сорочан уверен (вне зависимости от маршрута росов) что херсониты должны были вовремя известить столицу об угрозе. На остальное, отвечу видимо позже.