Roxsalan писал(а) 31.03.2018 :: 18:14:05:таможня в то время понятие условное. вряд ли у херсонян были корабли пограничной стражи которые могли досмотреть проплывающие мимо корабли.
"Именно там (в Херсоне) для экспедиции Петроны были подготовлены легкие гребные суда каматиры,
предназначенные для плавания по рекам и каботажа".
Найденные печати показывают что в первой полвине 9 века, в Херсоне был византийский воинский контингент, назначенный стратиг, а так же что Херсон выплачивал империи налоги и торговые пошлины. Правда стратиги Херсона в Тактикона Успенского, стоят в последнем ряду. Численность гарнизона не известна.
Roxsalan писал(а) 31.03.2018 :: 18:14:05:тоже самое что и в предыдущем ответе. Кроме того мы не знаем были задействованы или нет корабли и войско этих ферм в походе Михаила, что вполне вероятно, если учесть что и столица недостаточно была защищена чтобы противостоять русам на море.
Скорей всего были, если смотреть на ход событий битва при Лалакаоне (863г)
"Против арабов были сформированы и выдвинуты три независимые армии:
с севера — силы черноморских фем Армениак, Букелларии, Колонея и Пафлагония;
с юга — отряды из фем Анатолик, Опсикий и Каппадокия, а также клисур Селевкии и Харсиана;
с запада шёл с отрядами из Македонской, Фракийской и Фракисийской фем вместе со столичными тагматами"
Думаю что-то похожие должно быть и в 860г.
Roxsalan писал(а) 31.03.2018 :: 18:14:05:Нет не переходит. Византийцы закрепи свою власть над Боспором не раньше середины Х века. Смотрите работы историков и археологов на этот счет. Письмо Фотия не показатель, хазары не препятствовали проповеди христианства в Крыму, светскую власть оставляя за собой.
По поводу Боспора, возможно я ошибся, приведя дату 864г, большинство
публикаций ссылается на дату 873г, 864 это крайний срок официального принятие иудаизма хазарами.
Речь идет о письме Фотия, Антонию, архиепископу Босфорскому (859/сентябрь 867?)
Где Фотий упоминает о крещении боспорских иудеев, что как указывают историки не могли произойти при хазарской администрации. Сам Фотий после убийства Михаила был отправлен в ссылку (867), после, Василием I, был призван ко двору для обучения императорских сыновей (около 875 года). А восстановлен, на патриаршем престоле Константинопольским собором 879—880 годов. Если принять дату 873, то получается он писал его находясь в ссылке.
Roxsalan писал(а) 31.03.2018 :: 18:14:05:Болгары были отвлечены на войну с сербами, либо подготовкой к ней. Греки не ждали удара с севера, именно поэтом и сконцентрировались на арабах.
Да, похоже у византийцев были железные гарантии того, что болгары не нападут. Раз Михаил в поход 860 года использовал силы Фракисийской и Македонской фем.
Исследователи отмечают такой момент -
"в данном случае речь идет о таксеотах ближайших к Константинополю
провинций (Фракия и Опсикий). Регулярные кавалерийские отряды из
фемы Фракисий относились к числу самых боеспособных в
византийской армии. Важной составной частью мобильной армии
являлись отряды конных лучников"
"Постоянное привлечение контингентов малоазийских фем для отражения
болгарских набегов стало весьма проблематичным. Окончательное прекращение
подобной практики наблюдается после восстания Фомы Славянина (821–825),
которое обернулось для восточных фем подлинной катастрофой"
"С 20-х гг IXв. балканским фемам приходилось рассчитывать
только на свои силы. Для повышения эффективности обороны на
Западе были созданы новые фемы: Македония (между 799 и 802 гг.) и Пелопоннес (812)".
Roxsalan писал(а) 31.03.2018 :: 18:14:05:Кроме того, смотрите ход войны в 941, ситуация почти та же что и в 860, но греки как только русы появились у Боспора снимают войска и флот из других мест и потягивают к столице.
Это тогда, когда они победили. А в нашем случае росы ушли.
Roxsalan писал(а) 31.03.2018 :: 18:14:05:ну видимо были на это причины, например приписать славу лично Михаилу, опять же покров Богородицы.
Слава Михаила была не долгой, ведь он сразу после проиграл крупное сражение.
А Богородица, ну это не в первый раз, например во время осады Констатинополя Фомой Славянином (в 821г. которая длилась почти год) - "была устроена грандиозная церковная процессия: патриарх и императорский сын Феофил вместе с духовенством обошли Город по стенам, неся древа Креста и ризу Богоматери, что сильно деморализовало Фому"
Roxsalan писал(а) 31.03.2018 :: 18:14:05:Так и я о том, войска нет, зато есть Богородица. Если император вернулся один, без подмоги, что мешало отбить набег сидевшему в городе начальнику флота греков? Или Михаил был куда более лучший полководец?
Михаил судя по всему был марионеткой в чужих руках всю свою недолгую жизнь.
А вот почему Никита Орифа не смог отбить осаду это хороший вопрос. Некоторые говорят что в его распоряжении были старые и дряхлые суда. Сам Фотий пишет что вообще не предпринимались какие либо действия.
"Где ныне василевс христолюбивый? Где войска? Где оружие, полководческие советы и приготовления?
Кто же будет сражаться за нас? Кто выступит против врагов? Мы лишены всего, беспомощны со всех сторон"
Или "
и сделал парализованными члены тех, на кого возложены военные решения"
Roxsalan писал(а) 31.03.2018 :: 18:14:05:А зачем ему говорить, славу кому то отдавать?
Ну хотя бы потому что свои гамилии он писал при живом Императоре - "все они относятся ко времени его первого патриаршества (858-867)". Если Михаил спас столицу, а Фотий это приписал себе, проигнорировав факты и свидетельства очевидцев, при таком подходе можно было лишиться не только славы (которая одна на двоих, после поражения Михаила) но и должности.