Цитата:Слишком упрощенный подход. Смотрите другие работы по Крыму, включая археологов, того же А.И.Айбабина "Этническая история ранневизантийского Крыма". Вот нарезка цитат по нужному нам периоду.
"В 839 г. отношения между Византией и Хазарией улучшаются. Продолжатель Феофана сообщает о прибытии в Константинополь через год после избрания патриархом Иоанна Грамматика (838 г.) хазарского посольства с просьбой построить для них в месте наибольшего сближения рек Волги и Дона крепость для защиты от варваров, угрожавших хазарским землям... Очевидно, спустя некоторое время после создания в название фемы Климатов включили Херсон. Климатами Константин Багрянородный, также как и упомянутые выше авторы, именовали примыкавший к Херсону горный регион, в котором находились крепости Готии. Вероятно, Византия в результате заключения с хазарами договора о стратегическом союзе вернула эти крепости под свое управление. Другие районы полуострова остались под контролем хазар..... По мнению Е.Арвейлер и Д.Оболенского, хазары обратились за военной помощью к Византии, опасаясь венгров. Они вторглись в степи Северного Причерноморья в середине 830-х гг.... Венгры совершали набеги в Крым. Возможно, в Центральном Крыму они уничтожили поселение Тау-Кипчак... По словам К.Цукермана, рассмотренные печати говорят о переименовании около 850 г. фемы Климатов в фему Херсона. Реорганизация фемы произошла в связи с неспособностью империи эффективно контролировать
территорию за пределами Херсона. Новая обстановка на полуострове отразилась и в житии Константина-Кирилла Философа, возглавлявшего в 860-861 гг. миссию, отправленную из столицы империи через Херсон к хазарскому кагану. Прибыв в Херсон он узнал о нападении хазар на один из христианских городов и отправился на переговоры с "воеводой” хазар, садившим
город.... В 860-е гг. Анастасий Библиотекарь направил письмо епископу города Веллетри в Италии, в котором со слов сосланного в окрестности Херсона патриархом Фоіием митрополита Смирны Митрофана рассказывал об открытии Константином-Кириллом Философом мощей папы Климента. Анастасий охарактеризовал обстановку в Херсоне, названном пограничным с хазарской землей, и на его хоре — Гераклейском полуострове, где локализуют место погребения папы Климента. По словам Анастасия Библиотекаря: ”... место опустело и сделалось необитаемым, храм разрушился, и вся та часть Херсонской области была почти покинута, так что видно было, что епископ Херсона с очень немногочисленным народонаселением оставался внутри того города, да и те казалось были скорее жители тюрьмы, чем города, из которого не смели выходить”. Житие Константина-Кирилла Философа и Анастасий Библиотекарь указывают на многоэтничность населения Херсона и его округи. Константин изучал в городе хазарский и еврейский языки. Об обитателях Гераклейского полуострова Анастасий писал: "Все жители того места не туземцы, а пришельцы из разных варварских народов". Как
вполне обоснованно отметил А. Л .Якобсон, житие и письмо свидетельствуют о соседстве хазар с областью Херсона, то есть с его климатами... Согласно легенде, возвращаясь из Хазарии Константин Философ узнал о том, что народ Фул совершает языческие обряды. Он направился в Фулы, в Восточный Крым и убедил местных жителей принять христианство. С этим известием хорошо согласуются материалы археологических исследований на плато Тепсень и других поселениях булгар. На них раскопаны храмики со стенами, сложенными традиционной для булгар и хазар кладкой в ёлку. Следует отметить, что многие храмики построены во
второй половине IX в. на уцелевших фундаментах византийских храмов, разрушенных после восстания Иоанна Готского... В то время как булгары Восточного Крыма вновь стали христианами, хазары в 861 г. приняли иудаизм. Видимо, спустя некоторое время венгры изгнали хазарскую администрацию из Восточного Крыма, уничтожив гарнизон Боспора."
Как видим, ситуация в Крыму в преддверии похода руси 860 года была довольно сложная и говорить о том, что византийцы контролировали полуостров не приходится.
Я не говорил что контролировали, я сказал собирать информацию.
Вот тут - "Анастасий Библиотекарь направил письмо епископу города Веллетри в Италии, в котором со слов сосланного в окрестности Херсона патриархом Фоіием митрополита Смирны Митрофана."
Как видно кое-какая информация все таки уходила с Херсона.
И далее.
Анастасий Библиотекарь - Католик с хорошим греческим образованием,
Которого Николай I назначил А. Б. настоятелем мон. Пресвятой Девы Марии, близ устья р. Тибр. Благодаря знанию греч. языка занимал влиятельный пост библиотекаря Рим. церкви в понтификат Адриана II (867–872) и Иоанна VIII (872–882).
По желанию имп. Людовика II участвовал в Константинополе в проведении переговоров о заключении династич. брака между дочерью Людовика и старшим сыном Василия I Македонянина.
Николай I заклятый враг, Фотия, Фотия поставил Варда, который по сути и управлял государством при Михаиле III
Василий I убил Варду, убил Михаила, отстранил Фотия.
Епископ города Веллетри, Гаудерик Веллетрийский - В 867 году стал кардиналом-епископом Веллетри. В течение нескольких лет начиная с 868 года участвовал в делах, связанных с прибытием Кирилла и Мефодия.
Митрофан Смирнский — митрополит Смирны с 857 г., известный церковный писатель и гимнограф.
Митрофан был одним из самых ревностных сторонников патриарха Игнатия (847-858; 867-877) и противников патриарха Фотия (858-867; 877-886).Патриарх Игнатий отлучен от церкви Фотием, Вардой, Михаилом III, заточен в тюрьму.
Варда - брат Феодоры (матери Михаила III) которая была пострижена и так же заперта в монастыре.
Игнатия обвинили в сообщничестве с заговорщиками и в ноябре 858 г. без суда сослали на о-в Теревинф.
Затем его переводили с места на место, в том числе в 859— 860 гг. он находился на Митилене.
Попытки принудить Игнатия к отречению успеха не имели, и он в конце концов был снова заключен на Теревинфе, где содержался в тяжелейших условиях.
Росы, высадившиеся в 860 г. на остров, разграбили монастырь, где он находился, и увели его слуг. (см.: PG 105, col. 516).
После убийства Варды и Михаила III, Василий I возвращает Игнатия в патриархи, отправляет грамоты на имя Николая I (867г), где прикладываются перед авторитетом Римского престола, призывают Римского Папу
принять на себя устройство церковных дел в Константинополе. Правда Николай так и не получил эти грамоты, поскольку помер, получил Адриан II.
Цитата:Давайте посмотрим. Читаем А.А. Васильев Византия и арабы. Привожу абзац почти полностью.
"Итак, после обмена в начале мая 860 года, в силу каких-то неизвестных причин, мир был нарушен, и Михаил выступил против арабов, оставив начальником Константинополя Никиту Орифу, сурового друнгария флота, который, будучи сторонником Фотия, по словам Никиты Пафлагонского, так жестоко преследовал низведенного патриарха Игнатия. Император находился у Мавропотамон, когда Орифа оповестил его о появлении руссов. Это известие заставило Михаила тотчас возвратиться еще до каких-либо серьезных столкновений с арабами. Надо полагать, что император вернулся без войска, которое осталось ожидать его возвращение. Он подошел к столице, когда уже руссы окружали город, убивали население; император с трудом мог переправиться через пролив. Таким образом этот поход Михаила к Мавропотамон должен относиться к началу июня месяца 860 года, потому что вскоре после 18-го июня, когда руссы впервые явились перед Константинополем, император должен был уже прибыть в столицу. Конечно, этот безрезультатный поход Михаила не тождествен с теми многочисленными, серьезными столкновениями византийцев с арабами, которые падают на лето того же 860 г., и о которых мы узнаем из точных арабских источников. Очевидно, что император, отразив руссов, снова отправился в поход против арабов; это становится совершенно ясным из сопоставления источников. Итак, после удаления руссов, которые, как известно, были отражены от стен столицы, Михаил возвратился к оставленному войску, состоявшему из сорока тысяч человек, в состав которых входили войска Фракисийской, Македонской и других фем.
Против него шел мелитинский эмир Омар-ибн-Абдаллах-ал-Акта' с тридцатью тысячами войска. Император, пройдя по северной части Малой Азии, занял крепость Дазимон, современный Токат в округе Сивас, и расположился лагерем в плодородной, обильной травою долине Келларион. Эмир же, вместо того, чтобы идти по обыкновенной дороге на Зелису, что соответствует, вероятно, современному городку Зела, на запад от Токата, свернул в сторону к Хонарион, который находился, очевидно, вблизи византийского лагеря.
Здесь произошло сражение. Император был разбит и обратился в бегство; но, проскакав шесть миль, в виду крайнего изнурения лошадей и разбитого войска, а также вследствие невыносимого зноя, Михаил решил остановиться на крутой, недоступной скале Анзес, где его и осадил эмир. Положение византийцев, несмотря на подобную позицию, было критическим, вероятно, вследствие голода. Император думал уже попытаться спастись бегством; но в это время арабы из-за недостатка воды и корма для лошадей отступили от Анзеса и расположились в долине Дора. Император, пользуясь этим обстоятельством, поспешно удалился с Анзеса, бежал в течение целого дня и только тогда был в безопасности. Эмир вывел из этого летнего похода семь тысяч пленных. Летом же этого года Карбеас сделал нападение и захватил в плен шесть тысяч византийцев; Али-ибн-Яхъя-ал-Армени также шесть тысяч человек и около десяти тысяч лошадей, вьючных животных и ослов. Удачный набег сделал Балькаджур. Фадл-ибн-Карип с двадцатью кораблями опустошал прибрежные страны и захватил крепость Атталию.
Все эти события должны приходиться на самое лето 860 года, то есть, вероятнее всего, на июль месяц. В этом же году, по нашему мнению, почти одновременно с нападением руссов, флот критских арабов, состоявший из двадцати кумбарий, семи галей и нескольких сатур 167, опустошал Киклады и доходил даже до Проконниса . Какие меры были приняты византийским правительством против этого нападения, неизвестно."
Позволю себе не согласится с точкой зрения, что узнав о нападении русов Михаил вернулся в столицу без войска, один. Он что русов при помощи своих подштаников собирался от города отгонять? Вероятно какая то часть войска с императором вернулась. Не менее вероятно и
что какая то часть войска после этого осталась в столице, на всякий случай. Результат войны с арабами очевиден. Выгода от набега русов тоже очевидна. Греки потратили время и вероятно какую то часть собранных сил для укрепления обороны столицы, что могло сказать на результате войны.
А я позволю себе не согласиться с тем что он вообще возвращался
)
Никита Пафлагонский, он остался жив после набега росов?
Извините, но то что Михаил разбился об арабов я не вижу заслуг росов.
И вобще мне кажется что не менее важно где находился Варда, поскольку историки пишут что по сути именно он управлял государством, а не Михаил пьяница (такое было у него прозвище)
Но я вас понял, вы считаете что набег росов это скорей замысел арабов, но думаю что и внутренние разборки по дискредитация власти тоже нельзя исключать.