Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 221 222 223 224 225 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 565580 раз)
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4440 - 17.03.2018 :: 10:03:58
 
scriptorru писал(а) 17.03.2018 :: 09:57:14:
Момент подхода к такого рода цифрам хорошо изучен. Нужно посмотреть на характер источника, в пафосных сочинениях численность всегда зашкаливает. Геродот например писал о полуторамилионной армии Ксеркса, что естественно не соотвествовало действительности. Эти вещи хорошо показал Дельбрюк. Сравнение казенных бумаг канцелярий и соотвествующих по времени хроник, показывает что хронисты порой невероятно завышали численность врага, чтобы значимость его показать ...

Цифра в 200 кораблей вполне реальна, как-раз соответствует численности нападавших, при которой можно захватить подобный крупный город, который остался без защиты, при уходе императора и войска в другой дальний регион.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4441 - 17.03.2018 :: 10:06:01
 
scriptorru писал(а) 17.03.2018 :: 09:58:40:
Абсолютно нет. Однако как грабили крупные города варвары, можно увидеть на примере Рима, его грабили готы и вандалы.

Так и русы собирались пограбить Константинополь, а не разрушать.
Окрестности их не интересовали, все богатства в городе ведь находились.
Так что - абсолютно ДА.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4442 - 17.03.2018 :: 10:13:22
 
scriptorru писал(а) 17.03.2018 :: 09:58:40:
Цифры, приводимые хронистами, интересны, но, прежде чем начать их рассмотрение, необходимо напомнить, насколько ненадежны бывают численные данные хроник. ...

Ну давайте посчитаем конкретно, без раздуваний.
200 кораблей по 40 челов в каждом.
Это получается 8000 человек.
Ну хорошо, сминусуем 3 тысячи, остаётся 5 тысяч.
Притом в городе отсутствует армия и император.
Что это нереальная цифра для захвата что-ли?
Они ж не штурмовать стены собирались, а зайти с моря, наиболее незащищённой части.
С вашими приведёнными раскладами как-раз сопоставимо:

Цитата:
Когда в период позднего средневековья появляется возможность сравнить сообщения летописцев с такими независимыми и надежными свидетельствами, как списки личного состава и документы о выплате жалованья солдатам, абсурдность некоторых преувеличений становится очевидной. Так, сообщается, что в войне 1340 г. английские силы насчитывали более 200000 человек, в то время как их не могло быть более 4000 тысяч — и то в лучшем случае10. Фруассар раздул численность трехтысячного войска, участвовавшего в 1366 г. в битве при Нахере, до 27000 тяжеловооруженных всадников и более 40000 пехотинцев


Подмигивание
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4443 - 17.03.2018 :: 10:25:28
 
Mukaffa писал(а) 16.03.2018 :: 21:02:53:
В каком смысле?

В смысле выводов Назаренко, Седова, Трубачева, которые вы так рьяно оспаривали...
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4444 - 17.03.2018 :: 10:29:58
 
Mukaffa писал(а) 17.03.2018 :: 10:13:22:
Это получается 8000 человек.


Это очень завышенная цифра. Это эпоха, и территории, где личная дружина в 100 человек уже считалась излишне большой. Конец XI века : "Имею отрокъ своих 700, иже могуть  противу имъ стати"  Подмигивание 8 000 на кораблях это нереальная цифра. Римский легион в густонаселенных областях был самостоятельной боевой единицей и то был меньше 8 000. Думаю сбейся русы в такую "кучу" у них быстро бы голод начался. Для похода в окрестности Константинополя достаточно было бы и 200 человек. А кораблей было от 3 до 35...
Наверх
« Последняя редакция: 17.03.2018 :: 10:37:22 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4445 - 17.03.2018 :: 10:40:15
 
scriptorru писал(а) 17.03.2018 :: 10:29:58:
Это очень завышенная цифра. Это эпоха, и территории, где личная дружина в 100 человек уже считалась излишне большой. 8 000 на кораблях это нереальная цифра. Римский легион в густонаселенных областях был самостоятельной боевой единицей и то был меньше 8 000. Думаю сбейся русы в такую "кучу" у них быстро бы голод начался. Для похода в окрестности Константинополя достаточно было бы и 200 человек.

Так я же сминусовал 3 тысячи, чуть ли не в два раза, осталось 5 тысяч - т.е. совсем не завышенная.
Окрестности грабить с Балтики до Константинополя никто не поплывёт, это абсурд.
Тем более русы знали об отсутствии армии и императора в городе.
Им срочной депешей в Ладогу об оной ситуации шпионы из Константинополя доложили?
Никто не поедет за тысячи километров, чтобы окрестности грабить. Это глупость несусветная, они просто на этом долгом пути могут погибнуть от нападения местных племён, волоков,  и прочих бед, сгинуть короче и не добраться до своей мечты - пограбить окрестности Царьграда ...
Круглые глаза
Наверх
« Последняя редакция: 17.03.2018 :: 10:46:23 от Mukaffa »  
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4446 - 17.03.2018 :: 10:42:33
 
upasaka писал(а) 17.03.2018 :: 10:25:28:
В смысле выводов Назаренко, Седова, Трубачева, которые вы так рьяно оспаривали...

Какое отношение "Пражская хроника" имеет к выводам Назаренко, Седова и Трубачева?
Вы уже в трёх соснах запутались, не иначе.  Смайл
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4447 - 17.03.2018 :: 10:52:31
 
Mukaffa писал(а) 17.03.2018 :: 10:40:15:
осталось 5 тысяч - т.е. совсем не завышенная.


Всё равно слишком много, для похода на кораблях. Это численность византийских армий, но не русов на кораблях.
У Кортеса было более 400, у Ермака более 500 человек для похода на кораблях. Так что и численность русов была явно эквивалентна этим цифрам и тому, что пишут о численности скандинавов участвовавших в набегах скурпулезные авторы.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4448 - 17.03.2018 :: 10:57:41
 
scriptorru писал(а) 17.03.2018 :: 10:29:58:
Для похода в окрестности Константинополя достаточно было бы и 200 человек. А кораблей было от 3 до 35...

На чем это основано?
Хоть что-то под этим есть?
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4449 - 17.03.2018 :: 11:08:46
 
scriptorru писал(а) 17.03.2018 :: 10:52:31:
Всё равно слишком много, для похода на кораблях. Это численность византийских армий, но не русов на кораблях.
У Кортеса было более 400, у Ермака более 500 человек для похода на кораблях. Так что и численность русов была явно эквивалентна этим цифрам и тому, что пишут о численности скандинавов участвовавших в набегах скурпулезные авторы.

Ну пусть 4 или 3 тысячи.
Что это меняет?
Если Ермак с Кортесом с 500 человеками брали города, то с чего вдруг русы будут не решаться это делать с 3000?
Да даже с 2 тысячями пусть.
Где ж у вас логика?  Подмигивание
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4450 - 17.03.2018 :: 11:11:09
 
иван васильевич писал(а) 17.03.2018 :: 10:57:41:
На чем это основано?
Хоть что-то под этим есть?

Лишь безбрежные фантазии норманистов есть.
Больше ничего даже близко.))
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4451 - 17.03.2018 :: 11:11:13
 
scriptorru писал(а) 17.03.2018 :: 05:42:27:
Вы упорно не хотите сделать вывод в нужном направлении, хотя все в целом есть и в статье и в сагах ..
Еще пример:

по сагам чуть позже. надо смотреть.
scriptorru писал(а) 17.03.2018 :: 05:42:27:
Судя по всему, - да. Тем более что отправляться надо не из Средней Швеции .. А значит и срок уже не  три месяца, а порядка двух с половиной.

посмотрите на карту которую привела Пушкина

...

По Висле до Дуная в разы ближе чем от Ладоги. А шведская экспедиция шла по Висле чуть больше трех месяцев. При этом мы не знаем насколько чисты был эксперимент. Относительно российских экспериментов то их хорошо описал Звягин. А это уже цитаты из статьи участника и одного из организаторов экспедиции Нево Ю. Жвиташвили:

"Летом мы вместе с археологом из Эрмитажа Александром Микляевым много лет изучающим памятники каменного века в Двинско-Днепровском междуречье, провели первую рекогносцировку северной части речной трассы. Пятнадцать часов в воздухе, полторы тысячи километров полета по маршрут Петербург — Великие Луки — Петербург над Невою, Ладожским озером, Волховом, Ильменем, Ловатью. И все для того, чтобы разочароваться в главном, самый загадочный отрезок трассы — река Ловать, с юга впадающая в озеро Ильмень а верховьями подходящая вплотную к верховьям Западной Двины и Днепра, — чрезвычайно труднопроходима. Только в среднем течении, до города Холм мы насчитали семнадцать крутых перекатов…. Пройдут ли здесь шлюпки? Возникало сомнение. Было решено верхнее течение Ловати до Холма обследовать на байдарках, как и речки Двинско-Днепровского междуречья: если шестивесельные шлюпки Ял-6 по своим параметрам сопоставимы с археологически известными парусно-весельными торговыми ладьями IX—XI веков, то байдарки можно сравнить с однодеревками — «моноксилами» славян, о которых писал в X веке византийский император Константин Багрянородный, повествуя о плаваниях «русов» по речным путям.... В июне Ловать стала основным объектом работ. Археологи, опираясь на сменявшие друг друга байдарочные группы, обследовали памятники в среднем и верхнем течении реки, от Холма и до перехода с Ловати на Усвячу и в Усвятское озеро, откуда Усвяча течет в Западную Двину. А по картам, составленным еще двадцать лет назад по Каспле и другим рекам Днепре-Двинского междуречья, прошли группы байдарок, от Цвины в Днепр. В июле на вельботе «Баклуша» дважды были пройдены Волхов, Ильмень, Ловать; сначала с севера на юг, а затем в обратном порядке, от нижнего течения Ловати — к южному берегу Ладожского озера, к истоку Невы.... Зима прошла в напряженной подготовке к летнему походу 1987 года. 7 июня 1987 года из Выборга стартовала первая основная шлюпочная группа шестивесельных, оснащенных парусами ялов «Русь» и «Варяг», укомплектованная курсантами ЛВИМУ имени адмирала С. О. Макарова под руководством опытного преподавателя Е. Бахминова, с начальником экспедиции «Нево» на борту Курсантам предстояло пройти 2700-километровый путь, завершившийся 18 августа в Одессе.... До перехода на Днепр шлюпочную группу, сменяя друг друга, сопровождали суда обеспечения. А как же волоки? С Ловати на Ордосно, откуда вытекает речка Усвяча, водным путем не попасть! И в Днепро-Двинское междуречье. Надо сказать прямо, волоки непроходимы, хотя наши байдарочники летом 1986 года и перетащили свои «моноксилы» из речки в речку примерно по древним трассам: кое-где на них легли даже современные шоссе. А где-то стоит густой, местами заболоченный лес. Между Ловатью и Усвячей в XVII веке, как установил А. Микляев, быт прокопан канал — «копанка» — по трассе древнего волока проложены и многие каналы Тихвинской и других речных систем. Лишь на отдельных, небольших участках кое-где волоки можно распознать как хорошо накатанные древние сухопутные трассы.... Поэтому и мы решили наши шлюпки поставить «на колеса», только современные отрезки трассы от поселка Селеево (не доходя Холма) к озеру Ордосно, а затем от Витебска по Западной Двине, до Орши на Днепре ялы «Русь» и «Варяг» преодолели на грузовых автомашинах. Нарушение чистоты эксперимента вполне компенсировалось данными, полученными при прошлогодних походах байдарочных групп.... Перевозка шлюпок на машинах, буксировка их на отдельных участках составила в общей сложности 541 километр из 2720, то есть менее 20 процентов трассы 2179 километров курсанты ЛВИМУ прошли под парусом и на веслах, повторив маршруты летописных варягов. Если учесть, что и времени на подготовку к изматывающему 73-суточному переходу из Балтийского моря в Черное было очень немного, — это неплохо для современного молодого человека, отнюдь не викинга." ( Ю. Жвиташвили. Историческая реконструкция пути «из варяг в греки». Часть вторая.)

"Итак, путь «из варяг в греки», от Балтийского моря до Черного, был принципиально проходимым в течение одной летней навигации (но только в одном направлении — «из варяг в греки», или же «из грек в варяги»). Трудности, поджидавшие древних мореплавателей, также четко локализованы пороги на Волхове и на Днепре (в начале и в конце восточноевропейского речного пути), волоки — в его центральной части. Именно на этих участках сконцентрированы древнерусские памятники, оставленные населением, несомненно, и обеспечивавшим, и контролировавшим здесь любое движение. Выявились такие концентрации и на других отрезках, ранее не привлекавших особого внимания, — гидрографически сложных, со множеством рукавов и островов, участках Волхова — на подходе к Новгороду, и Днепра — ниже Киева. Даже нашим «варягам» здесь трудновато приходилось без знающих местных лоцманов. А в древности переходы по этим сложным отрезкам прикрывали надежно укрепленные городища. Совершенно в новом свете предстали сопки Ловати, связанные с поселениями, которые мы определяем как «сельские, с функцией контроля на водном пути». Именно в среднем течении Ловать чрезвычайно извилиста: на ее луках шлюпки стремительно начали терять скорость. Но ведь в древности прийти вдоль этих лук без согласия и помощи местных жителей, соорудивших сопки, с которых к тому же прекрасно просматривается каждый плес, лежащий между луками, вряд ли было возможно. В культуре и экономике этих ловатских, славянско-новгородских поселений прежде всего нужно искать «ключ» пути «из варяг в греки».... Переброска через волоки, снабжение судов, пополнение сил, как в наши дни, так и в древности, требовали спокойного и делового взаимодействия центрального руководства экспедиции, экипажей и местной администрации." (Ю. Жвиташвили. Историческая реконструкция пути «из варяг в греки». Часть третья.)

Комментировать не буду, основное выделил. Добавлю только, в 860 году путь из варяг в греки с необходимой для его преодоления инфраструктурой еще не существовал, это признают практически все археологи. Итог, до Одессы, при использовании современной техники, включая военную и передвижении по шоссе, не менее 20% пути, участники экспедиции добрались за 73 дня. Уберите эти 20%, добавьте еще судов, что увеличивает продолжительность экспедиции и добавьте расстояние от Одессы до Константинополя, а после этого делайте выводы о возможности придти из Ладоги в Царьград к 18 июня. При этом помня что и в 941 и в 1943 выйдя из Киева заранее подготовленный флот русов в Царьграду приходил только к середине июля. Ну и последний момент. Это сколько же надо было выпить эля и съесть мухоморов чтобы додуматься пойти в поход на Костантинополь из Ладоги не имея понятия как идти и что кто там викингов ждет.

Судно на котором шли
...

а это как волоки преодолевали

...
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4452 - 17.03.2018 :: 11:18:04
 
иван васильевич писал(а) 17.03.2018 :: 10:57:41:
На чем это основано?
Хоть что-то под этим есть?

Я уже приводил здесь ссылку на передачу в которой обсуждались Гнездвоские курганы. Там говорится о том что оптимальный размер судна для наших рек в то время был 6-8 метров. Это же показывает и археология. Самые крупные найденные на Десне суда (датируются 13 веком)  длиной 13 м. шириной 1 м. экипаж 15-16 человек. Из найденных на Днепре , моноксил длиной 8 м предполагаемый экипаж 6-8 чел. Суда  с экипажами 40 чел по нашим рекам в то время не ходили. Тоже самое показывают и ганзейские источники, волховские пороги преодолевали плоскодонные суда вместимостью экипажей до 15 чел.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4453 - 17.03.2018 :: 11:21:36
 
Roxsalan писал(а) 17.03.2018 :: 11:18:04:
Суда  с экипажами 40 чел по нашим рекам в то время не ходили.

Их могли построить в местах ближе к устьям, так что не было надобности преодолевать пороги и прочие неудобства.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4454 - 17.03.2018 :: 11:21:39
 
Roxsalan писал(а) 17.03.2018 :: 11:11:13:
посмотрите на карту

Да, понятно это всё. Важно что принципиальная возможность похода была от земель словен к Константинополю. У них были какие-то проводники, понятно, что путь предварительно обсуждался. Вот как-то  так путь из варяг в греки и формировался. Может быть они как-то сразу вернулись после похода, а может и где-то зимовали как Святослав, на промежуточном зимовье ... Это уже принципиального значения не имеет, важно что мог быть поход именно в таком виде ...
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4455 - 17.03.2018 :: 11:26:30
 
Mukaffa писал(а) 17.03.2018 :: 11:08:46:
Если Ермак с Кортесом с 500 человеками брали города, то с чего вдруг русы будут не решаться это делать с 3000?


3000 существуют только в вашем воображении, а реальные цифры дают другую картину. Именно такую, - сколько человек можно прокормить уверенно в походе на судах из довольно слабо заселенных областей? Ситуация Ермака довольно неплохо здесь подходит.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4456 - 17.03.2018 :: 11:26:31
 
scriptorru писал(а) 17.03.2018 :: 11:21:39:
Да, понятно это всё. Важно что принципиальная возможность похода была от земель словен к Константинополю. У них были какие-то проводники, понятно, что путь предварительно обсуждался. Вот как-то  так путь из варяг в греки и формировался. Может быть они как-то сразу вернулись после похода, а может и где-то зимовали как Святослав, на промежуточном зимовье ... Это уже принципиального значения не имеет, важно что мог быть поход именно в таком виде ...

Вы не видите абсурда в своих рассуждениях?
Никто не поёдет за тысячу километров грабить какие-то непонятные окрестности, где вообще кроме глиняной посуды ничего и не прихватить будет.
Понимаете?  Круглые глаза
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4457 - 17.03.2018 :: 11:29:20
 
Mukaffa писал(а) 17.03.2018 :: 11:26:31:
Вы не видите абсурда в своих рассуждениях?
Никто не поёдет за тысячу километров грабить какие-то непонятные окрестности,


Ну, да в Гренландию или Исландию, вообще только законченные идиоты могли поплыть. А тут довольно комфортная прогулка по рекам в Восточной Европе и нехолодному морю ... Смотрите, как даны приплыли к англам ..
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4458 - 17.03.2018 :: 11:30:02
 
scriptorru писал(а) 17.03.2018 :: 11:26:30:
3000 существуют только в вашем воображении, а реальные цифры дают другую картину. Именно такую, сколько человек можно прокормить уверенно в походе на судах из довольно слабо заселенных областей. Ситуация Ермака довольно неплохо здесь подходит.

Реальные цифры - это 200 кораблей. Или даже 350. Так в источниках.
Ермак это 16 век, огнестрельное оружие уже появилось.
Как это можно сравнивать с 9 веком?
Вы ещё Наполеона бы вспомнили. Или англичан с зулусами и ковбоев с индейцами.  Смайл
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4459 - 17.03.2018 :: 11:31:21
 
Mukaffa писал(а) 17.03.2018 :: 11:30:02:
Или даже 350. Так в источниках


Так в воображении средневековых книжников. Этот момент изучен.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Страниц: 1 ... 221 222 223 224 225 ... 977
Печать