Есть мнение, что стороны света обозначали цветом тюрки.
Но:
Термином aq-öylü у туркмен в эпоху, предшествовавшую русскому завоеванию, а у прикаспийских йомудов, особенно на иранской территории, и значительно позднее, обозначалась выделявшаяся из молодых людей данного племени группа, игравшая особую роль в межплеменных войнах. Aq-oylü поселялись на значительном расстоянии от аулов своего племени, вдоль полосы, отделявшей территорию данного племени от территории его соседей, и несли функции пограничной заставы, в обязанность которой входило наблюдение за соседями и извещение племени о приближающейся: военной опасности. В случае нападения аq- öylü являлись передовым заслоном, принимавшим на себя первые удары неприятеля, пока все племя не приводил ось в боевую готовность.
Aq- öylü не имели при себе жен и не вели хозяйства, содержась за счет всего рода или племени.
С этим связано и самое название. Туркменская юрта называется qara- öy «черный дом», так как от копоти костра, на котором приготовляется пища, кошмы покрышки юрты, светлобурые или серые по выходе из рук кошмоваляльщиц, быстро приобретают густой грязно-черный цвет. Характерно, что название -aq-oy прилагается также к юртам молодых, женатых, но не отделившихся еще от семьи и не имеющих своего хозяйства туркмен, причем у йомудов aq-oy снабжается особыми украшениями из нашитых на войлок покрышки широких белых полос19. Этот момент является лишним доказательством исходной связи института aq-oylü с возрастными классами и с теми отношениями, которые мы находим в военной организации масаев и юго-восточных банту.
С. П. Толстов К истории древнетюркской социальной терминологии // ВДИ 1938. № 1 с.74
Здесь явная надуманность объяснения значения черный для кара и белый для ак. Север и юг также нельзя применить. В данном случае кара – старшие (главные) и ак- младшие (подчиненные) части племени.
В тюркском манихеизме звание qara - "черный" означало духовную должность, обладатель которой ведал воспитанием и обучением молодых учеников в манихейской школе. Зуев Ю.А. Ранние тюрки 2002, с. 201
Т.е. qara имеет значение учитель, наставник, гуру (Если Зуев не ошибается)
Или другой
Определение qara — черный обычно характеризует племена или части племен, живущие в северном направлении. Болгары, обитавшие к северу от Дуная в междуречье Прута и Днепра, на севере Болгарского царства, естественно, рассматривались в Задунайской Болгарии и в Константинополе как северные — черные, а их земли как Северная — Черная Булгария.»
А.В. Гадло Предыстория Приазовской Руси, гл.4 (в конце)
Но были Великая Болгария, позже на ее основе были Дунайская, Причерноморская (черные болгары) и Волжская Болгарии. Если северные болгары - Дунайская Болгария, то остальные – южные!
ДТС (древнетюркский словарь):
күн – день, солнце
күнтогсуг, восток
күнтогсук восток
күнтогсукдан восточный
күнтогсукдункы восточный
күнтогуш восток
күндин, күнтин южный
күндүн, күнтүн южный
күндүнки, күнтүнки южный
qara — черный отсутствует!
В алтайском языке такие цветовые наименования, как ак 'белый', кара 'черный', кок 'синий', кызыл 'красный', куба 'бледный, бледно-желтый' в составе устойчивых сочетаний актуализируются в значении 'очень, совершенно, совсем, абсолютно', выполняя в тексте функцию усилительных частиц: кызыл mac 'абсолютно голый' (букв.: красный голый), кок тенек 'очень глупый' (букв.: синий глупый). Очевидно, это явление связано с такой характерной особенностью цвета, как проявление интенсивности. Так, вначале с помощью этих слов подчеркивалась интенсивность цветового признака, а затем данные слова стали использоваться в качестве усилительных частиц, в конечном итоге приобретая не цветовое значение 'очень, совершенно, совсем, абсолютно'. Например, семантика сочетания куба juлаяташ 'совершенно голый' (букв.: бледный голый) довольно прозрачна - лексема куба подчеркивает бледный цвет человеческой кожи, а в сочетании куба jcwmair 'очень трусливый' (букв.: бледный трусливый) цветовое значение данной лексемы полностью утрачено.
в алтайской языковой картине мира белый цвет символизирует в основном все сакральное
в алтайском языке слова ак 'белый', кара 'черный', кызыл 'красный' и кöк 'синий' могут развивать усилительное значение 'очень, совершенно, совсем'
У алтайцев синий цвет ассоциировался также с образом синего, серого волка - тотемом-прародителем могущественных тюрков.
Майзина А. Н. Семантическое поле цветообозначений алтайского языка в сопоставлении с монгольским языком
"...в названии Белорусь нет этнического, тем более религиозного". Это сейчас. Слова с течением времени могут менять свои значения, даже на противоположные.