Цитата:Вот она, дипломатия! Вот он, язык лжи! Вот он язык притворства! Если не лжи, то, конечно, притворства.
http://www.echo.msk.ru/programs/vsetak/57131/В 800 году, на Рождество Карл, сын Пипина «Короткого», внук Карла по прозвищу Мартелл был провозглашен императором Запада. Во всех рассказах (думаю, что не только адресованных массовой аудитории) об этом эпизоде мировой истории говорится, со ссылкой на свидетеля события, что Карл был недоволен случившимся
Цитата:«утверждал даже, будто, знай он заранее о намерениях папы, он бы в тот день не пошел в церковь, невзирая на торжественность праздника».
и что произошло всё это неожиданно
Цитата: Коленопреклоненный Карл истово молился, когда папа, неожиданно приблизившись к королю, возложил ему на голову золотую императорскую корону, после чего все находившиеся в соборе франки и римляне дружно, как по команде, трижды воскликнули: «Да здравствует Карл Август, миротворец и помазанник Божий, победоносный римский император!» Затем папа и все присутствующие преклонили колени перед Карлом, которому ничего не оставалось делать, как принять почести…
Наталия Басовская – ооооооочень популярный наш историк-медиевист, доктор наук и проч. восклицает
Цитата:Вот она, дипломатия! Вот он, язык лжи! Вот он язык притворства! Если не лжи, то, конечно, притворства. Когда он вдруг возложил на него корону, тот же Эйнхард проговаривается, все присутствующие в соборе римляне и франки хором трижды прокричали один и тот же текст. Восторженный текст. Все хором и трижды. И по латыни! И это всё вдруг. <… > Это Эйнхардовское «вдруг» совершенно очаровательно
Смайлик в цитате – мой, Басовскую слушать гораздо увлекательнее, чем читать. А то, что в угловых скобках, у Басовской: «Что такое критика исторического источника? Что такое взгляд историков на тексты? Мы видим в них больше, чем с помощью букв передаётся.» Но что она видит больше, чем буквы передают? Дипломатию, ложь, притворство? Что Карл корчил из себя скромницу? Да ведь не одна она только это видит!
Но есть и другое видение причины недовольства Карла. Причем искреннего недовольства.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/balak/intro.phpПричиной гнева (без кавычек!) Карла Великого был не императорский титул, якобы навязанный ему папой. Он хотел стать императором, но представлял себе это по-другому. Тот папа, что возложил на голову Карла императорскую корону, считал, что императорскую власть дает апостолический престол, то есть папы римские жалуют ее как бенефиций (пожалование за службу). Карл же придавал решающее значение аккламации - избранию императора римлянами, выкрикивающими одобрительные возгласы при появлении претендента на императорскую корону. То есть папа в церемонии возведения на престол императора должен был стоять на втором месте (и, более того, за императором предполагалось далее безраздельное право избрания самого папы), возложение на голову короны должно было завершать обряд. Таким образом, его императорская власть должна была быть всего лишь освящена церковью, но не дана ею. Папа Лев III провернул дело так, что поставил себя выше новоиспеченного императора… Карлу не оставалось ничего иного, кроме как стерпеть во избежание публичного скандала. Лишь позже он дал волю чувствам.
Довольно странно, что Басовская говорит, что Карл
якобы был недоволен – она, действительно, один из главных наших медиевистов-западников. В своих популярных лекциях и статьях она никогда не упускает случая особо обратить внимание на то, что раннее Средневековье было эпохой не письма (времена-то были безграмотные) и даже не изображения, но
жеста Цитата:Тогда все важнейшие действия, в том числе политические и духовные, закреплялись процедурой, сопровождавшейся жестами.
Очень любит она такой пример
Цитата:"Салическая правда" содержит описание тех жестов, которые должен сделать человек, чтобы привлечь своих родственников к уплате штрафа. Он должен с колом в руке, без обуви, без пояса прыгнуть через плетень и бросить горсть земли через левое плечо на своих ближайших родственников. И этот жест значительно выше, чем печать, больше чем текст на гербовой бумаге. Это – Знак.
Не знаю, как сейчас – не обращал внимания, но в своих популярных (а может, и не только) статьях 90-х годов Басовская явно с удовольствием (ну, мне так видится, что с удовольствием) пользовалась случаями сказать, что вот, мол, в советской марксистской историографии было принято рассматривать возникновение средневекового государства в Германии как неправильное, как антитезу Франции и Англии, что государства в учебниках делили на правильные – Англия, Франция, ибо твердой поступью шли к централизации, к сильной королевской власти, и неправильные – Германия, Италия, где на протяжении не только всего Средневековья, но даже и в начале Нового времени не было единого, четко связанного политически и экономически государства с сильной центральной властью. И она же рассказывает (не оригинальную, а общепринятую версию), как и почему Германия не дошла до стадии абсолютной монархии, хотя на протяжении X и XI веков, как говорится, уверенной поступью двигалась в этом направлении, опережая и Францию, и Англию. А не дошла она до этого именно потому что папы римские были убеждены в своем безоговорочном верховенстве над императорами. Эта их убежденность привела однажды к тому, что папа отлучил от церкви очередного германского короля, и это было бы еще полбеды, но он принялся еще и освобождать от вассальной присяги его дворян – вот воля-то наступила!!! Какая уж тут сильная центральная власть, когда сам папа разрешил слать императора куда подальше!
И вот подумайте, а что было бы, если бы в 800 году папа Лев III не проделал тот финт? Что было бы, если бы коронация первого императора Запада прошла бы по сценарию Карла? Ничего со стопроцентной уверенностью утверждать, разумеется нельзя, но вероятность того, что Германия дошла бы до своей централизации (как, между прочим, это тогда уже случилось в
Южной Италии) была бы весьма высокой.
Басовская очень не любит всяческие социологические схемы в истории. Она обожает историю личностей. Ее право. Но может быть все же, пусть и советская, пусть и марксистская историография все же права, указывая на неглавность, немейнстримность исторического пути Германии? Может быть, все же есть-таки закономерности в истории – главные, магистральные пути (для разных не стран, но цивилизаций свои!)…