Валерий Стариков
+++
Вне Форума
Сообщений: 436
Уральский университет философ
|
Билет 3. Основные школы и направления в западной академической социологии. Дискуссия о сущности общества между различными школами и направлениями в академической социологии. Философия в 20 в. оказалась в состоянии кризиса и не дала миру подлинно оригинальных теорий и крупных теоретиков. В противоположность этому развитие академической социологии привело к возникновению целого букета оригинальных теорий. Когда студентам приходится впервые прослушать курс истории западной академической социологии в университете, они бывают просто поражены громадной разницей в оригинальности между академической социологией и философией в 20 в. Представители различных школ и направлений в академической социологии ведут между собой дискуссию о сущности общества. Ни одна из этих школ и направлений не смогла победить в этой дискуссии, т.к. каждая из них по-своему права и нужна теория их синтеза. Существует 11 школ и направлений в академической социологии: Наиболее влиятельными являются три из них: символический интеракционизм, функционализм и школа конфликта. Позитивизм – это ведущее направление в социологии 19 в. - начала 20 в. Родоначальниками этого направления были Сен-Симон и Конт, последователями – Спенсер и Дюркгейм. Главное устремление позитивизма – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, позитивная социология должна быть доказательной как естествознание. Характерными чертами позитивизма служили натурализм, органицизм и эволюционизм. Натурализм означает точку зрения о том, что социальные явления подчиняются законам, свойственным природе - законам физики, механики, биологии, географии. Механицизм. Главная мысль механицизма: общество похоже на агрегат элементов, каждый из которых можно изучать независимо друг от друга. Людей можно изучать независимо друг от друга как молекулы газа. Авторы, которые работали в рамках этого направления: Г. Ч. Кери, Л. А. Кетле. Кетле даже пытался объяснить общественную жизнь законами физики и установил статистическую взаимосвязь между видами преступлений, полом, происхождением, возрастом, местом проживания преступника. Из этого Кетле сделал вывод, что определённое число и определённые виды преступлений сопровождают общество с необходимостью закона природы. Чтобы описать общество, нужно обнаружить характеристики «среднего человека». Географическое направление в социологии. Главная мысль: географические факторы влияют на общество, например, климат влияет на темперамент жителей, размер территории влияет на форму правления и размер населения, нужно составить периодизацию русской истории по периодам колонизации территории. Малые по территории страны предпочитают вводить республику, средние страны – монархию, а большие страны – тиранию, по принципу «чем больше страна, тем более жёсткий режим». Авторы: Ш. Л. Монтескье, Г. Т. Бокль, В.О. Ключевский, Ф. Ратцель, Л. Мечников. Ошибка состоит, в частности, в том, что все страны обязаны вводить все социальные изобретения независимо от географических факторов. Например, все страны должны ввести самую лучшую на сегодняшний день форму правления – представительную демократию, хотя большие по территории страны предпочитают вводить президентскую республику с более жёстким режимом, а малые страны предпочитают парламентскую республику с менее жёстким режимом. Органицизм. Главная мысль: общество и организм подобны друг другу. Авторы: Т.Гоббс, Г.Спенсер, П.Ф. Лилиенфельд-Тоаль, А.Э.Ф. Шеффле, Р. Вормс. Т. Гоббс (годы жизни: 1588-1679 гг.) в работе «Левиафан» высказал идею о том, что государство – это искусственный человек. В котором верховная власть – это душа, должностные лица исполнительной и законодательной власти – это суставы, награда и наказание – нервы, благосостояние и богатство граждан – это сила, безопасность народа – это занятие Левиафана, советники короля – это память, справедливость и законы – это разум и воля, гражданский мир – это здоровье, смута – болезнь, гражданская война – смерть. Спенсер указывал, что рост характерен и для общества, и для организма. Лилиенфельд указывал, что торговля напоминает кровообращение. Шеффле указывал, что экономическая жизнь напоминает обмен веществ. Вормс сравнивал мастерскую с маленькой железой, фабрику – с печенью, товар – с выделением железы, железные дороги – с сосудами, правительство – с мозгом. Вывод: само сравнение общества и организма является верным, но одни метафоры мало помогают в научном исследовании. Социал-дарвинизм. Главная мысль: механизм социальной эволюции ни чем не отличается от механизма биологической эволюции, поэтому в обществе выживает сильнейший. Таким образом, факторами эволюции и в обществе, и в биосфере являются наследственность, изменчивость, естественный отбор и борьба за существование. Авторы: Т.Мальтус, Г.Спенсер, Ж. А. Гобино, Х. С. Чемберлен, Л. Вольтман, Ж. Лапуж, Ф. Гальтон, Л. Гумплович. Вывод: Результаты нацистских экспериментов по воплощению в жизнь теории социал-дарвинизма ужаснули весь мир. Психологическое направление. Главная мысль: законы общества можно свести к законам психологии. Жизнь общества – это игра врождённых инстинктов, особенно сексуальных и агрессивных инстинктов. Жизнь общества можно свести к подражанию, к психологии толпы или к национальной психологии. Прогресс общества можно объяснить осознанным стремлением к прогрессу. Авторы: У. Мак-Дугал, З.Фрейд, Г. Тард, Г. Лебон, М. Лацарус, Х. Штейнталь, Л.Ф. Уорд. Ф. Г. Гиддингс. Ошибка: психологические причины никак не объясняли механизм социальной эволюции, т.к. инстинкты, психология толпы, механизм подражания, «народная душа» были такими же и сегодня, и десять тысяч лет назад, однако общество за это время сильно изменилось, эти психологические факторы не могут быть причиной прогрессивного развития общества. Э. Дюркгейм доказал, что психологические причины не могут быть причиной даже самоубийств. Бихевиоризм и теория обмена. Главная мысль бихевиоризма: поведение человека можно свести к ответам на стимулы окружающей среды по принципу условного рефлекса. Любой поступок человека можно объяснить материальным вознаграждением или стремлением избежать телесных наказаний. Основатели бихевиоризма: Джон Уотсон, Беррес Фредерик Скиннер Главная мысль теории обмена: в процессе социального взаимодействия люди обмениваются товарами, услугами, информацией, благодарностями и т.д. Прежде чем вступить в социальное взаимодействие, люди взвешивают будущие вознаграждения и затраты. Если ожидаемые затраты больше вознаграждения, то люди отказываются вступать во взаимодействие. Обмен происходит по принципу «Ты – мне, я – тебе». В процессе общения человек вынужден затрачивать усилия, чтобы найти общую тему для разговора, чтобы сделать наше общение устойчивым. Поведение человека обусловлено тем, как вознаграждались его поступки в прошлом, например, человек сегодня пошёл на рыбалку потому, что вчера его рыбалка была удачной. Автор теории обмена: Дж. К. Хоманс. Ошибка состоит в том, что сознание человека устроено сложнее, чем сознание крысы, над которыми Скиннер проводил опыты. Человек, в отличие от крысы, имеет не только условные рефлексы, но и абстрактное мышление, устную речь и способность к орудийной деятельности. Символический интеракционизм. Главная мысль: с помощью языка жестов можно обмениваться информацией и осуществлять психологический контроль. С помощью разыгрывания сценок можно унизить или показать своё высокое мнение о человеке. На работе и в политике человек вынужден создавать свой имидж. «Позорное клеймо» мешает общению. Смущение является признаком ошибки в игре и выражением просьбы повторить попытку. Авторы: Дж. Г. Мид, Г. Блумер, И. Гофман, Г. Гарфинкель. По нашему мнению, обмен информацией и контроль с помощью жестов есть древний, примитивный способ обмена информацией и психологического контроля, который унаследован человеком от животных предков. В дополнение к этому человек изобрёл другие, более современные способы обмена информацией с помощью слов и способы социального контроля с помощью угрозы санкций и внедрения стереотипов. Аксиология. Главная мысль: человек смотрит на мир через призму своих оценок (эта вещь хороша, а эта – плоха) и действует в соответствии с этими оценками. Он стремится достичь хорошего и избежать плохого. Системы ценностей в разные эпохи отличаются друг от друга. Система ценностей навяывается человеку его окружением в процессе социализации, в процессе усвоения норм. Функционализм. Главная мысль: каждая организация, каждый обычай, идея или верования имеют свою функцию в обществе. Авторы: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун, Р.К. Мертон, П. Штомпка, Т. Парсонс. Малиновский и Радклифф-Браун были антропологами и доказывали это положение на примере обычаев, обнаруженных ими в примитивных обществах Меланезии и Адаманских островов. Социальные явления, которые не имеют своей функции, например конфликты, являются дисфункцией и должны исчезнуть. По мнению Дюркгейма, отказ человека от исполнения своих семейных и религиозных функций приводит к одиночеству и, в конце концов, к самоубийству. Таким образом, общество мстит человеку за отказ от исполнения функций. Функция преступления состоит в том, что наказание за это преступление позволяет людям подтвердить правила, запрещающее преступление. Разделения труда между людьми в обществе не было в первобытном обществе, где люди были похожи друг на друга. В современном обществе над людьми витает общественное мнение и диктует людям поступки. Ошибки структурного функционализма: недооценка роли конфликтов в обществе, использование чрезмерно абстрактных понятий, отсутствие классификации ступеней развития общества. Школа конфликта. Главная мысль: социальные конфликты неизбежны, но их нужно улаживать. Козер считал, что конфликты дают дорогу крупным инновациям, предотвращают «окостенение» общества, являются причиной развития общества. Функции конфликтов, по мнению Козера, состоят в том, что, • они способствуют разрядке напряжённости и являются «отводными каналами», • через конфликты лучше узнают друг друга. Дарендорф считал, что конфликт – это результат сопротивления отношениям господства и подчинения, что конфликты – это генератор изменений, что подавление конфликта ведёт к его обострению, а улаживание – к контролируемой эволюции. Подчинённый на работе человек может успокоить своё тщеславие тем, что станет лидером и контролёром во внерабочее время - в спортивной команде, в церковной общине, в партийной организации и т.п. На причины конфликтов влиять невозможно, но можно снизить интенсивность протекания конфликтов. Государство, суд, пресса – эти институты улаживают конфликты. Гайгер считает, что в 20 в. методы, орудия и техника классовой борьбы были официально признаны и законодательно оформлены обществом, благодаря этому они поставлены под контроль. Классовая борьба сегодня протекает по определённым правилам и, поэтому, утратила своё остриё. Капитал и труд заключают взаимные компромиссы, ведут переговоры о разрешении споров и таким способом определяют условия труда – уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня. Западу больше не угрожает социалистическая революция, поэтому Маркс ошибся в своих прогнозах. Существуют три метода разрешения конфликта – метод избегания, завоевание или покорение. Авторы школы конфликта: Л. Козер, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Т. Гейгер. По нашему мнению, конфликт может быть улажен только тогда, когда проигравший признает тот факт, что он стал объектом контроля со стороны победителя или уступил свою сферу влияния победителю. До момента этого признания цель уладить конфликт является невыполнимой задачей. Можно уладить только лишь вопрос о цене за готовность починяться. Технологический детерминизм. Главная мысль: техника развивается независимо от воли человека по закону бесконечного совершенствования технических параметров.
|