Валерий Стариков
+++
Вне Форума
Сообщений: 436
Уральский университет философ
|
Билет 23. Социальные движения Психология толпы. Гюстав Лебон стал автором теории о психологии толпы. Годы его жизни: 1841-1931. Он был консерватором, пессимистом и сторонником аристократии. Он считал, что современная демократия – это эра господства толпы. Толпа лишена разума, она похожа на стадо копытных животных. Элита олицетворяет все великие достижения человечества, но она сегодня обречена на гибель. Он с ужасом воспринял французскую революцию, т. к. во время революции многие аристократы погибли на гильотине. Человек в толпе – это посредственность, готовая к героическим и варварским поступкам. Он испытывает чувство неодолимой мощи. Он готов убивать, громить, убегать или восхищаться вождём. Анонимность участников толпы позволяет чувствовать себя безответственным и безнаказанным. У человека в толпе как бы сносит сознание и обнажается бессознательный фундамент, у всех одинаковый, обнажаются инстинкты, главный из которых – стадный инстинкт. Человек в толпе – это варвар и дикарь, который обладает энтузиазмом и героизмом примитивных существ. Агрессивная толпа готова крушить всё на своём пути, бить стёкла и убивать людей. Пример действий агрессивной толпы – это еврейские погромы в России в начале 20 в., вандализм футбольных фанатов на стадионе и электричках, погромы на рынках, которые устраивают «скинхеды» (бритоголовые). Пример убегающей толпы – это паника на фронте. Пример поклонения толпы своему вождю – это поведение фанатов на рок-концерте, это факельные шествия и митинги в Нюрнберге, когда Гитлер умел довести степень поклонения своей персоне до экстаза. Часто участники толпы гибнут в результате давки, примерами служит давка на Ходынском поле во время коронации Николая 2 (погибло 1389 человек) или давка во время похорон Сталина. Поэтому нужно предостеречь учащихся от участия в действиях толпы. Чтобы не рисковать своей жизнью и здоровьем, чтобы не погибнуть в давке, нужно обойти толпу стороной. Почему люди участвуют в действиях толпы? Согласно теории заражения Г. Лебона, человек в толпе превращается в жестокого обезумевшего зверя, при этом заражение или эпидемия распространяется словно вирус насилия или страха, переходя от одного к другому. По мнению Г. Блумера, в стаде животных страх распространяется через мычание, тяжёлое дыхание и так далее, что приводит к паническому бегству. В толпе людей социальное беспокойство и страх проявляется через суматоху и суету, через слухи и преувеличения, через позыв действовать, рост внушаемости и агрессивности поведения. Блумер выделяет несколько стадий нарастания агрессивности толпы: • Толчея, когда люди беспорядочно кружатся друг возле друга подобно овцам. В этом состоянии люди готовятся действовать сообща. • Коллективное возбуждение, которое делает человека безответственным. • Социальная эпидемия, которая распространяется очень быстро. Пример инфекции – тюльпанная лихорадка в Голландии в 17 в., танцевальная мания в средние века, военная истерия в 20 в., биржевая паника. Лофланд выделил три основных типа эмоций толпы: страх, враждебность и радость. • Страх толпы – это паника в театре, где зрители убегают от пожара, это оцепенение заложников, захваченных в самолёте террористами. • Страх массы – паника при стихийных бедствиях (землетрясение, цунами, извержение вулкана), еврейские погромы, преследования сектантов и еретиков. • Враждебность толпы – это толпа, линчующая негра, это расовые беспорядки. • Массовая враждебность – это объявление политиков «козлами отпущения». • Радость толпы – это праздничный карнавал, это рок-концерт, это спортивные зрелища. • Массовая радость – это золотая лихорадка, это низкопробная мода, это увлечение стилем диско. Действующая толпа – это агрессивная толпа. Можно представить какие ужасы творились при разграблении города завоевателями. Экспрессивная толпа - это танцующая толпа, которая образуется при возникновении религиозных сект. Бесцельные движения, ритмический танец, смех, плач, крик, скачки, невнятное бормотание и даже судороги нужны людям для снятия напряжения. Ритмический танец – это средство заражения во время карнавалов и вакханалий. Человек остро чувствует, что он увлечён каким-то духом, он переживает экстаз и экзальтацию. С помощью танца человек получает полную разрядку внутреннего напряжения и испытывает радость от этого. Масса состоит из людей, которые возбуждены событиями общенационального масштаба. Например, в США люди были увлечены захватом ничейных земель на Диком Западе, они были увлечены массовой миграцией из Европы в Америку. Пропаганда и агитация. Практические правила пропаганды: • Привлечь внимание людей к своей точке зрения дешёвыми трюками и скандалами. Признанным мастером таких скандалов является Жириновский, который с этой целью способен обливать оппонента водой из стакана и таскать за волосы женщин. • Преподнести свои взгляды в привлекательном свете. • Слова и образы пропагандиста должны быть простыми и отточенными, ибо человек в толпе не будет ломать голову над экономическими теориями. • Необходимо постоянно повторять в процессе выступления лозунги и призывы. Лучше вовсе не спорить по существу, а просто твердить одно и то же, вновь и вновь как попугай. Именно так делает Зюганов в телевизионных дискуссиях с демократами, он просто вновь и вновь клеймит «антинародный режим» Ельцина и Путина, не обращая внимания на содержание аргументов своих оппонентов и не отвечая на их вопросы. • Можно просто обругать оппонента, навесить ярлык, чтобы заставить его оправдываться и «отмываться». Навешивание «ярлыков» было излюбленным большевистским приёмом. • Пропагандист должен быть изобретателен на приёмы, например, Константин Боровой пытался использовать на выборах частушки собственного сочинения. Три способа пропаганды: • Подтасовка фактов и предоставление ложной информации, например, коммунисты при советской власти по всем каналам массовой информации твердили, что капитализм загнивает, это проявляется в росте преступности и безработицы. • Нужно натравливать один социальный слой на другой, например, Ленин натравил рабочих на предпринимателей, бедных крестьян на богатых. • Нужно отождествить свою точку зрения с такими благозвучными понятиями, как демократия, свобода, равенство и братство, а точку зрения оппонентов с такими отрицательными понятиями, как привилегии, тирания и клевета. Вывод: единственное средство, которое может избавить нас от пропаганды, от обмана - это свободная дискуссия и запрет государственной цензуры. Это одна из самых дорогих ценностей западной цивилизации. Агитация возбуждает людей и превращает их в возможных сторонников. Агитация бросает вызов неравенству и угнетённому прозябанию людей. Два типа агитаторов: • Возбуждённый и агрессивный человек, который призывает к борьбе, он использует драматические жесты и театральные движения, например, рвёт на груди рубаху и громко кричит. Он пользуется успехом, когда зрители уже взволнованы и выбиты из колеи, иначе бы его поведение могло вызвать их дружный смех. • Более спокойный человек, который умеет злить толпу с помощью едких и острых слов. Демагог – это человек, который умеет влиять на толпу в личных целях. Методы влияния на толпу со стороны демагога: • Слова нужно произносить с пафосом и благоговением. У людей в толпе разум исчезает, поэтому на них нельзя воздействовать с помощью рациональных доказательств. Но стоит свои слова произнести с благоговением, как головы покорно склоняются. Именно такой тип личности, как психолог умеет применять этот метод. Толпа никогда не будет слушать теоретика, как мастера рациональных доказательств и интеллектуального английского юмора. В выступлении перед толпой юмор неуместен, т. к. юмор делает пафос смешным. Теоретик представляется слишком умным для толпы. К тому же теоретик испытывает панический страх перед публичным выступлением, т.к. является ярким интровертом. • По мнению Лебона, масса – это послушное стадо, которое не в силах жить без господина и она готова подчиниться всякому, кто назовёт себя её властелином. Напротив, по мнению Фрейда, вождь должен соответствовать потребностям толпы своими личными качествами. Вождь должен быть фанатиком, захваченным глубокой верой в идею, чтобы пробудить эту веру в толпе. Именно такой тип личности, как психолог является прирождённым фанатиком. Вождь должен обладать сильной импонирующей волей, которую переймёт у него безвольная масса. Толпа уважает силу, даже насилие со стороны вождя, доброту же она считает разновидностью слабости. Поэтому толпа будет слушать спикера, и никогда не будет слушать меланхолика, последний не обладает сильной волей. Толпа изменчива, импульсивна и возбудима. Ею руководят инстинкты. Толпа чувствует себя всемогущей, у индивида в толпе исчезает понятие невозможного. Толпа немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается в непоколебимую уверенность, зерно антипатии – в дикую ненависть. • Нужно живописать ярчайшими красками и преувеличивать. Поэтому толпа никогда не будет слушать техника, который не умеет живописать яркими красками и выражать сильные эмоции. Можно сделать вывод, что прирождённым вождём и прирождённым оратором являются такие типы личности, как спикер и психолог. Примеры демагогов: психолог Гитлер, спикеры Ленин, Троцкий, Жириновский, Лужков, Хрущёв. В процессе выступления Гитлер играл роль религиозного пророка, для этого он использовал два следующих приема: • Он любил выступать в сумерках или ночью. • Он начинал свою речь негромкими словами, а заканчивал истеричными воплями. Троцкий любил использовать красивое словцо, для этого во время выступления у него в кармане лежала тетрадь с приготовленными заранее крылатыми выражениями. Смена лидеров движения. Примеры социального движения – это либерализм, консерватизм, социал-демократия, фашизм или исламский фундаментализм. Лидеры в процессе истории движения меняются: • На первом этапе смутной тревоги основоположник создаёт идеологию и мобилизует людей через публикацию научных работ. Он намечает план действий – стратегию и тактику борьбы. Основоположником является теоретик или психолог. Теоретик создаёт истинную теорию и на её основе выдвигает научно обоснованный прогноз. Примером теоретиков служат основоположники либерального движения Монтескье и Локк. Психологи создают социальную утопию, т. е. привлекательную, но ложную теорию и дают неверные прогнозы. Примером психологов служат такие основоположники социал-демократического движения, как Маркс и Плеханов. Во главе движения, как правило, стоит группа лидеров, которая скрывается за широкой спиной основателя движения. • На втором этапе всеобщего возбуждения требуется лидер, совмещающий в себе способности оратора, умеющего вызывать энтузиазм толпы, и организатора, умеющего построить формальную организацию, разделение труда, систему норм и санкций внутри движения. Эту роль может играть спикер, например, организаторами русского социал-демократического движения стали спикеры Ленин и Троцкий.
|