Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 
Печать
Билеты по социологии. Валерий Стариков. (Прочитано 42277 раз)
Валерий Стариков
+++
Вне Форума



Сообщений: 436

Уральский университет философ
Re: Билеты по социологии. Валерий Стариков.
Ответ #20 - 30.10.2013 :: 18:56:56
 
Билет 19. Цивилизация как социологическое понятие. Цивилизационные теории в социологии.
Существуют три главные идеи цивилизационного подхода:
• Каждая локальная цивилизация имеет неповторимое своеобразие. Они отличаются друг от друга по системам ценностей, обычаям, культуре, производственной технологии, своей морали и философии.
• Каждая локальная цивилизация переживает периоды рождения, расцвета, упадка и гибели. Таков цикл жизни цивилизации.
• Эти локальные цивилизации существуют рядом друг с другом, сменяют друг друга и борются друг против друга.
Исследователи выделяют несколько локальных цивилизаций: Древний Египет, цивилизация Вавилона и Ассирии, Древний Китай, Древняя Индия, античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима, цивилизация Древней Америки, мусульманская цивилизация Арабского халифата и Османской империи, Западноевропейская цивилизация. Существует дискуссия о составе этого списка цивилизаций. Причина этой дискуссии состоит в том, что исследователи пока не нашли и не договорились о критерии, который отличает одну цивилизацию от другой. По моему мнению, таким критерием является список совершённых этой цивилизацией великих социальных изобретений. Например, мои большие сомнения вызывает попытка считать Россию отдельной цивилизацией. Несмотря на российский патриотизм, трудно отыскать в истории России факт совершённых великих социальных изобретений, которые вошли в золотой фонд человечества. Россия, как и большинство стран мира, не изобретала, а училась у других цивилизаций. Хочется повторить ещё раз, что Россия – это переходная страна от Азии к Европе, наподобие Византии. Цивилизация – это общество, построенное на определённом наборе великих социальных изобретений. Одна цивилизация отличается от другой цивилизации набором этих изобретений.
Закон вызова и ответа Арнольда Джозефа Тойнби.
Годы жизни Тойнби: 1889-1975. Главная его книга – это «Постижение истории» в 9 томах.
Сущность закона вызова и ответа состоит в следующем: окружающая среда предлагает цивилизации вызов, элита должна найти ответ, если ответа нет или он неадекватный, то цивилизация погибает, если элите удаётся найти правильный ответ, то эта цивилизация завоёвывает и учит соседей этому великому изобретению. Расширение границ, пополнение рабочей силы и ассимиляция соседних варваров – эти виды деятельности характерны для любой цивилизации.
Тойнби не смог сформулировать критерий, который отличает одну цивилизацию от другой, поэтому он назвал слишком много цивилизаций – 21 цивилизацию. К тому же Тойнби буквально «утонул» в информации об огромном количестве исторических фактов и не смог ясно изложить свою концепцию, так как он не умел выделить главное в своей концепции.
Примеры успешных ответов цивилизаций:
• Охотники Сахары. После окончания ледникового периода начался неблагоприятный для древних людей процесс иссушения афразийской степи, на месте тучных пастбищ возникла пустыня Сахара. Процесс иссушения – это вызов для древних людей. Некоторые племена охотников и собирателей просто вымерли. Другие племена сделали два великих ответа: кочевое скотоводство и поливное земледелие. Кочевники основали кочевую цивилизацию и стали искусно водить свои стада по сезонному маршруту миграции, из одного оазиса в другой. Такие же степи и климат существуют в Америке и Австралии, но индейцы и аборигены Австралии не знали такого изобретения, как скотоводство, таким образом, не всё зависит от природных условий. Предки египтян и шумеров сумели освоить болота в долинах рек Нил, Тигр и Евфрат, они основали речные цивилизации, они построили грандиозные дренажные и оросительные системы, используя не железные, а только каменные и деревянные орудия труда.
• Андская цивилизация возникла на территории нагорья. Вызов для предков инков – это малая территория земли, пригодной для земледелия в горах, суровый климат и низкое плодородие земли. Ответ – это террасное земледелие.
• Минойская цивилизация. Центром этой цивилизации был остров Крит, эта цивилизация возникла в результате вызова моря. Минойская цивилизация погибла в результате природной катастрофы, в результате извержения вулкана в 1 600 г. до н.э. Финикийцы жили в горах на берегу моря и имели мало земли, пригодной для земледелия. Ответ – изобретение морских кораблей, морской торговли и алфавита. Финикийскими товарами стало бронзовое оружие, изделия из стекла и пурпурные ткани. Финикийцы были вытеснены с морских путей их учениками – древними греками, которые превзошли своих учителей в торговле. Последняя колония финикийцев – Карфаген - была разрушена Древним Римом. Таким образом, финикийцы не нашли ответа на новый вызов среды – торговую конкуренцию и военное нашествие Греции и Рима, и их цивилизация погибла.
• Вызов для античной цивилизации Древней Греции – это малое плодородие каменистых почв и нехватка продовольствия в условиях быстрого роста населения. Было три попытки сделать ответ на этот вызов. Ответ Спарты состоял в том, что нужно завоевать близлежащие земли в Мессении, превратить завоёванных жителей в государственных рабов и заставить их работать на спартанцев. Для выполнения этой задачи Спарта была вынуждена создать регулярную армию и милитаризовать свою жизнь сверху донизу, но спартанцы не имели ремесла и торговли, они были отсталыми во всех областях, кроме войны. Ответ Коринфа и Колхиды состоял в том, что нужно основать заморские колонии в Сицилии, Южной Италии и Фракии, где было много плодородной земли, и привести оттуда хлеб. Но самый удачный и эффективный ответ сделали Афины. Афины позаимствовали изобретение у финикийцев – морскую торговлю и ремесло, а хлеб просто купили на вырученные деньги. Афины превзошли своих учителей в том, что изобрели первый в мире военный, а не торговый корабль – триеру, новые товары – железное оружие, виноградное вино, оливковое масло, серебряные украшения, керамику и так далее. Нашествие персов на Грецию вызвало успешный поход Александра Македонского. Древний Рим в ответ на нашествие галлов изобрёл мобильное построение пехоты, затем римляне изобрели Римский кодекс законов.
• Для России вызовом стали постоянные нашествия кочевников. Россия расположена на дороге из Азии в Европу, по которой шли бесчисленные волны нашествий на Европу со стороны кочевников. В результате подобных нашествий Византия, которая тоже была расположена на этой дороге, была просто сметена с лица земли, а Австрия выстояла против турок-османов. Ответ России состоял в изобретении служилого сословия – казачества, в использовании против кочевников огнестрельного оружия и ладьи. Огнестрельное оружие было изобретено французами и англичанами в ходе столетней войны, ладья или дракар – это варяжское изобретение, таким образом, русские ничего не изобретали, а успешно использовали против азиатов европейские изобретения. Казаки обосновались на реках и сделали их естественными рубежами обороны, затем они стали использовать ладью для продвижения в Сибирь, таким образом, казаки завоевали земли кочевников и раздавили этот древний очаг агрессии против земледельцев Европы и Азии. Примером успешного похода казаков является поход Ермака из столицы Строгановых п. Орёл (Пермский край) в Сибирь.
• Если развить идеи Тойнби, то можно назвать вызовы, которые в ответ привели к четырем Великим английским изобретениям:
а). Низкая производительность труда крепостных работников вызвала необходимость изобрести вместо административных стимулов более эффективные стимулы – премию и штраф.
б). Дефицит товаров, особенно перца и пряностей, стал вызовом, который привёл к необходимости изобрести океанскую торговлю, океанские корабли – каравеллы-и рыночные отношения, при которых дефицит не может существовать в принципе. Если раньше корабли были примитивными, и на них можно было плавать только вдоль берега, чтобы в случае бури можно было спрятаться в какой-нибудь бухте, то на каравелле можно было плавать прямиком через океан.
в). Конкуренция со стороны индийских ткачей, которые умели изготовлять ткани ручной работы по очень низкой цене и отличного качества, вызвала необходимость изобрести механические ткацкие станки и паровой двигатель.
г). Злоупотребления тиранов вызвали необходимость изобрести систему представительной демократии, которая состоит из конституции, парламента, системы разделения властей, многопартийных выборов и политических свобод.
Синтез формационного и цивилизационного подходов.
Некоторые авторы необоснованно противопоставляли эти подходы при исследовании истории общества. По моему мнению, необходим теоретический синтез этих подходов. Кто гонит человечество вверх по ступеням прогрессивного формационного развития? Некоторые религиозные философы в качестве такого кнута называли божью волю, который ведёт человечество к цели. Такое объяснение меня не устраивает, так как, по моему мнению, бога не существует. Прогресс общества идёт не по божественному плану, а путем слепого поиска, путём проб и ошибок по закону вызова и ответа Тойнби. Локальные цивилизации реализуют различные проекты развития, борются друг с другом, в результате с помощью войны и конкуренции на международном рынке происходит естественный отбор этих цивилизаций и их ответов. Из-за этой борьбы цивилизаций происходит смена цивилизаций – лидеров на мировой арене. Война и рынок – это всегда жребий, поэтому ни одна цивилизация не может побеждать вечно по теории вероятности, однажды удача может отвернуться от ранее удачливой цивилизации, к тому же со временем происходит вырождение творческой элиты этой цивилизации, она теряет способность делать изобретения. Локальная цивилизация – это единица отбора в человеческой истории, наподобие биологического вида в биосфере. Таким образом, борьба локальных цивилизаций является причиной формационного развития, тем кнутом, который гонит человечество вверх по ступеням прогрессивного формационного развития, хотя отдельные люди, нации, организации, группы, страны и цивилизации развиваются циклически через рождение, расцвет, упадок и гибель.
Примеры цивилизаций-лидеров на мировой арене, которые сменяли друг друга – это древний Восток и Западная Европа. Многие завоеватели прошлого – Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон Бонапарт, Адольф Гитлер – пытались завоевать мировое господства, но эта идея является утопией, так как воплощение в жизнь этой идеи привело бы к окончанию соперничества между цивилизациями, к застою и окончанию прогресса человечества, что не возможно в принципе. Создание глобальной системы человеческого общества, которое мы наблюдаем сегодня, приведёт не к прекращению, а к обострению экономического соперничества между отдельными регионами мира. Например, по темпам экономического развития сегодня на первое место вышли страны Юго-Восточной Азии и Китай. Славянофилы в России 19 века предлагали искать свой российский путь прогресса, большевики пытались это осуществить на практике. В результате выяснилось, что нельзя искать свой путь прогресса в отсталой стране, сначала нужно догнать передовые страны, ввести их новейшие социальные изобретения, например систему представительной демократии, а только затем пробовать изобретать свой путь прогресса.
Наверх
 
Валерий Стариков
+++
Вне Форума



Сообщений: 436

Уральский университет философ
Re: Билеты по социологии. Валерий Стариков.
Ответ #21 - 30.10.2013 :: 18:57:35
 
Билет 20. Эволюционные теории развития общества.
Некоторые авторы пытались разделить историю общества на этапы по этапам развития способов производства. Например, Э. Тоффлер выделял три стадии в развитии общества и производства:
• аграрную,
• индустриальную,
• постиндустриальную.
Первый этап начался в период Неолита, когда люди изобрели земледелие и тем самым перешли от варварства к цивилизации. Второй этап начался в Англии в Новое Время, где люди изобрели станок и паровой двигатель, построили фабрики, т. е. изобрели фабричное производство. Третий этап начался во второй половине 20 века на Западе, где люди изобрели автоматическое производство, робототехнику и компьютер, которые вытеснили с производства тяжёлый физический труд людей. Производство стало поточным и массовым. Большое значение получила сфера услуг – в розничной торговле, администрации, образовании и других отраслях. Тоффлер назвал критерий, с помощью которого можно отличить общество на индустриальной стадии развития от общества на постиндустриальной стадии развития. Этим критерием является доля населения занятого в сельском хозяйстве и доля городской рабочей силы, занятая в сфере услуг. В постиндустриальном обществе доля людей, занятых в сельском хозяйстве не превышает 15%, а доля людей, занятых в сфере услуг, превышает 50% от городской рабочей силы. Таким образом, в постиндустриальном обществе доля людей, занятых умственным трудом превышает долю людей, занятых физическим трудом. В 1970 г, когда была написана книга Э. Тоффлера «Футурошок», постиндустриальными странами являлись США, Швеция, Бельгия, Британия, Канада, Нидерланды. По этим критериям Россия и сегодня не входит в число постиндустриальных стран. Следует отметить, что, несмотря на популярность классификаций Тоффлера и Ростоу, их критерии для классификации периодов развития общества являются недостаточно обоснованными, эти критерии не учитывают важных изобретений в других областях жизни общества, кроме экономической области. При отсутствии важного критерия выделение периодов развития общества становится произвольным, сколько авторов – столько и различных периодизаций. Поэтому в западных учебниках по социологии вообще не рассматривают стадии развития общества, а ограничиваются рассмотрением социальных изменений и сдвигов. Таким образом, на Западе считается, что теорию прогрессивного развития общества ещё только предстоит создать.
Наверх
 
Валерий Стариков
+++
Вне Форума



Сообщений: 436

Уральский университет философ
Re: Билеты по социологии. Валерий Стариков.
Ответ #22 - 30.10.2013 :: 18:58:09
 
Билет 21. Описание постиндустриального общества
Несмотря на то, что книга Алвина Тоффлера “Футурошок” была написана в 1970 г., она не устарела, т. к. Россия сильно отстаёт в развитии от США, и в России только сейчас начались те процессы, о которых писал Тоффлер.
Главная мысль Тоффлера состоит в том, что современный человек испытывает шок от быстрых перемен, страх перед будущим. Например, дочь Тоффлера в Нью-Йорке пошла в магазин и не смогла его найти, как будто он провалился сквозь землю, т. к. здания в этом городе строятся и исчезают буквально за ночь. Нью-Йорк – это город без истории, отчего люди испытывают ужас. Эти быстрые перемены начались 300 лет назад. Первые симптомами этой болезни являются приступы недомогания, массовые неврозы, вспышки насилия. Возрастание потока научной информации привело к тому, что врачи и другие специалисты не могут поспеть за последними исследованиями.
Черты постиндустриального общества:
• Многие товары стали одноразовыми, т. к. стоимость ручного ремонта или стирки товара стала дороже стоимости его поточного массового производства. Примеры одноразовых товаров: шариковая ручка, газовая зажигалка, подгузники, бумажные салфетки, полотенца, пластиковые бутылки, пластиковые пакеты, ракеты, одежда из целлюлозного волокна и нейлона.
• Конструкция товаров быстро устаревает, поэтому вместо первого поколения компьютеров появляется второе и так до бесконечности. Средний возраст жилых построек неуклонно сокращается и сегодня составляет всего лишь 50 лет, но несколько домов в Майами были разрушены ещё раньше - через 10 лет после окончания строительства, т. к. они были построены без кондиционеров. Созданы проекты передвижных школ, например, внутри железнодорожных вагонов. Цель передвижных школ – справиться с колебаниями плотности населения. Существуют проекты модульных факультетов и общежитий, где при помощи крана можно включать модули в каркас здания. Каркас здания – это постоянная часть здания, а модули можно перемещать в другое место. Внутри модуля можно перемещать перегородки при помощи одной отвёртки. Большинство американцев предпочитают не покупать жильё, а брать в аренду. Средний американец владеет автомобилем не более трёх с половиной лет, а люди с достатком меняют автомобиль каждый год. Можно арендовать автомобиль почти везде: в аэропорту, на вокзале, в гостинице. Можно взять напрокат почти всё: от лестницы и садового инвентаря до норковой шубы и подвенечного платья, вплоть до живых кустарников для украшения, мебели, бытовой техники, одежды, костылей, драгоценностей, туристического снаряжения и инвалидных кресел. Фирмы так часто меняют друг друга на рынке, что это стало основной головной болью для рекламы в США, например, среди фирм по производству сигарет ни одна не может сохранить ведущие позиции дольше 10 лет. Появились стирательные резинки, которые приятно пахнут.
• Американцы превратились в новых кочевников. Некоторые богатые люди предпочитают три дня в неделю добираться до работы из соседнего штата за 500 миль на самолёте. Перемена места жительства у американцев стала привычкой. Это проявляется, например, в форме туристических путешествий и курортных романов. Каждой весной тысячи студентов Западного побережья США отправляются на неделю отдыхать во Флориду. Иммигранты из Алжира, Югославии, Турции и других стран приезжают в Европу. Люди с высоким уровнем образования меняют место жительства гораздо чаще людей с низким уровнем образования. Частые переезды сотрудников фирмы стали необходимым звеном в обучении менеджменту. Сотни тысяч студентов учатся далеко от родного штата. В течение года больше половины жителей Вашингтона меняют номера своих домашних телефонов. Водительские права, полученные в 16 лет, становятся для подростка пропуском в мир взрослых. Один из них мрачно заявил: «Если у тебя нет тачки, то у тебя нет и девчонки». Один семнадцатилетний парень покончил жизнь самоубийством, потому что у него отобрали водительские права за превышение скорости. 40% девушек побывали в одной или двух поездках по стране автостопом во время летних каникул. Такие поездки укрепляют их авторитет. Сегодня отмирают целые отрасли промышленности и возникают новые отрасли, поэтому неквалифицированные рабочие вынуждены менять место жительства, при этом они переживают трагедию. В семи крупнейших городах США средняя продолжительность проживания на одном месте не превышает четырёх лет.
• Люди будущего часто меняют жильё, место жительства, номер телефона, школу, друзей, личные автомобили, семью, вещи. Люди будущего стараются поддерживать поверхностные контакты с большим количеством людей вместо того, чтобы вникать в характерные особенности каждого встреченного ими человека. Согласно результатам исследований С. Милграма, у среднего американца круг друзей и знакомых колеблется от 500 до 2500 человек. Число друзей у средней семейной пары колеблется от 7 до 14. Мужчины более умело разрывают отношения, чем женщины. Только представители рабочего класса стараются жить поближе к своим родственникам и зависеть от них. Удачливые управляющие легко налаживают и разрывают контакты даже со своей семьёй и друзьями детства. Увеличивается число разводов. Во многих американских пригородах существует служба «Добро пожаловать», которая знакомит вновь прибывших с главными магазинами и конторами общества. При переезде приходится менять друзей.
• Люди постиндустриального общества часто меняют профессию и место работы. Людям приходится менять профессии, т. к. профессии быстро устаревают и общественная потребность в данной профессии исчезает. С умопомрачительной скоростью возникают новые профессии. 1/3 нанятых крупными компаниями молодых людей получают работу по профессии, которая никогда не существовала в прошлом. Человеку приходится или иметь несколько профессий, или постоянно переучиваться на другие профессии, или повышать свою квалификацию в рамках одной профессии. Люди постиндустриального общества вместо одной карьеры делают в течение своей жизни несколько карьер. Средний американец занимает свою должность только 4,2 года. Знания дипломированного инженера устаревают через десять лет. Человек, который часто меняет работу, умеет хорошо адаптироваться на новом месте, хотя среди них можно встретить и неудачников, которые перескакивают с места на место как теннисный мячик через сетку. Люди часто ищут временную работу – во время предвыборной кампании, для срочной работы в типографиях и т. д. Более половины учеников городских школ в США меняют школу в течение одного года, поэтому они избегают участвовать в общественной жизни, чтобы уменьшить поток друзей в своей судьбе, в этом состоит закалка детей. Иерархические организации в прошлом, например, католическая церковь, существовали в неизменном виде веками, а сегодня значительный сектор экономики составляют временные проектные группы, которые исчезают после окончания проектных работ. Тоффлер даже сделал прогноз о переходе власти в обществе от иерархической бюрократии к спецтехнократии. Управляющие вынуждены полагаться на мнение целой орды экспертов в узких областях, которых управляющие с трудом понимают, таким образом, управленцы потеряли монополию на принятие решений.
Технологический детерминизм о различных периодизациях истории общества на основе технических параметров.
В рамках этого направления существует дискуссия между технократами и технофобами. Первые являются оптимистами и считают, что развитие техники решит все проблемы, например, для решения экологических проблем нужны фильтры, отстойники и т. д. Вторые считают, что человечество погибнет от техники, например от плохой экологии или в результате войны с роботами, поэтому нужно ломать технические устройства, например, луддиты в Англии ломали механические ткацкие станки, или сбежать на необитаемый остров или в тайгу. Семья Лыковых сбежала в тайгу и несколько десятилетий жила в полной изоляции от общества, питалась картофелем и кедровыми орехами. Когда их случайно обнаружили геологи, то почти все члены семьи, кроме дочери Агафьи, в течение некоторого времени умерли от стресса или в результате потери иммунитета при жизни в стерильной таёжной изоляции.
Писатель и музыкант С. Батлер эмигрировал в Новую Зеландию в 1859 г. с целью заняться там разведением овец. Он написал очерк «Дарвин среди машин», в котором писал об очень быстрой эволюции машин, в которой устаревшие машины исчезают как динозавры. В один прекрасный день машины смогут господствовать над людьми. В своём романе «Егдин» (анаграмма слова «нигде») Батлер описал историю вымышленного государства, в котором были уничтожены все машины, потому что они стали представлять угрозу для людей. Кто прав в этой дискуссии покажет время. Т. Б. Веблен сделал прогноз о революции менеджеров, в ходе которой власть перейдёт от предпринимателей к технократам, но эти прогноз оказался утопией.
Герберт Маршал Маклуэн разделил историю на три периода в зависимости от смены средств связи:
• Период племенного человека, который обладал способностью к устной речи.
• Период индустриального человека, который обменивался информацией с помощью печатного станка И. Гуттенберга.
• Период нового племенного человека, который обменивается информацией с помощью телефона, интернета, спутниковой связи и т. д.
Некоторые социологи выделяют четыре периода истории в зависимости от смены источников энергии:
• Период использования только мускульной силы человека, ездовых животных, энергии ветра и падающей воды.
• Период использования парового двигателя.
• Период использования электрического двигателя и двигателя внутреннего сгорания.
• Период использования атомной энергии и реактивного двигателя.
Можно сделать вывод, что периодизация истории на основе технических параметров не учитывает более важных социальных изобретений в других сферах общества.
Наверх
 
Валерий Стариков
+++
Вне Форума



Сообщений: 436

Уральский университет философ
Re: Билеты по социологии. Валерий Стариков.
Ответ #23 - 30.10.2013 :: 18:58:44
 
Билет 22. Виды и типы прикладных социологических исследований*.
• Выборочный опрос. Он начинается с определения генеральной совокупности – группы людей, обладающих каким либо признаком,
• Полевое исследование. Его проводит социолог, который фиксирует поступки людей в реальной жизни. Например, социолог фиксирует повышение производительности труда рабочих в бригаде по сравнению с работой без бригадного подряда. В бригаде на человека влияет общественное мнение и бригадир с помощью коэффициента трудового участия. Другим примером полевого исследования является социометрическое исследование, которое позволяет выяснить персоны лидеров класса и состав малых групп в классе, это исследование проводится путем суммирования ответов на вопросы анкеты, где каждому ученику предлагается назвать трёх друзей и трёх врагов из класса. Наше невключённое наблюдение за процессом приёма безработных людей у инспектора в центре занятости тоже является полевым исследованием.
• Скрытое наблюдение. Оно используется тогда, когда люди не желают отвечать на вопросы анкеты, ибо не хотят выглядеть слабыми и трусливыми. Например, существует гипотеза, что сообщения об актах террора на северном Кавказе вызывают отъезд отдыхающих и беженцев из этого региона. Страх людей за свою жизнь и имущество может выразиться в том, что возрастает количество проданных билетов, страховых полисов, проданного охотничьего оружия сразу после актов терроризма, наподобие захвата заложников в городе Будённовск.
• Метод исторического анализа. Его использовал Макс Вебер, когда пытался доказать, что протестантская этика способствовала возникновению капитализма в западной Европе, В результате работы в архивах он подсчитал количество частых призывов к обогащению, накопительству, упорному труду и деловому успеху в проповедях протестантских проповедников (Кальвина и др.). Затем он обнаружил, что буддисты и индуисты призывали к противоположному - к уходу от действительности. Социологи изучают такие документы как переписи населения, судебные протоколы, записи в церковных книгах, полицейские архивы. Например, социологу Дж. Руде хотел выяснить, кем были участники беспорядков во время Французской революции – «героями Франции» или «отбросами Франции». Торговцами и ремесленниками или профессиональными преступниками? Он изучил протоколы допросов задержанных во время беспорядков и подсчитал доли преступников, с одной стороны, и купцов с ремесленниками, с другой стороны. Оказалось, что большинство среди задержанных оказались купцами и ремесленниками, т.е. беспорядки устраивали «герои Франции», но осталось сомнение, что профессиональные преступники лучше умели скрываться от полиции. В нашем исследовании безработицы нам пришлось изучить содержание годовых и квартальных отчётов центра занятости с целью выяснить виды групп риска, т.е. групп потенциальных безработных, и доли предложенных вакансий для разных типов личности, чтобы выяснить, какой тип личности имеет преимущества в количестве предложенных вакансий на рынке труда.
• Эксперимент. Например, социолог хочет выяснить степень влияния на школьный класс информации об оценке учителя прошлогодними учениками. Для этого набирают два класса, одинаковых по всем формальным показателям (количество мальчиков и девочек, их возраст). Затем экспериментальному классу сообщают о негативной оценке учителя, а контрольному классу не сообщают об этой оценке. После часа занятий проводят опрос о том, понравился ли урок? Результаты двух опросов сравнивают.
Наверх
 
Валерий Стариков
+++
Вне Форума



Сообщений: 436

Уральский университет философ
Re: Билеты по социологии. Валерий Стариков.
Ответ #24 - 30.10.2013 :: 18:59:38
 
Билет 23. Социальные движения
Психология толпы.
Гюстав Лебон стал автором теории о психологии толпы. Годы его жизни: 1841-1931. Он был консерватором, пессимистом и сторонником аристократии. Он считал, что современная демократия – это эра господства толпы. Толпа лишена разума, она похожа на стадо копытных животных. Элита олицетворяет все великие достижения человечества, но она сегодня обречена на гибель. Он с ужасом воспринял французскую революцию, т. к. во время революции многие аристократы погибли на гильотине.
Человек в толпе – это посредственность, готовая к героическим и варварским поступкам. Он испытывает чувство неодолимой мощи. Он готов убивать, громить, убегать или восхищаться вождём. Анонимность участников толпы позволяет чувствовать себя безответственным и безнаказанным. У человека в толпе как бы сносит сознание и обнажается бессознательный фундамент, у всех одинаковый, обнажаются инстинкты, главный из которых – стадный инстинкт. Человек в толпе – это варвар и дикарь, который обладает энтузиазмом и героизмом примитивных существ. Агрессивная толпа готова крушить всё на своём пути, бить стёкла и убивать людей. Пример действий агрессивной толпы – это еврейские погромы в России в начале 20 в., вандализм футбольных фанатов на стадионе и электричках, погромы на рынках, которые устраивают «скинхеды» (бритоголовые). Пример убегающей толпы – это паника на фронте. Пример поклонения толпы своему вождю – это поведение фанатов на рок-концерте, это факельные шествия и митинги в Нюрнберге, когда Гитлер умел довести степень поклонения своей персоне до экстаза. Часто участники толпы гибнут в результате давки, примерами служит давка на Ходынском поле во время коронации Николая 2 (погибло 1389 человек) или давка во время похорон Сталина. Поэтому нужно предостеречь учащихся от участия в действиях толпы. Чтобы не рисковать своей жизнью и здоровьем, чтобы не погибнуть в давке, нужно обойти толпу стороной.
Почему люди участвуют в действиях толпы?
Согласно теории заражения Г. Лебона, человек в толпе превращается в жестокого обезумевшего зверя, при этом заражение или эпидемия распространяется словно вирус насилия или страха, переходя от одного к другому. По мнению Г. Блумера, в стаде животных страх распространяется через мычание, тяжёлое дыхание и так далее, что приводит к паническому бегству. В толпе людей социальное беспокойство и страх проявляется через суматоху и суету, через слухи и преувеличения, через позыв действовать, рост внушаемости и агрессивности поведения. Блумер выделяет несколько стадий нарастания агрессивности толпы:
• Толчея, когда люди беспорядочно кружатся друг возле друга подобно овцам. В этом состоянии люди готовятся действовать сообща.
• Коллективное возбуждение, которое делает человека безответственным.
• Социальная эпидемия, которая распространяется очень быстро. Пример инфекции – тюльпанная лихорадка в Голландии в 17 в., танцевальная мания в средние века, военная истерия в 20 в., биржевая паника.
Лофланд выделил три основных типа эмоций толпы: страх, враждебность и радость.
• Страх толпы – это паника в театре, где зрители убегают от пожара, это оцепенение заложников, захваченных в самолёте террористами.
• Страх массы – паника при стихийных бедствиях (землетрясение, цунами, извержение вулкана), еврейские погромы, преследования сектантов и еретиков.
• Враждебность толпы – это толпа, линчующая негра, это расовые беспорядки.
• Массовая враждебность – это объявление политиков «козлами отпущения».
• Радость толпы – это праздничный карнавал, это рок-концерт, это спортивные зрелища.
• Массовая радость – это золотая лихорадка, это низкопробная мода, это увлечение стилем диско.
Действующая толпа – это агрессивная толпа. Можно представить какие ужасы творились при разграблении города завоевателями.
Экспрессивная толпа - это танцующая толпа, которая образуется при возникновении религиозных сект. Бесцельные движения, ритмический танец, смех, плач, крик, скачки, невнятное бормотание и даже судороги нужны людям для снятия напряжения. Ритмический танец – это средство заражения во время карнавалов и вакханалий. Человек остро чувствует, что он увлечён каким-то духом, он переживает экстаз и экзальтацию. С помощью танца человек получает полную разрядку внутреннего напряжения и испытывает радость от этого.
Масса состоит из людей, которые возбуждены событиями общенационального масштаба. Например, в США люди были увлечены захватом ничейных земель на Диком Западе, они были увлечены массовой миграцией из Европы в Америку.
Пропаганда и агитация.
Практические правила пропаганды:
• Привлечь внимание людей к своей точке зрения дешёвыми трюками и скандалами. Признанным мастером таких скандалов является Жириновский, который с этой целью способен обливать оппонента водой из стакана и таскать за волосы женщин.
• Преподнести свои взгляды в привлекательном свете.
• Слова и образы пропагандиста должны быть простыми и отточенными, ибо человек в толпе не будет ломать голову над экономическими теориями.
• Необходимо постоянно повторять в процессе выступления лозунги и призывы. Лучше вовсе не спорить по существу, а просто твердить одно и то же, вновь и вновь как попугай. Именно так делает Зюганов в телевизионных дискуссиях с демократами, он просто вновь и вновь клеймит «антинародный режим» Ельцина и Путина, не обращая внимания на содержание аргументов своих оппонентов и не отвечая на их вопросы.
• Можно просто обругать оппонента, навесить ярлык, чтобы заставить его оправдываться и «отмываться». Навешивание «ярлыков» было излюбленным большевистским приёмом.
• Пропагандист должен быть изобретателен на приёмы, например, Константин Боровой пытался использовать на выборах частушки собственного сочинения.
Три способа пропаганды:
• Подтасовка фактов и предоставление ложной информации, например, коммунисты при советской власти по всем каналам массовой информации твердили, что капитализм загнивает, это проявляется в росте преступности и безработицы.
• Нужно натравливать один социальный слой на другой, например, Ленин натравил рабочих на предпринимателей, бедных крестьян на богатых.
• Нужно отождествить свою точку зрения с такими благозвучными понятиями, как демократия, свобода, равенство и братство, а точку зрения оппонентов с такими отрицательными понятиями, как привилегии, тирания и клевета.
Вывод: единственное средство, которое может избавить нас от пропаганды, от обмана - это свободная дискуссия и запрет государственной цензуры. Это одна из самых дорогих ценностей западной цивилизации.
Агитация возбуждает людей и превращает их в возможных сторонников. Агитация бросает вызов неравенству и угнетённому прозябанию людей. Два типа агитаторов:
• Возбуждённый и агрессивный человек, который призывает к борьбе, он использует драматические жесты и театральные движения, например, рвёт на груди рубаху и громко кричит. Он пользуется успехом, когда зрители уже взволнованы и выбиты из колеи, иначе бы его поведение могло вызвать их дружный смех.
• Более спокойный человек, который умеет злить толпу с помощью едких и острых слов.
Демагог – это человек, который умеет влиять на толпу в личных целях. Методы влияния на толпу со стороны демагога:
• Слова нужно произносить с пафосом и благоговением. У людей в толпе разум исчезает, поэтому на них нельзя воздействовать с помощью рациональных доказательств. Но стоит свои слова произнести с благоговением, как головы покорно склоняются. Именно такой тип личности, как психолог умеет применять этот метод. Толпа никогда не будет слушать теоретика, как мастера рациональных доказательств и интеллектуального английского юмора. В выступлении перед толпой юмор неуместен, т. к. юмор делает пафос смешным. Теоретик представляется слишком умным для толпы. К тому же теоретик испытывает панический страх перед публичным выступлением, т.к. является ярким интровертом.
• По мнению Лебона, масса – это послушное стадо, которое не в силах жить без господина и она готова подчиниться всякому, кто назовёт себя её властелином. Напротив, по мнению Фрейда, вождь должен соответствовать потребностям толпы своими личными качествами. Вождь должен быть фанатиком, захваченным глубокой верой в идею, чтобы пробудить эту веру в толпе. Именно такой тип личности, как психолог является прирождённым фанатиком. Вождь должен обладать сильной импонирующей волей, которую переймёт у него безвольная масса. Толпа уважает силу, даже насилие со стороны вождя, доброту же она считает разновидностью слабости. Поэтому толпа будет слушать спикера, и никогда не будет слушать меланхолика, последний не обладает сильной волей. Толпа изменчива, импульсивна и возбудима. Ею руководят инстинкты. Толпа чувствует себя всемогущей, у индивида в толпе исчезает понятие невозможного. Толпа немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается в непоколебимую уверенность, зерно антипатии – в дикую ненависть.
• Нужно живописать ярчайшими красками и преувеличивать. Поэтому толпа никогда не будет слушать техника, который не умеет живописать яркими красками и выражать сильные эмоции.
Можно сделать вывод, что прирождённым вождём и прирождённым оратором являются такие типы личности, как спикер и психолог.
Примеры демагогов: психолог Гитлер, спикеры Ленин, Троцкий, Жириновский, Лужков, Хрущёв. В процессе выступления Гитлер играл роль религиозного пророка, для этого он использовал два следующих приема:
• Он любил выступать в сумерках или ночью.
• Он начинал свою речь негромкими словами, а заканчивал истеричными воплями.
Троцкий любил использовать красивое словцо, для этого во время выступления у него в кармане лежала тетрадь с приготовленными заранее крылатыми выражениями.
Смена лидеров движения.
Примеры социального движения – это либерализм, консерватизм, социал-демократия, фашизм или исламский фундаментализм. Лидеры в процессе истории движения меняются:
• На первом этапе смутной тревоги основоположник создаёт идеологию и мобилизует людей через публикацию научных работ. Он намечает план действий – стратегию и тактику борьбы. Основоположником является теоретик или психолог. Теоретик создаёт истинную теорию и на её основе выдвигает научно обоснованный прогноз. Примером теоретиков служат основоположники либерального движения Монтескье и Локк. Психологи создают социальную утопию, т. е. привлекательную, но ложную теорию и дают неверные прогнозы. Примером психологов служат такие основоположники социал-демократического движения, как Маркс и Плеханов. Во главе движения, как правило, стоит группа лидеров, которая скрывается за широкой спиной основателя движения.
• На втором этапе всеобщего возбуждения требуется лидер, совмещающий в себе способности оратора, умеющего вызывать энтузиазм толпы, и организатора, умеющего построить формальную организацию, разделение труда, систему норм и санкций внутри движения. Эту роль может играть спикер, например, организаторами русского социал-демократического движения стали спикеры Ленин и Троцкий.
Наверх
 
Валерий Стариков
+++
Вне Форума



Сообщений: 436

Уральский университет философ
Re: Билеты по социологии. Валерий Стариков.
Ответ #25 - 30.10.2013 :: 19:00:29
 
• На третьем этапе внутри группы образуется бюрократия, поэтому требуется функционер, мастер закулисной борьбы, который умеет укрепить свою личную тираническую власть, уничтожить своих вчерашних соратников и достичь конечных целей движения. Самым лучшим мастером закулисной борьбы является психолог, например, функционером русского социал-демократического движения стал Сталин.
Невозможно соединить требуемые качества в одном человеке, поэтому происходит смена лидеров и борьба между ними. Основоположник иногда считает организатора предателем, например, Плеханов не любил Ленина и ненавидел Троцкого. Организатор презирает основоположника, как наивного и безнадёжного мечтателя. Организатор часто считает функционера подлым и грубым, например, Ленин предлагал снять Сталина с поста Генерального Секретаря большевистской партии. Функционер часто считает организатора литератором и болтуном, допускающим грубые ошибки в закулисной борьбе. Из-за этих конфликтов между лидерами внутри движения образуются фракции и происходят расколы, например, борьба между Плехановым, Мартовым и Лениным привела к расколу на меньшевиков и большевиков, борьба между Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Бухариным, Рыковым, Томским и Сталиным привела к расколу на ленинскую гвардию и номенклатуру.
Экспрессивные движения.
Они не стремятся менять общественный строй, а разряжаются в религии и моде. Религиозное движение начинается как культ, как танцующая толпа, состоящая из одержимых запредельным духом людей. Такой верующий способен на прорицания, на веру в святость пророков и идолов. Черты сект:
• Разнородность состава исчезает в толчее, люди превращаются в братьев, возникает ритуал приёма в братство – крещение у христиан, возникает апология – оправдание вероучения с помощью доводов разума. В христианстве апология – это доказательство бытия бога и бессмертия души.
• Вера в то, что движение состоит из святых душ, а иноверцы – это пропавшие души. Божественная миссия правоверных – спасти заблудших и показать им «свет». Из-за этого начинается агрессия и религиозная война секты против внешнего мира, например, арабы-мусульмане завоевали соседние страны. Цель секты в отличие от политического движения – изменить внутренний мир, а не внешний мир.
Модные движения хотят изменить одежду, манеры, искусство или философию.
Пространственные, возрожденческие и националистические движения.
Примером пространственных движений являются движение кочевников, варварские вторжения, крестовые походы, движение паломников, колонизация и миграции.
Возрожденческие движения идеализируют прошлое и хотят его вернуть из-за чувства разочарования в современности и утраты самоуважения. Примерами могут служить движение славянофилов в 19 в. , попытки возродить образ жизни, костюмы и самоуправление казаков в конце 20 в., попытки восстановить привилегии дворянского сословия и власть династии Романовых в России в конце 20 в.
Примером националистического движения служит история германского нацизма. Гитлер прославлял прошлое немецкого народа. Германия проиграла Первую Мировую Войну и заплатила слишком большую цену за это поражение в форме территориальных потерь и громадной контрибуции. Поэтому нацисты призывали к реваншу, но в результате. Второй Мировой Войны привели Германию к новой национальной катастрофе.
Наверх
 
Валерий Стариков
+++
Вне Форума



Сообщений: 436

Уральский университет философ
Re: Билеты по социологии. Валерий Стариков.
Ответ #26 - 30.10.2013 :: 19:00:59
 
Билет 25. Демографический кризис современного общества.
Годы жизни Томаса Мальтуса: 1766-1834 гг. Его главная книга – «Опыт о законе народонаселения или зложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода».
Мальтус утверждал, что производство продовольствия в мире растёт в арифметической прогрессии (1,2,3,4,5…), в то время как население Земли – в геометрической (1,2,4,8,16…). Это неизбежно приведёт к ситуации, когда большинство людей столкнётся с угрозой голодной смерти. Выжить в таких условиях смогут только самые сильные и жестокие. Эти идеи вдохновили Дарвина и Уоллеса на создание в биологии теории о борьбе за выживание. В социальной иерархии люди располагаются по принципу наиболее приспособленных, то есть элита – это наиболее приспособленные люди, чернь – наименее приспособленные люди.
Демография.
Демография – это наука о численности, составе и изменении народонаселения. В последние годы население России сокращалось катастрофическими темпами. Из-за этого начали закрывать школы, детские сады и ясли. Большинство людей винит в этом экономический кризис, но пример западных стран показывает, что экономическое процветание не всегда приводит к повышению рождаемости. Темпы роста народонаселения являются одними из самых драматических показателей:
• 1 млн. лет назад население всего мира составляло лишь около 125000 человек,
• 300000 лет назад – 1 млн. человек,
• к Рождеству Христову – 285 млн. человек,
• в 1930 г. – 2 млрд. человек,
• в 1960 г. – 3 млрд. человек,
• к началу 2009 численность населения планеты составила 6,6 млрд. человек.
Главные причины демографического взрыва: Демографический взрыв начался в Европе в 19 в. В Средние века в Европе были высокие уровни рождаемости и смертности, детей рождалось много, но их не умели лечить и большая доля детей умирала от эпидемий и голода, поэтому прирост населения был минимальным. Например, у Петра 1 от двух жён было 14 детей, из которых выжило только 3. В Новое время уровень рождаемости оставался высоким, но улучшилось медицинское обслуживание и повысилось благосостояние. Это стало причиной демографического взрыва в период индустриализации.
Причины снижения рождаемости в современных развитых странах: В 20 в. рождаемость и смертность в России, Европе и Северной Америке снизилась, поэтому прирост населения стал снова минимальным, население некоторых стран даже стало сокращаться. Это особенно опасно на фоне демографического взрыва в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Такое демографическое положение неизбежно приводит к миграции или даже к нашествию населения из Азии, Африки и Латинской Америки в Европу, Северную Америку и Россию. Первым предвестником такого нашествия стал исламский глобальный терроризм, война в Чечне, американские операции в Афганистане и Ираке. Существуют прогнозы о возможности Третьей мировой войны Запада против исламских государств. Россия находится на границе демографического взрыва, на южных границах России находятся страны с высокими темпами роста населения – Китай и исламские страны. В Китае пытаются бороться с чрезмерным ростом населения с помощью налогов на второго ребёнка, что привело к появлению «подпольных», незарегистрированных детей. В России демографический взрыв был в 19 в. - начале 20 в. Но прирост населения, полученный в результате этого взрыва, был уничтожен в ходе ужасных исторических катаклизмов, выпавших на долю русского народа в 20 в. В Советском Союзе в конце 50-х годов были демографические проблемы, ставшие последствиями Второй мировой войны, так как во время войны родилось очень мало детей, и очень много мужчин погибло во время войны. Сегодня много русских людей мигрирует из стран ближнего зарубежья в Россию. В древности примером миграции являлось великое переселение народов – гуннов, аваров, готов, свевов, вандалов, бургундов, франков, англов, саксов, лангобардов, славян в 4-7 веках н.э. В 7-9 веках н.э. произошла миграция арабов, норманнов, протоболгар, мадьяров. Миграция из Европы в США особой интенсивностью отличалась в 19-20 веках.
Наверх
 
Страниц: 1 2 
Печать