Каждый малый исторический город Костромского края располагает яркими и уникальными моментами в своём становлении и обладает богатым историческим прошлым. Несомненно, значительная часть этой важнейшей информации скрыта от нас, в прямом смысле, под землей. Учитывая консервативность застройки и зачастую благодаря этому хорошую сохранность культурных слоев малых исторических городов, археологические исследования - это один из важнейших путей, помогающих восстановить и реконструировать историю города, изучить и сохранить информацию о его материальной и духовной культуре.
Макарьев — один из наиболее интересных городов Костромской области, в котором чудесным образом сохранились регулярная планировочная структура и историческая застройка, жемчужиной которой является великолепный монастырский комплекс 2-й пол. XVII в. Изучение монастыря - задача для отдельных самостоятельных монографий, авторы же ставят целью дать сжатый очерк истории развития и формирования города в сопоставлении с материалами археологических исследований, показать возможности и перспективы археологического изучения малого исторического города.
Город расположен в южной части области в нескольких километрах выше впадения р. Унжи в Горьковское водохранилище Волги. Своим появлением он обязан Макарьево-Унженскому монастырю (рис.2), основанному в 1439 г. монахом Макарием, настоятелем Желтоводской обители в Нижегородском крае. В 1439 г. этот монастырь был разорен отрядом казанских татар хана Улу-Магомета (Улу-Махмета), и монахи вынуждены были искать новое пристанище. Согласно Житию Макария, место было найдено на высоком правом берегу р. Унжи, где Макарий поставил крест, небольшую хижину, а также вырыл колодец, вода в которой считалась целебной. В 1444 году Макарий скончался, тогда же над его могилой была построена деревянная Макарьевская церковь, а позже рядом появилась церковь Флора и Лавра.

Фото начала XX в. Вид на Макарьевский монастырь
Благодаря богатым вкладам, монастырь к середине XVII в. превратился в крупного земельного собственника: в 1652 г. ему принадлежало 90 деревень с 399 дворами и две мельницы на р. Черный Лyx и Вотгати. Деревянные постройки обители неоднократно горели (в частности, известно о разрушительных пожарах 1629 и 1668 гг.) и многократно возобновлялись.
Во второй половине XVII в. в монастыре начинается активное каменное строительство: в 1664-1670 гг. в его центре был сооружен крупный пятиглавый Троицкий собор, в 1670-1674 гг. юго-западнее - церковь Макария, по размеру чуть уступавшая собору и также завершенная пятиглавием, в 1677-1680 гг. - одноглавая церковь Благовещения с трапезной и шатровой колокольней, расположившаяся восточнее Макарьевского храма, а в 1682-1685 гг. - еще одна одноглавая церковь Николая Чудотворца над главными восточными воротами. Последним был возведен протяженный двухэтажный корпус келий вдоль северной границы участка. В 1732 г. севернее основных храмов появился ярусный Успенский храм с больничными палатами, а в 1754-1764 гг. вокруг обители были возведены каменные стены с небольшими башнями.
В 1778 г. при образовании Костромского наместничества (с 1796 г. губернии) Макарьевский монастырь, подмонастырская слобода, село Коврово, окрестные деревни и починки были объединены в город, получивший название Макарьева на Унже (в отличие от одноименного города на Волге). Он стал центром Унженской области (провинции), охватывавшей несколько уездов: Варнавинский, Ветлужский, Кологривский и собственно Макарьевский. В 1796 г. область как административная единица была ликвидирована, а Макарьев остался уездным городом.
Вплоть до XIX в. в Макарьеве сохранялась сложившаяся в течение XVI-XVIII вв. планировка, обусловленная существованием крупного монастыря, а также подчиненная топографическим особенностям местности и направлению основных дорог. Подмонастырская слобода располагалась к северу и северо-востоку от монастыря, по дну которого протекал Безымянный ручей. Вся застройка слободы была сосредоточена вдоль большой дороги в Кадый.
Первый регулярный план города был утвержден в 1781 г. и предусматривал аналогичную Костроме верно-радиальную форму, были учтены и топографические условия местности. Центром новой планировки стала Торговая площадь, от которой веерообразно расходились пять крупных улиц.
Археологически Макарьев изучен слабо, исследования здесь долгое время носили эпизодический характер. В 1994 г. П.Г. Инягиным и Д.Г. Свечниковым впервые проведены археологические исследования культурного слоя г. Макарьева, выполнены работы по составлению археологической карты с выделением охранных зон. По результатам работ исследователями сделаны следующие выводы.
1. Древнейшая часть города располагалась в пределах «монастырского» холма, здесь выделена охранная зона № 1. Примерные этапы развития следующие. А).Славянское селище XIV-XV вв., здесь же – находки позднебулгарской керамики к. XIII- нач. XIV вв. С XIVв. – возникновение д. Макарово на базе селища. Б). Развитие деревни до и после возникновения монастыря. К 1779 г. – фактическое слияние всех деревень и починков, образование города. В). Развитие монастыря (с 1444 г.). Образование подмонастырской слободы. Наибольшее количество материала XV-XVII вв. – это период значительного подъема, роста монастыря. В XVIII в. фактически завершилось основное каменное строительство.
2. Вещевой материал раскопок – печные изразцы, отходы стеклопроизводства, кованая пряжка и др. позволяет думать, что монахи пользовались услугами близлежащих деревень и сёл (село Коврово).
3. Монета нач. XVII в., найденная на глубине (-180) в раскопе в слое коричневой супеси, привязывает материал среднего уровня залегания к строительным периодам (засыпка оврага строительным мусором) XVII- второй пол. XVIIIвв. и доказывает его принадлежность к «эпохе деревянного монастыря».
4. Вторая охранная зона включает в себя территорию бывшей д. Волково с древним культурным слоем периода зарождения города (до 1779 г.).
5. Третья охранная зона включает территорию бывшей д. Коврово с древним культурным слоем до возникновения монастыря и времени его бытования с XV в. К 1522 г. юго-восточная часть села являлась наиболее древней – основой зарождения и развития села.
6. Центр города, с момента укрепления могущества монастыря, зарождался постепенно, при поэтапном слиянии Подмонастырской слободы, части д. Макарово, д. Волково, с. Коврово. Кроме центральной «монастырской» части города, с конца XVII в. в культурный слой города, вероятно, можно отнести территорию бывших починков Харино-Заплёсье, Гаево (Гаев), Уколово (Уколов).
Интересно, что в ходе ограниченных исследований площадью всего 8 кв.м и сборов на месте вырытых под хозяйственные нужды траншей исследователям удалось выявить старинное монастырское кладбище, два сруба, датированных по вещевому инвентарю XVII в., а также собрать интересную коллекцию керамических изразцов, датируемых в пределах последней трети XVII – XVIII вв. и являющихся прекрасным образцом русского декоративно-прикладного искусства.

Фрагменты изразцов с территории монастыря
С 2012 г. археологические работы в г. Макарьеве начали проводиться ООО «Костромская археологическая экспедиция». И хотя исследования носили, как правило, характер охранных работ, были получены интересные материалы, проливающие свет на древнюю историю города. В частности, в 2012 и 2016 годах проведены раскопки на территории исторического ядра города, сложившегося ко времени перепланировки на регулярной основе. В границах объекта археологического наследия «Участок культурного слоя посада Макарьево-Унженского монастыря», XV-XVIII вв. были заложены раскопы на улице Малая Советская (часть бывш. ул. Дворянской) – в 2012 г. 64 кв.м у дома № 14 и в 2016 г. 48 кв.м у дома №4. Также в 2012 году проведены разведочные работы при строительстве по адресу ул. Площадная, 2, входящему в комплексную охранную зону города.
Для всех исследованных участков характерна схожесть стратиграфической ситуации: сверху слой пестроцвета серо-коричнево-желтоватых оттенков с включением строительного и бытового мусора позднего времени, ниже - слой серой супеси, являющийся собственно культурным слоем, ниже - напластования серо-желтого пестроцвета (отсутствует в наиболее западном раскопе на Малой Советской, 14), представляющий из себя, по всей видимости, подзол и поддерновый слой древней дневной поверхности, подвергнутый воздействию при освоении территории, ниже - однородный жёлтый песок – материк
Верхний горизонт сформирован в период активного строительства располагавшихся по указанным адресам зданий на рубеже XIX-XX веков и хозяйственных объектов в последующее время, включает он и отдельные предметы более раннего времени, попавшие в него с выбросами грунта из многочисленных ям.
Любопытно, что вещевой инвентарь в слое серой супеси заметно различается на разных объектах. Если керамика и монеты, датируемые в пределах XVIII-XIX веков, содержатся на всех трех участках, то на Малой Советской, 4 полностью отсутствуют формы венчиков сосудов, бытование которых датируется второй половиной XVII – первой половиной XVIII вв. Наиболее ранняя монета здесь принадлежит к екатерининскому времени, формы посуды датируется временем не ранее XVIII века. Таким образом, можно констатировать, что между участками посада к востоку и западу от центральной в планировке екатерининского времени площади Революции (бывш. Торговая) вплоть до середины XVIII наличествовал неосвоенный участок. Судя по всему, северная часть посада Макарьевского монастыря, сложившегося к концу XVIII века, начинает осваиваться не ранее второй половины XVII века, характерно, что в это же время идет активное каменное строительство самого монастыря. По всей видимости, разрастание посада связано с возросшей необходимостью в рабочих руках и притоком рабочей силы со стороны. Определенным свидетельством периферийности участка во второй половине XVII-XVIII вв. можно считать единичное количество выявленных объектов (хозяйственных и столбовых ям), для которых возможна датировка этим периодом, в раскопе на Малой Советской, 14 и полное их отсутствие в раскопе на Малой Советской, 4. В то же время, после перепланировки города на регулярной основе и размещения здесь вновь образованного городского центра на рубеже XVIII-XIX вв. количество объектов (хозяйственных и столбовых ям) XIX-XX вв. представлено десятками на каждом из раскопов.
Рассматривая вещевой материал, следует отметить, что наиболее массовая категория находок – фрагменты керамической посуды столового, кухонного и тарного назначения, представленная следующими группами: 1. Сероглиняная гладкая керамика. Поверхность ровная, хорошо заглажена. Тесто хорошо промешано, без грубых примесей (в большинстве случаев примесь песка фиксируется визуально), обжиг качественный; черепок плотный, звонкий. Изнутри, снаружи и в изломе фрагменты ровного, серого, черного или коричневатого цвета. Поверхность сосудов часто покрыта нагаром. 2. Красноглиняная гладкая керамика. Поверхность ровная, хорошо заглажена. Тесто хорошо промешано, без грубых примесей, обжиг качественный; черепок плотный, звонкий. Изнутри, снаружи и в изломе фрагменты ровного, кирпично-красного или коричневатого цвета. 3. Красноглиняная глазурованная посуда. Тесто без грубых примесей. Обжиг изделий качественный. Полива глухая, с типичной для русских изделий цветовой гаммой кирпично-красного, коричневого, желтого или зеленого цвета.
Наиболее распространенная форма сосудов – горшковидная. Преобладает красноглинянная посуда. Характерной чертой является отсутствие в материалах всех объектов на территории посада групп чернолощеной посуды, являющейся типичной для Костромы и вообще для русских памятников XVI – XIX вв.
Свидетельством определенной самобытности керамического производства являются сосуды с сильно раздутым туловом, массивной, с уплощениями, отогнутой шейкой, а также с двойным валиком. Аналогичные сосуды встречены в процессе археологической разведки в 2011 г. на селище Унжа I