навроцкий юрий
Продвигающийся

Вне Форума
Сообщений: 84
|
В 2018 году исполнилось 75 лет со времени создания в Ивдельлаге НКВД СССР театрально-концертной агитбригады - так называемого «театра за колючей проволокой». До весны 1943 года культурно-воспитательная работа в Ивдельлаге ограничивалась проведением слетов ударников, «работающих стахановскими методами труда» с лекциями культоргов и заместителей начальников лагпунктов по политической части, материальным поощрением передовиков производства повышенными нормами питания, выделением промтоваров из премиального фонда и награждением почетными грамотами от имени Центрального Штаба Трудового Соревнования и Ударничества Ивдельлага НКВД (ЦШ СиУ). Несмотря на требования Приказа НКВД СССР № 0161 от 20 апреля 1940 года, утверждающего «Положения об отделении культурно-воспитательной работы ГУЛАГа НКВД» и «Положения о культурно-воспитательной работе в Исправительно-Трудовых Лагерях и Колониях НКВД» о постройке в каждом лагерном подразделении и колонии для проведения клубно-массовой работы клуба или выделении под эту работу в небольших подразделениях культуголков, единственным обьектом культуры в Ивдельском районе до 1949 года был клуб имени Дзержинского, построенный в городе Ивделе при начальнике управления Ивдельлага И.И. Долгих (постройку здания начали еще в 1939 году при С.А. Тарасюке). Организация в Ивдельлаге театрально-концертной бригады из числа заключенных не являлось местной инициативой или локальным явлением «культурной революции» в отдельно взятом учреждении ГУЛАГа. В главе «КВЧ: культурно-воспитательная часть» книги «Паутина Большого террора» Энн Эпплбаум пишет, что «в первом квартале 1943 года, в самый разгар войны, из лагерей в Москву и обратно неслись взволнованные телеграммы: лагерные начальники отчаянно добивались, чтобы для заключенных прислали музыкальные инструменты… В этот период повсеместной нехватки рабочих рук центральные органы рекомендовали, чтобы в каждом лагере были библиотекарь, киномеханик для показа пропагандистских фильмов и культорганизатор из числа заключенных, который «ведет повседневную борьбу за чистоту», помогает КВЧ поднимать культурный уровень лагерников, организует среди них кружки художественной самодеятельности и «помогает заключенным правильно разбираться в вопросах текущей политики» (ГАРФ. Ф.9414, Оп.1, Д.1460). Как сообщал начальник ГУЛАГа НКВД СССР В.Г. Наседкин в своем докладе наркому внутренних дел Л.П. Берия «О работе ГУЛАГа за годы войны (1941-1944)» от 17 августа 1944 года: «Культурно-массовое обслуживание заключенных проводится в клубах и культуголках, которых имеется в лагерях и колониях свыше 1500. К активной общественной работе привлечено 77 000 заключенных. Из состава заключенных организовано 2600 кружков художественной самодеятельности (драматические, музыкальные, хоровые и другие), силами которых за три года поставлено более 100 тыс. спектаклей, концертов и вечеров художественной самодеятельности. За этот же период времени проведено свыше 110 тыс. киносеансов». Начальный период создания театрально-концертной бригады в Ивдельлаге можно проследить по воспоминаниям бывших заключенных Ивдельского ИТЛ, которые длительное время работали в составе труппы «театра за колючей проволокой». К таким нерративным источникам относятся мемуары оперного певца Николая Николаевича Крейера (1), известного джазового музыканта Александра Владимировича Варламова (2), а также Матвея Яковлевича Грина (Гринблата) (к воспоминаниям последнего необходимо относиться очень критично в виду неоднозначной позиции лиц, записывающих эти воспоминания - Владимира Альбинина-Гассельблата и Алексея Щербакова). Так мемуары Н.Н. Крейера «Прокаженные. Жизнь-смерть-жизнь: (Из незабываемого страшного прошлого)», опубликованных Рижским отделением общества «Мемориал» в 1993 году, содержат сведения о проведении первого концертного мероприятия, организованным начальником КВО (культурно-воспитательного отдела) 5-го ОЛПа С.П. Поляковым (3), дослужившегося в последствии до начальника управления Ивдельлага: «Сменили после этого начальника КВО, вместо него приехал новый зам. по политчасти, раненый офицер, фронтовик, прихрамывая, ходил с палочкой. С каждым стал знакомиться лично, беседовать. Узнал в беседе со мной, что я когда-то учился в консерватории и пел, а обратиться к нему меня заставила просьба отправить меня на фронт. Тогда приходили изредка, правда, замены отбывания срока участием в боях. Много ходило разных версий об этом. Решился и я попытать счастья, не зная еще толком, что это за «отбывание срока пребыванием на фронте». Тот задумался и сказал, что он и начальство ОЛПа решить этот вопрос не могут, но посоветовать может. Разъяснил, что и чего, как. Короче говоря - предложил устроить вечер, посвященный Сталинградской битве. Я ухватился за предложение начальника. Помогли мне в организации все: и «политики», и «урки»… Наконец программа была готова. Приехали на вечер с Центрального ОЛПа не только начальник КВО лагеря Тизенберг (4), но и сам «хозяин» государства «Ивдельлаг» в звании полковника (имеется ввиду Иван Иванович Долгих - Ю.Н.). Вначале состоялась встреча с заключенными, речь шла о Сталинградской битве, пленении фельдмаршала Паулюса, - все это проводилось в столовой, мест всем было предостаточно. Сделали импровизированную сцену, настлав на козлы доски, малость печурками подтопили. Центральный ОЛП привез с собой кинопередвижку, показали кадры кинохроники военных лет. В зале стояла тишина, порою чьи-то всхлипывания нарушали ее. Когда зажегся свет, буквально все сидели, опустив головы. Начался концерт... Не прошло и двух дней после описанного шмона, как меня неожиданно вызвали после работы в управление. В кабинете сидели начальник ОЛПа и его замполит, он же начальник КВО и мой аккомпаниатор, Сергей Петрович Поляков. Вот что, Крейер, - сказал он мне - пришел приказ из Лагерного управления откомандировать вас на Центральный ОЛП, где решено создать агитбригаду. Так что готовьтесь к этапу, - поднявшись, он вышел из кабинета». Воспоминания известного джазового музыканта, руководившего в Ивдельском ИТЛ лагерным оркестром, Александра Владимировича Варламова неоднократно публиковались в советской и российской прессе, в том числе летом 1990 года в печатном издании Ивдельского отделения общества «Мемориал» - газете «Резидент». По его версии, создание театрально-концертного ансамбля в ИвдельЛаге произошло по инициативе начальника управления ИвдельЛага Ивана Ивановича Долгих и его заместителя Бориса Израилевича Борисова-Когана: «Начальник Ивдельлага Долгих. Это был высоченный детина. Приход его в зону надо было видеть! Появлялся он, ну, по крайней мере, как сам Сталин. Сначала шли охранники с автоматами, потом свита, только после этого - Долгих собственной персоной. Рядом с ним адъютант - записывать поручения его милости. Заместителем был некто Борисов. Вот он-то и вызвал меня: «Хотим, чтобы в лагере был оркестр. Поручаю это вам!» А во мне вдруг такой гонор взыграл: «Я оркестрами не занимаюсь!» Он опешил. Даже говорить стал как-то помягче: «Ну что вы тут ерундой будете заниматься, пропадете. В оркестре ведь и свободы будет побольше, и еды. Музыкантов я вам найду». Долго еще я артачился. Душа не лежала - какая уж там музыка в лагере. Но уговорили в конце концов, пообещав, что оркестр будет играть и для заключенных. Сейчас я даже благодарен за это: на какое-то время ожил, что, может быть, и спасло, дав дополнительные силы. Музыкантов собирал по разным лагерям, для многих это было единственным способом выжить. Все заключенные. Двенадцать человек. По разным лагпунктам собрали, разрешили выписать из дома ноты и инструменты. Помню, например, был у нас саксофонист Суржиков, виолончелист Миша Гессель (5). Он совсем погибал от голода, до помойки дошел, а это - конец. Оркестр спас его. А однажды мне сообщили, что приедет из дальнего лагпункта Дмитрий Данилович Головин (6), еще недавно знаменитый солист Большого театра. Потом выяснилось, что его тоже долго не могли заставить петь, не подчинялся приказу. Только узнав, кто будет руководить оркестром, согласился: мы были знакомы еще по Москве, встречались в доме актрисы Малого театра Гондатти (я дружил с ее сыном). Так мы собрались вместе: Головин, Чижевский, я и совершенно неизвестные мне музыканты, голодные, без сил, зачастую с возможностями ниже средних. Был среди них даже мальчишка-налетчик. Пожалела его начальница КВЧ (культурно-воспитательной части!): «Возьмите, может, исправится. Способный, чечетку хорошо бацает». Парнишка оказался музыкальным, научили его немного играть на саксофоне, партии я специально адаптировал. Он буквально не отходил от меня, так и болтался всегда рядом. У паренька была не уголовная статья, а самая что ни на есть политическая: 58-8, террор. И срок соответствующий: 15 лет строгого режима. А звали мальчишку не больше и не меньше, как Александр Пушкин... Головин у нас исполнял и оперные арии, и советские песни, и джазовые вещи. Были у нас солистки - Кушелевская и Бранькова (7). Бранькова - певица с очень хорошим голосом (из репрессированной семьи служащих КВЖД), прекрасно, между прочим, пела романс моего прадеда, Александра Егоровича Варламова, «Красный сарафан». Кроме того, мы, конечно, играли джаз, по-настоящему играли, возможность репетировать-то у нас была. Концерты для заключенных проходили в лагерной столовой, на маленькой сценке. Мы ездили по всем нашим лагпунктам, а было их девять». Со слов А.В. Варламова, «Даже начальником клуба для вольнонаемных (клуба им. Дзержинского – Ю.Н.) служил бывший заключенный - Шевчук (8), скрипач, ученик Витачека. Над кроватью у него висела фотография Елены Фабиановны Гнесиной с дарственной надписью. Кстати, он владел бесценным сокровищем - скрипкой работы Гварнери! Когда меня приводили под конвоем в клуб, чтобы я мог воспользоваться фортепиано, Шевчук неизменно совал тайком котлетку или кусочек мяса...». М.Я. Гринблат был этапирован в Ивдельлаг в конце 1949 года и его сведения о времени возникновения ивдельского «театра за колючей проволокой» были получены от третьих лиц, что снижает историческую ценность этой информации. Со слов М.Я. Гринблата, по инициативе начальника Управления Ивдельлага И.И. Долгих лучшие артисты-заключенные были собраны в лагерную агитбригаду при 9-ом ОЛПе. Руководителем концертного коллектива назначили композитора и дирижера А.В. Варламова, а бригадиром - художника-карикатуриста и выступающего с пародиями Матвея Усаса. Руководил оркестром бывший главный дирижер московского театра оперетты А.А. Хмелевич (9). В составе оркестра выступали такие известные в то время артисты, музыканты и композиторы как аккордеонист Георгий Чехмахов, тромбонист Михаил Степанян, саксофонисты Ровнев (10) и Суржиков, а также Назарян и Тактаулов. Сольные партии исполняли баритон Дмитрий Головин, певицы сестры Александровы, квждинка Людмила Сидельникова, артист ленинградского ТЮЗа Евгений Быстров, актер харьковского театра оперетты Александр Соколовский, танцовщица из Белоруссии Мария Малиновская, актер казанского театра оперы и балета Хафиз Шамсутдинов (11). Танцевальную группу возглавляли Илларионов, искусствовед и драматург И. Багиашвили. Известный режиссер-постановщик И.Г. Калабухов (12) руководил постановкой спектаклей, в чем ему помогал художник-декоратор Подрапетов. С сольными номерами выступали виолончелист М.Ф. Гессель, пианист Ю.Г. Полгар (13), скрипач Л.Н. Шевчук, певец Н.Н. Крейер, комики-пародисты Ижик и Кольцов, Чернова из Одесского театра, Арутюнов, Михайлов, Блехер, певица треста «Мосгоркино» Л.С. Дашкевич (14), белорусские актеры Лев Михайлов (15) и Алексей Лихач (16), театровед Киевского театрального института Иван Пискун (17), а также чудесный тенор Стрельников и многие другие. «Почти все они были осуждены по 58 статье. Этот коллектив постоянно выступал в клубе им. Дзержинского и в подразделениях Ивдельлага. В его исполнении можно было услышать и увидеть программы различных жанров в сопровождении большого эстрадного оркестра». Нельзя не согласиться с мнением В.А. Калинина, высказанным им в работе «Организация культурно-воспитательной работы в лагерях ГУЛАГа на строительстве трансполярной магистрали Чум-Салехард-Игарка (194753 гг.)» о том, что «бурная» деятельность КВЧ в лагерных подразделениях многим участникам культурно-воспитательной работы из среды заключенных - артистам, музыкантам, литсотрудникам и режиссерам театра помогла физически выжить. Но как справедливо отметила О.Н. Старикова в своей работе «Особенности проведения воспитательной работы среди контингента особых лагерей МВД СССР (1948-1956)» участники концертно-театральных бригад хоть и находились в более привилегированном положении по сравнению с другими заключенными – освобождались от общих работ, получали улучшенное питание и премиальное вознаграждение, однако те артисты, которые чем-то не угодили начальству, в любой момент могли быть отправлены на общие работы.
|