Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 5 6 7 8 
Печать
Русские и Монголы - веры единой! (Прочитано 65707 раз)
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #120 - 31.05.2013 :: 11:04:01
 
@
EvS

"Русско-монгольская вера" тут не причем - тут причем идея фикс "якуты были самыми крутыми, но все замалчивают!"  Злой

А чтобы это "подкрепить", начинаются пляски вокруг монголов и маньчжуров, заодно каменные чопперы к древним русам привязывают!  Злой
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14023
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #121 - 31.05.2013 :: 16:07:55
 
На самом деле к приходу Бекетова, саха еще не оформились как народ с единой культурой и ментальностью. Там всего было намешано - туматы, хоринцы, долганы, тунгуссы и пр. Такой вот этногенезный суп. Естественно, что все эти племена между собой воевали. Поэтому с появление казаков одни группировки начали закатывать другие, используя нюча как "крышу". Победившим тойонам выдали ярлык на княжение.
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5627
Казахстан
Пол: female
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #122 - 31.05.2013 :: 16:15:20
 
Ubivec писал(а) 31.05.2013 :: 16:07:55:
Поэтому с появление казаков одни группировки начали закатывать другие, используя нюча как "крышу". Победившим тойонам выдали ярлык на княжение.

Что-то это мне напоминает Смайл
Наверх
 

"Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами".
Гилберт Кийт Честертон
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #123 - 31.05.2013 :: 16:20:56
 
Ubivec писал(а) 31.05.2013 :: 16:07:55:
туматы


Это не буряты ли?

Ubivec писал(а) 31.05.2013 :: 16:07:55:
долганы


АФАИК, они появлись после того, как часть якутов в XVIII в. ушла на Таймыр, где смешалась с тунгусами из рода "долган".

Ubivec писал(а) 31.05.2013 :: 16:07:55:
тунгуссы


Это всегда отдельная языковая группа, хотя ассимиляции отдельных родов были в обе стороны.

Ubivec писал(а) 31.05.2013 :: 16:07:55:
На самом деле к приходу Бекетова, саха еще не оформились как народ с единой культурой и ментальностью.


Абсолютно верно. Малая численность, большая дисперсность, отсутствие потребности в централизованной власти - какой там единый народ?

Ubivec писал(а) 31.05.2013 :: 16:07:55:
Поэтому с появление казаков одни группировки начали закатывать другие, используя нюча как "крышу".


В общем-то, все как всегда.

Ubivec писал(а) 31.05.2013 :: 16:07:55:
Победившим тойонам выдали ярлык на княжение.


А теперь их, ставших предками современных якутов, считают "предателями якутского народа"?
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14023
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #124 - 31.05.2013 :: 16:37:55
 
Цитата:
Это не буряты ли?

Мутное какое-то племя, явно монголоидное, имевшее широкий ареал расселения по Вилюйской зоне. Характеризовалось крайней агрессивностью - промышляя набегами на тунгусские племена. Когда появились первые поселенцы из мегино-кангалассов, то в силу более развитой культуры (кони, железные доспехи и клинки) они их быстро ликвидировали. Остатки оттеснили в Заполярье. Последние туматы были зафиксированы в нижнем течении Лены в 19 веке.
Цитата:
АФАИК, они появлись после того, как часть якутов в XVIII в. ушла на Таймыр, где смешалась с тунгусами из рода "долган".

Ну я примерно беру территорию Западной и Восточной Сибири. Там кого только нет...
Цитата:
Это всегда отдельная языковая группа, хотя ассимиляции отдельных родов были в обе стороны.

Кстати с приходом русских ассимиляция тунгуссов усилилась в сторону тюркского единоначалия. Из 40 тысяч на 1635 г. саха выросли до 300 тысяч в начале ХХ века. Понятно что тут и агрокультура привнесла, но тунгусские племена в этот период имеют тенденцию к сокращению.
Цитата:
А теперь их, ставших предками современных якутов, считают "предателями якутского народа"?

Если взять димира, то наверное так и считает. Я придерживаюсь несколько других взглядов. Переход под центральное правительство, развитие письменности и культуры, резкий рост численности - куда лучше раннефеодальной раздробленности и клановых войн.
PS: Как прикол - был в те времена такой якутский Робин Гуд, Манчаары. Ну как Робин Гуд, обычный разбойник и хулюхан, ни с кем не делился, куролесил. Теперь из него пытаются лепить борца с колониализмом, даже спортивные игры народов саха его именем назвали Смайл
Наверх
 
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #125 - 31.05.2013 :: 16:49:07
 
Ubivec писал(а) 31.05.2013 :: 16:37:55:
Как прикол - был в те времена такой якутский Робин Гуд, Манчаары. Ну как Робин Гуд, обычный разбойник и хулюхан, ни с кем не делился, куролесил. Теперь из него пытаются лепить борца с колониализмом, даже спортивные игры народов саха его именем назвали


Увы, идиотов хватает!
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14023
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #126 - 31.05.2013 :: 17:06:08
 
Цитата:
Увы, идиотов хватает!

Их везде хватает. Надеюсь о Якутии вы будете судить по моей скромной персоне, а не по Димиру и минкультуры Борисову Подмигивание
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5627
Казахстан
Пол: female
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #127 - 31.05.2013 :: 17:15:41
 
Ubivec писал(а) 31.05.2013 :: 17:06:08:
Надеюсь о Якутии вы будете судить по моей скромной персоне

*вкрадчиво* А фото можно на фоне якутских пейзажей?
Наверх
 

"Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами".
Гилберт Кийт Честертон
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #128 - 31.05.2013 :: 17:46:59
 
Ubivec писал(а) 31.05.2013 :: 17:06:08:
Надеюсь о Якутии вы будете судить по моей скромной персоне, а не по Димиру и минкультуры Борисову


Всяко! Смайл

А идиотов надо утилизировать на мясокостный фарш Злой Хоть какая-то польза будет!
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14023
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #129 - 01.06.2013 :: 00:58:00
 
Цитата:
*вкрадчиво* А фото можно на фоне якутских пейзажей?

А почему вкрадчиво? Озадачен
В силу своего природного нежелания позировать, на работе лежат только "я и Сталин" (памятник один в стране, локализовать не трудно) и мое пребывание в кадетской школе им. Трошева в п. Чернышевском. По роду своей деятельность обычно я фотографирую, а не меня Смайл
PS: Могу выложить свои фотографии республиканского Ысыаха в Мирном, если вас интересуют этнографические красоты Подмигивание
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5627
Казахстан
Пол: female
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #130 - 01.06.2013 :: 05:42:02
 
Ubivec писал(а) 01.06.2013 :: 00:58:00:
Могу выложить свои фотографии республиканского Ысыаха в Мирном, если вас интересуют этнографические красоты

Я хочу судить об Якутии по Вашей скромной персоне. Сами предложили Смайл
*потому и вкрадчиво, что Вы тут сами себя загнали в угол)
Наверх
« Последняя редакция: 01.06.2013 :: 05:50:05 от Алент »  

"Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами".
Гилберт Кийт Честертон
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14023
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #131 - 01.06.2013 :: 12:21:09
 
Цитата:
Я хочу судить об Якутии по Вашей скромной персоне. Сами предложили

В смысле судить о Якутии по моему поведению на форуме - никого озарениями не пугаю, в альтернативном припадке не бьюсь Смайл два озаренца из Якутии было бы уже слишком...
Ладно, уговорили - как доберусь до работы, выложу что под рукой имею.
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #132 - 01.06.2013 :: 21:14:54
 
Tang Ni писал(а) 31.05.2013 :: 16:49:07:
Ubivec писал(а) Вчера :: 16:37:55:Как прикол - был в те времена такой якутский Робин Гуд, Манчаары. Ну как Робин Гуд, обычный разбойник и хулюхан, ни с кем не делился, куролесил. Теперь из него пытаются лепить борца с колониализмом, даже спортивные игры народов саха его именем назвали Увы, идиотов хватает!


Слышал, что Бахылай Фёдоров был не только бандюком, но и, по совместительству, олонхосутом (исполнителем Олонхо) и поэтом. Поэтому его образ, в моём представлении, сродни образу другого тюркского романтика с большой дороги - Салавата Юлаева. Башкиры его уважают
...
и даже республиканской хоккейной команде не зазорно носить его имя.
Почему бы и у якутов не быть своему герою-поэту-хулюхану?
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14023
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #133 - 02.06.2013 :: 02:21:27
 
Цитата:
Почему бы и у якутов не быть своему герою-поэту-хулюхану?

Да пусть так, у каждого народа есть свой "Робин Гуд". Борца с колониализмом то лепить зачем? Не был он им никогда. Он всегда был против власти - неважно чьей, царской администрации или тойонов.
Наверх
 
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #134 - 02.06.2013 :: 12:26:01
 
О происхождении якутов
http://forum.baikal.net/index.php?showtopic=10161&mode=threaded&pid=215630
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
ДО ЧИНГИСХАНА И ПОСЛЕ...

В предлагаемом исследовании сделана попытка систематизации этнической истории якутов региона Нижнего Вилюя на основе проработки опубликованных в разное время разнородных трудов в тесной связи с полевыми наблюдениями автора. Историографический анализ этнической истории вилюйских саха имеет актуальное научное значение, которую следует рассмотреть по возможности более подробно. Вообще, в целом, изучение происхождения якутского народа проводится уже более 300 лет, в течение которого высказывались различные концепции и точки зрения среди исследователей. Еще до революции предполагали, что якуты могли прибыть из Монголии, Аральского моря, Прибайкалья, Минусинского края, Амура и из Саяно-Ангарского нагорья. В то время в основном все исследователи полагали, что якуты переселились на современную территорию республики с Юга. В период Советской власти изменяется установившаяся тенденция южного происхождения народа саха и постепенно внедряется мнение о том, что в происхождении якутского народа заметную роль сыграли местные, аборигенные этнические компоненты. Подобной точки зрения придерживаются академик А.Н. Алексеев, который предполагает участие древних индейских этнических групп в эногенезе народа саха, а этнограф С.И. Николаев считает, что преобладают самодийские привнесения в происхождении якутов, перенявших тюркский язык.

По мнению основной массы исследователей Древней Якутии, основными предками якутского народа считаются Омогой Баай и Эллэй Боотур, к которым позже присоединился иноплеменной народ - хоринцы, имевшие совсем иной язык. Если следовать этой теории, то основными предками народа саха получаются племена курыканов. Основная масса якутских скотоводческих племен переселились в VI-VIIIвв, которые связаны с Кулун-Атахской культурой. Кулун-Атахская археологическая группа (XIII-XVвв.) связана с курыканами и племенами Южной Сибири. Согласно ранних научных исследований академика А.И. Гоголева, происходит смешение языка и культуры в начале X в. различных тюркоязычных народностей - кыргызов, курыкан, кыпчаков и других на стыке верхнего Енисея, минусинской котловины и дальнейшие их контакты в IX-XVI вв. с монголо-язычными группами (туматы, ойраты...) в верховьях Енисея, затем влияние тунгусских племен на Средней Лене, которые привнесли существенные изменения вообще в этногенетическом процессе в целом народа Саха. Первое поселение якутов-скотоводов, объединенных в Кулун-Атахскую культуру, считает А. Гоголев, датируется XIV-XVвв., памятники которых обнаружены в Центральной Якутии. А. Гоголев попытался доказать, что истоки этногенеза народа Саха коренятся в скифо-хуннской культуре (VI-IVвв. до н.э.) и тюркской эпохе (1 тыс. н.э.). Особую роль в формировании культуры якутского народа сыграл Уйгурский каганат (745-840гг.), основным ядром которого были племена Теле. В IX-XIIвв. Кыргызское государство занимало почти всю территорию Южной Сибири, с которыми граничили Уйгуры. Курыканы же в VI-Xвв. в Прибайкалье основали племя Гули, обосновавшееся на долине Ангары около кыргызов, которые находились в зависимости от Цзи-ли-Цзи-цы (кыргызов), а в IXв. Прибайкалье было уже в составе Кыргызского государства, полагает А. Гоголев.

А. Алексеев установил, что со второй половины IX-X вв. на территории Якутии, заселенную палеоазиатами, проникли группы "пеших" тунгусов (эвенков и эвенов). Они в основном осваивали территории, заселенные протоюкагирскими племенами, а тюрки вступали в контакты с иными палеоазиатскими племенами. По мнению А. Алексеева, в раннем железном веке (V1в. до н.э.- Vв. н.э.) группы тюрок, эвенков и эвенов вступили в культурно-этнические контакты с палеоазиатами. В Vв. до н.э. племена Якутии перешли к обработке железа, в основном это были юкагирские и другие палеоазиатские племена. В середине 1 тыс. н.э. начинают проинкать племена "Пеших" тунгусов. По мнению А. Алексеева протоюкагиры, протосамодийцы и тюрки - главная этнообразующая основа якутского народа, а не тунгусская ассимиляция. (А.Н. Алексеев. История и культура Востока Азии - Древняя Якутия. Железный век и эпоха средневековья. Новосибирск. 1996г. с. 27-28, 33-34). А. Алексеев попытался доказать, что народ Саха Якутии образовался в результате смешения, синтеза нескольких этнических групп: местных палеоазиатских и пришлых тюрко-монгольских групп из Центральной Азии и Южной Сибири с V1в. н.э. и до нач. XIVв. н.э.

Согласно исследований Польского ученого С. Калужинского, в языке народа саха установлены 2500 слов монгольского происхождения, а в бурятском языке имеются тысячи слов современного якутского языка. В калмыкском языке тоже имеются не мало слов якутского происхождения. По мнению профессора Н.Е. Петрова, смешение в XIV-XVвв. монгольских племен с тюркоязычными группами, считается необоснованной, в таком случае, откуда появились слова монгольского происхождения в якутском языке?. Они являются родословными курыканского языка в Прибайкалье при смешении их с тюркоязычными, монгольскими, саха (саки), тунгусо-маньчжурскими наречиями. Н. Петров считает курыканский язык родословной якутского языка. Империя Чингисхана полностью установило свое господство в Прибайкалье, Ангаре, верховьях Лены, Енисее над всеми тюркоязычными и монголоязычными группы народов. Мужчин подчиненных племен он превратил в своих воинов, подавляющая часть из которых погибла во время битв, поэтому, основная масса тюркоязычных этносов, которые могли бы переселиться в Якутию, уже не существовала. Кроме того, согласно китайского источника "Юань-Ши", в 1217г. войска Чингисхана уничтожили этнос саха у Байкала, а в 1216г. основной контингент саха и кыргызов угнали в Маньчжурию. Сосланные саха являются обоснователями Маньчжурских и Амурских саха. Таким образом, после установления господства Чингисхана, в сторону Якутии не переселялись тюркоязычные группы. В таком случае, говорит Н. Петров, тюркоязычный якутский говор и диалект, а также, тунгусо-маньчжурский лексикон, происходит опять же от наречий курыканского периода народа саха. Таким образом, Николай Петров доказывает курыканское происхождение народа саха. По всей видимости, согласно концепции Н. Петрова, завоевания Чингисхана привели к чуть ли не полному уничтожению этноса саха как народа.

Давно имеется источник о монгольской истории под названием "Юань-Ши". Попытка завоевания Японии связана с правлением внука Чингисхана - Хубилайа (1215-1294гг.). Империя Хубилайа под названием Юань имел свой центр в Пекине, а династия его называлась Ши. Упоминается о том, что в 1217г. данная империя и династия где-то на Севере-Западе подчинила племена у-сэ-хань, ку-лэ-анчу-хэшэ, ханаса. В 1276г. они переселили племена у-сэ-хань и ханаса в Маньчжурию. У-сэ-хань это название Байкальских саха (Ус Саха хаан), а ку-лэ-анчу-хэшэ это предки саха хоринских земель Забайкалья, т.е. курыканы. Ханаса это саха, проживавшие в верховьях Ангары и Лены. Здесь по тюркски хан значит өрүс (река), а ханлы уус - это Ханалас. Таким образом родословная слова Ханалас имеет свою корень на Юге. В исторических преданиях народов бурят и саха повествуется, что в 1217г. после разгрома войск саха монгольскими племенами, остатки военных предводителей, главы родов, лучшие воины и наиболее состоятельные прослойки родоплеменных групп, жрецы и шаманы, не пожелавшие находиться под игом монгольских завоевателей, на больших парусных кораблях переселились до местностей Средней Лены. Однако немногочисленный клан остатков народа саха (курыканы) под предводительством Эллэйа (эль-дэй-государь) торжествовала только до XVв. Постепенно, в результате расщепления по улусам республики, распадается государственность народа саха и теряет свой статус. На основании изучения древних китайских источников можно сделать вывод о том, что окончательно сформировавшийся народ саха распространялась по современной территории республики с начала VIIв. н.э. и по всей видимости считалась Северной провинции Курыкании. Об этом свидетельствуют археологические раскопки последних лет на Олекминских землях. До установления господства Чингисхана действовал торговый путь курыкан начиная с регионов Ближнего Востока, далее через Алтайский край следовали по Енисею на Север, далее по Ангаре добирались до верховьев Лены и до Якутии и Прибайкалья промышляли бесконечное количество пушнины, затем следовали по реке Селенга в сторону Уйгурии и Китая. Вот эта трансконтинентальная магистраль в те времена сильно прославила и обогатила племена народа саха в качестве всемирно известных торговцев и купцов. Кроме всего прочего, саха имели для перевозки иностранных товаров довольно крупные парусные суда, при помощи которых перевозили по Лене различный скот и прочие живности и обживали бескрайние просторы современной Якутии. В древности река Амур назывался Саха Өруһэ (Саха-лян-хэ). Известно о том, что в XVIIв. Маньчжурский хан подчинил 47 деревень саха, проживавших на Амуре. Таким образом, получается, что якутский народ по всем параметрам стал называться полноправным народом на Юге, затем, после установления власти чингиситов с XIIIв. обособился на северных регионах, прервав все былые связи со своими древними корнями. Курыканы являются предками саха , подтверждаемые и языком, и культуров , и верованием.

По предположению тюркологов, в V-VIIвв. обособилась культура и язык саха, связанная с древними кыпчаками. По мнению Г.В. Ксенофонтова (Ураанхай сахалар - Иркутск, 1937г.), первые переселенцы из Западного Предбайкалья были якуты - оленеводы, осевшие в конце 1в. н. э. на Вилюе. Это были, по предположению Г. Ксенофонтова тунгусы, перенявшие язык хунну, т.е. отуреченные тунгусы. Их вытеснили на Север тоже выходцы из Западного Предбайкалья - Курыканы в VII-VIIIвв., которые занимались скотоводством. Язык у них был тюркский. Отогнанные на Север тунгусы обосновали нынешних жиганских, оленекских, анабарских, булунских предков саха. Третий поток переселенцев предков саха - это были народность "Саха" уйгурского происхождения со своими "Тегинами", которое происходило в VIII-XIIвв. Итак, Г. Ксенофонтов считает, что были три основные этнические компоненты, переселившиеся в разное время , которые впоследствии смешались и образовали народ Саха. Также он полагает, что якуты Северо-Восточного Вилюя переселились задолго раньше Юго-Западных Вилюйчан. Кроме того, коренные вилюйчане переселились на Вилюй непосредственно из Предбайкалья намного раньше Якутского окгруга и делит якутский народ отдельно на вилюйчан и прочих остальных якутян. "Якутяне" по мнению Г. Ксенофонтова явились на Вилюй гораздо позже как завоеватели коренных вилюйцев в конце XVI-начале XVIIвв. Упоминается также об иноплеменном народе до прихода русских на Вилюй - "Туматтах". Коренные вилюйчане до смешения с якутянами не знали веру о белом шаманстве, их мифы и легенды совершенно не похожи, например, на цикл сказаний об Омогое и Эллэйе, Г. Ксенофонтов попытался доказать версию о переселении вилюйчан значительно раньше Якутского округа из Предбайкалья. "Значит,-пишет он,-при древних переселениях якутского племени через Предбайкалье на Север вилюйчане шли впереди якутян. Вот почему вилюйчане вначале унаследуют землю от туматов, а потом от тунгусов, а якутяне, передвигаясь вслед по готовой дорожке, не сталкивались ни с теми, ни с другими...

Если якутские массы уходили из Предбайкалья на Лену в процессе постепенного обнаружения массового и племенного антогонизма, то и продолжительность этих переселений нужно определить многими столетиями и даже полным тысячелетием. Их начальную стадию мы связываем с эпохой великого переселения народов на континенте Азии и Европы, которая в пределах Восточной Сибири переживалась на два-три столетия раньше, чем в Восточной и Западной Европе, приблизительно с конца первого столетия н.э.". По Г. Ксенофонтову, тюркские предки якутов переселялись в течение I-XIIвв.
Наверх
 

боги не жалуют тех, кто им подражает
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #135 - 02.06.2013 :: 12:27:50
 
окончание о происхождении саха

Согласно мнений известного тюрколога и монголиста В.М. Наделяева, далее Ю.И. Васильева, военный отряд династии народа кидань (кытай) - Элюй - является родословной основой известного нам Эллэй-Боотура, которая обсновалась на Лене в XIIв. Казахский ученый М. Тынышпаев и П.А. Ойуунский считали, что название саха происходит от этногруппы "сахаат", входившего в состав крупного монгольского этноса "кереит". Филолог Е.С. Сидоров предполагает родственную связь саха с этносами "сахарча" и "сахалянь" Приамурья XVIв, известный ученый Сибири Б.О. Долгих считает, что прародителями предков народа саха являются бурятские племена "эхерит", обитавшие в верховьях Лены и переселившиеся на Среднюю Лену. Археологические же данные свидетельствуют, что наиболее древними жителями Якутии считаются юкагиры.

Юкагиры относятся к уралоязычным группам, которые, по видимому, родственные отношения с американскими индейцами "атапаска". Академик А.Н. Алексеев предполагает тоже этногенетическую связь саха с индейскими этносами в Америке, а этнограф С.И. Николаев считает, что якуты являются самодийским народом, перенявшим тюркский язык.

Обобщая различные научные направления, затрагивающие вопрос этногенеза (археология, антропология, филология, история, этнография, фольклор), академик А.П. Окладников, якутские ученые И.В. Ксенофонтов и А.И. Гоголев, составили соответствующие научные концепции о происхождении народа саха. Многие дореволюционные и послереволюционные воззрения некоторых исследователей, внесшие неоспоримо большой научный вклад, к сожалению, были забыты. По предположению дореволюционных авторов, родоплеменная группа под предводительством Омогойа, прибывает в Барабинскую степь Предбайкалья. К моменту прибытия русских были известны роды "батулинцев", смешавшиеся и исчезнувшие с бурятскими племенами "булагатов" и "хоринцев", обитавшие около Байкала. Об этом свидетельствуют антропологические сходства саха и "булагатов", а также их языковые и обрядовые сходства. В связи с этим возникает вопрос вопрос о том, кто такие были "батулинцы", являвшиеся общими предками саха и бурятов? Мнение некоторых бурятских ученых, считающих их происходящими от курыканов, не совсем обоснованны. Тут следует обратить внимание на племя батут среди ойратов. Ойраты, обосновавшие "татарское" ханство, включая и барабинские земли, распались в XVв. Г.В. Попов установил в якутском лексиконе много ойратских диалектов. В ойратском объединении имеются множество тюркоязычных образований. Поэтому можно предположить, что тюркоязычные "батулинцы" входили в состав ойратского объединения. Во время поселения в Саяно- Хангайском нагорьи, ойраты господствовали над туматскими землями и подчинили их под свою власть. Позже, когда они распространяли свои владения вокруг Иртыша, происходит их смешение с "нимакскими" привнесениями. Распавшиеся под ударами Чингизхана "кереиты", в т.ч. остатки сахаатов, были включены в состав ойратов. Третьей родословной ветвью саха является человек по имени Улуу Хоро. Происходящие от него хоринские роды являются родообоснователями бурятских родов хоринцев. Бурятские ученые Г.Н. Румянцев и Б.Б. Дашибалов на сонове сходства языка, имен и поселений считают курыкан и хоринцев единым народом. Свидетельством того, что тюркоязычные племена курыкан стали монголоязывчными, являются сходство верования хоринцев с саха, обожествляющих лебедя, танцы "еохор", схожие с якутским оhуохай и прочие обряды. Однако основателями предков народа саха считаются Омогой Баай и Эллэй Боотур. К ним присоединились позже иноязычные племена хоринцев. Значит, в таком случае, курыканы не являются основными предками саха. Кулун Атахская археологическая культура (XIII-XVвв.) связан с курыканами и Южной Сибирью. Данную культуру следует увязывать, как полагает Ф.Ф. Васильев, с хоринцами и туматами. С Кулун Атахской культурой тесно связаны Вилюйские поселения XIV-XVIвв. Известны на Вилюйском регионе обитание помимо тунгусов еще и туматов. К приходу русских в архивных документах XVIIв. упоминается о "пеших якутах" на Вилюйских землях, куда относились и "туматы". Поэтому С.И. Николаев и Б.О. Долгих считали предками Вилюйских саха "пеших якутов" - одной из ответвлений туматов. Туматы же являются предками тувинцев, проживавших в Саяно-Алтайском нагорьи Центральной Азии. Об этом свидетельствуют сходство названий родов саха с тувинскими и хакасскими родами: эргит-иргит, тогус-тогус, кырык-кырык, чачы-чат, кыргыс (кыргыдай)-кыргыз, кэбээйи-кобый и т.п. слова. Позже, в XVIв. определенную роль в происхождении народа саха сыграли "кыпчаки", про которые свидетельствуют захоронения вместе с лошадьми. Они являются предками саха, происходящими от Эллэйа. На это указывают сходство мотивов Эллэйаады с эпосами кыпчакоязычных этносов "Идиге" и "Тохтамыш". Этногенез якутов тесно связан в основном только с хангаласскими родами. Еще со времен исследований Г.В. Ксенофонтова и его периода упоминалось относительно родства хангаласцев с тюркскими родами под названием этнической группы "канглы". Однако следует тут отметить, что потомками Эллэйа были не только хангаласцы. Имена сыновей Эллэйа имеют прямые родственные связи с этносами, входившими в состав кыпчакского объединения. Например, это Хаайы-Ханылы, Байагантай, Хатан Хамаллай, Болотой Орхон, Боркутай или Барга Баатыр и прочие были сыновьями Эллэйа и зачинателями основателей предков якутских улусов. Данная гипотеза подтверждается на основе сходства с названиями племен, входивших в состав кыпчакского объединения в XI-XIIIвв: кайи, канглы, байауты, котаны, болот, борку и прочие. В связи с этим следует заметить, что названия родов саха Центральной Якутии не схожи с названиями монголо-татарских родов и Саяно-Алтайских тюркских родов и, поэтому, названия родов саха имеют совсем отличное от тюрко-монгольских родов происхождение. В действительности названия родов саха тесно связаны с проживавшими на Юге тюркскими группами кыпчаков и огузов. Так, название рода "чакыр" однозначно с названием рода чакыр, "чэриктэй"-черик, "наахара"-нахурлы и т.д. среди 24 родов огузов. Якутский род Уодэй идентичен с казакским родом одай, "сылан" с башкирским родом "йылан", "уодэй" с туркменским родом одей и прочее. Таким образом потомки Эллэйа тесно связаны с средневековым кыпчакским народом. В кыпчакское объединение еще с X1в. входили множество родов, отделившиеся от тюрко-монгольских этносов. Родство этноса саха с кыпчаками подтверждается на основе сходства их обычаев. Известно, что язык саха совсем отличался от кыпчаков и имеет сходство с языком огузов. Характерно в этом отношении огузский язык кыпчаков, проживавших на территории Восточного Казахстана. Также отметим, что в якутских легендах и олонхо имеется много сходства с этносом "Кимак", обитавших в Казахстане и Западной Сибири еще до кыпчаков в IX-Xiвв. Так, по предположению казахского ученого С.М. Ахинжанова, народ под названием кимак упоминается только в арабо-персидских источниках. Он приводит множество доказательств по поводу переселения на Иртыш из Маньчжурии данного этноса в IХв. под названием ураанхай. В якутских преданиях и мифологии часто упоминается о том, что их предки происходят из далеких Уранхайских земель. Герои якутских олонхо в основном живут вокруг Аралья и Байкала. Кимаки (уран+кай) позже переместились в сторону Аральского моря, о чем свидетельствуют археологические находки остатков построенных ими городов. Поэтому тюркоязычные предки якутов, потомки кимаков - родоплеменные образования Уранов - происходят от кыпчаков Восточного Казахстана. Тюркоязычные предки саха имеет довольно интересную древнюю историю. Известно, что кимаки входили в свое время в состав Уйгурского каганата, а кыпчаки - в Тюркский каганат. Например, имеется сходство в материальной культуре у древних корней саха с ираноязычными этническими группами Горного Алтая. Данный этнос под общим названием сака позже объединились с пришлыми хуннами и образовали древний тюркский этнос. Таким образом он тесно связана с происхождением древних тюркских этносов. Теперь возникает вопрос, когда же конкретно прибыли на современную территорию Якутии тюркоязычные предки саха? На Предбайкалье, в местности Усть-Талкин, были обнаружены захоронения XVIв. вместе с лошадьми, в т.ч. кыпчакские захоронения у Байкала. Известно о подавлении ханом Хубилай, правившим в Китае в 1280г. на Енисее кыргызов при помощи войск кыпчаков. Затем, в конце XIVв. остатки кыпчаков перемещаются в сторону Байкала и объединяются с батулинцами и образовали этнос саха, которые претерпепвают далее смешения с эвенкийскими родами. По мнению ряда дореволюционных и послереволюционных авторов этнические группы саха или последние их потомки прибыли в Якутию в XVIв. Здесь потомки Омогойа и Эллэйа , т.е. роды тюрко-монгольского происхождения хоро -туматские роды Кулун Атахских этносов, часть из которых истребили, часть объединили под свою власть, часть оттеснили в сторону Вилюя. В результате образовался единый народ саха. Кроме того, остатки коренных жителей среднеленских областей объединились с саха. Считается, что этнос под названием "майаат", смешавшийся позже с предками саха и имевший юкагирский язык, был самым древним ответвлением из обосновавшихся на территории Якутии племенных объединений и народностей. Изучение происхождения народа саха в основном охватывает территории Центральной Якутии. Относительно коренных этносов тунгусо-юкагирского типа, обитавших на Вилюйских и Северных регионах Якутии, известно, что они ассимилировали с саха и тоже образовали современный народ саха. Все вышеизложенные сведения являются предположениями, указывающими сведения о происхождении народа саха.

Иван Захаров
Наверх
 

боги не жалуют тех, кто им подражает
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #136 - 02.06.2013 :: 13:38:15
 
из Амурская дуга ч.2
Бровко Владимир | 6.12.2012
Албазин – воровской острог
http://narodna.pravda.com.ua/history/50c09d0201d4a/

Читая современные российские учебники по истории, особенно школьные, видишь, как их авторы пытаются убедить подрастающее поколение, что колонизация русскими Сибири и Дальнего Востока происходила красиво, тихо и мирно. И, что если и случались там какие либо недоразумения, то местными властями, то они решались согласно действующим законам Московского царства.

А так, РУССКИЕ!!! Этот избранный народ "Богоносец" под знаменем Иисуса Христа и святыми чудотворными иконами, всегда несли дикому коренному населению Сибири и Дальнего Востока только прогресс и обеспечивали их процветание и дальнейшее культурное развитие!

Но все дело том, что было все как раз, с точностью на оборот!

И на дикую и грабительскую колонизацию в XVII в., по Сибири временами, словно волны прокатывались все новые и новые восстаний и мятежи инородных народов и племен.

Так в 1641 г. произошло восстание верхоленских тунгусов, в следующем году началось крупнейшее выступление якутов, поводом к которому послужила перепись скота для увеличения ясачного обложения.

Восставшие перебили несколько отрядов ясачных сборщиков и осаждали Якутский острог.

В 1674 г. произошло мощное восстание тунгусов Киндигирского и Челкагирского родов, сопровождавшееся истреблением отдельных отрядов служилых людей и промышленников и попытками уничтожить их опорные пункты.

Выступления ясачного населения было направленно против налогового гнета и "насильств" представителей российской администрации.

Но кроме частых бунтов различных сибирских инородцев, сибирским властям, да и Московскому правительству доставалось и от самих пришлых "русских".

В XVII в. народные движения среди "русских" в Сибири чаще всего принимали форму "отказа" подчиняться представителям царской администрации.

1653г. Челобитная С. В. Полякова и его спутников о поведении Я. П. Хабарова на Амуре в 1650-1653 гг.




(на обороте четвертого листа помета: "162 (1653 г.) сентября в 6-й день подали изветную челобитную Стенька Поляков с товарищи")

Царю государю и великому князю Алексею Михайловичи) всеа Русии бьют челом извещают тебя государя служилые люди и охочие вольные казаки, которых прибрал в Якуцком остроге твой, государь, воевода Дмитрей Андреевич Франсцбеков2 да дьяк Осиф Стефанов в новую Даурскую землю в 158 (1650) году на твою государеву службу десятники и рядовые Стенька Васильев Поляков, ......, а иным, государь, охочим служилым людем имянам будет роспись под сею изветною челобитною4 на приказново на амурсково на Ярофея Павлова Хабарова в том, что, будучи на твоей государеве службе, он приказной человек Ярофей Хабаров, тебе государю не радеет и твоей государеве службе постоянства не делает

.

Первое ево нерадение как он отпущен из Якутцкого острогу от оеводы Дмитрея Андреевича Францсбекова да дьяка Осифа Стефанова на твою государеву службу на великую реку Амур во 158 году, идучи по Лене реке до усть Олекмы реки не дошед июля в 15 день на Лене реке ниже Тавды реки грабил он, приказной человек, Ярофей Хабаров, твоих государевых ж ясачных людей вилюйских тынгусов.

Того же мисеца в 21 день у усть Олекмы реки грабил он же, приказной человек Хабаров, твоих государевых ясачных людей якутов устьолекминских и на погроме взял двенатцеть быков да трех якутов убил до смерти6 и в тех ясачных зимовьях на Вилюе и на Олекме в ево Ярофеевых разгроме в те годы учинилась тебе государю в ясачном зборе большая поруха и в августе в 29 день оставил он, приказной человек Ярофей Хабаров, на Олекме реке Стеньку Полякова да Микулайка Юрьева сорокью человеки на трех дощаниках за камнем выше Нюкзи реки с твоей государевой казной с пушками и с пищалями, и с порохом, а он, Ярофей, пошел налегке на Амур реку, а нам холопям твоим государевым, он, Ярофей, велел итти позаде собя за собою с твоей государевой казной до Амура реки в Лавкаево княженье.

И как он, Ярофей, перешел за волок к служилым людям, к Рашмаку с товарыщи, а у тех служилых людей седела в аманатах князева жена князца даурского Шилгинея, да сын ево меньшей шилгинеев.

И он, Шилгиней князец, тебе, государь, ясак дал с собя и с роду своево прежным казакам, Рашмаку с товарищи, до ево, Ярофееву приходу

И он, Ярофей, тою князцеву жену и сына ево шилгинеева принял в аманаты.

И, приняв, государь, он, Ярофей, тех аманатов, князцеву жену и сына ево шигинеева, захотел он, Ярофей, ту князцеву жену взять себе на постелю и та шилгинеева жена не пошла к нему, Ярофею, на постелю безчестья ради и он, Ярофей, рьняся на нее тое ночи удавил для ради своей бездельной глупости и после того времени, государь, в великом посту за три дни до светлово христова воскресенья в великой четверг приезжал тот, Шилгиней князец, к жене своей, говорил так: "... жива ли де моя жена у вас и покажите де мне жену мою и яз де государю ясак дам со ста человек, яз де приехал ныне с полным ясаком".

И ему, Ярофею, показать стало нечево, потому что удавил и оне, дауры, ездили по полю крутом города с утра до половины дни и прочь отъехали и тут он, Ярофей, тебе, государю, в ясачном сборе поруху учинил, а твоей государевой службе непостоянство, а ево, Ярофеево, нерадение.

И мы, государь, холопи твои, которые, государь, оставлены были на Олекме у твоей государевой казны на трех дощанниках, недошед усть Тугиря9 реки за десять ден и тут нас, государь, холопей твоих, нял замороз и мы, государь, холопи твои, лыжи, нарты поделали сорокью человеки, пушки и пищали, порох и свинец и всю казну твою, государеву положили на нарты и всей было клади по десяти пуд и больше.

Власть на местах располагала правом применять от лица государства насильственные средства для решения различных государственных задач и соблюдения закона на вверенной им территории.

Главной задачей было удержать за Россией новые земли, и подчинить коренных жителей, значительно превосходивших русских по численности.

Жестокие меры по отношению к изменникам, были призваны подавить любую возможность неподчинения или прямого противодействия. Местные князьки сразу предупреждались о последствиях "измены".

Так, воевода Василий Пушкин в обращении к главам бурятских родов в 1645 г. предупреждал "брацких людей", что при отказе платить ясак "... пошлют на вас и на ваши улусы многих государевых ратных людей", которые перебьют их "без пощады" вместе со скотом, сожгут юрты, уведут в плен женщин и детей без права выкупа, пленных же мужчин казнят.

Настойчиво проводилась политика неотвратимости наказания за любые посягательства на жизнь русских.

Вот несколько характерных примеров.

Пять промышленных людей, шедших на р. Зею с вестовою отпискою к Албазинским казакам, были убиты "на дороге" зейскими ясачными тунгусами. Зейский приказной человек Михаил Сафьянщиков тут же оперативно поймал и повесил убийц, наглядно показав, что так делать нельзя

В 1683 г. якутский воевода Матвей Кровков отписал, что, подавив восстание одного из "иноземных" князей и взяв в бою 15 пленных вместе с князем, велел того "за его воровство и за измену, ... четвертовать, а товарищей его повесить".

Якуты, участвовавшие в восстании под предводительством Балтуги в 1676 г., были наказаны следующим образом: "Оенек был подыман на виску и пытан накрепко, а на виске дано ему пятдесят ударов", "якуты Быки да Далдуй Куреяковы биты кнутом на козле и в проводку", брату зачинщика волнений Байге "отсекли голову и везли сутки и посадили на кол". Двух якутов сожгли живыми.

В 1678 г. в Мангазее были достаточно жестоко казнены "воровские" тунгусы. После пытки воевода Иван Савелов велел двух из них "четвертовати, руки и ноги и головы отсеч и на колье втыкать", а третьему "уши обрезать".

Казнь производилась в присутствии аманатов и подчиненных острогу иноземцах. Воевода перед государем свои действия по убийству пленников объяснил просто – в казне не было хлеба, для их прокорма!

В том же документе приводится достаточно редкое упоминание о своеобразном расстреле мятежника: ".и я того вора за его многое воровство велел повесить за ноги и расстрелять".

Данный способ казни можно проиллюстрировать, рисунком из Ремезовской летописи

Таким образом, "легальное" насилие, применяемое государевыми людьми, было оправданным средством самосохранения русских на агрессивной для них территории. Излишняя же жестокость в действиях оказывала на туземцев психологическое давление, порождала у них страх и парализовала желание противостоять новой власти.

Однако применение насильственных средств воздействия, не ограничивалось государственными интересами.

Имея в распоряжении неконтролируемые возможности применения силы, начальные люди добивались упрочения власти, подавляли недовольных, вымогали, хотя государевы предписания гласили "... без вины напрасно к служилым и охочим новоприборным людем, для своей безделной корысти налоги и насилства не чинить".

Тот же Петр Головин пришедших в острог ясачных якутов "пытал и огнем жег и кнутом бил болши месяца, все три палача, без пощады", "и с того кнутья многие Якуты померли и тех мертвых Петр вешал".

После чего он повесил двадцать три человека из числа племенной аристократии, многие из которых были аманатами. От такого обращения, якуты более двух лет скрывались в горах и не платили ясак.
Наверх
 


боги не жалуют тех, кто им подражает
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #137 - 02.06.2013 :: 13:49:05
 
продолжение
деяния русских колонизаторов
Процветали незаконный увод из семей туземок и торговля людьми. Из-за полного отсутствия русских женщин в отдаленных землях страдали "иноземки", которых насильно уводили из их родов.

"И баб де у Якутов служилые люди, емлют силно", – писалось в 1645 г. в челобитной якутских служилых.

Захваченных женщин и детей использовали как живой товар.

Например, в Енисейск свозились пленные с оз. Байкала и р. Лены, где их скупали торговые и промышленные люди и увозили за Урал.

В Якутском остроге в 1679 г. тунгусских детей продавали по 3 и 3,5 рубля. Случалось, что казаки преподносили захваченных детей как подарок начальникам.

А вот описания ответных действий инородцев по отношению к русским промышленникам и служивым людям.

Во время волнений во множестве гибли служилые люди, посланные за данью, и разошедшиеся по промыслам в одиночку или мелкими партиями. Убийства производились жестоко, на убитых вымещали накопившиеся обиды.

В челобитной 1675 г. служилые якутского острога пишут: "ясачные и неясачные иноземцы", убивают их "... и наругательство чинят многое, груди спарывают, и серцо вынимают, и руки обсекают и глаза выкопывают".

В том же году промышленные люди жаловались на отношение к ним якутов и тунгусов, живущих на реках Лене и Витим: "... грабят и огнем жгут, и убивают вместо свиней". Из-за чего они вынуждены были оставить промыслы и разорялись.

Местные жители, настроенные против русских начинали тяготеть к более "дружелюбным" конкурентам России скажем Китаю, претендующим на эту же территорию, что напрямую угрожало интересам государства.

Примером этому служат события, произошедшие в Приамурье, когда русские не только настроили против себя туземцев проживающих на подконтрольной им территории, но и совершали набеги на земли находившихся под влиянием Китая.

Там они вели себя очень жестоко, так как маньчжуры и подвластные им народности в Приамурье воспринимались ими как "чужие" иноземцы, которые в отличие от "своих" ясачных, не могли стать поданными России, поэтому казачья вольница не стесняла себя в средствах воздействия на последних.

Набеги казаков Ануфрия Степанова, а позже людей из Албазина на туземцев Приамурья, во время которых они "бесчинствовали, убивали и грабили", привели к тому, что в период военных конфликтов с цинским Китаем, практически всё местное население, встало на сторону маньчжуров, которые проводили политику "мягкого" вовлечения коренных жителей Амура под контроль империи.
Наверх
 

боги не жалуют тех, кто им подражает
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #138 - 02.06.2013 :: 17:27:52
 
@
dimir

Вы на заданные вопросы ответите? Или опять срулите, как принято у фриков?
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 14023
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #139 - 03.06.2013 :: 13:21:43
 
dimir как всегда путает казачьи банды (по другому их иначе и не назовешь) с реестровыми. От реестровых тоже шуму было много, но уже в рамках пределов. Злоупотребления чиновничьей администрации тоже были, но где их на Руси не было? на геноцид не тянет, особенно в сравнении с Австралией и Тасманией.
Вопрос первый: почему популяция саха увеличилась с 40 тысяч до 300 всего за полтора века? В отличие от некоторых индейских племен.
Вопрос второй: откуда якуты переняли пашенное хозяйство, так называемые "бааhынай"?
Вопрос третий: кто и на основе чего создал якутский алфавит?
Пока хватит.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 5 6 7 8 
Печать