Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 8
Печать
Русские и Монголы - веры единой! (Прочитано 65535 раз)
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #80 - 19.05.2013 :: 10:30:00
 
Предложение цитируйте полностью: слова "например, Геродотом" не написаны  Подмигивание
Наверх
 

боги не жалуют тех, кто им подражает
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #81 - 19.05.2013 :: 15:42:29
 
dimir писал(а) 19.05.2013 :: 10:30:00:
Предложение цитируйте полностью: слова "например, Геродотом" не написаны


А без этого в своих словах потеряетесь?
Наверх
 
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #82 - 20.05.2013 :: 00:39:19
 
http://www.goldentime.ru/wfb_07.htm
а
EvS
Цитата:
Вы вообще детей ненавидите…
Смайл
Наверх
 

боги не жалуют тех, кто им подражает
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #83 - 20.05.2013 :: 07:36:03
 
Надо же, вроде простой вопрос задавал, а тут сразу такая контузия на всю голову.
Наверх
 
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #84 - 20.05.2013 :: 11:52:57
 
orbita писал(а) 17.05.2013 :: 21:33:03:
Тут какое то противоречие с викой.


ИМХО, никакого противоречия нет.

Вы про Адлерский десант 19.06.1837 слышали? Ну, когда пропал без вести известный писатель, бывший декабрист Бестужев-Марлинский?

В самое "логово" убыхов шли. Большими силами. Неудачный был десант, прямо скажу.

А про Архипо-Осиповку слышали? В честь кого она названа - догадываетесь?

В этих береговых действиях убыхи действительно могли играть решающую роль. Поэтому информация из Брокгауза и Ефрона будет валидной только в случае, когда будет указано, в каких сражениях убыхи были главной силой.
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #85 - 21.05.2013 :: 17:41:49
 
просьба присмотреться к кресту и сообщить: где видели подобный крест?

рядом прорисовка креста
Наверх
 

боги не жалуют тех, кто им подражает
Dark_Ambient
Гуру
Представитель администрации форума
******
Вне Форума



Сообщений: 3988
Россия
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #86 - 21.05.2013 :: 17:42:56
 
я у готов подобные видел
готы - всмысле субкультура  Подмигивание
Наверх
 
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #87 - 21.05.2013 :: 17:49:28
 
извиняюсь, вот сам крест на дореволюционной (может еще пораньше по времени) якутке
Наверх
 

yakut_cross.jpg (50 KB | )
yakut_cross.jpg

боги не жалуют тех, кто им подражает
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #88 - 21.05.2013 :: 17:57:37
 
dimir писал(а) 21.05.2013 :: 17:49:28:
вот сам крест на дореволюционной (может еще пораньше по времени) якутке



1) ранее 1860-х фотографий в Сибири, скорее всего, не было. Скорее, 1880-е.

2) и что? Ну, крест. Креститься якуты начали давно - с XVII в.

3) что это доказывает at all?
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #89 - 22.05.2013 :: 01:11:29
 
в интернете можно найти:
Цитата:
В XVIII в. активизировалась миссионерская деятельность православной церкви в Восточной Сибири. Новый правительственный курс, требовал массовой христианизации коренного населения. В 1714г. был подписан указ "Об уничтожении кумиров и кумирниц у вогуличей, у остяков, у татар и у якутов, и о крещении сих народов в христианскую веру", направленный сибирскому митрополиту. В нем предписывалось "...во все их уезды и в татары, и в тунгусы, и в якуты и в волостях их где найдешь их кумиры и кумирницы и нечестивые их чтилицы... пожечь, а их... всех иноземцев... приводить в христианскую веру" 385. Власти стремились идеологическими средствами закрепить то, что было освоено русскими к этому времени.
Однако принудительная христианизация могла привести к столкновениям на религиозной почве, поэтому власти вынуждены были скорректировать свою позицию. В 1719г. вышел сенатский приговор "О некрещении татар и других иноверцев против их воли". Правительство разработало систему материальных поощрений, способных стимулировать христианизацию. В 1720г. подписан указ "О льготе новокрещеным от всяких сборов и податей на три года" 386. Он давал новокрещеным временное освобождение от сборов и податей, при этом налоговая нагрузка перекладывалась на плечи сородичей, не принявших православие. В 1725 г. Синод издал постановление, предписывавшее "принявшим православную веру выдавать деньги на платье и подарки" 387. Предусматривалась выдача нательных крестов, икон, холста на рубахи, кафтана и др.
Наибольшие льготы были предоставлены якутам. Льгота по выплате ясака, по указу 1732г., составляла 5 лет. Новокрещеным, в соответствии с указом 1740г., администрация выдавала медный крест по 5 золотников, рубаху, сермяжный кафтан, шапку, рукавицы, чирики и чулки. Женщинам дополнительно дарили украшения. Знатным "инородцам" размер награды увеличивался. Помимо вещей, предусматривалась выдача денег от 1 руб. 50 коп. до 50 коп. В случае крещения семьи в полном составе выдавалась икона 388. Раздача подарков продолжалась до 1764г., после чего была отменена. Разрешалось выдавать только кресты и иконы, при сохранении трехлетней налоговой льготы.

Есть, говорят, у саха-якутов слово Адьы - равносторонний крест. Если найду источник - выложу.
Наверх
 

боги не жалуют тех, кто им подражает
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #90 - 22.05.2013 :: 02:34:55
 

ГРА: Великая для традиция для будущего

Базовый текст Международной организации ТАНГРА (© Тюрген Билге - профессор Г.В.Томский)

lundi 12 mars 2012Символы и атрибуты

Китайская пословица гласит, что одно изображение стоит десяти тысяч слов. Поэтому религиозные и другие положительные символы также помогают мобилизации психологических и других внутренних ресурсов. Тангрианские символы благодаря их простоте и естественности показывают поразительную живучесть. Солнце и луна. Мы воспринимаем флаги Казахстана и Якутии (Республики Саха) с их голубым небесным цветом и солнцем как тангрианские знамена. Ведь Тангра часто отождествлялся в поэтической речи с Вечно голубым небом. Таким образом, в Казахстане и Якутии тангрианские знамена развеваются на административных зданиях, их мы видим во всех государственных учреждениях и многих школах. Это явление можно сравнить с наличием изображения креста на флагах многих европейских стран или полумесяца на флагах мусульманских государств. Солнце, Луна и Пламя входят в число государственных символов Монголии. Полумесяц является историческим символом турецкого народа и Османской империи, ставший впоследствии символом ислама. Титул гуннских императоров – «шанюй» в китайской транскрипции -напоминает «хаан-ый» («луноподобный император»), что, вероятно, соответствует гуннскому произношению, более звонкому, чем китайский. Якутские традиционные столы имеют круглую форму, а их название «сандалы» вполне «солнечное» и может быть переведено как «сияющий» или «лучистый». Традиционные высокие якутские женские шапки украшены большой серебрянной круглой декоративной пластинкой, которую многие воспринимают как символ солнца. Тангрианский крест настолько распространен как орнамент, что якуты не помнят его названия. В некоторых тюркских языках крест называется «аджа». Это интерсно, ибо враждебное тангрианцам племя в олонхо называется «аджарай». Не исключено, что предки якутов были в конфликте с некоторыми христианскими тюрко-монгольскими племенами несторианского толка. В любом случае, равносторонний крест является древнейшим символом самой тангрианской религии. Г.В. Ксенофонтов считал, что равносторонний крест для якутов является символом солнечного света и графическим изображением древнего бога солнца. Мы видим кресты и крестообразный орнамент на гуннских коврах, а также на самом древнем в мире ковре, сотканном древними саками примерно 2500 лет назад и найденном в одном из Пазырыкских курганов на Алтае. Тангрианские кресты выгравированы на дверях Парламента Якутии. Дом духовности в Якутске также обильно украшен крестами и другими тангрианскими символами. Заметим, что первые христиане изображали крест только эпизодически и в виде буквы «Т», ибо Христос был распят на кресте такой простейшей формы. Распространение креста, как религиозного символа, началось в правление императора Константина. При этом нельзя исключать, что это явление усилилось под влиянием гуннов. В этом отношении интересно, что на каске самого Константина был изображен равносторонний крест тангрианского типа. В дальнейшем равносторонние кресты, под названием «греческих крестов», получили самое широкое распростанение. Известно, что Константин почти всю жизнь поклонялся единому Богу, отождествляемому им с солнцем и что его религия была достаточно расплывчатой. К тангрианским символам относятся также восьмиконечная звезда, называемая иногда «Звездой Чингис-хана», различные тамги, короткие заклинания и пожелания из рунических знаков, произведения традиционного искусства степей.
Наверх
 

боги не жалуют тех, кто им подражает
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #91 - 22.05.2013 :: 10:55:53
 
dimir писал(а) 22.05.2013 :: 02:34:55:
К тангрианским символам относятся также восьмиконечная звезда, называемая иногда «Звездой Чингис-хана», различные тамги, короткие заклинания и пожелания из рунических знаков, произведения традиционного искусства степей.


Интересно, а есть что-нибудь на свете, что к тангрианству не относится?
Может быть проще это перечислить?
Наверх
 
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #92 - 22.05.2013 :: 11:32:04
 
dimir писал(а) 22.05.2013 :: 02:34:55:
короткие заклинания и пожелания из рунических знаков


У якутов найдены руны?
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #93 - 24.05.2013 :: 02:30:31
 
на территории Саха Сирэ-Якутии имеются и наскальные рисунки и руны
здесь подробно: http://www.yakutskhistory.net/%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D...

Согласно современным представлениям, все рунические письма связаны исключительно с сакральностью, т.е. все они имеют религиозный характер и использовались как объекты преклонения и жертвоприношения или использовались при культовых обрядах рождения, смерти, охоты на животных. Однако существует и другая версия, предполагающая, что наскальные надписи являются своеобразными указателями, информирующими о чем-то конкретном и реальном: о наличии клада, удобного места для охоты и жилья, большого количества пищи или о какой-либо опасности.
Наверх
« Последняя редакция: 24.05.2013 :: 03:00:38 от dimir »  

боги не жалуют тех, кто им подражает
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #94 - 24.05.2013 :: 02:57:10
 
Сегодня часть этой древней наскальной живописи можно увидеть на фотовыставке «Rock Art писаницы Суруктах-Хая». Экспозиция развернута в стенах самого музея и включает в себя не только фотографии с видами на писаницу, детали рисунков древних художников, ландшафт и животный мир местности, но и экспедиционные вещи известного якутского археолога Н. Н. Кочмара, посвятившего свою жизнь изучению «каменных страниц» Якутии. Святилище Суруктах-Хая (в переводе с якутского «скала с письменами») находится в одном из труднодоступных уголков Олекминского района — на левом берегу реки Мархи, примерно в 150 км от места ее впадения в Лену. Директор музея Лилия Алексеева рассказывает: «Ученые посещали святилище лишь дважды. В 1939 г. на писанице побывал якутский этнограф А. А. Саввин, положив начало ее научному исследованию. Большой заслугой ученого является сбор обширного фольклорного материала о Суруктах-Хая. В 1941‑м святилище исследовала Ленская историко-археологическая экспедиция под руководством сибирского археолога А. П. Окладникова. Ученым удалось не только снять копии рисунков, но и впервые в Якутии обнаружить и описать жертвенник с археологическим материалом каменного, бронзового и железного веков, которые в последующем широко использовались для разработки периодизации писаниц Средней Лены. В 1972 г. результаты экспедиции 1941 г. были полностью опубликованы в книге А. П. Окладникова и В. Д. Запорожской «Петроглифы Средней Лены», которая до настоящего времени оставалась единственным источником по памятнику Суруктах-Хая для исследователей, занимающихся проблемами наскального искусства». И вот в августе 2011 г. Среднеленский отряд археологической экспедиции Музея археологии и этнографии СВФУ им. М. К. Аммосова при поддержке ОАО «Алмазы Анабара», провел полевые исследования святилища Суруктах-Хая.
Наверх
 

боги не жалуют тех, кто им подражает
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #95 - 24.05.2013 :: 02:59:02
 
образец наскального рисунка всадника

По мнению исследователей, Ленские скалы с писаницами являлись родовыми святилищами древних охотничьих племен.
Из материалов о Сибиряковской экспедиции в Якутии (1894 – 1896 гг.)
Первые упоминания о писаницах реки Лены были сделаны еще Г.Ф. Миллером, в его знаменитом «Описании Сибирского царства». В XIX в. было зафиксировано более десятка местонахождений писаниц. Изучение наскальных изображений в основном ограничивалось тогда описанием рисунков. Попытки снять копии писаниц или сфотографировать предпринимались крайне редко. Участникам Сибиряковской экспедиции и в этом вопросе удалось продвинуться вперед. В 1895 г. Д.А. Клеменц на собрании Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела ИРГО сообщил, что поблизости р. Лены, в одной из многочисленных долин находятся скалы с изображением фигур людей и каких-то линий, черт, надписей.
Наверх
« Последняя редакция: 24.05.2013 :: 03:15:13 от dimir »  

боги не жалуют тех, кто им подражает
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #96 - 24.05.2013 :: 03:18:16
 
Удивительно богатым был внутренний мир древних людей. Несомненно, им были свойственны чувство прекрасного и художественный вкус. О своеобразии их представлений об окружающем мире свидетельствуют целые галереи наскальных росписей — писаниц, выполненных на берегах Лены во времена неолита, бронзы и раннего железа. Неолит — культурно-историческая эпоха, завершающая стадия каменного века. В Якутии он наступил в конце V — начале IV тысячелетия до нашей эры. Главным признаком эпохи неолита является переход от присваивающего хозяйства (охота, рыбная ловля) к производящему (скотоводство и земледелие). Бронзовый век охватывает XV — V века до нашей эры. В этот период появились самостоятельные центры бронзовой металлургии. Превосходная отделка, высокое техническое и художественное исполнение бронзовых изделий (копий, мечей, ножей, кельтов, подвесок и котлов для варки) свидетельствуют об усложнении мировоззрения и о широких культурных связях обитателей Якутии эпохи бронзы. Так, ножи аналогичны образцам такого же рода с севера Забайкалья и из Прибайкалья, некоторые наконечники копий — из Иньского Китая, с Енисея и Томско-Нарымского Приобъя, ажурная подвеска со стоянки Усть-Тимптон соответствует находкам из Центральной Азии. В V веке до нашей эры племена Якутии перешли к обработке железа.
Наверх
 

боги не жалуют тех, кто им подражает
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #97 - 24.05.2013 :: 11:59:13
 
Руны?

Вообще-то руны - знаки письменности. На фото характера письменности не прослеживается - слишком не разнообразные знаки, слишком мало разных форм для фонетики любого языка.
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #98 - 24.05.2013 :: 12:10:52
 
Уже вот ЭТО:
Цитата:
есьма странное и необъяснимое событие произошло с якутскими исследователями петровских рунических надписей. Руны оказались указателями зарытых кладов и были дешифрованы следующим образом: «Здесь находятся азские бусы — добро» (прим.: аз — один из киргизских родов). Позже ученые решили провести раскопки недалеко от найденных рун и наткнулись на древние погребения. Через некоторое время несколько участников экспедиции почувствовали недомогание и им пришлось вернуться обратно в Якутск. На остальных посыпались самые разнообразные несчастья и беды. В результате ученые, отказавшись от своего скептицизма, провели обряд очищения, попросили прощения и закрыли потревоженное погребение.

отправляет всю статью в помойку.

Кто переводил? Имена, фамилии... С какого языка?

Цитата:
С ее помощью вплоть до XVIII века осуществлялась переписка между якутскими князьями, составлялись отчеты о собранном ясаке.


И где такие документы?

Цитата:
Согласно современным представлениям, все рунические письма связаны исключительно с сакральностью, т.е. все они имеют религиозный характер и использовались как объекты преклонения и жертвоприношения или использовались при культовых обрядах рождения, смерти, охоты на животных.


Кто автор этой чуши?
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
dimir
Продвигающийся
**
Вне Форума


уруй - айхал!

Сообщений: 92

ИТФ ЯГУ
Re: Русские и Монголы - веры единой!
Ответ #99 - 24.05.2013 :: 12:52:40
 
бред какой «Здесь находятся азские бусы — добро»  Смайл

Сенсация нового прочтения Хангаласских рун
http://sakhalife.ru/node/41116
Азские бусы

Может быть, они сохранили письменность и пользовались ею, а в легендах говорится об утрате массивных именных камней с записями героических и памятных событий, подобных тем, которые устанавливались в виде поминальных памятников после гибели вождей и героев в степях Центральной и Средней Азии, в лесостепях Енисея и Алтая?
Подробное описание знаков этого наскального письма выполнено археологом, этнографом Алексеем Окладниковым в книге «История Якутской АССР». Наиболее крупную фигуру рисунка он представлял как фигуру человека в шапке или с косами. Алексей Павлович приводит перевод рунического текста, выполненный советским тюркологом Александром Бернштамом: «Азские бусы — добро (в значении «имущество) дом», который также отмечал, что это наскальное письмо «действительно руническая надпись — самая северная в мире». Фигурные изображения он рассматривал как тамги — родовой или племенной знак.

Как бы ни были красивы и востребованы бусы народа аз, обитавшего согласно руническим надписям 8–9 веков на Алтае и северной части котловины Великих озер, достойны ли они были быть увековеченными в наскальном памятнике письменности жителей Средней Лены? Неужели наши предки не видели ничего лучшего и более ценного, чем эти бусы, чтобы столь редким для нашего северного края вечным письмом на камне утверждать, что бусы азов — добро, равноценное дому. Всем жителям Якутии понятно, что в зимнюю стужу каждое полено дров иногда могло стоить жизни и здоровья целой семьи. Еще лучше цену дровам знали предки, но они почему-то не написали в назидание потомкам, что дрова — это жизнь и заготавливать их надо вовремя. Усомнившись в смысловой корректности перевода А. Бернштама, мы решили произвести более детальный анализ рун наскального текста.

Неожиданный результат

Рунические тексты читаются справа налево. Поэтому видно, что А. Бернштам читал первый знак справа как руну Z, соответствующую букве з (аз).

Действительно, можно сделать такое допущение, если представить, что знак написан очень небрежно. Другим, более предпочтительным, на наш взгляд, возможным вариантом чтения правого знака является руна t (т), у которой справа имеется небольшой дефект или искривление верхней части наружной линии влево. С учетом описанного правый знак текста очень четко просматривается как руна t, соответствующая мягкой Т (ть). Забегая вперед, отметим, что по чтению остальных рун текста разногласий с А. Бернштамом у нас не возникло. Однако разное чтение всего одной руны и новое объяснение рисунка привели к совершенно неожиданному результату.

Второй знак соответствует руне g (г). В таком случае перед руной g, расположенной после твердого звука аЗ (Z), допускается скрытая гласная а. Поэтому А. Бернштам получил слово «аг», которое означает «драгоценности», в том числе «бусы», «дорогое добро» и т. д. В нашем варианте перевода руна g в тексте расположена после мягкой руны t (ть), поэтому перед ней может подразумеваться только скрытая гласная е (якутское э) или и вместо а. В связи с отмеченным первые две руны должны звучать тэг/тиг.

Третий знак представляет слегка искаженную, но четкую транскрипцию руны c (нч). Согласные звуки двусоставных рун (нт, лт, нч) обычно читаются вместе, без промежуточных гласных. В редких случаях два согласных звука этих рун оказываются в составе разных соседних слов, но и при этом подразумеваемая гласная, характерная для одиночных рун т или ч, не читается. В части порядковых числительных перед первой составляющей (н) руны c (нч) подразумевается гласная и (бисинч — пятый, сэкизинч — восьмой). Другая часть руны c — ч в текстах обычно читается без передней скрытой гласной а, но может звучать как ча. Забытое ныне слово Ча (чаа) в древности означало должность командующего или полководца войска малого ханства. Например, титулы Ча получили от тюркского кагана Мочжо брат Ильтерес-кагана Дусифу и сын Ильтереса Могюй, каждому из которых было приказано командовать 20000 ми левым и правым крылами войска малого ханства, во главе которого стоял Кюси-хан, сын Мочжо, с 40000 войском центра.
Чтение всего одной руны и новое объяснение рисунка привели к совершенно неожиданному результату.

Четвертый знак несомненно руна d (дь). Руна d в орхоно-енисейских текстах читается как мягкая буква дь или слово дьиэ — дом, Дом (правителя).

Последний знак, расположенный слева от крупной фигуры, также однозначно читается как руна b (бь/эбь). Руна b звучит как мягкая бь или слово эб — домохозяйство, владение, правящий Дом (рода, княжества). Ниже и левей этой руны на скале нанесен рисунок, похожий на наконечник стрелы или копья (на фото ее не видно).

Тотем в виде орла

Крупная фигура в тексте не похожа ни на одну из тюркских рун. А. Окладников рассматривал наскальную фигуру в виде человека с «головой в шапке». На наш взгляд, она больше напоминает изображение расправившего крылья орла, у которого нижняя часть, передняя горизонтальная линия, напоминает когтистые лапы, а сзади виден короткий хвост. Стилизованная фигура орла могла изображать известный тотем кангаласских князей — мифического өксөкµ.

Итак, если орла изобразить знаком &, последовательность рун ленского наскального текста в орхонской транскрипции примет вид b & dcgt.

Буквенное выражение рун текста при чтении слева направо будет иметь вид ТьГНЧДь & Бь. Подставляя скрытые гласные к согласным и слово өксөкµ, получим новый вариант чтения: Тэгин Ча дьиэ (тэ) —өксөкµ эбэ. В переводе на русский язык получим: Тегина полководца Дом — Орла владение. Такая надпись могла быть ничем иным, как указателем западных границ кангаласского улуса. Здесь тэгин/тигин (русское «тегин») — принц, младший родственник. У древних тюрков это был наследуемый титул главы одного из уделов княжества или ханства. В фольклоре саха упоминается, что правителем западного удела кангаласского улуса был главный полководец Тыгына, его старший сын, известный под именем-титулом Чаллаи-бёгё (наместник). Наскальная надпись возле речки Кызыл-юрюйэ, по-видимому, могла быть оставлена как пограничный знак итога западных завоевательных походов Чаллаи-бёгё в начале 17 века. Древняя этимология имени — титула Чаллаи могла происходить от слитного произношения слов Ча ыал айы, или Ча ыал аайы …. В первом случае перевод близок к Полководец — рода (удела) создатель, во втором — Полководец каждого рода …

Перевод рунической надписи показывает, что предки саха, перебравшись на Среднюю Лену, использовали обычную тюркскую руническую письменность, вводя в нее некоторые особенности транскрипции.

Слово «бёгё» в современном прямом переводе с языка саха означает «прочный», «крепкий», «непоколебимый». В древности слово могло происходить от хорошо известного слова «бег (бэг/биэг)» — правитель. Тогда вариант перевода Ча ыал аайы … превращается в Ча, ыал аайы биэгэ — Полководец, роду каждому правитель. Здесь подразумеваются все роды, входящие в состав населения данного удела улуса.

С середины 17 века была полностью утрачена древняя общественная организация саха, упразднены почти все институты местной власти. Многие князья, носители духовных устоев ойуны и другие носители древней культуры саха полностью обеднели, утратили свою власть и привилегии, погибли или ушли в необжитые, безлюдные места. Поэтому уже во втором-третьем поколении потомков забылись вышедшие из употребления многие титулы и должности государственного устройства саха. В таких условиях титул старшего сына Тыгына, утратив древнюю семантику, мог обрести новый смысл, вместо полного титула-должности Ча — ыал аайы биэгэ потомки стали говорить и думать о нем как об имени собственном Чаллаи-бёгё.

Перевод рунической надписи показывает, что предки саха, перебравшись на Среднюю Лену, использовали обычную тюркскую руническую письменность, вводя в нее некоторые особенности транскрипции. Руническая надпись на скале возле речки Кызыл-юрюйэ могла быть написана в первой половине 17 века и сохранилась до настоящего времени, как некогда, гордо и грозно оповещая о нерушимости границ кангаласского улуса, живущего под покровительством могучего Орла.

Наверх
 

боги не жалуют тех, кто им подражает
Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 8
Печать