Тут вот зашел разговор о мехтяге и танках. Нашел доклад командира 32 тд о боевых действиях с 22.06 по 14.07.1941г. Приведу выводы,там как раз о тяге:
"Выводы
1. Несмотря на короткий срок существования дивизии, неукомплектованность начальствующим составом, неполную обеспеченность инженерным и химическим имуществом и почти полное отсутствие ремонтно-восстановительных средств, дивизия в проведенных боевых действиях все возложенные на нее боевые задачи выполнила.
2. За время военных действий боевая материальная часть дивизии прошла в общей сложности 950 км. Перебрасываясь с одного участка на другой, дивизия израсходовала большую часть моторесурсов, не участвуя в боях; например, в первые три дня дивизия совершила марш в 350 км.
3. Эксплуатация материальной части во время боевых действий проходила ненормально:
а) Отсутствовали ремонтные и эвакуационные средства для танков «КВ».
Наличие тракторов «Ворошиловец» не обеспечило эвакуацию, тракторы для буксировки «КВ» выходили из строя от перегрузки. Очень часто проходила буксировка танка танком, и через 10-15 км буксирующий танк тоже выходил нз строя (отказывало сцепление, не включаясь скорости, портились бортовые фрикционы). Танки «КВ» (из этого опыта) можно буксировать трактором «Ворошиловец» только по дорогам. На пашне, на торфянике или болотистой местностн танк «КВ» можно буксировать только двумя тракторами.
б) Во время боевых действий дивизия только один раз имела указание со штаба 6-й армия об эвакуации материальной части на сборный пункт аварийных машин во Львов. Эвакуированная во Львов материальная часть на армейском сборном пункте аварийных машин восстанавливалась только силами полков. Армейский сборный пункт аварийных машин неходовую материальную часть на заводы промышленность не отправлял из-за отсутствия армейских ремонтных средств. При отходе за Львов неходовые машины буксировались на погрузку из Старо-Константинова до Проскурова.
в) Отсутствовали запасные части.
г) Не хватало времени на технический осмотр и производство текущего ремонта материальной части.
4. Большие потери боевой материальной части (особенно танков «КВ») объясняются главным образом тем, что скоростные марши совершались без всяких технических осмотров и профилактических ремонтов до 75-100 км в сутки. Кроме того, водительский состав не имел достаточного опыта и навыков по эксплуатации машин на марше.
5. Дивизия действовала без мотострелкового и артиллерийского полков только двумя танковыми полками, так как мотострелковый полк был взят штабом 6-й армии в свой резерв, а артиллерийский полк не был укомплектован тракторами и половину своей материальной части оставил на зимних квартирах, остальные орудия постепенно выходили из строя из-за технических неисправностей и поломок имеющихся в наличии тракторов. Таким образом, отсутствовало взаимодействие танков с артиллерией, пехотой и особенно авиацией.
6. Тактика германских войск. Части дивизии вели бои в основном с противником, объединенным в группы, включающие мотопехоту, танки, мотоциклистов, противотанковые средства и артиллерию. Малые танки противника вооружены 37-мм или 47-мм пушкой и двумя пулеметами, средний танк имеет на вооружении 47-мм пушку. Противотанковые пушки противника в большинстве случаев возятся на танкетках, тягачах и буксируются танками. Броня наших танков 37-мм пушками немцев не пробивается;
были случаи, когда танк «КВ» имел до 100 попаданий,
но броня не была пробита. Танки «Т-26», «БТ-7» и бронемашины (легкие и тяжелые) пробиваются как крупнокалиберными пулеметами, так и 37-мм пушками противника.
Огонь наших танков с первых двух-трех выстрелов уничтожал танки противника. Очень часто танки противника от огня наших 76-мм танковых пушек воспламеняются.
Предложения
1. На маршах в предвидении встречного боя танковым частям необходимо придавать противотанковые средства (противотанковые орудия), добиваясь постоянного взаимодействия между ними. Разведывательная авиация должна своевременно давать данные о противнике, а истребительная надежно прикрывать марш дивизии.
2. При совместных действиях с пехотой необходимо, чтобы пехота указывала сериями трассирующих3 пуль огневые точки противника, в особенности противотанковые ружья и пулеметы.
3. Танки в обороне использовать как ударные группы для удара по прорвавшемуся и вклинившемуся в нашу оборону противнику.
4. При использования танков не давать им задач на лобовые удары по противнику, а использовать [для ударов] во фланг и по тылам.
5. Вышестоящим штабам учитывать напряженность работы водительского состава танкистов, необходимость ремонта и восстановления материальной части и представлять необходимое время для этой цели.
6. Необходимо наличие ремонтных средств, запасных частей и средств эвакуации.
7. Сообщить немедленно конструкторам и рабочим танковых заводов о частых заклинениях башен танков от попаданий снарядов в погон башни.
Командир 32-й танковой дивизии
полковник ПУШКИН
Военный комиссар
32-й танковой дивизии
старший батальонный комиссар
ЧЕПЫГА
Начальник штаба
полковник ЗИМИН
[2.8.41 г.4]
Ф. 229, оп. 3780сс, д. 6, лл. 150-157. Машинописная копия.
1 Курс огневой подготовки, изд. 1938 г.
2 Сведения о потерях личного состава см. на стр. 188, 189. [На стр. 188 "Сборника..." находится таблица "Сведения о потерях частей 32-й танковой дивизии за период с 23.6 по 30.7.41 г.", а на стр. 189 "Сборника..." находится таблица "Сводная ведомость числящейся материальной части машин в частях 32-й танковой дивизии на 22.6.41 г. и потери с 22.6 по 31.7.41 г."- В.Т.]
3 В документе – «действующих».
4 Дата установлена на основании препроводительного отношения."