Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 
Печать
Почитаемые "Синие Камни" в центральной России (Прочитано 30306 раз)
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
03.12.2010 :: 18:17:31
 
Многие наверное слышали про знаменитый Синий Камень в Переславле Залесском.

В Центральной России он далеко не единственный...

Вот уважаемые друзья несколько ссылок на статьи по святым камням

...

Святой Камень в деревне Чёлохово (Западная Мещёра. Московская область)
[url="http://merjamaa.ucoz.ru/news/svjatoj_kamen_v_derevne_chjolokhovo_zapadnaja_meshh... ссылка[/url]

...

...

Синие камни  Ростова Великого
[url="http://merjamaa.ucoz.ru/news/merjanskie_bogi_rostovskoj_zemli/2010-10-18-90"]Моя ссылка[/url]

...

Культовый мерянский камень из села Неёлово. (Владимирская область)

[url="http://merjamaa.ucoz.ru/news/poezdka_na_kultovyj_merjanskij_kamen_iz_sela_nejolo... ссылка[/url]


...

Синий Камень в деревне Веледниково. Истринский район Московской области

[url="http://merjamaa.ucoz.ru/news/sinij_kamen_v_derevne_velednikovo_istrinskij_rajon_... ссылка[/url]

Синие камни урочища Старые Старки. Щелковский район Подмосковья.

...


В начале 2000 годов московский краевед И.Д. Маланин обнаружил несколько любопытных Синих камней в Щелковском районе Подмосковья. Топоним Синий камень остался в тех местах вероятнее всего в наследство от  народа меря, жившего на этой территории. Многие исследователи считают, что именно так меряне обозначали свои поклонные камни. Позднее с полной русификацией в этих краях мери, люди постепенно забыли о значении этого топонима. Никто из местных деревенских жителей, по указаниям которых исследователи находят синие камни, никогда не могут объяснить, почему именно этот камень называется Cинь-камнем, а другие находящиеся рядом не имеют названия. Цвет камней здесь совершенно не причем. Нередко Синь-камни может быть, например, красным!

...

И так. как сказано выше краеведу Маланину удалось найти Синь-камни в Щелковском районе Подмосковья, и в своей статье он оставил достаточно ориентиров, что бы поработав с документами, можно было их найти. Это и сделали московские геокэшеры. 24 октября наш краеведческий актив сотоварищи повторил их путь.


Читать дальше  http://merjamaa.ucoz.ru/news/sinie_kamni_urochishha_starye_starki_shhelkovskij_r...

Если что то новое буду находить по этой теме, буду кидать материалы сюда
Наверх
 
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #1 - 03.12.2010 :: 18:22:21
 
Интересно - в Болгарии, на дороге от Казанлыка до Бургаса есть урочище "Синиште камените". Говорят, тоже им поклонялись. Но я врать не буду - проехал мимо не заезжая - торопился в Бургас.
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
проходил мимо
+
Вне Форума



Сообщений: 1175
Германия
Пол: male

КГМА
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #2 - 05.12.2010 :: 23:28:00
 
Меряжко писал(а) 03.12.2010 :: 18:17:31:
Многие наверное слышали про знаменитый Синий Камень в Переславле Залесском.

Ваааще не слышал! Смущённый Только про  мумиё (верю, знаю, сам собирал, пил, испытал) или "синюю глину" (жена применяла) А что с ним?
Наверх
 
проходил мимо
+
Вне Форума



Сообщений: 1175
Германия
Пол: male

КГМА
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #3 - 07.12.2010 :: 14:25:40
 
проходил мимо писал(а) 05.12.2010 :: 23:28:00:
Меряжко писал(а) 03.12.2010 :: 18:17:31:
Многие наверное слышали про знаменитый Синий Камень в Переславле Залесском.

Ваааще не слышал! Смущённый Только про  мумиё (верю, знаю, сам собирал, пил, испытал) или "синюю глину" (жена применяла) А что с ним?

Ну хоть кто-нибудь расскажет про Синий Камень?
Наверх
 
анат
Экс-Участник


Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #4 - 07.12.2010 :: 19:44:58
 
проходил мимо писал(а) 07.12.2010 :: 14:25:40:
Ну хоть кто-нибудь расскажет про Синий Камень?


Держите.

http://www.pereslavl.ru/turizm/siniy_kamen.htm

От себя добавлю. С ноткой брюзжания.

Знаю этот камень лет двадцать. Рыбу на Озере ловлю. Смайл

И в советские времена к Камню возили экскурсии. Но тогда это было мило и естественно. Сам Камень, чистая природа, никаких искусственных украшений. Очень немногочисленные (2-5) ленточки. Ну, как-то мило...
Нынешняя коммерциализация скоро и до него докатится. Периодически появляющиеся нелепые скамейки, туристы,  распивающие пиво... Тусующиеся православные с ленточками у языческого идола...
Как-то не так всё.

Дам, если не возражаете пару фото от Синего камня. Машину ставлю как раз приблизительно там, где на фото стоит машина.

Озеро очень красивое.
На фото "С озера" вид на местоположение Синего камня с воды. Он около купы деревьев слева.

Пост постараюсь удалить. Ибо оффтоп.





Наверх
 
проходил мимо
+
Вне Форума



Сообщений: 1175
Германия
Пол: male

КГМА
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #5 - 07.12.2010 :: 23:57:26
 
Зря вы это - удалять... Посмотрел фото. Спасибо.
Наверх
 
Nslavnitski
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1785
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #6 - 08.12.2010 :: 01:42:55
 
Цитата:
Пост постараюсь удалить. Ибо оффтоп.

Не надо, оставьте. Если что, я потом выведу в отдельную тему.
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #7 - 14.12.2010 :: 16:53:03
 
Я поехал во Рязань, предкам помолиться...

...

В неформальных беседах археологи рассказывают, что еще недавно в русских деревнях, расположенных по Оке, существовали полные аналоги фино-угорских родовых кладбищ. Небольшие кладбища на мысах коренного берега часто располагались не у церквей, как принято в остальной России, а неподалёку от мест, где обрели вечный покой таинственные предки языческих времён. Еще недавно выходцев из этих мест хоронили только на семейных кладбищах, где бы человек ни умер. Еще можно встретить по берегам Оки  остатки от прежних священных дубовых рощ. Местные жители в таких местах нередко находят «мордовочки»-маленькие серебряные монеты и «ужовки»-монисты, сделанные из белой глины, и носимые эрзянками на шее. Кое у кого по Оке они есть и теперь... Еще в начале 20-го века крестьян рязанского Поочья, на стороне называли «мордовцами». На крестьянской одежде, особенно на их рубашках, понятиях, обычаях, также и на местном русском наречии остаются и ныне явные отпечатки древней фино-угорской культуры.

...
Оборонительные укрепления «Столичного города»

...
Кладбище на северном мысу Рязанского городища.

Первым пунктом обеих моих летних путешествий на среднюю Оку, была Старая Рязань.  Старая Рязань- городище на правом, высоком берегу Оки, напротив города Спасска-Рязанского, в 60 км к юго-востоку от современной Рязани (средневековый Переяславль Рязанский), остатки древнего города Рязань, бывшего в 12-13 веках столицей Рязанского княжества. Старая Рязань является крупнейшим на территории Европы средневековым городищем, не занятым современной застройкой. 

На северном мысу Рязанского городища, много выше территории села, крыш домов и храмовых куполов располагается кладбище. Рядом с ним археологи раскопали святилище рязано-окской культуры. С этого места и началась тысячу лет назад история Рязани - она была основана на месте городища городецкой культуры и языческого святилища рязано-окцев предположительно в 1050-1060-х годах.. Постепенно разрастаясь, город занял территорию Северного городища, обносится рвом и валом, а по валу — деревянными укреплениями («Средний город»). С превращением Рязани в середине 12 века в столицу Рязанского княжества начинает заселяться Южное городище, вокруг которого также были сооружены оборонительные укрепления («Столичный город»).

...
Реконструкция женщины рязано-окской культуры. Шиловский краеведческий музей.

Вообще примечательно, что очень многие российские ученые и краеведы по сегодняшний день готовы идти против научных истин о финно-угорском историческом прошлом Рязанской земли. Они слишком не готовы, как и многие в нашей стране, осознать тот факт, что такие прочные символы русскости, как Рязань и Мещёра, воспетые великим русским поэтом Сергеем Есениным, или великие русские города Золотого кольца глубоко сидят на исходном мощном финно-угорском фундаменте, что самими именами многих своих деревень,  городов и земель люди русской культуры обязаны своим предкам - людям эрзянской, мещерской, мерянской культур. Например Б.А. Кутфин, написавший в 1926 году книгу "Материальная культура русской мещеры", категорически отрицал всякую возможность преемственности русской субэтнической группы мещеры и той самой, летописной финно-угорской мещеры. Для этого он придумал изощренный трюк: он решил, что мнение о существовании народа мещера появилось вследствие ошибочного перенесения названия местности Мещёра на "непроясненную археологическую почву". Ну а один из главных шатурских краеведческих сайтов также категорически сторонится мещерского, и шире финно-угорского происхождения названия местности, а значит, и в целом принадлежности в прошлом этой земли не славянскому населению:

"Следующий миф имеет самое прямое отношение к истории нашего края. Кто-то где-то когда-то сказал, что мещёра - финно-угорское племя. В настоящее время наука не располагает ни одним фактом, подтверждающим финно-угорское происхождение племени мещёра. Зато имеется множество фактов, из коих следует, что мещёра - русское племя. Тем не менее до сих пор множество авторов, не приводя ни одного факта и, наоборот, вопреки им продолжает талдычить о «финском» племени мещёра. Редколлегия альманаха, исповедуя научный подход к изучению любой проблемы, считает доказанным русское происхождение племени мещёра."

Существует любопытная книга А. Монгайта "Рязанская земля" 1961 года, в которой на основании археологических данных подробно повествуется об автохтонном, фино-угорском населении рязанских мест, носителей городецкой, рязано-окской, мещёрской культуры, славянизации этих земель и истории Рязанского княжества вплоть до монголо-татарского завоевания.

В книге Монгайта в той части, которая относится к попыткам реконструкции контактов местного финно-угорского населения (мещеры, муромы, мери, эрзи) с пришлым славянским населением, есть ссылка на слова историка В.А. Городцова, считавшего что "между вятичами и финнами были крайне враждебные отношения, о чем свидетельствуют полная культурная разобщенность, отсутствие всяких аналогий в вещах".

...
Фино-угорские древности древнего Киева. Государственный исторический музей Украины.

Здесь мы то же сталкиваемся с показательной неправдой. Свидетельства в пользу неконфликтности взаимоотношений древних вятичей и древних финно-угров дает именно археология, и прослеживается это в таких тонких моментах, как, например, наличие обоюдного заимствования элементов украшений теми и другими. Даже на коренных славянских землях Киева и Чернигова были в ходу фино-угорские украшения. Их я встретил этой весной в экспозиции ГИМ Украины в Киеве.

...
Фино-угорские древности древнего Киева. Государственный исторический музей Украины.

Говоря о влиянии местного финского населения на русских, Монгайт отмечает что элементами финской культуры, проникшей в среду позднего русского населения, объясняются такие факты, как находка возможно финского бронзового идола в языческом святилище в Старой Рязани или употребление лошадей в пищу, характерное для финских народов Оки  и средневекового русского населения Рязанской земли в средние века..

...
Бронзовый идол из Старой Рязани. Рязанский краеведческий музей.

Кроме того, автор считает, что цоканье, встречающиеся в русских говорах Поочья, является следствием финно-угорского языкового влияния. Еще, касаясь влияния финно-угров на русских Рязанщины, Монгайт пишет об "эрзянском шве", который является элементом вышивки эрзян и отмечен у русских  Рязанской губернии.


Вид на Оку с городища Старая Рязань.

Но вернемся опять к Старой Рязани. Есть несколько версий названия Рязань: “Ряса”= “топкое, болотистое место” (угорское “ря” означает “топь”, а тюркское “ся” – “местность”. От слова “резана” – резаная арабская монета-дирхем, дескать, торг тут был большой. От глагола “резать” - мол, отрезана от прочей Руси лесами, степями и болотами. Но более вменяемое объяснение от названия мордовского народа эрзя жившего в этих землях, “Рязань” = “Эрзянь”, как и в случае с Арзамасом, (в старину писали "Орземас", "Арземас") которое происходит от старинного эрзянского имени Орземас. В то же время оно созвучно с словами - "эрзя" и "мазы" - хороший, "мастор" - земля.

...
Поклонный камень. Общий вид.

Южная окраина городища Старой Рязани напоминает планировку старых, угро-финских, дьяковских и городецких поселений, так же как и наиболее древняя, северная. Так, еще издалека заметен холм, резко отделенный от основного массива вала. Может это остатки фино-угорского городища или святилища? О последнем вроде бы говорит камень лежащий на дне глубокого, явно из разряда культовых, как Синий камень в Переславле Залесском. Следы поклонения ему видны и сейчас, значит наверняка поклонялись и жители Старой Рязани, и за долго до нее. Вероятно у него молились финские обитатели Старого города, так и не принявшие до конца христианство.

Древние финно-угры почитали камни, видя в них опору, основание мира, символ мировой горы, вместилище душ предков. У эрзи верховный бог Нишке-паз до сотворения тверди земной плавал по первичному океану на камне. Считалось. что "следы" на почитаемых камнях оставляла Анге-патяй, мать всех младших богов, когда сходила с неба на землю. Эрзя поклонялись им, приносили озкспал (жертвенную пищу), верили в силу духа камня. Конечно, не самого бога они видели в камне. В почитании камней заложена мудрость языческой философии о жизни человека, месте его в природе. В камне заключена информация, или как говорят старики, души умерших предков. Если их почитать, они оказывают помощь почитающему. Если каменные валуны пытаться обидеть, то они отомстят своим обидчикам. Наш предок – пахарь на поле обходил сохой валун, во время пахоты и во время уборки урожая на священном камне жёг родовую свечу и благодарил Нишке-паза, духов поля и конечно умерших прародителей. Вся обширная финно – угорская земля богата культовыми камнями.

Тонкое восприятие природы, образность мышления  родило у предков удивительную мудрую философию: в камне находится Жизнь.

Одно из старинных христианских поучений призывает язычников: «Не нарицайте себе бога ... в камении». К камням часто совершали паломничества и желающие телесно-духовного исцеления, они оставляли свои приношения (хлеб, полотенца, платки, ленты) около камней или развешивали рядом на деревьях. Осколки таких камней, а также вода, собирающаяся в их углублениях, считались целебными. У священных камней совершали поминальные и охранительные ритуалы. Иногда камни опахивали, если случался мор и падеж скота.

Село Тырново.Гео-аномальная зона "Пьяный лес"

Следующей остановкой стало старинное село Тырново, стоящее на мещерско и эрзянском пограничье, на правом берегу Оки, рядом с дорогой Шилово-Касимов.

Г. Тырново в Болгарии, с. Тырново в Молдавии, четыре села Тырново в приокских землях... Что это? Наследия древних булгар? Про дунайскую Булгарию и волжскую Булгарию всем известно, но откуда и когда в приокских землях появились эти топонимы? Пытаясь ответить на эти вопросы с помощью публикаций историков, я понял, что «белых пятен» в нашей еще очень много. Село Тырново ранее называлось Тырнова Слобода и упоминается в исторических источниках в с 1629 г.

ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/ja_poekhal_vo_rjazan_predkam_pomolitsja/2010-12-14-...
Наверх
 
Дарк
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 616
Россия
Пол: male
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #8 - 15.12.2010 :: 16:06:11
 
....На территории Средней России, на земле древних мерян имеет¬ся множество природных объектов с культовым назначением. К ним относятся святые камни, родники, озера, пруды, деревья, горы и т.д. Сведения о них получены нами при топонимическом исследовании региона .
Самым распространенным видом культовых камней в регионе являются так называемые Синие камни. На сегодняшний день на всей территории исследования нашей экспедицией найдено не менее 43 Синих камней или мест с этим названием.
«Значительное число из выявленных экспедицией Синих камней находится на центральных территориях бывшей мерянской земли: в Ярославской, Ивановской, Владимирской областях. Получены све¬дения о Синих камнях в Костромской области, а также на окраинах мерянской территории - за Вологдой и в Кашинском районе Твер¬ской области. Однако, чем подробнее исследуются другие регионы, тем больше в них обнаруживается Синих камней. Зафиксированы сведения о них и за пределами Мерянской земли: недалеко от г. Тверь, в Мещере, а также на окраинах муромской земли. Кроме наших тверских находок, имеются сведения о наличии Синего кам¬ня в Торжокском районе Тверской области. Недавно по¬лучена информация о нескольких Синих камнях в Подмосковье.»
Учитывая распространенность Синих камней, неправдоподоб¬но считать явление только мерянским, не говоря о том, чтобы ин¬терпретировать их как мерянский индикатор - пусть даже русского происхождения.Используя Синий камень как пока-затель принадлежности к мери, мы должны были бы очертить безумно широкие границы расселения мерян или предположить невозможно громадную миграцию племени. Эта идея не может быть поддержана из-за отличной сохраненности субстратной топонимии самих мерянских территорий, что говорит о том, что народ, в боль¬шинстве своем, должен был оставаться на своих местах. Ареал Си¬них камней намного шире бывшей мерянской территории, и это показывает, что явление должно считаться не только мерянским, а уходящим корнями еще древнее. Скорее всего, Синие камни следует считать домерянским культурным явлением, которое, безусловно, чрезвычайно активно поддерживалось и мерянами [11, с. 25; 13, с. 85, 90].
Связь Синих камней с мерянами лучшим образом символизи¬рует самый известный из них, принятый на охрану уже в 1949 г., Синий камень под г. Переславль-Залесский Ярославской области, на берегу оз. Плещееве, у подножия Александровой горы. Данный камень-валун ледникового происхождения считается объектом по¬клонения мерян
«В настоящее время многие из Синих камней расположены в глу¬хой местности. Часто их можно считать своего рода ориентирами, древними указателями. У Синих камней собирались охот¬ники, у некоторых и рыбаки, как у плещеевского Синего камня. Синие камни служили определенными знаками для ягодников, гриб¬ников, от которых ходили в лес, в болото или собирались около них перед тем, как отправиться домой. Возле них отдыхали сельчане во время сенокоса, пастухи».
Большинство Синих камней расположено на дорогах, нередко указывая на их развилку. Синий камень в местности Ладугино, за д. Васильково (Рост, р-н), находится возле лесной дороги, называе¬мой Ладугинская. Мимо Синего камня за старинным селом Холуй (Южск. р-н) шла дорога до оз. Юхар. Синий камень за д. Деревково (Пер. р-н) лежал на дороге на г. Александров Владимирской облас¬ти.
Как известно, границы - символ святости. У местного населе¬ния имеется любопытное объяснение святого происхождения ряда Синих камней. Уроженец д. Высоково (Рост, р-н) утверждает, что упомянутый выше Синий камень возле р. Пеза называли святым, он «упал с неба», «послал его Бог». О Синем каине д. Тряслово (Рост, р-н) зафиксирована легенда о том, что он «упал отколе-то, с неба». То, что камень упал с неба, утверждается и относительно других Синих камней. При этом думается о возможной связи Синих кам¬ней с богом грозы.
Святость подчеркивается и расположением некоторых Синих камней возле православных святынь. Церковь, замечая привязан¬ность населения к камням, обращала камни в новую религую и пе¬ремещала ближе к храмам, или же пристраивала к ним часовни. Так, Синий камень с. Пужбол (Рост, р-н) лежал возле цервки, а Синий камень д. Тепра под г. Кострома - около часовни. Даже у плещеевского Синего камня стояла деревянная часовня, в которой будто бы жил какой-то монах.Святые камни служили местами организации праздников.
С рядом Синих камней связаны легенды о зарытых под ними сокровищах.. Угодичинский информант сообщил, что под трясловским Синим камнем спрятаны золотые идолы. Информация о большом кладе, о золоте записана нами также относительно названного Синего камня за д. Васильково. В ряде легенд присут¬ствует некое мифическое существо, охраняющее клад. Иногда счи¬тается, что из валуна может кто-то выйти, как в случае трясловско-го Синего камня, к которому дети близко не подходили: «вдруг кто-то оттуда выползет
Мифологическое значение Синих камней подчеркивается тем, что имеются следы (правда, крайне редкие) жертвоприношений Синему камню, как в случае Синего камня, расположенного на одноименном поле д. Степашево. Здесь было принято местными сельча¬нами в конце уборки урожая оставлять на Синем камне «зернышки для птиц». Во время сельскохозяйственных работ отдыхали у Синего камня и, если что-то оставалось из еды, оставляли птицам; На плос¬кой стороне камня имеется чаша (размерами 10x8 см, глубиной 3,5 см), вероятно, сделанная человеком. Следовательно, валун отно¬сится к ряду камней-чашечников, что еще раз подчеркивает тради¬цию оставления остатков пищи на камне. «Старики считали этот камень святым. О Синем камне с. Никола-Бой (Бор. р-н) рассказыва¬ли, что у него оставляли хлеб или другую еду. С камня брали воду для питья. В связи с мистическим Синим камнем или Каменной бабой Берендеева болота Переславского уезда Владимирской губернии упоминается факт жертвоприношения . Совре¬менные приношения к плещеевскому Синему камню, не говоря об использовании крошек, отбитых от него для лечебных целей, уже сложно признать продолжением древних традиций» .
Синий камень фигурирует не только в топонимии, но и в фоль¬клоре. То и дело образ «синего камня» {sininen kivi) выступает в при¬балтийско-финской народной поэзии, прежде всего в заклинаниях. Внутри камня скрывается змей - персонификация дьявола ]. В одном из вариантов эпоса «Калевала» рас¬сказывается о Вяйнямейнене и «синем камне» (Sininen kivi), который он раскалывает пальцем пополам и убивает черную змею, скрываю¬щуюся внутри камня. Кровь хлынула черными потоками, из кото¬рой вырос огромный дуб. Тот же герой «Калевалы» про¬сит деву потустороннего мира собирать боли «в пасть камня синего». ..
Наверх
 
Дарк
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 616
Россия
Пол: male
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #9 - 15.12.2010 :: 16:07:59
 
Следующая категория культовых камней - это камни с чашеоб¬разными углублениями, специально обработанными человеческой рукой. На летописной территории расселения мерян и в окружнос¬ти - в Ростовском, Переславском, Борисоглебском районах Ярос¬лавской области, а также в Ивановской области ~ таких камней-чашечников обнаружено порядка десяти. К ним относится Леишхин камень за д. Кобяково (Рост. р-н). Камень расположен у старой до¬роги для верховой езды. Около него отдыхали во время сенокоса, как часто бывало и у Синих камней. В середине камня имеется выемка, негладкая, сделанная явно человеческой рукой. В опреде¬ленных случаях в ямочке камня зажигали восковую свечу, в этом можно видеть какой-то отголосок жертвоприношения или помина¬ния усопших. С Лешихиным камнем связана легенда о русалке. Дру¬гие говорят, что там «удавилась Лешиха».
Название Леишхин камень ассоциируется со словом леший (хотя имеются варианты названия Решихин камень, Машихин камень). Отсюда возникает семантическая связь с немалочисленными Черто¬выми камнями территории исследования. Один из них был распо¬ложен недалеко от г. Вологда, рядом с местным Синим камнем. Громадный Чертов камень лежит в русле р. Сара, за д. Рухлево (Рост. р-н).
«Археологический возраст камней-чашечников оценивают по-разному: например, в Скандинавских странах их возводят ко време¬ни неолита и особенно к эпохе бронзы, в Финляндии, - к эпохе бронзы и особенно к железному веку. Считается, что камни-чашечники Финляндии и Балтии представляют скандинавское культурное влияние. Здесь камни-чашечники часто расположены возле древних могильников. Новейшие исследования подчеркивают их .связь с местами ранней агрикультуры  Связь культовых кам¬ней-чашечников на Северо-Западе России с финским пластом не ,вызывает сомнений. Согласно археологическим иссле¬дованиям они связаны с памятниками позднего железного века и средневекового финно-угорского населения.»
Камни-чашечники часто связывают с культом умерших. Им при¬писывают сведения о поклонении предкам. Считается, что выемки выдолблены родственниками в память о каждом покойнике (погребенном способом кремации), Выемки - это посуда для питья и кормления душ покойных, появляющихся в виде птиц [58, с. 40-45]. Напомним при этом вышеуказанный Синий камень д. Степашево со сведениями об оставлении зернышек или еды именно для птиц. Даже зафиксированы многочисленные сведения жертвоприношения в восточной части Финляндии, Карелии еще в первой половине XX в.

Нам кажется, что как земледельческая, так и лечебная магия, связанная с камнями-чашечниками, выводят нас к одному и тому же источнику - к культу умерших. Из многочисленных сведений извест¬но, что жертвы были предназначены не самим камням, а потусто¬ронним силам, в первую очередь духам покойных рода, игравшим значительную роль, в т.ч., в финских древних верованиях. Местами обитания духов служили святые камни, возле которых или под которыми духи располагались. В Финляндии, например, получены сведения о том, что в чашечки камней приносили пищу или молоко для духов покойников. Посредством камней просили у духов помо¬щи как для хорошего урожая, удачной охоты или рыбной ловли, гак и здоровья. Непосредственными доказательствами связи камней-чашечников с культом умерших является тот факт, что, кроме камней «с дырами», болезни а финских заговорах отсылаются в места, связанные со смертью, например, на кладбище, на погост, в потусторонний мир. Анало¬гично и тут подчеркивается связь с покойниками, вызывающими болезни или иной вред, «если их не кормят, не поят». Это естественно, что в сельскохозяйственной и лечебной магии обращались именно к умершим - посредникам мира живых и мира богов.
Культовые камни древнемерянской земли имеют общие черты, по которым они могут связываться с традицией финно-угорских народов. Это же доказывается наличием ряда субстратных назва¬ний у святых камней, вроде упоминаемого в исторических источни¬ках камня под названием Мардас под г. Мышкин Ярославской об¬ласти и исторического камня Кувал-дин, относящегося к г. Углич. Уже само название Синий камень с предложенной выше этимологией и ареал его распространения говорят о том, что корни почитания долж¬ны уходить в глубокую древность.
«На таком фоне мы не можем согласиться с мнением, что покло¬нение камням в Верхнем Поволжье появилось в IX-XI вв. вместе с переселенцами с Северо-Запада . Исключением из этого «могли бы оказаться лишь камни-чашечники  Если даже и допустить такой перенос тради¬ции, то ее корни навряд ли были славяно-русскими. Это понятно уже на основе исторических источников. В 1534 г. новгородский архиепископ Макарий в своем письме великому князю Ивану Гроз¬ному отмечает скверные мольбища, упоминая в т. ч. камни, указы¬вая отдельно именно на земли финно-угорских племен - на чудь, ижеру и корелу. Здесь в ижорской и водской среде поклонение священным камням сохранилось вплоть до XX в».
Наоборот, все говорит в пользу того, что преемственность поклонения камням существовала здесь уже со времен не только мерян, но и домерянского населения края
При исследовании происхождения древних святынь не сле¬дует, однако, забывать, что поклонение природным объектам, например камням, и связанные с ним традиции имеют глубочай¬шие общечеловеческие корни и бытовали у многих народов, в том числе и у славян. А почитание святых камней уже среди русского населения исследуемого региона, окутанное православными фор¬мами богослужения, в некоторых случаях продолжалось до со¬всем недавнего прошлого. Кое-где отголоски традиций живы до сих пор.


Финно-Угроведение  №1 2006 Алквист «Культовые камни на земле древних мерян»
Наверх
 
проходил мимо
+
Вне Форума



Сообщений: 1175
Германия
Пол: male

КГМА
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #10 - 25.12.2010 :: 00:52:58
 
Меряжко писал(а) 14.12.2010 :: 16:53:03:
Я поехал во Рязань, предкам помолиться...

....упоминается в исторических источниках в с 1629 г.

ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/ja_poekhal_vo_rjazan_predkam_pomolitsja/2010-12-14-...

Спасибо. Интересно!
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #11 - 04.01.2011 :: 12:27:05
 
Легенды Крывии. В поисках «Царя Давида»

В 1892 г. вышла в свет книга Генриха Татура, посвященная археологическим памятникам на территории Минской губернии. Рассматривая памятники древности, автор упомянул и про следы старой дохристианской традиции - почитание культовых камней, камней с знаками, и каменных языческих идолов. Г. Татур так описывал последние:

...

"Идолы представляют собою не только статуи, но и более-менее оформленные столбы с резными изображениями или чертами вверху лица человеческого. Такой, например, камень известен в Игуменском уезде под названием "Царь-Давид", которое, понятно, ему присвоено уже христианским поколением" [1] .



Других сведений автор не оставил. В наши дни в различных энциклопедических изданиях можно найти сведения Э. М. Зайкоўскага, согласно которым, идол «Царь Давид» находился возле д. Слободка Смолевичского р-на на границе с Червенском (ранее Игуменский уезд). Он был уничтожен в 1930-е годы [2] . На этом заканчивается вся известная информация о почитаемом в народе каменном идоле.

...

Поискам следов «Царя Давида» и была посвящена наша поездка. Наш путь пролегал через села Гудавичи и Верхлес Червенского р-на. Между ними при дороге из м. Смиловичи в Слободке издалека виден небольшой холм, поросший молодыми деревьями, на котором находится кладбище. При более близком взгляде становится видно, что холм окружен валом и рвом. Это место уже известно ученым. В 1980-х годах на холме проводились археологические раскопки. Площадка холма размером 50 × 57 м, высота 4 - 5 м. По краям холм понижается и переходит в ров, вокруг которого насыпан вал высотой 1.2 - 1.5 м [3] . Сейчас ров во многих местах забросан кладбищенским мусором, листьями и др., вал частично поврежден. Площадка плотно заполнена современными захоронениями, среди которых на небольшом пространстве стоят три железных креста, покрашенных в синий цвет. Ранее вместе с железными крестами стояли и деревянные, обвешанные полотенцами и тканью. На центральном, самом большом кресте, повязана ткань. Перед ним на подставке находится икона Богородицы. Перед крестами находятся фрагменты камня-следовика и архаичный каменный крест. Каменный крест имеет высоту около 60 см, ширину 46 см, толщину - 12 см. Посреди него высечен крестик. Также на поверхности хорошо видны следы нарисованного краской (прежний белый цвет, а после черный) креста. В углублении остатков камня-следовика лежали две современные российские монеты и печенье, а за камнем - металлическая банка для бумажных денег, которые ее на тот момент и заполняли.



Очевидно, что камень ранее был больших размеров, видны следы расколов. Сохранившаяся часть имеет длину 42 см, ширину 58 см, высоту 26 см. Камень, был близок к прямоугольной форме. Углубление, искусственное по происхождению, также имеет прямоугольные очертания, длину 30 см, ширину 23 см. Скорее всего, камень был не просто следовиком, а каменным жертвенником. Сбоку от святынь находится охранная табличка с нелепой подписью «Курганная группа». Как установили археологи, здесь было языческое святилище, без всяких курганных захоронений.

Далее читайте здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/legendy_kryvii_v_poiskakh_carja_davida/2011-01-03-1...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #12 - 18.03.2011 :: 12:55:06
 
Некоторые аспекты изучения культа камня на территории Верхнего Поволжья

...

Среди исследователей, обративших, в разное время, свое внимание на проблему изучения культовых камней (Далее — к.к. С.Ч.), сложилось устойчивое мнение, что частота встречаемости таких памятников имеет устойчивую динамику к снижению при движении от Балтийского моря к Востоку европейской части континента.

Предпринятые учеными попытки ведения статистики сакральных валунов дают следующую картину. В Эстонии к концу 80-х гг. 20 в. насчитывалось около 1100 культовых камней [1]. В республике Беларусь на момент 1998 г. известно было более 300 культовых валунов [2]. В настоящее время там описано уже более 500 объектов [3]. В Северо — Западном регионе России на...


Читать дальше здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/nekotorye_aspekty_izuchenija_kulta_kamnja_na_territ...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #13 - 24.03.2011 :: 00:43:13
 
Культ священных рощ в Ярославщине

...


Культ «природных святынь», имеющий в своей основе архаичные, дохристианские представления, на протяжении долгого времени занимал и занимает важное место в духовной жизни русских постмерянских территорий центральной России. Несмотря на различные меры, предпринимавшиеся Московской православной церковью по борьбе с этим «остатком язычества», данный пласт народной культуры не исчез, а остался на уровне поверий и тесно связанных с ними фольклорных текстов и обрядов.
...
Резной голбец у источника Сильвестра Обнорского

Тема почитания природных святынь в  северной части современной Ярославщины, в отличие от южной ее части, во многом остается неизученной до нынешнего времени. В этой статье мы попробуем исправить этот пробел.

http://merjamaa.ru/news/kult_svjashhennykh_roshh_v_jaroslavshhine/2011-03-21-202
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #14 - 10.04.2011 :: 22:08:10
 
В Угличе прошла фотовыставка «Культовые камни Угличского Верхневолжья»

...

В марте в выставочном зале Угличского кремля прошла фотовыставка «Культовые камни Угличского Верхневолжья». В ее экспозицию вошли более тридцати фотографий и рисунков с изображением культовых камней как известных, так и вновь выявленных полевыми экспедициями Угличского Государственного историко-архитектурного и художественного музея.

...

Издревле в народной традиции камень был объектом почитания. Особенно характерно это явление для Русского Севера. Культовыми камнями, как правило  становились необработанные валуны больших размеров. Священные камни, расположенные на берегах рек, озер, у родников, на дорогах, перекрестках вместе с природным окружением составляли единый обрядовый, сакральный комплекс. В местной среде возникали различные легенды, поверья, обычаи. Люди...

Читать дальше » http://merjamaa.ru/news/sostojalos_otkrytie_fotovystavki_kultovye_kamni_uglichsk...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #15 - 16.05.2011 :: 00:00:22
 
И покланяшеся Идолу каменну… Священные валуны Углича

...
Фотография церкви Св.Николая на Петухах. Снимок А. Русаева 1896г. (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой)

Много лет назад, каждый раз когда вражеские полчища грозили Угличу, ровно в полночь, громко хлопая крыльями, прилетал громадный петух. Он садился на камень и трёхкратным криком предупреждал горожан о беде. Так его будто бы слышали накануне гибели царевича Дмитрия, перед ссылкой угличан в Сибирь, перед нашествием литвы.

Петухов камень. Рисунок угличского краеведа И.Потехина (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой)

С тех пор, якобы, и остался след петуха на валуне, который назывался в народе "Петуховым  камнем". Это одно из многих художественных преданий угличской старины...

"Петухов камень" действительно существовал и еще в 30-х го­дах нашего века находился рядом с церковью Николы на "Петухах", т. е. в бывшей Петуховой слободе, известной по памятникам письменности еще с XV века. Названия «Петухова слобода» и „Петухи" свидетельствуют о глубокой древности „Петухова камня", так как, несомненно, связаны с последним. Сейчас „Петухов камень" не существует. Он разбит на части и послужил для замощения городских улиц.

...

Камень был величиной с порядочный стол и глубоко сидел в земле. Его верх, как бы срубленный топором, был немного наклонен, и на нем можно было различить четы­рехпалый след петушиной лапы, длиной сантиметров в 30. Вокруг этого необычного камня в свое время было много разговоров, суеверные старушки боялись его и обходили стороной.

Как уже было сказано, местная легенда связывала камень с петухом, прилетавшим на камень и оставившим не нем свой след. Предание интересное и поэтичное, но дело было, конечно, не в реальном петухе. Не мог ли след явиться результатом выветривания? Нет. Тут приложил руки человек, так как по словам краеведов начала 20-го века на нём были видны явные следы работы каким-то орудием.

Читать дальше - http://merjamaa.ru/news/i_poklanjashesja_idolu_kamennu_svjashhennye_valuny_uglic...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #16 - 23.08.2011 :: 23:49:38
 
Всем здравствуйте!

Продолжаю знакомить с сакральными камнями Верхнего Поволжья.

За лето появились новые находки

В деревне Дунилово Ростовского района найден мерянский камень-чашечник

...

Как то так сложилось, что за 20 лет изучения культовых камней, мне ни разу не встретились представители классических камней-чашечников. Тех самых, на которых много-много мелких правильных ямочек. Подобные камни пока ещё не найдены в соседних областях, а в районе Ростова Великого в 2000-х г.г. известный финский мерянолог Арья Альквист нашла-таки парочку... Более того, в 2007 г. финские археологи их осмотрели и подтвердили, что они полностью тождественны чашечникам Финляндии и финно-угорских регионов Балтийского моря в целом. Так что, вот они - подлинные индикаторы мерянского присутствия !
"В воскресный день, в свободную минуту..." уговорила мужа таки съездить посмотреть чашечник...

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/v_derevne_ivashevo_rostovskogo_rajona_najden_merjanskij_...



«Большой камень» близ старинного села Majmera Угличском районе Ярославской области

...

Данный камень находится неподалеку от трассы Р104 на земле в бывшей Маймерской волости, на границе поля и небольшого соснового бора, в 50 м от лесной дороги к с.Сергиевскому. Он стоит, вросший в землю в зарослях ольхи и кустарников, в заболоченной низине в 5 метрах от русла высохшего ручья .

Летом его обнаружить труднее из-за высокой травы. По воспоминаниям старожилов (Киселева Алла Александровна, 1925 г.р. с.Сергиевское и др.) этот камень, в 20-х годах ХХ столетия, был больших размеров. Алла Александровна показала нам фотографию 30-х годов – так на этом камне сидело с десяток человек (почти вся ее семья). 

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/dorogami_merjamaa_bolshoj_kamen_bliz_starinnogo_sela_maj...
Наверх
 
Amaro Shakur
+
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 15678
Лепель, Беларусь

БГТУ
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #17 - 25.08.2011 :: 00:02:57
 
Меряжко писал(а) 23.08.2011 :: 23:49:38:
Как то так сложилось, что за 20 лет изучения культовых камней, мне ни разу не встретились представители классических камней-чашечников

А вы не думали что это естественного происхождения чашечки?
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #18 - 18.11.2011 :: 15:17:22
 
это рукотворные чашки
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #19 - 18.11.2011 :: 15:19:53
 
Пятница и Никола из Мерского стана. Святые камни Uglich Merjamaa.

...
Есть расхожее мнение что нельзя жить только прошлым, что это превращает современную культуру в какую-то архаичную экзотику. Но, с другой стороны, сегодня мы наблюдаем интересный феномен неотрадиционализма – когда многие древности становятся вдруг очень популярными в современной и даже молодежной культуре. Геокэшеры, язычники, христиане, зеленые, туристы эзотерики массово выезжают из крупных городов в паломничества к историческим и святым местам.

...
На этом, как нам представляется, наша Merjamaa может приоткрыть окружающему миру свою Загадку. Например, христиане нашли бы у нас многочисленные памятники самобытного меряно-московского православия. А изучающие более древние традиции удивятся, что переславский Синь-камень далеко не единственный в округе, что по Клязьме и Волге много сакральных объектов, поклонение которым не прекращалось столетиями, а колдуны и знахарки живут в Merjamaa и сейчас. Причем это не какая-то фантастика. И камни с источниками, и колдуны с знахарками — реально помогали и помогают тем, кто к ним обращается. Находятся на мерянской земле и петроглифы, вырезанные на камнях, и места где "чудится"...

Часть 1 - Пятница и Никола

...
улица Деревенек

В одно из таких мест — деревню Деревеньки Угличской Merjamaa команда краеведов "Metsa Kunnta" отправилась в один из воскресных дней сентября. В окрестностях Деревенек до сих пор сохраняется настоящий культовый центр – святой источник, два священных камня, один из которых следовик, и деревянная часовня начала 20-го века. Там вплоть до 1970-х годов, как сейчас принято говорить, тусовалась молодежь, а старшее поколение молилось и набирало для своих нужд воду. И все это несмотря на советскую власть.

...
Общий вид комплекса

Источник у деревни Деревеньки известен под именем святой Варвары. Находится он за деревней в низине ручья Нерюхи (Неро, ner- корень в топонимах, связанный со словами "низменность" в мерянском языке). В двух шагах от него стоит часовня, построенная в начале 20-го века. Несмотря на то, что она основательно подновленная, ее старые стены несут множество старых магических граффити. Перед входом лежит валун-следовик, а чуть дальше в болоте есть ещё один валун, который по поверьям растёт, называют его "Никола Угодник".

...
Никольский камень весь зарос, никем не посещаемый в последние годы, и его пришлось очистить от слоя перегноя.

Более подробно можно прочесть здесь  http://merjamaa.ru/news/pjatnica_i_nikola_iz_merskogo_stana_svjatye_kamni_uglich...
Наверх
 
Страниц: 1 2 
Печать