Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 
Печать
Почитаемые "Синие Камни" в центральной России (Прочитано 53273 раз)
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #20 - 09.01.2012 :: 14:57:48
 
Заимствование украшений - не есть неоспоримый факт мирного сосуществования. Славяне заимствовали у скандинавов и материковых германцев, и наоборот - и воевали очень сильно. Да и потом с черемисами и мордвой русские долго воевали. Чем меряне, мурома и прочие племена были более миролюбивы?

Вопрос - а к какому современному народу более всего могли быть близки меряне? Какое самое адекватное мнение в современном научном мире по данному поводу?
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Дарк
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 616
Россия
Пол: male
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #21 - 10.01.2012 :: 10:40:15
 
от местных я вот слышал чо сейчас марийцы более всего близки к меря
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #22 - 16.01.2012 :: 12:26:44
 
Последние свидетели крывичского и мерянского двоеверия исчезают на наших глазах

...

Виктор Ерохин, когда о чем ­то рассказывает, обычно ожесточенно жестикулирует – привычка профессионального лектора. И, говоря со мной, он продолжает убеждать какого­ то невидимого оппонента, хотя в этом нет никакой необходимости. Тема для него очень важная, и занимается он ею по движению души.

– Это хранится только в живой памяти, это уходит на глазах. Многое утрачено в пору сплошной мелиорации, когда погубили тысячи малых речек и старые поля, а теперь добивают. Мода пошла на «садики камней» у дачных домиков. Эти камни – «ошметки» старой языческой традиции. Кое­что мы знаем о ней, но пока мало, мало…

Виктор Ерохин – заместитель директора Угличского музея. В этом году здесь прошла выставка «Культовые камни Верхневолжья». Прошла довольно незаметно. Представлены были в основном фотографии, в силу чего турист не оценил значимость проекта, как и то, чего стоило собрать эти шесть с лишним десятков фотографий.

Как признается сам Ерохин, тема появилась давно, много лет назад, когда они с ярославским историком Светланой Чернецовой проводили сверку на местности: в каком состоянии находятся упоминаемые в дореволюционных источниках огромные камни-­валуны, почитавшиеся древними меря и кривичами, жившими на нынешнем Ярославско-­Тверском порубежье.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/poslednie_svideteli_kryvichskogo_i_merjanskogo_dvoeverij...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #23 - 10.02.2012 :: 13:28:16
 
О деревенских святынях Вологодского края (святые рощи, деревья, камни, горы, источники)

...
Роща "Смольё"
    
По определению современного исследователя народного православия, этнографа, и фольклориста А. А. Панченко, деревенские святыни - это почитаемые ландшафтные объекты, не предусмотренные каноническим церковным обиходом и, в то же время, играющие существенную роль в традиционной религиозной практике крестьянина1. Более предметно - это священные камни, родники, деревья, кресты и другие объекты, связанные с народной мифологией пространства. Как отмечает указанный автор, опираясь на материалы северо-западных губерний России, деревенские святыни представляли собой в XIX-XX веках значительный фрагмент религиозной культуры русского крестьянства.

Судя по археологической литературе, во второй половине XIX века в поле зрения российской историко-археологической общественности попадает все большее количество объектов, связанных с духовной стороной жизни человека. Это уже не только каменные бабы и курганы южных и центральных губерний России, но и объекты духовной культуры, характерные для северных губерний. Например к VII съезду археологов в Ярославле были опубликованы вопросы, адресованные общественности Ярославской и прилегающих к ней губерний, в том числе Вологодской, среди которых имелся, например, такой "Нет ли при старинных часовнях ручейков, ключей или колодцев, имеющих по народным верованиям, священное значение, равно как и больших камней с какими-либо знаками, например, ямками, фигурами, буквами и т. п.2

Этот интерес сохранялся некоторое время даже в послереволюционное время. В 1926 году в Тотьме вышла брошюра известного археолога А. А. Спицина, в которой он отметил некоторые успехи в деле сбора сведений о святых языческих местах Сольвычегодского и Усть-Сысольского уездов и обратил внимание на необходимость сбора подобных сведений на территории всего Севера3. Тогда же в поле зрения тотемского краеведа Н. А. Черницына среди историко-этнографических объектов Кокшенги попадали характерные для этого региона священные рощи-Кусты с находящимися в них часовнями.

Далее читайте здесь - http://merjamaa.ru/news/o_derevenskikh_svjatynjakh_vologodskogo_kraja_svjatye_ro...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #24 - 14.05.2012 :: 12:44:51
 
Федоринский камень-следовик

...

Сегодня мы расскажем о камне-следовике лежащем неподалеку от города Пошехонье в Ярославской Мерянии. Это Федоринский камень (или камень св. Феодоры). Располагался он некогда близ села Федоринского Пошехонского района Ярославской. В прошедшем времени, потому что села этого больше не существует, кануло в Лету, как и многие другие деревни Ярославской Мерянии. Теперь основным ориентиром для поисков этого камня служит деревня Яковлевлевское. Камень среди местного населения известен и по сей день, и по сей день к нему приходят люди, кто просто поклонится, а кто и с просьбой какой.

http://merjamaa.ru/kamni/fedorovski/chashechnik_09.jpg

Читать далее - http://merjamaa.ru/news/svjatyni_poshekhonja_fedorinskij_kamen_sledovik_s_soga_r...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #25 - 17.07.2012 :: 13:02:06
 
Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.

...
Д. Зманово Борисоглебского района Ярославской области. Крест и развешанная одежда у источника Преподобного Иринарха. 2002. Фото автора.

Неотъемлемым элементом меряно-русских народных верований выступает культ деревенских святынь. Санкт-петербургский исследователь А.А. Панченко, введший в научный оборот термин «деревенские святыни», объединял этим определением искусственные и природные объекты, почитание которых не предусмотрено каноническим церковным обиходом. В настоящем сообщении мы попытаемся изучить данное явление в контексте традиционной культуры южных районов Ярославской Мерянии – Борисоглебского, Переславского, Ростовского и Угличского. В XIX – начале XX вв. здесь располагались Переславль-Залесский уезд Владимирской губернии, Ростовский и Угличский уезды Ярославской губернии.

Тема культа местно-чтимых святынь в Ярославском крае неоднократно привлекала внимание исследователей. В то же время многие источники по данной проблеме до сих пор не опубликованы и требуют дальнейшего изучения. Цель настоящего сообщения – ввести в оборот новые данные по названной теме и проанализировать их.

...

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/derevenskie_svjatyni_juzhnykh_regionov_jaroslavskogo_pov...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #26 - 17.07.2012 :: 13:03:00
 
Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.

...
Д. Зманово Борисоглебского района Ярославской области. Крест и развешанная одежда у источника Преподобного Иринарха. 2002. Фото автора.

Неотъемлемым элементом меряно-русских народных верований выступает культ деревенских святынь. Санкт-петербургский исследователь А.А. Панченко, введший в научный оборот термин «деревенские святыни», объединял этим определением искусственные и природные объекты, почитание которых не предусмотрено каноническим церковным обиходом. В настоящем сообщении мы попытаемся изучить данное явление в контексте традиционной культуры южных районов Ярославской Мерянии – Борисоглебского, Переславского, Ростовского и Угличского. В XIX – начале XX вв. здесь располагались Переславль-Залесский уезд Владимирской губернии, Ростовский и Угличский уезды Ярославской губернии.

Тема культа местно-чтимых святынь в Ярославском крае неоднократно привлекала внимание исследователей. В то же время многие источники по данной проблеме до сих пор не опубликованы и требуют дальнейшего изучения. Цель настоящего сообщения – ввести в оборот новые данные по названной теме и проанализировать их.

...

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/derevenskie_svjatyni_juzhnykh_regionov_jaroslavskogo_pov...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #27 - 20.07.2012 :: 15:59:07
 
Страсти по Плёсскому камню… Или конец вечного покоя?

...
на старом месте  у дома на ул. Ленина

Вы думаете, что маленький г. Плёс – это река Волга, тишина и покой, Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой,  современные художники? Как бы не так… Похоже, что прямо на наших глазах происходит совершенно грубое, исключительно волевое  разрушение исторически-сложившегося  образа заповедного города и насаждение искусственного имиджа Плёса, как  столицы некой «Потаённой России», о чём туристам и горожанам неоднократно напоминают громадные баннеры, развешанные по всему городу. Поводом к такому невероятному смещению культурно-исторического акцента послужила незатихающая история, связанная с уникальным  фактом  сохранения на одной из улиц города культового языческого камня фаллической формы.

...

http://merjamaa.ru/news/strasti_po_kamnju_ili_konec_vechnogo_pokoja/2012-07-19-6...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #28 - 20.07.2012 :: 15:59:28
 
Страсти по Плёсскому камню… Или конец вечного покоя?

...
на старом месте  у дома на ул. Ленина

Вы думаете, что маленький г. Плёс – это река Волга, тишина и покой, Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой,  современные художники? Как бы не так… Похоже, что прямо на наших глазах происходит совершенно грубое, исключительно волевое  разрушение исторически-сложившегося  образа заповедного города и насаждение искусственного имиджа Плёса, как  столицы некой «Потаённой России», о чём туристам и горожанам неоднократно напоминают громадные баннеры, развешанные по всему городу. Поводом к такому невероятному смещению культурно-исторического акцента послужила незатихающая история, связанная с уникальным  фактом  сохранения на одной из улиц города культового языческого камня фаллической формы.

...

http://merjamaa.ru/news/strasti_po_kamnju_ili_konec_vechnogo_pokoja/2012-07-19-6...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #29 - 04.02.2013 :: 16:42:50
 
АРХЕОЛОГИЯ МЕРЯ: К истории Северо-Восточной Руси. - 4 Февраля 2013 - Merjamaa - Мерянское наследие России.

...

Уникальные экспонаты выставки «Ростовская земля и Ростов в VII – XV веках». Ростовский музей-заповедник.

Подробности - http://merjamaa.ru/news/arkheologija_meri_k_istorii_severo_vostochnoj_rusi/2013-...
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5627
Казахстан
Пол: female
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #30 - 04.02.2013 :: 17:08:55
 
Цитата:
общая длина - 94,6 см; длина клинка - 78,4 см;

Что-то рукоятка маленькая получается. Мужчины, вам сколько см надо под руку?
Наверх
 

"Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами".
Гилберт Кийт Честертон
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #31 - 22.04.2013 :: 12:38:47
 
Травкин А.П. (Иваново) - Символика змеи в древностях Верхневолжья

...

Обращение к теме обусловлено  постепенным пополнением количества археологических, этнологических и письменных источников, связанных с  темой древнего волжско-финского наследия в русской культуре. Тема не теряет остроты в исторической науке сегодняшнего дня.

Рассмотрим один из мифологических образов, достаточно ярко, на наш взгляд, отраженный в разнообразных источниках. Древнейшее изображение змеи на территории Ивановской области встречено  на стоянке Сахтыш 2 и относится к  3 тысячелетию до н.э.
Выполненная из кости фигурка была чётко интерпретирована Д.А. Крайновым  как голова змеи. Данное изделие  было найдено в коллективном захоронении номер  3 и было помещено  на голову одного из погребённых. Она была не в составе костюма, и предназначалось, видимо, всем умершим как проводница в иной мир. В том же  захоронении была найдена челюсть взрослого медведя, зверя, семантически связанного с  Нижним миром.[1]

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/simvolika_zmei_v_drevnostjakh_verkhnevolzhja_k_voprosu_o...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #32 - 21.09.2013 :: 18:49:41
 
Места Силы. Нурма. Святыни народной веры

...

В конце августа краеведы московского и костромского отделения "Братства Леса" посетили древнюю святыню народного православия - священную рощу  близ Троицкого монастыря Павла Обнорского. Место, о котором пойдет речь, находится вовсе не на реке Обноре, а на ее притоке с мерянским названием Нурма. Ну́рма переводится как Луговая река, от мерянского "нур" - луг, поле. Это слово родственно карельско-финскому nurmi - "лужайка, луг", эст. nuŕm - "возвышенность, поле", марийскому нур - "поле на возвышенности".

...

Преподобный Павел спасается в дупле липы(клеймо иконы XVII века)

Река, поляны и холмы вокруг неё находятся на территории древнего Комельского леса, который получил своё имя по реке Комеле, вытекающей из Никольского озера.

http://merjamaa.ru/news/mesta_sily_nurma_svjatyni_narodnogo_pravoslavija/2013-09...
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #33 - 21.09.2013 :: 18:49:59
 
Постигая региональное. Этно-краеведческий манифест

Очень толковый текст московского эколога, этнографа и краеведа-регионалиста Дмитрия Чащина о локальном, глобальном, корнях и месте человека в современном мире.

...

Долгое время своего рода «программным документом» и маяком, задающим генеральную линию краеведам России, служила статья выдающегося учёного Д. С. Лихачёва «Краеведение как наука и как деятельность». Многие мысли и идеи, изложенные в этой работе, вызывают горячую поддержку. Однако на данный момент краеведение столкнулось с новыми реалиями и новыми вызовами, которые необходимо осознать и сформулировать, чтобы сделать возможным дальнейшее успешное развитие краеведения как социально значимой деятельности.
Итак, краеведение, которое в широком смысле можно охарактеризовать как «постижение локального», сегодня имеет дело, как минимум, с двумя актуальными вызовами. Первый из них — продолжающаяся глобализация, охватывающая все сферы человеческой жизни.

Её существенными чертами являются унификация способов человеческого бытия, повышение «гибкости и мобильности» индивида, ослабление его привязанность к локальному, доминирование массовой профессиональной культуры, вытесняющей культурную самодеятельность, наделённую местной самобытностью.

Краеведение как деятельность подразумевает не просто нейтральный академический интерес, но стремление сохранить и актуализировать в настоящем времени исторические, культурные и природные особенности той или иной местности. Таким образом, краеведение и локальное мировоззрение в целом, в известном смысле, противостоят очерченному выше глобалистскому тренду. Между тем, местный и мировой рынок стремится интегрировать в себя локальную самобытность, переводя её на коммерческие рельсы, создавая ситуации, подобные известному австралийскому феномену «культура — аэропорт».

Сущность данного явления состоит в придании аборигенной материальной и духовной культуре характера товара, востребованного на туристическом рынке и среди поклонников «стиля этно». Здесь уместно вспомнить слова Д. С. Лихачёва о том, что «свободное народное искусство не должно быть подменено производством сувениров по плановой системе, без свободного творчества».

Подробности http://merjamaa.ru/news/kraevedenie_postigaja_regionalnoe/2013-09-10-799
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5627
Казахстан
Пол: female
Re: Почитаемые "Синие Камни" в центральной России
Ответ #34 - 22.09.2013 :: 08:38:59
 
@
Меряжко

Спасибо. Интересный сайт. Конечно же, локальная история очень привлекательная для стороннего взгляда. Европа давно это поняла и культивирует.
Наверх
 

"Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами".
Гилберт Кийт Честертон
Страниц: 1 2 
Печать