Валерий Стариков
+++
Вне Форума
Сообщений: 436
Уральский университет философ
|
Тоталитаризм – это самое ужасное российское изобретение в мировой истории?
14.06.2010 :: 10:55:26
Виды политических режимов: • Тоталитаризм. • Авторитаризм. • Демократия. Они отличаются друг от друга по степени жёсткости и ширине контроля правительства по отношению к обществу. Тоталитаризм – это политический режим, при котором правитель контролирует в жёсткой форме все сферы жизни общества – политическую, экономическую, культурную и семейную. Во всех этих сферах существует произвол и злоупотребления властей, которые могут нарушать закон. Авторитаризм – это политический режим, при котором правитель контролирует лишь некоторые сферы общества – политическую и отчасти экономическую или культурную, в этих сферах возможен некоторый произвол властей. Демократия – это политический режим, при котором правитель в рамках норм конституции может контролировать только политическую сферу, т.е. произвол правителя невозможен в принципе. Тоталитаризм и демократия находятся на противоположных полюсах по оси «произвол властей – политическая свобода». Авторитаризм находится посередине этой оси. Дискуссия о тоталитаризме. Слово «тоталитарный» (от латинского totalis – целостность) впервые употребили итальянские критики Муссолини в начале 1920-х годов. Но Муссолини сам подхватил это слово и открыто провозгласил своей целью создание «тоталитарного государства». Позже в Германии нацистские правители также использовали выражение «тоталитарное государство» в положительном смысле. Б. Франклин в 1969 г. утверждал, что употребление термина «тоталитарный» слишком часто перегружалось идеологией и часто связывалось скорее с огульными оценками, чем с внимательным анализом. Поэтому нашей целью является точный научный анализ сущности тоталитаризма. Раймонд Арон в работе «Демократия и тоталитаризм» и Карл Поппер в работе «Открытое общество и его враги» первыми начали критику тоталитаризма. Они знали лишь две разновидности тоталитаризма - фашистские и коммунистические режимы. В данном исследовании нужно учесть информацию о новой разновидности тоталитаризма - об исламско-фундаменталистских режимах, примером которых служит теократический режим в Иране. Мировое сообщество сегодня подозревает тоталитарный режим в Иране в стремлении создать ядерное оружие. Исламские режимы применили новый вид борьбы против демократических режимов – глобальный террор и применение террористов-смертников. Тоталитаризм - это результат неудачной попытки заменить социальный конфликт всеобщим контролем. При демократии происходит расцвет ограниченного законом социального конфликта во всех сферах общества и наибольшее сокращение сферы правительственного контроля. В начале анализа нужно остановиться на подробном рассмотрении отдельных сфер жизни общества в условиях фашистского, коммунистического и исламско-фундаменталистского тоталитаризма. Политическая сфера при тоталитаризме. В политической сфере при тоталитаризме оппозиционные партии были ликвидированы, а их члены физически уничтожены в ходе гражданской войны или с помощью государственного террора. Органами государственного террора в СССР были ЧК, в фашистской Германии – Гестапо, в исламских странах – шариатские суды. В результате уничтожения оппозиции возникает однопартийная система во главе с партией коммунистов, партией нацистов или партией священников. При этом выборы превращаются в обман, т. к. невозможно в принципе осуществлять выборы из кандидатов от одной партии. Члены избирательных комиссий являются одновременно членами этой тоталитарной партии и осуществляют подтасовку результатов выборов, когда по официальным данным за эту тоталитарную партию голосует 99,9% избирателей. Если в тоталитарной конституции были гарантированы демократические права и свободы, то власти превращали провозглашение этих прав в простую демагогию, когда статьи уголовного кодекса противоречили статьям тоталитарной конституции, когда статьи конституции не выполнялись в реальной жизни. Последствием превращения выборов в обман стала потеря интереса к выборам и отказ некоторых избирателей принимать участие в голосовании. Политики при тоталитарном режиме не решались вступать в политическую дискуссию с тираном, т. к. это было равносильно самоубийству, например, только маршал Жуков имел смелость возражать Сталину в период Великой Отечественной войны. Последствием этого запрета политических дискуссий стали ошибочные решения верховной власти, которые имели пагубные последствия для истории страны. Примерами подобных ошибок служат чекистский террор в период гражданской войны, разгон учредительного собрания, позорный Брестский мир, экономическая политика военного коммунизма, коллективизация, широкое использование рабского труда заключённых и неправильный выбор финансовых источников для индустриализации, Большой террор 1937-1938 гг., ошибки Сталина в планировании военных операций 1941-1942 гг., высылка целых народов в восточные районы страны. Вся история Советской России представляется по этой причине как цепь ошибок, которые привели к колоссальному количеству жертв. Примером роковой ошибки Гитлера служит решение бороться за мировое господство, которое оказалось несбыточной утопией. Хочется верить, что роковой ошибкой исламских фундаменталистов стало решение применить глобальный террор против западных стран и России. Тем самым исламский фундаментализм бросил вызов развитию цивилизации. Передовые демократические страны пытаются вернуть отсталые тоталитарные режимы на столбовую дорогу развития человечества, указывают на факты нарушения прав человека, применения политики государственного террора, нелегитимности захвата власти без выборов. В ответ коммунисты, в лице Троцкого, поддерживали идею мировой революции, позднее Советская Россия стремилась оказывать финансовую и военную помощь коммунистическим партиям и тоталитарным режимам по всему миру. Гитлер начал вторую мировую войну. Исламисты объявили священную войну – джихад – всему цивилизованному миру. Сегодня на Кавказе Россия ведёт борьбу против угрозы исламского фундаментализма за сохранение демократических ценностей. Примерами удачных дворцовых переворотов при советской власти служит арест Берии и отставка Хрущёва. Примерами неудачных попыток дворцовых переворотов служат путчи 1991 и 1993 гг. Примером неудачной попытки политического убийства тирана служит покушение на Гитлера в 1944 г. Культурная сфера при тоталитаризме. В сфере идеологии при тоталитаризме были запрещены дискуссии в прессе, введена цензура и построена «машина по оболваниванию граждан», которая позволяла манипулировать общественным мнением путём многократного повтора официальной точки зрения по всем каналам средств массовой информации. Книги оппонентов подлежали уничтожению или хранились в спецхранах библиотек. Нацисты предпочитали публично сжигать книги своих оппонентов. Выражение собственной точки зрения, которое противоречило официальной точке зрения, каралось как вражеская антисоветская пропаганда. Свобода творчества, слова, печати, такой вид социального конфликта, как художественный конкурс, были отменены, в результате возникло тоталитарное искусство, способное производить лишь посредственные, официально одобренные произведения искусства, которые не могли удовлетворить вкусы потребителей. В результате потребители стали стремиться получить более качественные образцы искусства и более правдивую информацию из-за рубежа через зарубежные радиостанции, что привело к необходимости «глушить» передачи этих станций. Стиль советского тоталитарного искусства получил название «социалистический реализм». Гитлер строил циклопические стадионы для парадов и факельных шествий, подобный стиль в искусстве и архитектуре носит название монументального. Одни талантливые деятели искусства оказались в местах лишения свободы и погибли, как Мандельштам. Другие были доведены до самоубийства, как Есенин, Маяковский, Цветаева и Фадеев. Третьи были высланы за рубеж, как Солженицын. Четвёртые подвергались травле, как Михаил Булгаков, который в романе «Собачье сердце» дал самую злую сатиру деятельности большевиков в образе Шарикова и управдома Швондера. Сопротивление официальной идеологии и господству официального искусства нашло проявление в форме «самиздата» и «тамиздата». В религиозной сфере коммунисты сначала хотели просто искоренить религию, с этой целью они взрывали церкви, экспроприировали церковные ценности, уничтожали священников. Затем, когда коммунисты поняли, что религию уничтожить невозможно, то они поставили православную церковь под контроль карательных органов. У Гитлера тоже был конфликт с католической церковью, которая по традиции отстаивала свою самостоятельность от государства. В исламско-фундаменталистских режимах, напротив, государство было поставлено под контроль со стороны мусульманской церкви, в обществе были установлены средневековые законы шариата. В сфере науки при тоталитаризме господствовала официальная точка зрения, поэтому требовалось разрешение властей на проведение научной дискуссии. Вместо дискуссий учёные делали карьеру на критике «буржуазной» или «еврейской» науки, на цитировании работ классиков марксизма, расовой теории или Корана. В сфере особого внимания тирана находились общественные науки. В результате фактического запрета такого вида конфликта, как научная дискуссия, тоталитарная наука стала отставать в развитии от мировой науки. Господство религии в исламских странах неизбежно приводит к исчезновению науки. Изоляция от мировой науки приводит к тому, что такие учёные и изобретатели, как Гамов, Сорокин, Сикорский и Зворыкин, были вынуждены уехать за рубеж из России с целью реализовать свои гениальные способности. Изоляция от мировой науки и запрет научных споров привели к тому, что пышным цветом расцвели советские лженауки – марксистская диалектика, ленинская теория отражения, исторический материализм, биологическая теория Лысенко, антитоварная и антирыночная теория Сталина. Появились запретные темы в исторической науке и запрещённые науки. Запретными темами в истории СССР стала информация об ошибках коммунистического режима, политических оппонентах и количестве жертв репрессий. Примеры запрещённых наук – это генетика, социология и кибернетика. В результате российская наука стала отставать от западной в этих областях. Экономическая сфера при тоталитаризме. В экономической сфере коммунисты хотели отменить частную собственность и такой вид социального конфликта, как рынок. С этой целью была установлена такая система административного контроля над экономикой, как система экономического планирования. В период военного коммунизма предпринимались даже попытки отменить торговлю и деньги, заменить их нормативным распределением и талонами. В ходе коллективизации крестьян насильно загнали в колхозы и заставили работать почти бесплатно. В фашистской Германии были предприняты подобные попытки, но в меньших масштабах, государство конфисковало предприятия у евреев в ходе «ариизации» промышленности. При тоталитаризме были запрещены забастовки и деятельность независимых от власти профсоюзов. Оказалось, что полностью запретить рынок не представляется возможным, т. к. вместо легального рынка возник «чёрный» или подпольный рынок, обесценивание денег привело к натуральному обмену. Ограничение легальных рыночных отношений привело к появлению очередей, дефицитов и снижению качества товаров. Государственные предприятия оказались неэффективными по сравнению с частными, что стало одной из причин крушения политики НЭПа и всей социалистической системы. Переход от экономических стимулов на частном предприятии к административным стимулам на государственном предприятии и к телесным наказаниям в Гулаге привёл к исчезновению стимулов к труду и общему падению трудовой дисциплины. Коммунисты попытались применить идеологические стимулы к труду в форме социалистического соревнования, но оказалось, что рабочие не хотят работать за флажки.
|