Dark_Ambient писал(а) 25.02.2010 :: 17:51:13:В 1480 г. ногайские беки Муса и Ямгурчи признали власть Ибака над Ногайской Ордой (с.92)
Источник: ПСРЛ. Т.28. Летописный свод 1518 г. (Уваровская летопись). М.-Л., 1963., с.315
В электронном виде у меня это летописи нет, а сама летопись на новой квартире (я второй год нахожусь в состоянии переезда). Если будет не поздно, я Вам к воскресенью эту фразу сверю и спечатаю послностью, если она на самом деле есть в этом источнике. Что касается СГГД, часть V, то у меня есть из нее в электронном виде два письма с моими комментариями - из моей книги. Мне кажется, это достаточно любопытно не только для нас с Вами - эти письма ярко характеризуют взаимоотношения Иоанна с татарами после "Стояния на Угре".
* * *
Людмила Гордеева. Иоанн III Великий. Первый российский государь. Летопись жизни. М., У Никитских ворот, стр. 592-593. (Из Приложения)
* * *
1491 г.
1. ГРАМОТА КАЗАНСКОГО ЦАРЯ МАГМЕД-АМИНЯ К ИОАННУ III
2. ГРАМОТА ИОАННА III К МУСЕ МУРЗЕ НОГАЙСКОМУ
Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 5, М., 1894 г., стр. 10.
Эти две грамоты красноречиво свидетельствуют о взаимоотношениях молодого Русского государства с Казанским царством в конце XV столетия. В 1487 году, после присоединения Новгорода и Твери, русскими войсками была завоевана Казань. Верный своей традиции не ломать резко старые устои, Иоанн ставит там царем представителя царственной татарской династии, называет его братом, но оставляет за собой право утверждать претендентов на казанский трон. По новому порядку рядом с казанским царем постоянно находился представитель Москвы, своего рода наместник. За годы своей жизни Иоанн несколько раз менял правителей в Казани, что связано было в первую очередь с междоусобицами среди самих татар и с их же просьбами заменить им царя.
По обыкновению, покоренный город был вынужден платить Москве своеобразную дань, которая называлась пошлиной. Ее сборщиками были, конечно же, представители Москвы. Случалось, они, как и во всей России, злоупотребляли своим начальственным положением, что вызывало возмущение казанцев. Об этом – первая грамота. Жалоба Казанского царя говорит о том, что он рассчитывает на восстановление справедливости.
Вторая грамота от Иоанна к Мусе Мурзе – одному из вельмож Ногайского ханства, кочевавшего за Уралом. В Посольских книгах и в архивах сохранилось несколько грамот к Иоанну III от правителей Зауральских орд, в том числе и договорных, которые говорят о тесном контакте молодого Российского государства с кочевниками Сибири уже в конце XV века. Ниже приводится грамота, в которой Иоанн дает по просьбе Мусы свое одобрение на брак его дочери и казанского царя. В ней он называет Магмед-Аминя не только братом, но и сыном, что подчеркивает вассальное положение казанского царя. Иоанн также проявляет заботу о Казани, он призывает Мурзу быть другом Царя, ведь тот прежде не раз воевал с Казанью.
* * *
Перевод грамоты Казанского Царя Магмед-Аминя к Великому князю Иоанну III Васильевичу, о лишних поборах присланным в Казань Федором Киселевым.
Брату Великому Князю. Тебе бы ведомо было: сего лета приехав Федор Киселев, чего из старины не бывало, лишних пошлин с Цевели десятскаго Артака с детми изымав, вязал, давил, да силою взял три кади меду, да конь, да корову, да овцю, да семь куниц, да три лисици взял; да с багатыря десятскаго три кади меду взял, да бобр, да две куници, да три лисицы взял; да с быгатыря десятскаго три кади меду взял, да бобр, да две куници, да две лисицы взял; да на Алтыше на реке с Шиховых детей взял конь сив, да конь коур, да конь гнед, да семь собел, да два бобришка ярчики, да почеревес. Ино брат Князь Великий тое силы как обыщешь взяв да пошлешь жалованье твое ведает.
* * *
Грамота в списке ответная, Великого князя Иоанна Васильевича к Мусе Мурзе Ногайскому, о согласии его на брак дочери Мусы Мурзы с Казанским Царем Магмед-Аминем.
От Великого Князя Ивана Мусе Мурзе. Говорил нам от тобя твой человек Семен, что Магмед Аминь Царь Казанской присылал к тобе своего человека Хошкелдейдувана о свтовстве, чтобы ему собе дочерь твоя взяти, да и слово доброе межь вас о том было и конь повели. И нынеча еси к нам приказал с своим человеком с Семеном, дати ли тобе своя дочерь Магмет* Аминю Царю. Ино нам Магмед Аминь и сын и брат, и мы того хотим, чтобы еси с Магмед Аминем был в дружбе и дочи бы твоя у него была; коли нам хочешь друг быти, и ты бы и Магмед Аминю Царю друг был.
* Так в тексте СГГД – имя Магмед пишется по-разному – то через «д», то через «т» в конце слова.