У тех, кто на Западе занимается политологией, есть одно абсурдное стремление: им хочется, чтобы все позитивные явления были присущи одной системе, а все негативные — другой. Разумеется, враждебной. Они грезят о демократии, выборных органах власти, об универсальной системе.
Однако изначально в истории универсальная система — это не демократия, а империя: Рим.
Подробнее на
https://aurora.network/articles/165-interv-ju/64289-semeynye-tsennosti-kotorye-izmenjat-mir
— Я историк, и моей исследовательской специальностью является анализ семейных структур. Я работал с Питером Ласлеттом — самым авторитетным исследователем в этой области. Он пришел к выводу, что нуклеарная семья была доминирующей в Англии уже в семнадцатом веке. А мой научный руководитель Алан Макфарлейн написал замечательную книгу под названием «The Origins of English Individualism» («О происхождении английского индивидуализма»), в которой показал взаимосвязь между британским либеральным мировоззрением (как политическим, так и экономическим) и нуклеарными семейными структурами, которые определил Ласлетт.
И вот однажды, когда я проводил время, лежа на диване у мамы и размышляя (чувствуете, как это по-фрейдовски?!), в моем воображении сформировались две наложенные друг на друга карты. Первая — карта мира «завершенного коммунизма», как я это называю, то есть коммунизма в моменте его наибольшей экспансии, коммунизма «эндогенного», я бы сказал, коммунизма, который пришел либо через революции, либо через выборы в Западной Европе или в Индии. На этой карте были, разумеется, СССР, Китай, Вьетнам, большая часть Югославии…
— И Куба?
— Куба, да. Но несколько иначе, тут позже необходимы уточнения. Кроме того, нельзя забывать про избирательные оплоты коммунистов в Западной Европе: центр Италии, северо-западный край Центрального массива во Франции, север Финляндии…
— А вторая карта?
— Я понял, что объединяло все эти регионы: они имели общую традиционную семейную структуру в крестьянской среде. Дети живут у отца и приводят своих жен в родительский дом. Это патрилинейные системы. Я называю такие семьи семьями-общинами (раньше их называли патриархальными семьями). И вдруг меня осенило — ведь это очевидно! — какие ценности присущи такой семейной структуре. Авторитет в отношениях между родителями и детьми (взрослые сыновья, которые сами стали отцами, находятся под авторитетом своего отца) и равенство (после смерти отца наследство делится поровну). А ведь авторитет и равенство — коммунистические ценности. Когда под влиянием новых веяний (таких как урбанизация, образование, развитие транспортных систем) эта традиционная крестьянская система распалась, люди вышли за рамки семейных ценностей, но традиция авторитета и равенства все еще занимала важное место в их сознании, а потому люди инстинктивно стремились как-то заменить ту семейную систему, которая была утрачена. В случае России это нашло отображение в централизованной партии, плановой экономике. Я обычно добавляю, что советская организация, которая ближе всего была к «семье-общине», — КГБ, потому он занимался непосредственно людьми.
Подробнее на
https://aurora.network/articles/165-interv-ju/64289-semeynye-tsennosti-kotorye-izmenjat-mir
==================
Интересный взгляд.