Переход от Homo habilis к Homo erectus сопровождался радикальным изменением пищевого поведения. Изучение изотопного состава углерода и кислорода в 999 образцах зубной эмали крупных млекопитающих и карбонатов ископаемых почв из окрестностей озера Туркана в северной Кении показало, что радикальный сдвиг в питании людей произошел около 1,65 млн лет назад — намного позже появления первых Homo. В это время наши предки стали потреблять больше характерных для саванны C4-растений или мяса травоядных, питавшихся этими растениями. Изменение диеты не было следствием изменения условий среды, потому что у других млекопитающих, включая приматов, ничего подобного в это время не происходило, а резкое расширение саванн и сокращение лесов произошло раньше. Скорее всего, изменение диеты у Homo было связано с новыми стратегиями добычи пропитания, распространившимися при переходе от ранних Homo (H. habilis, H. rudolfensis) к более мозговитым H. erectus. Одним из самых информативных источников данных о диете ископаемых африканских гоминид является изотопный состав углерода в зубной эмали. Повышенная доля тяжелого изотопа 13C в эмали указывает на преобладание в диете C4-растений или мяса животных, питавшихся этими растениями. Африканские C4-растения — это в основном травы, характерные для засушливой и жаркой саванны. Лесные растения предпочитают C3-фотосинтез, при котором фиксируется преимущественно легкий изотоп 12C. Поэтому для животных, питающихся дарами леса, характерны низкие значения 13C (δ13Cena).
Изучение изотопного состава углерода в зубной эмали показало, что 4 млн лет назад ранние австралопитеки, такие как анамский австралопитек (Australopithecus anamensis), получали углерод в основном из лесных (C3) растений. У жившего 3,3 млн лет назад кениантропа Kenyanthropus platyops диета была более разнообразной, судя по разбросу значений δ13Cena у разных индивидов. Около 2 млн лет назад восточноафриканские гоминиды подразделились на две ветви, одна из которых (ранние Homo) поначалу питалась C3- и C4-ресурсами в соотношении 65/35, а другая (парантропы) — в соотношении 25/75. Позднее, около 1,7–1,5 млн лет назад, у людей, которые к этому моменту уже были представлены более продвинутым видом — человеком прямоходящим (Homo erectus), произошел сдвиг в сторону потребления C4-ресурсов, а у парантропов всё осталось по-прежнему.
Значения δ13C в карбонатах палеопочв свидетельствуют о том, что саванны с преобладанием C4-растительности распространились в окрестностях Турканы задолго до рассматриваемого временного интервала. Между 2,0 и 1,4 млн лет назад если и происходило какое-то дополнительное расширение саванн, то очень незначительное. Это согласуется с тем, что численность специализированных травоядных (потребителей C4-растений) по сравнению с другими группами в это время не увеличивалась. Из этого опять-таки следует, что рост доли C4-ресурсов в диете эректусов по сравнению с хабилисами не может быть пассивным следствием изменения растительности. Растительность почти не менялась, менялся образ жизни людей и стратегии добычи пропитания.
Таким образом, исследование показало, что 1,7–1,5 млн лет назад в диете представителей рода Homo произошли серьезные изменения, не связанные с изменениями растительности и не наблюдавшиеся у других млекопитающих (включая парантропов и ископаемых павианов). Представители человеческого рода, жившие в это время (эректусы), стали потреблять больше ресурсов саванны (C4) по сравнению с ранними Homo.
Рост δ13Cena может отражать усиленное поедание как самих саванных растений, так и травоядных животных, питавшихся этими растениями. Первый вариант, скорее всего, справедлив для парантропов с их огромными челюстями и зубами, явно приспособленными для перетирания жестких корней и тому подобного. Что касается рода Homo, то к нему, скорее, подходит второй вариант. В течение рассматриваемого промежутка времени, то есть от 2,0 до 1,4 млн лет назад, в палеонтологической летописи восточных окрестностей Турканы значительно возрастает частота встречаемости костей травоядных, чьи туши разделывались гоминидами при помощи каменных орудий. Среди них преобладают кости антилоп подсемейства бубалов (Alcelaphinae) — специализированных потребителей C4-растительности. Для этих антилоп характерны очень высокие показатели δ13C. Употребление в пищу большого количества их мяса могло внести вклад в наблюдаемый рост δ13Cena у людей.
Таким образом, старая идея о росте доли мяса в рационе эрекстусов по сравнению с ранними Homo получила весомые подтверждения. По-видимому, настоящая пищевая революция произошла не два с лишним миллиона лет назад, когда первые Homo начали разделывать туши крупных животных олдувайскими орудиями, а позже, когда Homo erectus, вооруженные куда более эффективными ашельскими рубилами, поставили это занятие на поток.
https://elementy.ru/novosti_nauki/433497/Perekhod_ot_Homo_habilis_k_Homo_erectus_soprovozhdalsya_radikalnym_izmeneniem_pishchevogo_povedeniya