Рыжов К.В.
Частый гость
Вне Форума
Сообщений: 134
Пол:
МОПИ им. Крупской
|
«Варяги» и «русь» в вводной части «Повести временных лет» В первой трети IX века важное значение в торговле с Халифатом стали играть загадочные русские купцы. Арабские историки сохранили о них очень живые воспоминания. Наша летопись в начальной ее части также много говорит о варягах и варяжском народе русь. Эти сообщения породили колоссальную литературу и возбудили многовековой спор между различными группами историков о роли варягов в образовании Древнерусского государства. Очевидно, нам предстоит выбрать из нескольких более или менее обоснованных теорий ту, которая самым полным образом сведет в себе воедино пестрый и разнородный материал всех наших источников. Но прежде, чем высказаться по этому вопросу, постараемся разобраться в обширном комплексе свидетельств о руси. Сначала приведем те данные, которые содержатся в вводной, недатированной части «Повести временных лет», потом перейдем к данным иноземных источников, а в заключении опять вернемся к нашей летописи и посмотрим, что можно извлечь по интересующему нас вопросу из ее более поздней, датированной части. «Повесть временных лет» начинается с рассказа о том, как сыновья Ноя - Сим, Хам и Иафет - поделили между собой после потопа землю. Вслед за тем дается подробное перечисление стран и народов, в уделе каждого брата. «В уделе же Иафета, - сообщает нам автор «Повести…», - сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, емь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, либь. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги; отсюда к востоку – до предела Сима (ближайшая страна в пределах Сима, как это следует из дальнейшего, – Волжская Булгария – прим. К.Р.), сидят по тому же морю и к западу до земли Английской и Волошской. Потомки Иафета также: варяги, шведы, норманны, готе, русь, англы, волохи, римляне, немцы…» В этом отрывке, перечисляющем современные летописцу народы, пермь – это предки коми, емь – предки современных финнов, угра – предки манси и хантов; зимигола, корсь (курши), летгола – балтские племена, предки латышей и литовцев; либь (ливы) – ныне исчезнувшее финское племя на побережье около устья Западной Двины. Несколько ниже автор «Повести…» добавляет, что «Из Руси можно идти по Волге в Болгары и Хвалисы (древнерусское название Хорезма – прим. К.Р.), и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине в землю варягов, от варяг до Рима, от Рима же до племени Хама». Прежде всего, отметим, что приведенные отрывки содержатся только в «Повести временных лет» и что их нет в Новгородской первой летописи. Другими словами, перед нами не древняя традиция, а ученые выкладки летописца, жившего в конце XI – начале XII в. Как видим, по его представлениям изначальная русь – это особый народ, местоположение которого до некоторой степени двойственно: сначала он называется в числе финских и балтских племен (чудь, меря, мурома, весь и т.д.), а потом – в числе западноевропейских, преимущественно скандинавских, народов: шведов, норманнов, готов (населявших остров Готланд) и каких-то таинственных варягов. Эти варяги, судя по контексту, тоже являются особым народом. Однако, и в отношении их присутствует неясная двойственность: сперва можно подумать, что варяги – небольшое племя, но потом оказывается, что они «сидят» на огромной территории – от «земли Английской» на западе – до пределов Волжской Болгарии. (Под «землей Английской», скорее всего, следует понимать не современную Англию, а территорию расселения древних англов в Ютландии, то есть, нынешнюю Данию, но и тогда пределы, где «сидят» варяги весьма обширны). Отметим так же, что путь по Двине лежит не во владения балтских и финских (как можно было бы ожидать!) племен, но в «землю варягов», да и само Балтийское море именуется Варяжским. Этническая принадлежность варягов остается, следовательно, неясной, хотя в контексте второго отрывка они как будто отнесены к скандинавам. В первом отрывке обратим внимание на неожиданное сближение руси и чуди, дистанцированных в перечне от «всяких народов». Это все, что мы можем пока почерпнуть из вводной части «Повести…». Но, возможно, нам удастся разъяснить некоторые из отмеченных неясностей, когда мы обратимся к датированной части летописи.
«Русы» в свете восточных источников Из восточных источников русы впервые упоминаются в труде иранского писателя второй половины IX века Ибн Хордадбеха, занимавшего пост начальника почты в области Джибал, на северо-западе Ирана. Считается, что сообщаемые им сведения относятся к 30-40-м гг. IX века. «Если говорить о купцах ар-Рус, - пишет Ибн Хордадбех, - то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных окраин страны славян к Румийскому (Черному?) морю. Владетель ар-Рума (Византии) взимает с них десятину. Если они отправляются по Танаису (Дону) – реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан (то есть, Каспийскому) и высаживаются на любом берегу. Иногда они везут свои товары от Джурджана (города на южном берегу Каспия) до Багдада на верблюдах. Переводчиками для них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать». Другой арабский географ Ибн Русте, закончивший свой труд между 903 и 913 годами, сообщает чрезвычайно любопытные сведения об изначальной родине русов и их обычаях: «Что же касается ар-Русийи, - пишет Ибн Русте, - то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан руссов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян… И нет у них недвижемого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса… С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими. У них есть много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут у них покровительства, обращаются хорошо… И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым они и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняют то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием, и чей из мечей острее, тот и побеждает… Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем как будто бы они их начальники…» Писатели более поздних времен в основном повторяют рассказ Ибн Русте, внося в него незначительные изменения. Так, например, по свидетельству персидского историка Гардизи (XI в.), остров руссов окружен не озером, а морем. «Число жителей на этом острове 100000, - пишет Гардизи. – И эти люди постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабов, отвозят в Хазаран и Балкар и там продают». Испанский путешественник Ибн Йакуб, посетивший в середине Х века Южную Германию и собравший обширные сведения о славянских народах, пишет, что русы - островитяне и живут по соседству с волжскими булгарами. Язык их славянский (любопытно, что к народам, говорившим по-славянски, Ибн Йакуб относил так же хазар и печенегов). Это многочисленное племя. Они искусные и могущественные мореходы. Когда у какого-нибудь руса рождался сын, то отец дарил новорожденному обнаженный меч, клал его перед ребенком и говорил: «Я не оставляю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом». Напавши на другой народ, русы не оставляли его прежде, совершенного уничтожения, побежденных они грабили и обращали в рабство. Все свои походы русы предпринимали на лодках. По словам арабского путешественника Ибн Фадлана, совершившего в 922 г. в составе багдадского посольства путешествие в Волжскую Булгарию, мужчины у русов, белокурые и краснолицые, носили грубую одежду, которую они надевали на один бок, оставляя одну руку свободной. Носили они также широкие штаны, причем на каждую пару употребляли по сто локтей материи. Надевши эти штаны, они собирали складки у колен и крепко подвязывали их там. Их женщины носили привязанный на груди маленький ящичек из железа, меди, серебра или золота, смотря по состоянию мужа. На шею они надевали золотые и серебряные цепи (монисто). Каждый раз, когда муж становился богаче на десять тысяч дирхем он дарил своей жене новую цепь. Величайшее их украшение заключалось в зеленых стеклянных бусах. Каждый рус всегда имел при себе топор, нож и меч, без этого оружия их никогда нельзя было видеть. Они всегда оставались вооруженными, потому что мало верили друг другу и потому что коварство между ними было весьма обыкновенно: если один приобретал собственность, то, как бы не была мала ее ценность, родной брат или товарищ тотчас же завидовали и выжидали только случая убить или ограбить его. Когда умирал выдающийся человек, ему устраивали гробницу в виде большого дома, клали туда мертвеца. Вместе с ним в ту же гробницу клали платья, а также золотые браслеты, которые он носил, затем съестные припасы и сосуды с напитками и деньгами. Наконец, в могилу клали живьем любимую жену умершего, запирали вход и жена таким образом умирала там.
Вопрос о южной руси Как мы видели, для нашего летописца не существовало вопроса о том, где следует искать изначальную русь – он однозначно указывал на берега Балтийского моря. Между тем имеется довольно значительный комплекс свидетельств говорящий о том, что в Причерноморье как будто тоже существовала какая-то своя, южная русь. Правда указания эти разрозненные и не очень ясные, тем не менее, нельзя оставить их без внимания. Прежде всего, следует сказать о сарматах, господствовавших в южных степях вплоть до начала IV века. В состав этого народа входило, как мы знаем, несколько племен, в том числе аорсы и роксоланы, кочевавшие между Доном и Днепром уже на рубеже нашей эры. В начале IV в. конец безраздельному господству сарматов в Северном Причерноморье положили готы, а несколькими десятилетиями спустя они были окончательно сметены нашествием гуннов. Но считают, что какая-то часть аорсов или роксоланов могла задержаться в степи и смешаться позже со славянами, наделив их своим именем, от чего будто бы и возникла славянская русь. Гипотеза эта очень старая в свое время она была выдвинута еще Ломоносовым, а потом развита Иловайским. Однако, с тех пор так и не появились серьезные аргументы, ее подтверждающие. Точно также неизвестно, имеет ли какое-то отношение к предыстории руси загадочный народ росомонов, о котором вскользь упоминает Иордан. «Германарих, король готов, - пишет Иордан, - призадумался с приходом гуннов. Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему…» Одну из женщин этого племени Сунильду, рассказывает дальше наш историк, за изменнический уход от короля, ее мужа, Германарих приказал подвергнуть жестокой казни. Ее братья Сар и Амлий, мстя за смерть сестры, напали на Германариха и нанесли ему смертельную рану, от которой он скончался. О народе рус или рос пишет так же сирийский писатель VI в. Псевдо-Захарий. Перечислив народы Северного Кавказа (среди которых упомянуты булгары, авары, хазары, эфталиты), автор переходит к описанию степных жителей: «Вглубь от них – народ амазраты и люди-псы; на запад и на север от них – амазонки… Соседний с ними народ «hrws» (рос или рус) – люди, наделенные огромными членами тела, оружия нет у них и кони не могут их носить из-за их размеров». Впрочем, легендарный характер этого отрывка очевиден. ВСЯ СТАТЬЯ ЦЕЛИКОМ - В ПРИЛОЖЕННОМ ФАЙЛЕ!!
|