Цитата:Я предлагаю Вам взглянуть на проблему шире. Ведь варяги упоминаются не только в начальной части летописи.
Безусловно. Ограничиваться одной летописью было бы глупо. Просто не хотелось бы все в кучу мешать. Так что пока от летописи отойдем. Правда, наверное стоит отметить еще один момент- написание слова варяги. В летописях они пишутся как варязи.
В Скандинавии термин( обзовем это пока так) известен в форме "вэринг"(vaering). Но слово не скандинавское, да и не русское, так что в разных языках могло иметь разные по смыслу значения.
Попробуем разобраться кого так называли в Скандинавии.
В записанной Снорри Стурлусоном "Саге о людях из Лаксдаля" рассказывается о Болле Боллесоне- реальном историческом лице, знаменитом в Исландии герое.
"Когда Болле провел одну зиму в Дании, он решил отправиться в более отдаленные страны, и не прежде остановился в своем путешествиии, чем прибыл в Миклигард( Константинополь); он провел там короткое время, как
вступил в общество вэрингов." Сам Снорри от себя добавляет : " У нас нет предания, чтобы кто-то из норманнов служил у константинопольского императора прежде, чем Болле, сын Болле. Он провел там много зим и во всех опасностях являлся храбрейшим и всегда первым; подлинно, вэринги много ценили Болле, когда он жил в Константинополе". Датой его прибытия в Константинополь считается 1026 или 1027 годы.
Сага о Виге-Стире повествует о вэрингах Гесте и Торстейне. "Гест видел, что не в состоянии держаться против происков Торстейна в Норвегии, и отправился на юг в Миклигард и
нанялся там служить с вэрингами; он рассчитывал там быть лучше скрытым. До Торстейна дошли о том вести, и он в то же лето отправился в Миклигард. Но такой обычай у вэрингов и норманнов, что день они проводят в играх и борьбе. Торстейн,
вступивший в среду вэрингов, застал Геста во время борьбы, выхватил меч и ранил его. Вэринги подбежали и хотели тотчас убить Торстейна, потому что был такой закон, что если кто покусится на жизнь другого во время игры, то должен потерять свою. Но сам Гест освободил Торстейна, заплатив за него выкуп и потом помирившись с ним". Эти события относят к 1011 году.
Из этих отрывков можно сделать выводы:
Хотя вторая сага повествует о более раннем времени, но тем не менее в обоих события происходят не ранее первой трети 11 века. Других скандинавов, которых бы называли вэрингами в более раннее время, сами скандинавы не знают. Кроме того, ко времени пребытия вышеозначенных героев в Константинополь, вэринги- уже сформировавшееся общество со своими обычаями и законами.
Мнение о скандинавском происхождении вэрингов основывается на сведениях саги о Харальде Суровом. В ней он выступает предводителем константинопольских вэрингов, совершающим со своими земляками чудеса храбрости, завоевывашим для императора Василия II Болгаробойцы десятки городов и целые страны, после чего, получив щедрое вознаграждение, возвращающегося на родину. Но византийский писатель 11 века Кекавмен пишет, что Харальд " привел ... с собой и войско, пятьсот отважных воинов". Т.е. отряд викингов Харальда просто влился в ряды вэрингов, а с таким количеством бойцов вполне возможно что скандинавы стали там преобладающим элементом. Но и здесь время событий вторая треть 11 века. Кроме того есть виса скальда Вальгарда:
"... Тотчас ты, потомок шлемоносцев( это о Харальде),
Приказал повесить, тех что держали стражу,
Ты так повернул дело,
Что менее стало вэрингов."
Т.е. здесь вэринги для Харальда чужие люди, не соплеменники.
Все на сегодня выдохся. Продолжение следует ...