Dark_Ambient писал(а) 21.08.2009 :: 20:12:38:Извиняюсь заранее, если похожая тема, и заранее извиняюсь, что, возможно, ошибся разделом, но все же, можно мне глупому пояснить - какая же все-таки разница между славянами и русами? или это просто два этнонима одной и той же народности, упоминаемых средневековыми авторами? либо это конгломерат этносов со схожими этническими признаками?
Если честно говоря, я уже отвечал на подобное в этой теме
http://forum.istorichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1238418718/0#0Но повторюсь. Я придерживаюсь ирано-славянской теории.
Иранская версия этнонимов "анты" и "русы". За последнее время возобладала теория происхождения этнонима "анты" из древнеиранского языка, которая является более обоснованной [1]. Еще М.И. Артамонов утверждал, что со времен скифского господства на Северном Причерноморье ираноязычные народы имели влияние на неиранские племена [2]. Скорее всего, именно между этими славянскими племенами (анты) среди прочих племен, что проживали между Поднепровьем и Подонцовьем, существовали связи с иранскими племенами.
Антский язык имел свои особенности. Согласно В.В. Седову, антский диалект выделялся среди других праславянских диалектов большим числом иранизмов [3]. Ф.П. Филин указывал на существование ирано-славянских лексических связей [4]. Кроме языка и наименование антов отчетливо свидетельствует про влияние ираноязычных народов. По мнению Б.А. Рыбакова, этноним "анты" имел иранское происхождение [5]. Исследователи Ф.П. Филин и О.Б. Бубенок более подробно развили это предположение. Как указывают они, слово "анти" созвучно с древнеиранскими словами antas (конец, край), antyas (что находится на краю) и осетинским attiiya (задний, сзади). Исходя из этого, значение слова "анти" можно перевести как "живущий на украине, пограничный житель" [6]. Аналогии существуют и в древнеиндийском языке - antika- (ближний), antikata (близость). Сравнимое с хеттским - appezzi- (задний, последний) [7]. Раннее отмечалось, что этноним "анты" это не самоназвание славян, а всего лишь прозвание за их местонахождение [8]. Поэтому, можно предположить, что славянский племенной союз антов свое название получил от иранских племен. По мнению Г.Г. Литаврина, наименование антов по происхождению это иранский этникон, который соседи перенесли на славян, занявших территории "скифов" - иранских племен [9].
Существует еще один вопрос - этническая принадлежность русов к славянам, которое есть дискуссионным. Споры относительно русов имеются давно. Главный вопрос в том, к какой народности их отнести? Много версий происхождения русов от скандинавов, полабских славян, антов, кельтов и т.п. Однако, нарративные и лингвистические источники доказывают давнее происхождение этнонима русов в форме "рос" на Северном Причерноморье. На иранское происхождение, в форме "рус", указывали в свое время А.И. Рогов и Б.Н. Флоря [10]. Можно добавить, что существовало несколько Русиив, в частности прибалтийские и приднепровские. В последние годы этой темой занимался А.Г. Кузьмин [11]. Но в моей работе рассматриваются лишь приднепровские русы.
В "Гетике" Иордана, готского историка VI в., есть упоминание о племени росомонов [12]. Форма "рос" у М. Фасмера отождествляется с древнеиранским словом auruša, что означает "белый", так же и в осетинском vors [13]. А.Г. Кузьмин расшифровал название племени "роксаланы" как светлые или белые аланы [14]. Итак, форма "рос" имеет тождественность с иранскими языками (от слова "рохс"). Кроме антов и русов, некоторые другие славянские этнонимы также имеют иранское происхождение - сербы, хорваты [15].
Согласно этому, можно дать предположение, что славянские племена анты и русы получили свои названия от иранских племен. По мнению же В.В. Седова русы являются антским племенным союзом [16]. На славянское происхождение русов указывает Ибн-Хордадбе, арабский писатель IX в. [17]. Кроме того, русы появляются уже в VI в. в арабо-персидских источниках и у Псевдо-Захарии, сирийского автора VI в. [18]. Я.Е. Боровский сопоставивши разные источники, пришел к заключению, что русы принимали участие в походе на Константинополь в VII в. [19]. Что являются ранними известиями, чем раннее считавшиеся упоминания Бертинских анналов [20].
[1] Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. - М., 2004. - С. 166.
[2] Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. – Л., 1974. - С. 9.
[3] Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. – М., 1995. - С. 82-83.
[4] Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков: Историко-диалектологический очерк. – М., 2006. - С. 15-16.
[5] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. - С. 49-50.
[6] Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. – М.-Л., 1962. - С. 60; Бубенок О.Б. Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI – начало XIII вв.). – К., 1997. - С. 117.
[7] Трубачев О.Н. Indoarika в Северном Причерноморье. - М., 1999. - С. 40.
[8] Лущай Ю.В. Витоки українського козацтва: Пошук зв’язків із слов’янами // Збірник наукових праць ХНПУ ім. Г.С. Сковороди. Серія "Історія та географія". - Харків, 2009. - Вип. 35. - С. 16.
[9] Литаврин Г.Г. Славяне и протоболгары до встречи в Подунавье // Краткая история Болгарии: С древнейших времен до наших дней. - М., 1987. - С. 27.
[10] Рогов А.И., Флоря Б.Н. Формирование самосознания древнерусской народности (по памятникам древнерусской письменности X-XII вв.) // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. - М., 1982. - С. 102.
[11] Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. – М., 2003.; Кузьмин А.Г. Два вида русов в юго-восточной Прибалтике // Сборник Русского исторического общества. - М., 2003. - Т. 8 (156): Антинорманизм. - С. 192-210.
[12] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. – СПб., 1997. - С. 280-281.
[13] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М., 1987. – Т. III. - С. 506.
[14] Кузьмин А.Г. Начало Руси. - С. 253.
[15] Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. – М., 2003. - С. 51.
[16] Седов В.В. Анты // Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. – М., 1987. - С. 21.
[17] Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р. Х.) / Собрал, перевел и объяснил А.Я. Гаркави. – СПб., 1870. - С. 51.
[18] Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. – М.; Л., 1941. - С. 84, 166; Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельниковой. – М., 2003. - С. 202-204.
[19] Боровский Я.Е. Византийские, старославянские и старогрузинские источники о походе русов в VII в. на Царьград // Древности славян и Руси. – М., 1988. - С. 114-119.
[20] Annales Bertiniani // Monumenta Germaniae historica. Scriptores Rerum Germanicarum. - Hannoverae, 1883. - P. 19-20.