Великая Отечественная война давно закончилась. Осталась память, но она находится в состоянии войны с нами и нашим будущим, раскалывая Украину. Разногласия по отношению к очень важным вопросам жизнеустройства Украины не только разделяют украинцев, но и усиливаются.
Вновь стала популярна легенда о борцах, отстаивавших «право страны быть собой». Их история – кровью написанная. Их имена – святы. И имя Бандеры среди них – первое. Ведь он, по убеждению его сторонников, – украинский Че Гевара, величайший из героев, более других сделавший для украинской независимости, с раннего детства готовивший себя в герои-мученики (для чего периодически прищемлял себе дверью пальцы и загонял под свои ногти иглы).
Более того, он – не только герой, но и святой. Герой-мученик. И пока его имя не стоит в ряду самых великих и признанных героев, Украина не станет самой собой. Значит, для них битва за Бандеру, за его имя в истории – битва за будущее Украины.
Степану Бандере, его героической борьбе сейчас посвящают статьи и книги. Для многих он – совесть нации. Ее пример. Лучший из лучших. Герой из героев. А поскольку в нынешнем 2009 году со дня его рождения прошло ровно 100 лет и исполнится 50 лет со дня его смерти, надо этот двойной юбилей Украине отметить как следует, и напомнить украинцам, кто больше всех боролся и пролил крови за освобождение их страны.
Народ должен знать своих героев. И в данном случае речь идет не только о Степане Бандере, но и о его соратниках, ведь «через УПА український народ виявив свою дивовижну силу духу», – утверждают сторонники и последователи С. Бандеры1.
Все чаще можно услышать, что без признания героев УПА Украина не будет полноценным государством. «Почему они – не герои? – спрашивал на телевизионной передаче «Дуэль» от 8 мая 2008 г. президент В. Ющенко. – Они не за ту землю боролись? Кого немцы первыми расстреляли в Бабьем Яру? ОУН и евреев». Ну, а то, что в действиях оуновцев бывали случаи жестокости, так на то это и война. «Руководство ОУН-УПА, конечно, не было застраховано… от различных ошибок и крайностей. Но, несмотря на все это, ОУН-УПА всегда самоотверженно отстаивала интересы своего народа, жертвенно боролась за его свободу и независимость Украины», – вторит президенту В. Ющенко профессор из г. Сичеслава А. Фоменко2.
Итак, нас призывают «посмотреть правде в глаза». Послушаем же тех, кто исследовал документы и сумел донести их до читателей.
Т. к. в основе тех или иных действий людей лежит определенное мировоззрение, важно отметить, каких идеологических взглядов придерживались оуновцы, что разделяют их нынешние сторонники. Как писал недавно умерший и самый известный исследователь истории ОУН, доктор политологии В. Полищук, в основе идеологии оуновцев лежит доктрина «интегрального национализма» Д. Донцова. Она исходит из «теории социального дарвинизма, по которому «нация составляет вид в природе» и нация, в т. ч. украинская, ведет постоянную борьбу (войны) с другими нациями за пространство и выживание.
В этой борьбе не следует руководствоваться моральными, христианскими или общечеловеческими принципами: хорошо все то, что хорошо для нации, а что хорошо для нации – решает «вождь нации», имеющий в своем распоряжении актив, который Донцов называет «инициативным меньшинством», «элитой нации». И эта «элита» по отношению к остальному украинскому народу, называемому Донцовым «плебсом», «необузданным быдлом», применяет «творческое насилие», руководствуясь принципами «Кто не с нами – тот против нас!»3 и «Украина – для украинцев»4.
Итак, бандеровцы мечтали отнюдь не о демократической Украине, в которой «русскому будет житься лучше, чем в России, а еврею – лучше, чем в Израиле» (лозунг руководителей РУХа в годы горбачевской перестройки). Часто, правда, говорят, что «в рядах ОУН-УПА воевали против оккупантов евреи», что «грузины, армяне, татары, узбеки и представители других народов… сбежали из немецких лагерей или перешли на сторону УПА из немецких войсковых вспомогательных формирований»2. И это действительно подтверждается. Однако «интернационализм» оуновцев объясняется просто: «УПА не была добровольным формированием: ее состав на май 1943 года был на 50% сформирован путем насильственной «мобилизации», а в конце того же года «мобилизованных» в УПА было не менее 90%»3. Тех, кто не хотел воевать на стороне УПА или ее поддерживать, зверски убивали. Вывод: «созданную путем террора УПА нельзя квалифицировать как народно-освободительное формирование»3.
Последний аргумент В. Полищука заслуживает особого внимания. Ведь, хотя С. Бандера и твердил: «Наша власть должна быть страшной»5, хотя и заявлял: «Если нам нужна кровь – мы дадим кровь, если нужен террор – мы дадим террор в его точке кипения»6, хотя и настаивал, что «украинцы, которые не принимают идею национализма, должны быть абсолютно ликвидированы»4, многие сейчас на Украине готовы проглотить тезис о том, что бандеровское движение было «освободительным». Истина откроется, говорят они, если «думать по-украински», как призывает В. Ющенко. Образцом такого «мышления по-украински» является фраза из учебника истории для 5-го класса, посвященная роли ОУН в борьбе за освобождение Украины в период Второй мировой войны.
«Для нашей земли Вторая мировая война была наинесправедливейшей из всех войн, – написано в этом учебнике. – Так как ни Советский Союз, ни Германия не думали об освобождении Украины и построении в ней независимой державы. Сознательные («свідомі») украинцы понимали, что ждать помощи неоткуда – нужно самим решать судьбу Украины. И возглавила таких национально свидомых украинцев Организация украинских националистов (ОУН), созданная еще в 1929 г. среди украинцев, которым пришлось выехать на чужбину. Под опекой ОУН было создано украинское правительство, а с началом советско-нацистской войны началось формирование украинской армии. С первых дней войны на украинских землях возникали отряды украинских партизан, или повстанцев. В конце 1942 г. такие отряды создали Украинскую повстанческую армию – УПА. Отряды УПА освобождали украинские города и села от фашистских оккупантов, защищали мирное население. Однако советское правительство не хотело, чтобы Украина имела свою армию. Когда в 1943 г. с украинских земель были изгнаны нацистские захватчики, начали воевать с УПА. Эта подлая («ганебна») война против своего народа продолжалась до 1953 г.; она привела к новым жертвам и стала еще одним свидетельством большевицкого террора»7 (С. 224-225).
Читая такой текст, начинаешь понимать, почему все большее распространение получает тот пропагандистский тезис, что «вояки» УПА боролись за сегодняшнюю независимую Украину. Ведь они «визволяли українські міста й села від фашистських окупантів» и «захищали мирне населення». В свете этого нежелание признать их заслуги в этой борьбе и уравнять их статус со статусом ветеранов выглядит просто подло. Более того, речь должна идти «не про зрівняння воїнів УПА в правах з радянськими вояками, а про особливий статус вояків УПА»1.
Вернемся снова к тексту учебника для украинских детей-пятиклассников. Из него следует, пишут авторы статьи об украинских учебниках истории Л. Моисеенкова и П. Марцинковский, что «московские большевики не мешали доблестным воинам УПА изгонять нацистов из Украины, а когда это было сделано, набросились на обессиленных патриотов, у которых уже не было сил на продолжение борьбы. Однако они продержались до 1953 г., покрыв себя «неувядаемой славой». Здесь просто не знаешь, чему возражать – ложь едет на лжи и ложью погоняет»8.
А теперь давайте попробуем узнать, какой город Украины «вояки» из «освободительной» УПА освободили. Хотя бы один. Может, от немцев или от Советской армии? Нет таких данных! Нет даже у самих оуновцев. «Авторы учебника вряд ли смогут назвать хотя бы один город, который якобы был освобожден УПА, верой и правдой служившей нацистам, – пишут Л. Моисеенкова и П. Марцинковский, – да и Украина была полностью освобождена не в 1943 г., а в октябре 1944 г., и не благодаря этим т. н. «сознательным украинцам»8, а Советской армией.
Спрашивается, а что же тогда оуновцы делали, если не освобождали? Может быть, защищали? Ведь в учебнике об этом написано. Однако данных, показывающих, что «вояки» УПА защищали хоть один город Украины от немцев (или от Советской армии), тоже нет. Может, они воевали против германской армии? Но в немецких архивах нет данных о потерях немцев от «войск» УПА!
Странно.… О чем это говорит? Ведь они все-таки воевали?! Да, воевали. Тогда против кого?
И тут надо признать: да, бандеровцы – освободители. Только «освобождение», которое они несли, было своеобразным. Смысл его выражен обращением Степана Бандеры, распространенным 30 июня 1941 г. во Львове, а позже – и в других районах Западной Украины: «Народе! Знай! Москва, Польша, Мадяри, Жидва – це Твої вороги. Нищ іх! Ляхів, жидів, комуністів знищуй без милосердя!..»6.
По этому призыву на Волыни они «освобождали» от поляков польские села. Всю войну они «освобождали» Украину от евреев и русских. «Освобождали» от украинцев, симпатизировавших советской власти или просто не разделявших их идеологию. Еще раньше они «освободили» себя от химеры совести, а сейчас «освобождают» всех нас от исторической памяти.
И освободят, если мы им это позволим.
Так позволим ли?
––––
1. Палій О. Чи підписував Степан Бандера пакт Молотова-Ріббентропа? //
http://observer.org.ua/news.php 2.
http://anti-orange.com.ua/.../12440 3. Полищук В. Женщин и детей десятками клали на землю и стреляли им в затылок» //
http://www.from-ua.com/.../ 4. Герасимчук В. Украинофобия наследников Степана Бандеры //
http://ua.mrezha.ru/gerasim.htm 5. Полищук В. Горькая правда. Преступления ОУН-УПА (исповедь украинца) //
6. Поліщук В. Гора породила мишу. Бандерівську //
7. Власов В.С., Данилевська О.М. Вступ до історії України: Підруч. для 5 кл. загальноосв. навч. закладів. К.: Генеза, 2002.
8. Моисеенкова Л., Марцинковский П. Россия в украинских учебниках истории //
http://www.edrus.org/.../ (Продолжение следует)
Андрей Ставицкий
Кандидат философских наук