Я бы хотел внести пару копеек в дискуссию, тем более что вопросами ленд-лиза занимаюсь очень давно.
Анатол уже много раз цитировал это:
Цитата:На 1 мая 1944 г. по штату Красной армии требовалось 736671 автомашина. В наличии имелось 541466 штук, обеспеченность составляла 73,5 %.
Из общего наличия автомашин в КА на ту же дату:
отечественных - 408297 или 75,4 %
импортных - 113307 или 20,9 %
трофейных - 19862 или 3,7 %
Вот тут необходима ремарка и даже не одна.
Ремарка 1: А как вообще можно сравнивать автомобили по количеству?
1 "Мерседес" = 1 "Лада-Калина" ?
10 "Лад"- это лучше, чем 8 "Мерседесов"?
1 ушатанная "полуторка" 1933 года выпуска мобилизованная в колхозе "Красный Лапоть" = 1 новому вездеходу "Студебеккер" с грузподьёмностью под 3 тонны?
Ремарка 2. Ленд-лиз не ограничивался поставками лишь в РККА. Скажем войска НКВД прошли мимо этой справки. Машины поставлялись и в народное хозяйство, которое взамен могло отдавать советские автомобили в армию.
Ремарка 3. Советская статистика учитывала как советские и автомобили собранные на советских заводах из ленд-лизовских машинокомплектов. Точно так же, как сейчас БМВ собранное в Калининграде считается российским автомобилем, за него отчитывается российская промышленность, хотя основные узлы и детали поставлены из-за границы.