Да ну? Ленд-лиз, конечно подарок. Не торговая сделка... Плачущий
И это несёт "специалист по документам и ленд-лизу"!!!
ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США
Д. АЧЕСОНА ПОСЛУ СССР В США А.С. ПАНЮШКИНУ
ПО ВОПРОСУ ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ РАСЧЕТОВ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ
27 апреля 1951 г.
Ваше Превосходительство,
Я имею честь сослаться на переговоры между нашими двумя Правительствами относительно обязательств Правительства Союза Советских Социалистических Республик, вытекающих из Основного Соглашения по ленд-лизу от 11 июня 1942 года, и, в частности, на вопросы о компенсации за ленд-лизовские предметы, не утраченные, не разрушенные и не потребленные во время войны, а также на положения и условия, на основании которых такие предметы могут быть удержаны Советским Правительством. Правительство Соединенных Штатов на основании Статьи V Основного Соглашения по ленд-лизу уже потребовало в ряде случаев возвращения всех ленд-лизовских судов и плавучих средств, в частности в своих нотах от 7 февраля и 6 апреля 1951 года. Вопрос о судах поэтому настоящей нотой не затрагивается.
Правительство Соединенных Штатов не требует оплаты за предметы «военного характера» (вооружение, боеприпасы и орудия войны, за исключением судов), которые могли оставаться в распоряжении Советского Союза ко времени окончания войны. Однако позиция Правительства Соединенных Штатов состоит в том, что условия любого урегулирования должны сохранять за Правительством Соединенных Штатов право, как это предусмотрено Статьей V Основного Соглашения по ленд-лизу, на возвращение Соединенным Штатам Советским Правительством таких предметов «военного характера» и должно содержать обязательство Советского Правительства, как это оговорено в Статье III Основного Соглашения по ленд-лизу, приобрести предварительное согласие Правительства Соедиенных Штатов, прежде чем передавать такие предметы третьей стороне. Позиция Правительства Соединенных Штатов в этом вопросе состоит в том, чтобы придерживаться урегулирований, уже достигнутых с другими странами — получателями ленд-лизовских товаров, имеющими Основные соглашения по ленд-лизу, аналогичные тому, которое заключено с Советским Правительством.
Правительство Соединенных Штатов также не требует оплаты за предметы «гражданского характера», которые были утрачены, разрушены или потреблены во время войны. Правительство Соединенных Штатов просит уплатить только за те предметы «гражданского типа», которые оставались в распоряжении Советского Союза ко времени окончания войны, и предложило передать право на такие предметы при условии выплаты взаимно удовлетворительной суммы на условиях, согласованных между нашими двумя Правительствами. Эти предметы «гражданского типа» состоят из ленд-лизовских поставок, имеющих ценность мирного времени для советской экономики и остававшихся под контролем Советского Правительства на 2 сентября 1945 года либо полученных впоследствии Советским Правительством, за исключением судов, предметов «военного характера», о которых сказано выше, и некоторых ленд-лизовских предметов, право на владение которыми передано Советскому Правительству на основании Соглашений от 30 мая 1945 года и 15 октября 1945 года.
В целях обеспечения основы для определения справедливой ценности предметов «гражданского характера», остававшихся в распоряжении Советского Союза ко времени окончания войны, Правительство Соединенных Штатов тщательно составило на основании своих собственных протоколов подробный предположительный инвентарный перечень таких предметов. Во время подготовки этого инвентарного перечня были сделаны самые щедрые скидки на военные потери. Стоимость этого инвентаря с учетом доставочных цен минус самые щедрые скидки на амортизацию составила общую сумму в 2 млрд 600 млн долларов. Правительство Соединенных Штатов, пытаясь установить взаимно удовлетворительную сумму, представляющую справедливую ценность этих предметов для советской экономики в мирное время, назвало вначале сумму в 1 млрд 300 млн долларов, подлежащую выплате тридцатью ежегодными взносами, начиная через пять лет после 1 июля 1946 года, с ежегодной процентной ставкой в 2%, подлежащей ежегодной выплате с 1 июля 1945 года. Впоследствии, прилагая дальнейшие усилия для ускорения доведения переговоров до взаимно удовлетворительного их завершения, Правительство Соединенных Штатов выразило готовность принять еще меньшую сумму, предложив сначала сумму в 1 млрд долларов, а позже — в 800 млн долларов. Более того, в интересах быстрого урегулирования Правительство Соединенных Штатов неоднократно выражало свою готовность на дальнейшее сокращение этой суммы при условии, что Советское Правительство, со своей стороны, увеличит свое нынешнее предложение до суммы, более близко отображающей ценность предметов для советской экономики мирного времени.
Советское Правительство заняло позицию, состоящую в том, что урегулирование ленд-лиза должно, во-первых, предусматривать вклад Советского Союза в дело победы над общим врагом и, во-вторых, должно соответствовать другим существующим урегулированиям по ленд-лизу. Советское правительство, однако, ссылается только на урегулирование с Правительством Великобритании.
В отношении первого принципа, выдвинутого Советским Правительством, Правительство Соединенных Штатов полагает, что оно полностью признало вклад Советского Союза в дело разгрома общего врага, полностью списав весь ленд-лизовский вклад Соединенных Штатов в военные усилия Советского Союза и прося уплаты только за те предметы «гражданского характера», которые оставались в Советском Союзе ко времени окончания войны. Следует заметить, что вся помощь по ленд-лизу, предоставленная Соединенными Штатами Советскому Союзу во время войны, составила приблизительно 10 млрд 800 млн долларов и представила собою обширный вклад мастерства, труда и ресурсов Соединенных Штатов в дело помощи народам Советского Союза в разгроме государств-агрессоров. Следует также заметить, что сумма компенсации, ныне предлагаемая Правительством Соединенных Штатов, составляет 800 млн долларов. Эти факты с очевидностью свидетельствуют о том, что Правительство Соединенных Штатов не просит оплаты за ленд-лизовскую помощь в военное время, составляющую сумму приблизительно в 10 млрд долл.
Это означает, что Правительство Соединенных Штатов, со своей стороны, полностью признает общность интересов наших двух Правительств в достижении общей победы и полностью отдает должное той роли, которую играло Советское Правительство в этих условиях.В отношении утверждения Советского Союза о том, что урегулирование ленд-лиза должно соответствовать «прецедентам», в частности урегулированию с Правительством Великобритании, Правительство Соединенных Штатов обращало внимание Советского Правительства на тот факт, что Правительство Соединенных Штатов никогда не соглашалось предоставлять условия наиболее благоприятствуемой нации в связи с каким бы то ни было ленд-лизовским урегулированием. Тем не менее Правительство Соединенных Штатов фактически пыталось достичь ленд-лизовского урегулирования с Советским Правительством на основе тех же принципов, которые содержатся в урегулировании с Правительством Великобритании. В соответствии с этими принципами у Правительства Великобритании не испрашивалась оплата за те ленд-лизовские предметы, которые утрачены, разрушены или потреблены во время войны, не испрашивалась также оплата за предметы «военного характера», оставшиеся в Соединенном Королевстве ко времени окончания войны. Оплата испрашивалась только за справедливую стоимость предметов «гражданского типа», остававшихся в Соединенном Королевстве ко времени окончания войны. Советское Правительство, однако, неоднократно и категорически отказывалось достичь соглашения на основе этих принципов.
В этой связи нужно напомнить, что Советское Правительство, не в пример Правительству Великобритании, отказываясь предоставить инвентарную опись ленд-лизовских предметов, имевшихся в наличии ко времени окончания войны, также отказалось рассматривать предположительный инвентарный перечень, составленный Правительством Соединенных Штатов в качестве основы для урегулирования. Вместо этого Советское правительство пыталось достичь урегулирования на основе общей суммы ленд-лизовских поставок и прибегало к чуждым аналогиям, не относящимся к урегулированию с Великобританией.
Советское Правительство, таким образом, отказывается принять те самые принципы, на которых оно настаивает и на которых было основано урегулирование с Правительством Великобритании. Правительство Соединенных Штатов должно, поэтому, отклонить утверждение Советского Правительства о том, что его предложение полностью соответствует урегулированию с Великобританией.
Советское Правительство на основе своих собственных принципов предложило уплатить Правительству Соединенных Штатов «глобальную» сумму вначале в размере 170 млн долларов, позже увеличило эту сумму до 200 млн долларов и совсем недавно сделало предложение о сумме в 240 млн долларов, названной советскими представителями «окончательной». Советское Правительство предлагает, чтобы выплата этой суммы производилась в течение 50 лет с ежегодной процентной ставкой в 2%, но выплата процентов и основной суммы должна начаться через 5 лет после заключения соглашения. Правительство Соединенных Штатов считает эту сумму и условия ее выплаты, предложенные Советским Правительством, недостаточными и неразумными.
При таких обстоятельствах Правительство Соединенных Штатов должно указать, что 4 года прямых переговоров между нашими двумя Правительствами сделали малый сдвиг на пути к урегулированию этого вопроса. Поэтому для того, чтобы достичь решения, удовлетворительного для обеих сторон, Правительство Соединенных Штатов предлагает, чтобы этот вопрос был передан в арбитражный суд, состоящий из трех членов, два из которых должны быть назначены Правительствами Соединенных Штатов и Союза Советских Социалистических Республик, а третий член должен быть назначен Председателем Международного Суда, задачей которого должно быть определение справедливых и разумных условий финансовых расчетов Советского Правительства за ленд-лизовские предметы, которые имеют полезность с гражданской точки зрения, за исключением судов, и которые не были утрачены, разрушены или потреблены во время войны, и которые не были возвращены Соединенным Штатам.
Правительство Соединенных Штатов выражает надежду, что Правительство Союза Советских Социалистических Республик согласится считать решение такого арбитражного суда по этому вопросу в качестве обязательного решения для обоих Правительств и примет это предложение в качестве практического средства достижения окончательного соглашения по этому вопросу.
Вновь примите, Ваше Превосходительство, заверения в моем высочайшем к Вам уважении.
Дин АЧЕСОН
АВП РФ. Ф. 192. Оп. 18б. П. 177. Д. 1. Л. 125—131. Копия.