Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Опрос Опрос
Тема Опроса: К какой теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь вы придерживаетесь?

Норманская    
  31 (24.6%)
Славянская    
  34 (27.0%)
Ирано-славянская    
  9 (7.1%)
Кельто-славянская    
  2 (1.6%)
Славяно-варяжская    
  25 (19.8%)
Индо-иранская    
  4 (3.2%)
Хазарская    
  5 (4.0%)
Другая    
  14 (11.1%)
Никакая    
  2 (1.6%)




Всего голосов: 126
« Последняя модификация: Юстиниан : 31.03.2009 :: 00:53:59 »

Страниц: 1 ... 77 78 79 80 81 ... 99
Печать
Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь (Прочитано 631320 раз)
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1560 - 28.03.2016 :: 11:38:56
 
scriptorru писал(а) 27.03.2016 :: 12:35:58:
Вообще-то, состояние изученности проблемы не позволяет делать категорических утверждений.

Состояние изученности проблемы достаточное. Смотрим материалы по северо-западному судостроения, на примерах Ладоги и Новгорода.

«Именно здесь, в Ладоге, славяне соприкоснулись с населением, издавна передвигавшимся на судах по большим водным пространствам. На Ладожском озере, не уступающем по размерам ни одному из заливов Белого моря и схожего с ним гидрографическими условиями, русские приобрели, по всей видимости, навыки в создании судов морского типа и, возможно, как отмечает Т. А. Бернштам, в промысле ладожского тюленя….Большое количество предметов, найденных при археологических раскопках в Ладоге, связано с речным  озерным рыболовством. Кроме того, по данным летописей и саг, путники, двигавшиеся в XI в. на запад к морю, проходили волховские пороги на «малых судах», а в Ладоге пересаживались на морские суда, снабженные «русскими снастями» (Рыдзевская Е. А. 1945. С. 63). Сражение ладожан со шведами и емью на Ладожском озере и Неве предполагают наличие у них военного флота (Бернштам Т. А. 1978,с. 23)…. Археологические источники дают представление об основных разновидностях плавсредств средневековой Ладоги, а также о некоторых особенностях ладожского судостроения и судоходства. 1. Суда ладейного типа с жесткими связями — т. е. килевые суда с клинкерной обшивкой, построенные в скандинавской традиции, играли .в Ладоге весьма заметную роль….2. В староладожском археологическом материале очень широко представлены бескилевые суда барочного и барочно-ладейного типов с гладкой обшивкой. 3. Долбленые суда представлены в ладожском археологическом материале крайне слабо. Можно лишь упомянуть лодочную скамью, датируемую 750-760 гг., дугообразный шпангоут XVI-XVII вв. и, наконец, дубовую рыбину (750-760 гг.) (Сорокин П. Е. 1997. С. 29, 32, 33, 120).. Безусловно, с добленками связана какая-то часть весел и, может быть, уключин…Таким образом, рассмотрение археологического материала из Старой Ладоги показывает, что основными разновидностями плавсредств, использовавшихся здесь в средневековье (в первую очередь в УШ-Х вв.) являются килевые круглодонные суда с клинкерной обшивкой и жесткими связями (железными заклепками), построенные в скандинавской традиции и бескилевые суда барочного и барочно-ладейного типа с гладкой обшивкой и нагельным креплением, представляющие общеевропейскую традицию. Большое количество находок (например, по сравнению с Новгородом), связанных с первой из упомянутых разновидностей судов, не удивительно, принимая во внимание прямое водное сообщение Ладоги со Скандинавией. Присутствие в этом единственном в северо-западной Руси «морском» городе-порте мореходных судов не вызывает сомнения, что находит свое прямое подтверждение в письменных источниках. Что же касается судов барочного и барочно-ладейного типов, предназначенных исключительно для речного и, отчасти, озерного плавания, то именно такие плавсредства были основным грузо-пассажирским транспортом, связывавшим Старую Ладогу с Новгородом и другими городами внутренней Руси. Вызывает недоумение незначительное количество материала, связанного с долблеными судами. Версию П. Е. Сорокина, связавшего это явление с особенностями технологии строительства однодеревок в Ладоге (Сорокин П. Е. 1997. С. 92), вряд ли можно считать обоснованной, поскольку, если долбленки в средневековье изготавливались в соответствии с традициями, известными здесь до настоящего времени (Сорокин П. Е. 1997. С. 98. Рис. 4.1), то археологические следы такие суда в культурном слое все равно должны были оставлять. Очень жаль, что до сих пор не найдено остатков судов ладейного типа с клинкерной обшивкой, соединенной гибкими связями — вицей, поскольку, вероятнее всего, именно такие суда определили дальнейшую линию развития местного озерного судостроения…..   
В настоящее время в Новгороде насчитывается более 3000 единиц находок, связанных со средствами передвижения по воде….  Это плоты; дощатые суда ладейного (с круглым или острым днищем), барочного и барочно-ладейного типов (с плоским днищем, наклонными или отвесными штевнями и с развалом или без развала бортов); долбленые суда, среди которых однодеревки с цельным выдолбленным днищем и блочные суда с отдельными выдолбленными элементами конструкции (штевневыми блоками). … Дощатые суда могут быть ладейного типа, т. е. обладающими круглым или «острым» днищем, и барочного типа с плоским днищем, отвесными штевнями и бортами. Весьма распространен переходный, т. н. барочно-ладейный тип судов, сочетающий в себе признаки двух указанных выше основных типов (например, плоскодонные суда с наклонными штевнями и развалом бортов).. Дощатые суда ладейного типа. Такие суда являются, как правило, килевыми. Некилевые суда ладейного типа представлены, в основном, среди долбленок, однако из этнографических источников известны и некилевые варианты дощатых судов, но это, скорее, исключение из правила. Дощатые суда ладейного типа с жесткими связями и клинкерной обшивкой… В новгородском археологическом материале единственными находками, свидетельствующими о существовании этой разновидности плавсредств, являются железные заклепки. С прочими деталями, которые могли бы иметь отношение к дощатым судам, дело обстоит гораздо сложнее. … Итак, наличие железных заклепок в культурном слое свидетельствует о присутствии в средневековом Новгороде клинкерных судов ладейного типа, построенных в скандинавской традиции. Эти суда прослеживаются с X в. по первую половину XIV в., причем могут быть выделены два основных периода их существования: X в. — 30-е гг. XII в. и 90-е гг. XII в. — 1-я половина XIV в., между которыми имеется хронологический разрыв (40-е — начало 90-х гг. XII в.). Особенно заметно присутствие таких судов в первом периоде, преимущественно в X-XI вв., что совпадает по времени с этапом наиболее интенсивных русско-скандинавских связей. Показательно, что на хронологическую лакуну 40-х — начало 90-х гг. XII в., когда железные «ладейные» заклепки в культурном слое Новгорода временно исчезают, приходится период обострения русско-скандинавских отношений…. Дощатые суда ладейного типа с гибкими связями и клинкерной обшивкой. Эта разновидность средневековых новгородских судов представлена двумя фрагментами судовой обшивки, обнаруженными в 1989 году на Троицком X раскопе в напластованиях, датируемых 1245-1285 гг. (рис. 3.3, 3.4)…. Дощатые суда ладейного типа с жесткими связями ii з и обшивкой вгладь. В новгородском археологическом материале нет прямых свидетельств существования таких судов. В принципе, эти плавсредства могли быть близки к современным соймам… Дощатые суда барочного и барочно-ладейного типов. К отличительным признакам барочных судов могут быть отнесены плоское днище, отсутствие киля, отвесные борта и штевни. Суда барочно-ладейного типа являются как бы переходной формой между ладьями с круглыми днищами и баркообразными плавсредствами. От последних они, как правило, отличаются наличием определенного развала бортов, иногда сочетающегося с плавным подворотом и наклонными штевнями… Долбленые суда подразделяются на две основные группы: однодеревки с цельным выдолбленным днищем («трубой») и блочные суда с отдельными выдолбленными элементами конструкции. Встречаются также суда переходного типа, сочетающие в себе признаки первой и второй групп. Такие плавсредства представляют собой третью разновидность долбленок, или группу блочно-однодеревых судов. Среди однодеревок выделяются долбленки нераспаренные без перегородок, долбленки нераспаренные с перегородками, долбленки распаренные без набоев и долбленки распаренные с набоями. Археологический материал свидетельствует о том, что в средневековом Новгороде использовалось большинство из вышеперечисленных разновидностей однодеревых судов….  Долбленки в новгородском археологическом материале представлены лодками однодеревками (нераспаренными с перегородками, распаренными без набоев и распаренными с набоями), а также блочными судами. С долбленками можно связать следующие находки, обнаруженные во всех археологически изученных новгородских напластованиях (X-XV вв.): фрагменты и развалы корпусов-«труб» (9 экз.), набойные Доски (2 экз.), лодочные шпангоуты (97 экз.), рыбины (53 экз.), лодоч- , ные скамьи-банки (65 экз.). Однодеревки изготавливались обычно из липовых стволов по технологии выдалбливания с последующим распариванием или без него. Для. Контроля толщины стенок корпуса в процессе изготовления использовались дубовые клинышки-«сторожки». Длина лодок достигала 6-8 м, высота бортов — 60(74-83) см, ширина — до 1,2 м. Толщина стенок вьщолбленных корпусов-«труб» составляла 1-6 см (обычно около 2 см). (Г. Е. Дубровин, А. В. Окороков, В. Ф. Старков, П. Ю. Черносвитов: История северорусского судостроения)
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5627
Казахстан
Пол: female
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1561 - 28.03.2016 :: 11:42:48
 
@
Roxsalan, пожалуйста, делайте абзацы в больших текстах. Иначе трудно читать.

Наверх
 

"Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами".
Гилберт Кийт Честертон
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1562 - 28.03.2016 :: 11:51:01
 
scriptorru писал(а) 27.03.2016 :: 12:35:58:
Вообще-то, состояние изученности проблемы не позволяет делать категорических утверждений.

Продолжаю. Теперь сравниваем с тем, что найдено на юге. И с тем, что описывают греки.

«Рассмотрим особенности технологии изготовления судов-однодеревок, встреченных в Поочье и Подесенье. Начальный этап изготовления был практически во всех случаях сходен: срубали огромное дерево (обычно дуб, гораздо реже – мягкие породы) и изготавливали из него колоду – основу корпуса будущего судна. Далее, в зависимости от избранного типа судна, колоду использовали целиком, стесывая одну из её поверхностей (будущий верх судна), либо «разделывали» клиньями вдоль, на две части, каждая из которых становилась самостоятельной заготовкой. В первом случае водоизмещение судна было, как правило, больше, борта выше. Во втором – судно получалось с невысокими бортами, и в большей степени плоскодонным. Описанный в литературе способ изготовления колоды с помощью создания искусственного дупла в живом дереве с помощью клиньев и распорок крайне сомнителен уже потому, что должен был занимать не один год, а то и десятилетия. Отсеки или же вся полость будущего судна выдалбливались, выбирались железным инструментом (топоры, тесла). Упоминающаяся методика выжигания в колоде отсеков будущего челна [20:с.14] вызывает обоснованные сомнения: с одной стороны имеющийся археологический материал эту технологию не подтверждает, а с другой стороны использование железного инструмента, безусловно, позволяло работать точнее и эффективнее, нежели огневым способом. В большинстве случаев непосредственно после выдалбливания и спуска на воду следовало оснащение судна – крепление уключин, якоря, а в случае, когда предполагалось ходить под парусом – установка мачты и такелажа. В ряде случаев спуску на воду и оснащению предшествовало разведение бортов. Оно становилось возможным только в том случае, если корпус выдалбливался целиком, без разделения на отсеки монолитными переборками. Для этого корпус изнутри заливали водой и держали в таком состоянии примерно неделю, после чего вдоль корпуса раскладывали огонь. Дерево упревало и временно становилось достаточно гибким. Борта разводили, устанавливая упругие деревянные шпангоуты. Это одновременно решало две проблемы: увеличение водоизмещения судна и повышение надежности конструкции. Строившиеся в верховьях сплавные суда по прибытии в пункт назначения часто продавались на слом.
Что касается набойных лодей и насадов (судов с более высокими бортами, наращенными несколькими досками – в первом случае внакрой, во втором – вгладь) традиционно считавшихся преемницами долбленого челна [28, 29], археологических свидетельств их широкого применения в юго-восточной Руси пока нет. Считалось, что нарастить борта челна обшивкой позволили шпангоуты, появившиеся на Руси с X в. Однако ладейные шпангоуты из Ростова имели длину свыше 2,5 метров [13] и были предназначены для судна с клинкерной обшивкой, сходного с кораблями викингов («заморские ладьи» из летописей и «Русской правды»). Длина же шпангоутов Вщижской ладьи свидетельствует о том, что насад или набой в этом случае не предусматривались.
Большая часть рассмотренных выше судов является явно бытовыми челнами для перевозки небольших грузов, рыбной ловли, переправы и т.п. Некоторые же вполне можно отнести к категории крупных для своего времени речных кораблей. Такие моноксилы были универсальными судами, пригодными, в зависимости от оснастки, для торговли и войны, для морского и речного сообщения. Исключительное преобладание однодеревных конструкций во многом определил характер гидросети Русской равнины: мелководность притоков, многоводье озер, пороги (они имеются даже на притоке Десны – Судости, не говоря уже о таких исполинских водных артериях, как Днепр), частые волоки на порогах и водоразделах. Пороги и волоки не позволяли древним корабелам ощутимо увеличить размеры судов. Частые сплав по течению и принцип использования судов в течение одной навигации, а порой и на один рейс также наложили свой отпечаток на конструкцию корпуса. Попробуем классифицировать средневековые суда юго-восточной Руси, основываясь на рассмотренном материале (Таблица 2).. П.Е. Сорокин справедливо констатирует различия в археологических материалах и в судовой терминологии в различных частях древнерусской территории, ставя, таким образом, под сомнение существование в ее пределах единой судостроительной традиции. По его мнению основным типом судов на юге, использовавшимся как для речного, так и для морского плавания, были суда, построенные на основе простых однодеревок. На севере же использовались дощатые клинкерные суда, однодеревки с расширенными бортами, комбинированные суда, а также технологии сшивания конструкций обшивки и конопатки, не характерные для юга Руси. Северный вариант вобрал в себя опыт автохтонного финского населения и развивался под влиянием балтийской судостроительной традиции. Южный вариант сохранял древнеславянские черты [24, С.108-109]. Поэтому не удивительно, что все типы судов, обнаруженных в бассейнах Десны и Оки изготовлены на однодеревной основе. Мы можем разделить их на низкобортные (высота борта до 0,5 м) и высокобортные (борта выше 0,6 м) суда. Называть их при этом вслед за Б.П. Фаворовым соответственно «индивидуальными» и «общественными» будет в корне неверно: к примеру, высокобортные Серпуховской и Трубчевский челны явно имели бытовое назначение. Этот признак связан в первую очередь с первым этапом изготовления судна. Все низкобортные челны отнесены нами к бытовым (исполнявшим функции рыболовных и индивидуальных транспортных средств). Среди высокобортных же имеются как бытовые (причем достаточно поздние), так и торгово-военные суда, имевшие удлиненные пропорции, крупные размеры и значительный экипаж (4 и более гребцов в ряд и рулевой). Наконец торгово-военные крупные моноксилы можно подразделить на простые и расширенные. Первые почти не изменялись конструктивно на протяжении тысячелетия, а ко вторым относится пока единственная в своем роде для региона Вщижская находка, отражающая вероятно, влияния северо-западных традиций.» (Ю.Б. Журавлева,А.А.Чубур Средневековое судостроение в Юго-Восточной Руси (бассейны Десны и Оки) по археологическим источникам)
...

Вжицкий челн. Один из самых крупных и сложных из найденных на Десне. Описание.

«Конструкция этого судна наиболее сложная среди исследованных на территории Юго-Восточной Руси. Длина сохранившейся части судна – 8,8 м, корма и левый борт утрачены. Ладья выдолблена, как и предыдущие, из цельного ствола дуба диаметром около 1 м. Внутренняя поверхность обожжена. Борта на основном протяжении разведены и укреплены гнутыми дубовыми же шпангоутами сечением 0,1 х 0,06 м. Шпангоуты составные, каждый из двух полушпангоутов, крепившихся к бортам в верхней части парой деревянных нагелей, входивших в парные сквозные отверстия в бортах с каждой стороны. Меж собой дуги соединялись над днищем также парой деревянных нагелей, не входивших в днище. Их диаметр 3-3,5 см. Шпангоут I установлен в 1,8 м от носа. Максимальная ширина судна в этой части достигала 0,8 м, а ширина между бортами – 0,6 м. За I шпангоутом борта разведены: сначала вертикальны, а затем – наклонены вовне. Шпангоут II располагался в 2 м от первого. Шпангоут III (I мидель-шпангоут) располагался в 2 м от II-го, ширина бортов здесь 1,25 м (максимум). Шпангоут IV (II мидель-шпангоут) стоял в 0,5 м от III-го и не отличался по форме и размерам. Вероятно, не сохранились шпангоуты V и VI, аналогичные II и I, а полная длина ладьи была равна примерно 12 м. Днище в носовой части заострено, на остальной протяженности – округлое. Борта загибаются внутрь в носовой части, а в центральной – выпрямлены и раздвинуты. Толщина бортов и днища в средней части судна составляла до 4-5 см, у I шпангоута 8-14 см. Высота судна – 0,7-0,8 м, носовая часть слегка приподнята. Под кромкой борта просверлен ряд отверстий диаметром 3-4 см. на расстоянии 1-1,2 м друг от друга в зоне разведенных бортов (их прослежено 4) – крепления уключин. Экстраполируя данные можно говорить о 6 парах гребцов. Между I и II шпангоутами расположены два прямоугольных отверстия 5 х 3 см, а в носовой части 6 круглых отверстий, просверленных как перпендикулярно борту, так и под углом, и видимо предназначенных для крепления уключины рулевого весла (оно переставлялось с кормы на нос) и такелажа. Между мидель-шпангоутами изнутри вбиты в борт в вертикальный ряд 3 гвоздя с Т-образными шляпками, которые могли участвовать в креплении мачты и такелажа. Ровными вертикальными рядами (14 рядов на сохранившейся части судна) через 0,4-0,5 м снаружи вбиты дубовые «гвозди-сторожки», по 4 в ряду (через 18-20 см) для контроля толщины стенок при выдалбливании. Судно могло нести на борту 14-16 человек (включая 12 гребцов, кормчего и впередсмотрящего) и значительный груз. Радиоуглеродный анализ в лаборатории ИИМК РАН дал возраст 750 + 20 лет (Ле-6313), т.е. 1247-1279 гг. н.э.» ((Ю.Б. Журавлева,А.А.Чубур Средневековое судостроение в Юго-Восточной Руси (бассейны Десны и Оки) по археологическим источникам)

Теперь, собственно, по Днепру.

«"МОНОКСИЛ-ГИГАНТ. Долбленка (или моноксил) была поднята не так давно. Она пролежала минимум пять веков, а может, и все десять. Дело в том, что такими судами пользовались как казаки, так и наши предки еще при Киевской Руси. Точно историки смогут сказать только после радиоуглеродного анализа. 8-метровая лодка-долбленка пролежала в воде не меньше пяти веков. Долбленки и раньше находили, но не такие габаритные. Оптимальный размер моноксилов для Днепра - четыре метра, а тут практически все восемь! Весельное судно. Возраст - устанавливается. Но не меньше 500 лет.  Длина - 8 метров. Ширина - 1 метр. Команда - 6 человек . Материал - дуб. "

О той же долбленке из другого источника:

"Возле острова Хортица со дна Днепра подняли древнюю лодку. Как рассказал генеральный директор Национального заповедника "Хортица" Максим Остапенко, древнее судно обнаружено под слоем ила в русле старого Днепра. "По конструкции мы предполагаем, что эта очень древняя лодка - она может быть или времен раннего казачества, но очень вероятно что судно более древнее и относится к временам Киевской Руси" - сообщил Остапенко. Также он отметил, что по одной из версий, именно с подобных легких и маневренных суден-однодревок состояла часть флота киевского князя Святослава, погибшего возле Хортицы 1040 лет назад - в 992 году в бою с половцами. "Большими княжескими лодиями подняться вверх по течению через запорожские пороги было очень сложно. Поэтому флотилия Святослава состояла из таких суден тоже" - подчеркнул Остапенко. "

О том, что суда руси даже в Х1 веке лодки- моноксилы пишут практически все греческие источники. Возникает вопрос, почему судоходство северо-запада, в том числе и собственно славянское развивалось под влиянием скандинавов, но на юге это влияние никак не прослеживается. А ведь согласно точки зрения норманистов  русь это скандинавы, и эта русь с конца 1Х века живет в Киеве, куда согласно ПВЛ переселилась и часть приильменских словен. Русь по версии историков это отличные  мореходы. Тогда почему эта скандинавская русь на юге не строит дощатые суда  ладейного типа с жесткими связями,  с клинкерной обшивкой,   согласно скандинавской традиции, а упорно покупает долбленки у славян и до оснащает их? Анне Стальсберг в статье   О скандинавских погребениях с лодками эпохи викингов на территории Древней Руси    пишет
«Поразительно, что нет погребений с заклепками южнее Гнёздова; найденные же здесь в поселениях заклепки нельзя с уверенностью отнести к скандинавским.»
Может таки что то не так на Руси со скандинавами?

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1563 - 28.03.2016 :: 11:54:50
 
scriptorru писал(а) 27.03.2016 :: 12:35:58:
Вероятно, русы не имели возможности строить морские суда на Черном море.

Причем тут морские суда, я спрашиваю почему скандинавы не делали на юге дощатые суда с клинкерной обшивкой, что они хорошо умели делать, в том числе и на русском северо-западе, тем более что это позволяло облегчить вес судна, а покупали у славян лодки -долбленки?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1564 - 28.03.2016 :: 11:55:52
 
Алент писал(а) 28.03.2016 :: 11:42:48:
Roxsalan, пожалуйста, делайте абзацы в больших текстах. Иначе трудно читать.

Хорошо. Я убираю абзацы для того чтобы уплотнить большие по объему тексты чтобы они умещались в один коммент.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1565 - 28.03.2016 :: 12:25:19
 
Evgen11 писал(а) 27.03.2016 :: 22:39:51:
Франков нет, особенно их писанину с учетом тевтонского языка. Так, что вы бы сами думали.

Т.е. и итальянские франки и германские это одно и тоже, да?
Evgen11 писал(а) 27.03.2016 :: 22:39:51:
Только БА где свионы, которые как бы вам не хотелось не отделены от народа РОС.

А никто их и не отделяет, только свеоны были послами народа рос, а не народа свеонов. И титул правителя народа рос был не конунг, а хакан. Вот когда вы найдете народ рос с хаканом во главе в Скандинавии тогда и поговорим.

Evgen11 писал(а) 27.03.2016 :: 22:39:51:
Не вижу, если он конкретно называет русов норманнами.

потому что по византийской классификации русы принадлежат к северным варварам, Лиутпранд повторят то, что говорят греки. Еще раз, укажите иные франкские источники в которых русов называют норманнами?

Evgen11 писал(а) 27.03.2016 :: 22:39:51:
Заело батенька, заело. КБ вам объясняет почему на юге не так, как на севере, но вам это не интересно.

И что же объясняет К.Б.?

Evgen11 писал(а) 27.03.2016 :: 22:42:38:
После степного гарнизона Бирки не круче.

Женя, заметьте про степной гарнизон в Бирке придумал не я, а сами шведские археологи, цитаты из которых я приводил.

Evgen11 писал(а) 27.03.2016 :: 22:42:38:
И не разбиваются.


Очень даже легко разбиваются. Скандинавов нет на Рюриковом городище ранее 60-х годов 1Х века. В Ладоге с населением в пару сотен человек помещать Русский каганат это уже моветон.

Evgen11 писал(а) 27.03.2016 :: 22:42:38:
При этом нападение в 860 году могло быть и со СЗМ.

Чем докажите? Кто из историков придерживается данной точки зрения?
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1566 - 28.03.2016 :: 16:32:41
 
"Сам термин «лодья» является западно-славянским, происходящим вероятно из района междуречья Эльбы и Одера.
К VIII веку, когда у балтийских славян фиксируется употребление термина «lodja», западные славяне уже освоили технику строительства кораблей с килем, пригодных для плаванья в открытом море.
В Польше аналогом ему является łódź, в Чехии – lod, в лужицких говорах – łódź, łoź, в полабском – lüd’a. Все это, возможно, указывает на западно-славянские прототипы древнерусских лодий. Заметим, что от славян были заимствованы шведское lodja, датское и норвежское lodje, прибалтийско-нецкое lodje; норвежское pram, немецкое Prahm (ср. паром)
Фрагменты судов обнаруживаются уже в ранних слоях поселений, связанных с культурой сопок. Как полагает П.Е. Сорокин, «можно утверждать, что теория эволюционного развития судов от простых к сложным в рамках древнерусского времени не находит своего подтверждения», то есть на территорию Новгородской земли были привнесены уже готовые судостроительные технологии.
Детали как однодревных, так и досчатых судов известны в археологических материалах с середины VIII в., со времени зарождения и распространения сопочной погребальной обрядности. Сегодня некоторые исследователи, которые занимаются изучением кораблестроения, делают свои выводы, опираясь, в основном на находки железных заклепок . Хотя нельзя забывать о том, что деревянные части судов могли не сохраниться."
(Молчанова А.А. "Балтийские славяне и Северо-Западная Русь в раннем средневековье")
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1567 - 28.03.2016 :: 16:37:00
 
"К VIII в. относятся и находки лодочных заклепок в Пскове и Старой Ладоге .
Стоит обратить внимание и на тот факт, что западно-славянские суда были по форме похожи на скандинавские, и при их изготовлении также использовались железные заклепки, но реже, чем при изготовлении скандинавских кораблей.
При раскопках в Волине, Щецине и Колобжеге археологами был обнаружен ряд деталей судов с железными заклепками .
При раскопках поселения Ральсвик на Рюгене (1966-1968 гг.) судовые заклепки были обнаружены на территории отдельных дворов. Учитывая наличие собственных пристаней у большинства хозяйств, можно предположить, что здесь строились суда.
В ходе тех же раскопках Ральсвека были обнаружены 3 ладьи, один из которых был длиной 13-14 м и шириной примерно 3,40 м, а второй, - длиной 9 м и шириной 2 м. Они могли двигаться при помощи 8-10 гребцов, или под парусом, и перевозить от 1 до 2 т товара. Раны перевозили на таких судах даже верховых лошадей."
(Молчанова А.А. "Балтийские славяне и Северо-Западная Русь в раннем средневековье")
Наверх
 
Правдолюб
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 351
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1568 - 28.03.2016 :: 17:50:54
 
Mukaffa писал(а) 28.03.2016 :: 16:32:41:
К VIII веку, когда у балтийских славян фиксируется употребление термина «lodja», западные славяне уже освоили технику строительства кораблей с килем, пригодных для плаванья в открытом море.

А где именно фиксируется?
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1569 - 28.03.2016 :: 18:15:39
 
Правдолюб писал(а) 28.03.2016 :: 17:50:54:
А где именно фиксируется?

Конкретно у автора нет ссылки где фиксируются, поэтому сложно сказать какой именно источник имелся ввиду.
Наверх
 
Правдолюб
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 351
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1570 - 28.03.2016 :: 18:17:47
 
Mukaffa писал(а) 28.03.2016 :: 18:15:39:
Правдолюб писал(а) 28.03.2016 :: 17:50:54:
А где именно фиксируется?

Конкретно у автора нет ссылки где фиксируются, поэтому сложно сказать какой именно источник имелся ввиду.
Это плохо. Раз ссылки нет, то автора могут во лжи обвинить. Может вы просто пропустили сылку?
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1571 - 28.03.2016 :: 18:29:46
 
Правдолюб писал(а) 28.03.2016 :: 18:17:47:
Это плохо. Раз ссылки нет, то автора могут во лжи обвинить. Может вы просто пропустили сылку?

Возможно. Я читал текст с одного форума.
Попробуйте ознакомиться с полным изложением работы - Молчанова А.А. "Балтийские славяне и Северо-Западная Русь в раннем средневековье".
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1572 - 28.03.2016 :: 18:30:27
 
Правдолюб писал(а) 28.03.2016 :: 18:17:47:
Это плохо. Раз ссылки нет, то автора могут во лжи обвинить. Может вы просто пропустили сылку?

у нее, вроде бы, о Одере - Эльбе речь идет...
Наверх
 
Правдолюб
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 351
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1573 - 28.03.2016 :: 18:44:09
 
upasaka писал(а) 28.03.2016 :: 18:30:27:
Правдолюб писал(а) 28.03.2016 :: 18:17:47:
Это плохо. Раз ссылки нет, то автора могут во лжи обвинить. Может вы просто пропустили сылку?

у нее, вроде бы, о Одере - Эльбе речь идет...

На Эльбе в 8-м веке фиксируется слово lodja ? А в каком источнике?
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1574 - 28.03.2016 :: 18:49:40
 
Правдолюб писал(а) 28.03.2016 :: 18:44:09:
На Эльбе в 8-м веке фиксируется слово lodja ? А в каком источнике?

Видимо в каком-то из европейских.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1575 - 28.03.2016 :: 18:52:42
 
Правдолюб писал(а) 28.03.2016 :: 18:44:09:
На Эльбе в 8-м веке фиксируется слово lodja ? А в каком источнике?

А по-вашим сведениям где и когда слово  lodja впервые зафиксировано?
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1576 - 28.03.2016 :: 18:56:14
 
В Википедии кстати тоже про 8-й век пишут.

Цитата:
Древними вендами (венедами) еще в VIII веке использовался термин lodja.
Наверх
 
Правдолюб
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 351
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1577 - 28.03.2016 :: 19:02:04
 
Mukaffa писал(а) 28.03.2016 :: 18:52:42:
Правдолюб писал(а) 28.03.2016 :: 18:44:09:
На Эльбе в 8-м веке фиксируется слово lodja ? А в каком источнике?

А по-вашим сведениям где и когда слово  lodja впервые зафиксировано?

Откуда мне знать. Я не слышал, что бы это слово было зафиксировано у балтийских славян. Впервые слово "ладья" думаю зафиксировано в ПВЛ. А именно форма lodja вроде нигде не зафиксирована
Наверх
 
Правдолюб
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 351
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1578 - 28.03.2016 :: 19:03:22
 
Mukaffa писал(а) 28.03.2016 :: 18:56:14:
В Википедии кстати тоже про 8-й век пишут.

Цитата:
Древними вендами (венедами) еще в VIII веке использовался термин lodja.
Сылки нет. Хотя наверняка из Молчановой и взяли.
Наверх
 
Правдолюб
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 351
Пол: male
Re: Теории происхождения государственности у восточных славян и имени Русь
Ответ #1579 - 28.03.2016 :: 19:09:51
 
Лодка
лодка ло́дка ладья́, укр. лодь, блр. ло́дка, др.-русск. лодья, лодъка, ст.-слав. алъдии (Супр.), ладии (Мар., Зогр.; см. Дильс, Aksl. Gr. 60), болг. ла́дя (Младенов 268), сербохорв. ла̑ђа, словен. ládja, чеш. lоd᾽, lodí, слвц. lоd᾽, польск. ɫódź, в.-луж. ɫódż, н.-луж. ɫоź, полаб. lüd᾽а. Праслав. *oldī, родственно лит. aldijà, eldijà, вин. al̃diją, el̃diją "челн" (Буга, Šviet. Darbas, 1921, вып. 7 – 8, стр. 126; по Траутману, ВSW 6), шв. ålla, датск. ааldе, olde "корыто", англос. еаldоđ, "alviolum", норв. оldа, диал. olle ж. "большое корыто" (Фальк–Торп 789), прасканд. *aldōn-; см. Лиден, Bland. Bidr. 9 и сл.; Торп 21; Ельквист 1420; Мейе, RЕS 7, 7 и сл.; Миккола, Ursl. Gr. 3, 38. Из герм. заимств. фин. allas, род. п. аltааn "корыто"; см. Лиден у Сетэлэ, FUF 13, 356. Сюда не относится лат. alveus "лохань, корыто", вопреки Лидену (там же); см. Вальде–Гофм. 1, 34 и сл.; Нидерман, IF Anz. 18, 74. Из русск. происходят ср.-нж.-нем. loddie, loddige "грузовое судно", шв. lodja, датск.-норв. lodje, прибалт.-нем. Lodje (ср. аналогичное происхождение норв. рrаm, нем. Prahm, ср. поро́м); см. Фальк–Торп 652
http://enc-dic.com/fasmer/Lodka-7428/
lodja - это шведская форма, если верить Фасмеру. А не западно-славянская. Заимствовано из русского.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 77 78 79 80 81 ... 99
Печать