Дилетант
Гуру ++
Вне Форума
...мне за державу обидно...
Сообщений: 18554
СПб
Пол:
|
Re: Голодомор или голод? Причины трагедии
Ответ #153 - 31.03.2009 :: 09:31:18
Место России в мире в начале XX века( продолжение)
5. Просвещение.
Уровень просвещения - важнейший показатель потенциала нации. Относительно царской России на эту тему распространялось и распространяется много спекуляций в том смысле, что при царе чуть ли ни каждый крестьянин умел читать и писать. На самом деле ситуация была иной, хотя следует признать определенный прогресс в этой сфере, причем после 1910 г. Между прочим, любопытный факт: На рубеже веков, в 1900 г., затраты на образование достигали 2,1% от всего бюджета, а в 1804 г. они были равны 2,6%.
У Брокгауза и Эфрона есть сравнительные цифры на конец века: на просвещение в 1897 г. было затрачено 26 476 тыс. рублей, что составляло 2% от всего бюджета. Это намного меньше, чем в основных европейских странах того периода, если иметь в виду затраты на “душу” (в Англии - 2 р.84 к., во Франции - 2,11, Пруссии - 1,89, Австрии - 64 к., Венгрии - 55, в России - 21 копейка).
В России 1896 г. было 52 высших учебных заведения (без Финляндии). В 1893-94 гг. в них училось 25 166, из них женщин 983, т.е. 4%. В 1896 г. в начальных классах училось 3 801 133 человека при населении 126 369 000 чел. “На основании этих данных, - указывается в Энциклопедии, - можно принять 3 за показатель начального образования для всей России”. Для С.А. Соединенных Штатов этот показатель был равен 21 .
В 1913 г. суммы на образование стали увеличиваться, достигнув 4,6% от бюджета. В целом же по современным уточненным данным, к началу века около 30% взрослого населения было грамотно. Опять же надо иметь в виду, что в основных государствах Европы и Америки 90% населения было грамотно. Для некоторых, возможно, могут оказаться любопытны и последующие данные. Какая литература выпускалась в тот период? Оказывается, за пятилетие (1890-1894) тематика книг распределялась следующим образом: богословие - 13,13%, произведения словесности (художественная литература, по-нынешнему) - 12,19%, справочные издания - 9,13, учебники - 8,43, медицина - 7, история русская и всеобщая - 6,29, издания для народа - 5,22, политические науки, финансы, статистика, коммерция и пр. - 4,88, правоведение - 3,44, издания для детей - 3,16, естествознание - 2,71, … философия - 0,63% . Богословы явно били философов.
6. Население и продолжительность жизни
Конечный показатель развития общества - средняя продолжительность жизни населения. На конец века картина была такая.
В России в то время на 1 000 чел. умирало 35 человек, в скандинавских странах 17, в Англии - 19, во Франции - 22, в Германии - 24 человека. До 5-летнего возраста доживало 550 человек из 1000 родившихся; в Западной Европе - более 700 человек.
От острозаразных болезней в Европейской части России в 1893-95 гг. на 100 000 человек умирало 555, следующей идет Австрия - 350 и далее по убывающей от Бельгии - 244 до Ирландии - 102,5. Мы - на 10 месте. На 1 млн населения у нас в эти годы было 155 врачей, а в Норвегии и Австрии (худшие показатели после России) 275 врачей, а в Англии - 578 .
В целом же, в 1913 г. продолжительность жизни в различных странах составляла: Великобритания - 52 года, Япония - 51, Франция - 50, США - 50, Германия - 49, Италия - 47, Китай - 30, Индия - 23 года. В России - 30,5 лет.
Небесполезны могут оказаться данные по эмиграции. По мере развития капитализма в России усилилась эмиграция населения. Корректной полной статистики в то время не было, однако было зафиксировано, что в 1861-1870 гг. в Северные Американские Соединенные Штаты ежегодно уезжало 3 050 человек, в 1887-1891 гг. уже по 55 524 чел., в 1892 -1896 гг. - по 52 969 чел, а в 1897 г. уехало 29 981 чел. То есть в 1880-1897 гг. рост эмигрантов в 19 раз превысил период 1861-1870 гг.
|