Авторы концепции В.В.Шароватов и Ю.С.Ларионова.
"Вся история Средневековья - борьба той или иной группировки (клана)
за контроль того или иного исторически сложившегося торгового пути.
История раннего католицизма - это история возвышения торгового клана Медичи и борьба:
1) за контроль Аппиевой дороги (результат-создание католичества с Папами
из Медичи и государства Франция с династией Медичи на троне),
2) за контроль "Великого Шелкового Пути" с местной торгово- светской элитой
Византии (результат -разделение христианской церкви,образование Папской церкви
и Крестовые походы.)
История "реформаторства" в Средневековой Европе - это история борьбы местной
торгово-светской элиты с диктатом клана Медичи.
"Крестовые походы" - это история попыток клана Медичи и примкнувших к нему кланов
взять под контроль "Великий шелковый путь", "Индийский чайный путь" и "Путь из
варяг в греки".
Одним из результатов походов стал разгром военно- религиозного торгового клана "Люди Сварога" (более известного под названием "варяги")
с взятием под свой контроль начального и конечного пункта пути "Из варяг в
греки" - "Поруссии" (ныне - Калининградская область).
С началом "Крестовых походов" и взятием под свой контроль кланом Медичи Поруссии
и Византии прекратил свое существование и путь "Из варяг в греки".Новгородско-
псковские торговые кланы проложили новый торговый путь-через Москву и далее по
Волге-Дону, вниз к Азову (на Багдад и Бухару).Результат- "подьем" территорий
вдоль этого пути(исторически можно проследить хронологию усиления этих
княжеств) и появление русского Тмутраканского княжества на Азове.
"Нашествие монголов"-история взятия под свой контроль"Шелкового пути" военно-
охранной группировкой(созданной манджурами)для охраны "своего"
участка-"Китай-Бухара" по типу военно-религиозного ордена) .Также был взят под
контроль "Новгородско-Азовский" торговый путь.Кстати -"нашествие отступника
Мамая" было инициировано домом Медичи с целью установки контроля над Волжско-
Донским участком пути.
В Европе викинги,захватив северо- запад Франции(ныне- Нормандия).
взяли под контроль выход "Аппиевой дороги"к Ла-Маншу .Вероятно,именно попытки
Медичей вернуть контроль над этим участком торгового пути и положили начало
образования Франции как единого государства."
Известен путь "из варяг в греки". Почему не из грек в варяги непонятно, потому как торговать ездили ну не как не бандиты варяги, а как раз наоброт торгаши греки. Ну да не о том.
По нему прошел якобы Апостол Андрей.
Но вот вам мнение маститого историка на этот счет.
«Греческие сказания не давали никакого основания утверждать, чтобы св. Андрей путешествовал в нашу Русь нарочным образом (т.е. специально.); измыслить это помимо сказаний составители Повести (т.е. ПВЛ.) тоже находили слишком невероятным и неправдоподобным. Оставалось измыслить посещение случайное, мимоходное: и вот появилось путешествие из Корсуни в Рим, держанное им через Киев и Новгород. Посылать апостола из Корсуни в Рим помянутым путем есть одно и то же, что посылать кого-нибудь из Москвы в Петербург путем на Архангельск; но составители Повести <...> имея недостаточные географические сведения, считали его только немного более длинным, чем прямой путь по морю Средиземному..» Голубинский Е.Е. История русской Церкви, т. I, первая половина М 1880, с. 4.
Вот так. А ваше мнение. Знали они географию или нет?
========
По теории караванные пути соединяли места производства или
заготовки (пушнины например) и товарные торги.
Рассматривая с этой точки зрения путь
"из варяг в греки" получим, что в греках должен был быть торг или товарная биржа.
Крупнейшая в Европе и Азии.
То есть купцы ехали туда, где товар можно
было выгоднее всего продать.
Можно ли согласиться с географией пути?
Это интересный вопрос.
А.Л.Никитин
говорит, что путь проходил западнее.
====
Гардарика - буквально "Под защитой царя". Это под защитой какого же царя была Европа? Именно царя, а не короля или папы, или императора.
=========
Напомню в ПВЛ это написано так.
Привожу по Ипатьевскому списку ПВЛ [Ип., 6-7] с указанием разночтений в по списку Лаврентьевскому [Л., 7-9].
«И бе путь из варягь в грекы и изъ грекъ по Днепру и верхъ Днепра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити въ Илмерь озеро великое; из него же озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево; и того озера внидеть оустье в море Варяское [Варяжьское]; и по тому морю внити доже и до Рима; а от Рима прити по тому же морю къ Цесарюграду, и от Царяграда прити в Понт море, в неже втечеть Днепръ река».
А вот мнение известного историка.
"Классическим примером такого маршрута служит Великий восточный путь. Он начинался в Дании, шел по Балтике до Финского залива, по разным водным системам (на Тверь и на Белоозеро) достигал Волги, чтобы закончиться на берегах «моря Хвалисского», то есть Каспийского. И всё же морские суда приходилось оставлять в Ладоге, так как из-за порогов на Волхове они не могли подняться даже до Новгорода Великого. Поэтому можно думать, что дальнейшее плавание по рекам внутренней России западные купцы и искатели приключений, многочисленные следы и погребения которых археологи находят на берегах Верхней Волги вплоть до устья Оки, совершали на других судах, более приспособленных для преодоления подводных и наземных препятствий.
Достоверными свидетелями таких традиционных путей средневековья на берегах европейских рек являются инокультурные поселения, комплексы таких же вещей в погребениях, распространение чужестранных монет и монетные клады. Последние особенно наглядно показывают движение восточного серебра (диргемы) из бассейна Нижней и Средней Волги в район Балтийского моря двумя путями. Первый из них шел вверх по Волге и Тверце в новгородские пределы и далее через Финский залив на Аландские острова и Готланд; второй связывал Среднюю Волгу через Оку с Западной Двиной, пересекая Днепр у Смоленска. Этот последний путь тоже раздваивался: одна его ветвь спускалась в Рижский залив по берегам Двины, а другая шла по суше на Краков".
Вяземский П.П. Две статьи. Волк и лебеди сказочного мира. Ходили ли скандинавские пилигримы на поклонение к святым местам через Россию? Воронеж, 1893, с. 35-98.
Так где же он этот путь???
=====
Апостол Андрей совершает путешествие из Корсуни в Рим, пройдя через Киев на север к Новгороду, далее в страну варягов и оттуда приходит в Рим. Странно.
Всем известно, что Рим находится в Италии. Варяги тоже известно где проживали. Но вот Апостол Андрей в своем путешествии приходит в Рим прямо из земель варягов.
Смотрим текст ПВЛ в переводе Д.С.Лихачева:
«..Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, ….»
Рим по тексту находится рядом с варягами, в Прибалтике. Попробуем найти.
ВИДЕВУТ И БРУТЕН, в прусской мифологии культурные герои, братья (возможно, близнецы). Согласно источникам 16 в., В. и В. прибыли в Пруссию по морю к устью Вислы. Видевут (Widewuto, Widowuto, Witowudi) учредил у пруссов социальную организацию, светскую власть, был избран «королём». Брутен (Bruteno, Brudeno) основал на горе Гайльтегарбоглавный прусский культовый центр Ромове (Romowe) и воздвиг там «жилище» для богов Патолса, Потримпса и Перкунса (Перкунаса).
http://weldisna.woods.ru/romowe_oak.htm======
Ромува - святилище в центре Европы
…Собрать всех благородных на празднике их богов в Рикойто…
“Прусская Хроника” Симона Грунау
Вплоть до XIII века история Семланда явно (а неявно - и до настоящего времени) вращается вокруг главного святилища этих места - Ромувы ( Ромовы Рикойто).
Сейчас невозможно сказать, когда именно оно было основано. Во всяком случае в VIII веке оно уже существовало и играло большую роль в жизни местных племен, как следует, например, из “Прусской хроники”. Более поздние свидетельства говорят о том, что население восточной Прибалтики - прежде всего, балто-славянское население - воспринимало Ромуву как главное свое святилище [на самом деле, связь Ромувы, к примеру, с белорусскими землями подтверждается многочисленными белорусскими топонимами (названия типа “Ромава”, “Раманава” и т.п. в Беларуси обычно были сакрализируемыми центрами близлежащей территориальной округи) и историческими свидетельствами; к тому же, если прусск. Ramawa значило "Ромува", то ramawan - священный лес вообще, - ред.], что ставит ее (как минимум) на уровень великих святилищ Европы - таких, как Аркона, Уппсала, или Ретра. Однако, Ромуву отличает от других великих святилищ местонахождение: Ромува - святилище в центре Европы и, стало быть, не просто главное святилище одного или нескольких народов, но - “главное” капище Европы [как, собственно, и балты, ввиду своего соотнесения с географическим Центром Европы, главным Европейским водоразделом и “главным капищем Европы”, не могут, таким образом, не иметь особого статуса в древней общеевропейской перспективе - ред.]…
И еще отличает Ромуву - это последнее европейское великое святилище . Уппсала пала в начале XI века, Аркона и Ретра - в середине XII века, Ромува же держалась до конца XIII века, причем жречество Ромувы “функционировало” - пусть и на новом месте, в Вильно, в течение еще двух столетий после захвата Семланда крестоносцами. По некоторым преданиям, именно на капище Ромувы был перенесен священный огонь из Арконского храма после разграбления Рюгена королем Вольдемаром и крестоносцами.
Исторически достоверные сведения о начале Ромувы весьма скудны. Мы знаем, что, также, как в Арконе, с этим святилищем была связана мощная жреческо-воинская организация. Как пишет В.И.Кулаков, руководитель Балтийской археологической экспедиции, “вся мощь, проявленная прусской дружиной в битве с аварами, стала, видимо, приписываться покровительству богов, жертвы им заменили дань, которую дружина получала от окружающих побежденных племен” [7]. Во главе этой сакральной организации стоял верховный жрец, Криве-Кривайтис, фактически бывший главой государства [т.е. языческая древняя Пруссия являлась теократическим гоударством - ред.] до прихода в Пруссию Тевтонского Ордена. Любопытно, что титул (или, скорее, сакральное имя) верховных жрецов Ромувы - Криве - совпадает с самоназванием ближайших славянских соседей балтов - кривичей (т.е. “потомков Криве”). Более того, это слово - krive - до сих пор означает “русский” на балтских языках.
[Следует особо отметить признание (одним из ведущих российских неоязыческих идеологов) теории происхождения названия протобелорусского племени кривичей от балтского первосвященника Криве (подробнее). Однако и славянское этническое происхождение кривичей также вполне может быть опровергнуто (подробнее). “Русский” же звучит как krievs только лишь в латышском языке, и связано это с теми же балтами-кривичами (подробнее) - ред.].
Петр Дусбургский, орденский священник и хронист начала XIV века, написавший в 1326 году восславляющую дела тевтонцев “Хронику земли прусской”, свидетельствовал о власти верховного жреца Ромувы:
…Криве, которого они (пруссы - А.П.) почитали как папу, .........
==
Вывод у меня получается следующий: Апостол Андрей мог совершать турне по
странам Европы с целью завершения образования, что вменялось ему в обязанность.