Валерий Бежецкий писал(а) 10.08.2010 :: 10:09:38:Статья рассказывала о, том что есть племя (название не помню), в Южной Америке, которое таким образом обрабатывает человеческие головы (сохраняя при это их индивидуальные черты), что даже в жарком климате они сохраняются очень долго (приведено несколько иллюстраций). Далее, что на черном рынке можно за несколько сотен долларов купить такую голову, а за несколько тысяч даже европейца. Но как пишет корреспондент, это подделки т.е. через какое-то время они начинают плесневеть и портится в отличии от настоящих голов. А настоящие достать практически не возможно. Ну, там еще, были нюансы. Типа, что для добытия голов постоянно идут стычки между племенами, пропадают белые и одного даже по голове опознали и т.д.
По пути в библиотеку двух верблюдов загнал
, зато нашел два номера «Вокруг света».
Первый совсем старый. И в нем утверждается, что хиваро препарировали только головы уважаемых соплеменников, и при этом череп не извлекался. В другом номере – рассказ о коллекции, в которой собраны трофеи охотников за головами.
«Вокруг света» №9, 1968.
Фармацевтика по-Хиваро
http://aingard.ru/page.php?id=30 (текст статьи почему-то продублирован)
Цитата:Но хиваро уменьшают головы, конечно, не от «жестокости». Эта церемония составляет часть их культа и совершается лишь в случае смерти уважаемого члена семейства, главным образом старейшины - апари. Чтобы образ и дух усопшего навсегда остался в родных стенах, голову старейшины подвергают специальной обработке и вешают на почетном месте в хижине.
«Вокруг света» №9 (2660) | Сентябрь 1995
Священные головы профессора Гасто
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1273/ Цитата:Охота за головами была вызвана не столько кровожадностью индейцев, сколько страхом и суевериями. С младенчества внушали им шаманы, что нет естественной смерти. Что бы ни случилось плохое: болезни, смерть, ранения, падеж скота, неурожай — во всем виноват шаман враждебного племени или же злой дух, вселившийся в воина-чужака.
Профессор говорит о губительном влиянии туризма на жизнь примитивных племен. В некоторых районах он породил торговлю головами и телами умерших, обработанными под обереги племени хиваро. Вам могут подсунуть такую подделку на рынке Манауса за бешеные деньги. Непрофессионал и не догадается, что эти высушенные головы, принадлежали скорее мертворожденным или умершим от болезней новорожденным детям. А настоящую антропологическую редкость вы найдете в Музее американских индейцев в Нью-Йорке или в коллекции профессора Гасто. Есть такие ловкачи, мастера подделки, которые знают, как обработать дымом черепа и высушить их в горячем песке, чтобы кости затвердели, а кожа приобрела древний вид, но сам ритуал бальзамирования и консервации уже не исполняется — слишком хлопотно.
Высушенные головы у хиваро называются «тсантсы». С этим я ошибся
, потому что писал по памяти. Что такое «аратум», можно узнать из статьи Таллажа (см. ниже). И обратите внимание, во всех статьях приводятся разные рецепты изготовления тсансы.
Я. Таллаж, этнограф, антроплог
Цитата:Высушенные головы
В самой гуще амазонских джунглей, в Эквадоре, живет одно из самых свирепых племен Южной Америки — хиваро; оно пользуется дурной славой «охотников за черепами». Члены этого племени не только охотятся за черепами, но еще и высушивают отрубленные человеческие головы.
Это не просто легкая «косметическая» операция. Они настолько усовершенствовали свое искусство, что в результате их умелых действий большая нормальная человеческая голова превращается в маленькую, не больше кулака взрослого человека. Самое удивительное заключается в том, что при этом черты лица не претерпевают никаких изменений. По сути дела, высохшая человеческая голова становится точной маленькой копией оригинала.
Для этого из головы удаляют мозг и кости. Кожа варится в специальной травяной смеси в течение двух часов, пока не станет похожей на резину. После этого ее зашивают, привязывают к высокому шесту и сушат на солнце. Затем «кожаную» голову набивают нагретыми голышами и раскатывают. В результате такой обработки первоначальные размеры головы уменьшаются почти наполовину. Если голова оказывается слишком маленькой для таких камней, то вместо них туда насыпают раскаленный песок, что заставляет ее скукожиться еще больше. В конце концов она достигает нужных размеров. Волосы, которые сохраняют прежнюю длину, делают высушенную голову еще более ужасной на вид. После этого ее обычно украшают птичьими перьями, что только усиливает ее устрашающий вид.
Для того чтобы не допустить побега мстительной души убитого человека, которая, по всеобщему поверью, обитает в высушенной голове, губы и веки ей зашивают, а в ноздри заталкивают шарики из хлопка. Фактически вся процедура высушивания головы была изобретена из-за твердого убеждения в том, что если не подвергнуть голову убитого такой обработке, то душа умершего обязательно убежит через ее отверстия и превратится в мстительного демона, который непременно убьет того воина, который отправил на тот свет владельца головы.
Но, несмотря на все принятые предосторожности, душа мертвеца, по мнению индейцев, все еще может причинить им вред. Чтобы не допустить этого, проводятся специальные ритуальные церемонии уже после того, как голова будет высушена.
В первую ночь после убийства человека воины устраивают праздник, на котором пьют настойку с галлюциногенными свойствами. Это резко меняет их настроение, и они продолжительное время пребывают в состоянии экстаза. Потом тот воин, который убил врага и взял его голову, остается в полном одиночестве в течение трех дней, чтобы таким образом «очиститься». Высушенная голова лежит на его щите возле хижины.
Местный знахарь вливает ему табачный сок в ноздри, чтобы таким образом охранить его от воздействия злых духов. «Очистительная» церемония завершается после того, как колдун велит ритуальным жестом прикоснуться к волосам на высушенной голове, а сам в это время произносит нужные заклинания.
Если требуется столько усилий, чтобы устранить серьезную опасность из головы убитого, то почему хиваро все равно остаются такими страстными охотниками на людей, убийцами-энтузиастами? Дело в том, что, по поверью хиваро, чтобы жить долго, человек должен обрести так называемую душу «аратум». Если у него будет такая душа, то ему угрожает смерть только от неизлечимой болезни. Заполучить такую душу можно, только если индейцу в джунглях явится видение, а это возможно лишь с помощью галлюциногенных препаратов. Под воздействием наркотических средств мужчина испытывает непреодолимое желание убивать, но когда он убивает человека, то утрачивает душу «аратум».
Для индейцев хиваро реальный мир — это мир иллюзий и галлюцинаций, реальность — это мир, который он ощущает под воздействием галлюциногенных растений. Познание этого мира является очень важным для любого хиваро, так что даже младенцу, которому от роду всего несколько дней, дают галлюциногенную настойку, чтобы приучить ребенка к реальному, по их мнению, миру. Хиваро, однако, считают недостаточным приобщить к своему реальному миру только людей. Своих верных спутников, охотничьих собак, они тоже потчуют галлюциногенным зельем в силу все той жё причины.