Валерий Бежецкий писал(а) 15.09.2010 :: 00:25:08:Вообще на первом месте лидирует сковородка во всем мире.
Сковородками, может, бьют чаще, но убивают гораздо реже, чем топорами.
Да и появились сковородки сравнительно недавно, в предпоследнем периоде эволюции кухонной утвари.
Валерий Бежецкий писал(а) 15.09.2010 :: 00:25:08:Я знаю точно, что при строительстве избы под каждый угол закладывалось по пятаку. В Вологодской обл.
Что то закладывалось под матицы, вот что не помню.
Второе мой дед рассказывал, что при закладке фабричного корпуса (до революции) хозяин (г. Бежецк, Коровкин) обошел всех присутствующих все давали монеты. Потом эти монеты ссыпали в сосуд и положил в траншею фундамента.
Монеты – заместительные жертвы. Обычай закладки монет при строительстве дома можно считать последним этапом этой традиции.
Изначальные представления, связанные со строительством дома, космогонические: боги сотворили землю, человек при строительстве своего дома уподобляется демиургам. Дом – это микосмос. Подобие. Маленький мир в большом мире. Человеческая жертва, которую приносили при закладке дома или основании храма, символизировала ту первую большую жертву, благодаря которой возникла вся жизнь. Прекрасным примером тому служит религиозный культ ацтеков.
Вторая функция жертвы – охранная. Через жертву заключался договор с богами о покровительстве. Она же придавала строению дополнительную прочность и долговечность.
К тому времени, когда стали закладывать монеты, ранние представления частично забылись, но сам ритуал сохранился. То есть при новой атрибутике, выполнялись прежние действия – деньги закладывали туда, куда раньше жертву целиком или по частям.
Монеты, сами по себе, символ богатства. Поэтому должны были, по идее, обеспечить достаток в доме и стабильный рост капитала.
Н.М.Теребихин.
Строительный миф и ритуал в традиционной культуре пермских народов http://folk.pomorsu.ru/index.php?page=booksopen&book=1&book_sub=1_14Процитирую немного. Но лучше прочитать статью полностью.
Цитата:Представления о необходимости человеческих жертвоприношений при закладке новых жилищных и хозяйственных построек отмечены в плотницком фольклоре народов коми. Так, например, у чердынских и соликамских коми-пермяков «при постройке дома обычно обещали закопать одного из плотников. Впоследствии же человек заменяется тут мелким животным – поросенком, гусенком или петухом» [iv]. «Среди Чердынских и Соликамских Пермяков распространено убеждение, что мельник, устраивающий новую мельницу, отдает водяному одного или несколько человек из рабочей артели. Этот обет, остаток былого обычая приносить человеческие жертвы, обычая, который имел место у Коми, Югры и Суоми.
<...>
По данным В.Н.Белицер, «коми-пермяки Гайнского района еще лет 20–30 назад при постройке нового дома всегда закладывали под первый венец сруба зёрна ржи, шерсть и мелкие монеты. Этот обычай соблюдался и в других районах округа, а также у зюздинских и язьвинских коми-пермяков» [viii]. Аналогичные обряды жертвоприношения при закладке сруба нового дома существовали и у коми-зырян. «При постройке нового дома в Айкинской волости кладут по углам поднимаемой избы между третьим и четвертым бревном: в красном углу – старую монету, чтобы в доме всегда водились деньги; у порога – кусок хлебного теста, чтобы всегда было достаточно теста при стряпне; в запечном углу – кусочек шерсти, чтобы не было никогда нужды в материале для вязания рукавиц, чулок и т.п.; в четвертом углу (женская половина) – траву со скрипом, чтобы «дедушка» хорошо относился к хозяйке дома» [ix]. «При закладке первых венцов сруба приглашался церковный причт и отслуживался молебен, а затем хозяева накладывали под передний угол монету или крыло рябчика или утки, а под соседний угол осиное гнездо или клок шерсти с целью приманить богатство к дому, обеспечить плодовитость скота и т.д.» [x]