Валерий Бежецкий писал(а) 04.08.2010 :: 10:12:38: Я думаю, что классификацию, жертвоприношений (любых в том числе и человеческих) можно сделать намного проще.
Жертвоприношения на государственном уровне и от частных лиц.
Массовые и одиночные.
Пример массового жертвоприношения. Когда войска Агафокла осадили Карфаген (нач. 4 в. до н.э) жители города принесли в жертву Кроносу (Баал-Хаммону) сбыло принесено 500 детей, в том числе 200 детей из знатных семейств и 300 принесенных в жертву добровольно. (Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека», XX. 14. 4-6). Диодор, конечно, сильно преувеличивает.
Жертвоприношение частное, у тех же финикийцев и пунийцев, частного характера – по обету, (предварительному договору) и договор, налагающий на божество (повязывающий божество) определенные обязательства, по принципу: я тебе жертву – ты мне поможешь в одном деле.
Другой пример, частного жертвоприношения, но в сочетании с каннибализмом – «вымытый раб» у ацтекских торговцев. Раба селили в специальном помещении, наряжали. Хозяин раба совершал паломничество в Точтепек. По возвращении в Теночтитлан устраивал праздник, на котором будущая жертва исполняла ритуальный танец. Потом раба передавли жрцам Великого храма, те традиционным способом вспарывали ему грудь. Сердце отдавалось богам, а тело забирала семья торговца и готовила из него блюда для пира.
Полагаю, что почти все народы, прошли через это, просто об индейских обрядах известно больше, благодаря трудам испанских миссионеров и дневникам конкистадоров.
А свидетельства нецивилизованного европейского прошлого и сегодня время от времени находя при разработке торфяников. За последние 300 лет в заброшенных торфяных болотах Британии, Ирландии, Нидерландов, Германии и Дании было обнаружены много «болотных мумий» («мумий из трясины»).
Цитата:Большая их часть датируется I в. до н. э. — IV в. н. э. Самое древнее из них относится к эпохе мезолита (около 10 000 лет назад), но есть и средневековые, и современные находки.
Разнообразие причин, по которым умерло большинство этих людей, может означать нечто большее, чем просто убийство, — возможно, это было своего рода ритуальное жертвоприношение. Другие мотивы обнаруживаем в трудах римского автора Тацита, писавшего в начале II в. о германских племенах. Он упоминает о некоторых интересных обычаях в их культуре, связанных с преступлением и наказанием: за такие грехи, как «трусость, лень, а также неестественные пороки» (вероятно, гомосексуализм и беспорядочные половые связи) виновных сбрасывали в болото и придавливали ивовыми ветвями, а уличенных в супружеской неверности жен раздевали догола, обривали, выводили из дома и секли перед всей деревней.
См. «Болотные мумии».
http://www.national-geographic.ru/ngm/200711/article_159/http://fontan.ucoz.ru/publ/11-1-0-5ВСС снял фильм о двух таких находках.
Валерий Бежецкий писал(а) 04.08.2010 :: 10:12:38:4. Тайное - скрытая жертва, например при постройке дома, замка, закапывании клада. Малое количество людей проводится тайно.
Строительные и «межевые» жертвоприношения так же совершались при большом стечении народа. Например, основание Иерихона, по ветхозаветной версии.
«На первенце своем Авираме он положил основание его, и на младшем сыне своем Сегубе поставил ворота», (3 Цар. 16:34).
Цитата:Нед Келли, хранитель ирландских древностей в Национальном музее Ирландии, выдвинул теорию, с помощью которой попытался объяснить, почему 40 тел, найденных в ирландских болотах, были погребены вдоль племенных, политических и королевских границ. Он верил в то, что захоронения представляли собой подношения богам плодородия и были залогом успешного правления.
Возможно, что это объяснение подходит только к ирландским мумиям, большинству ирландских мумий, но всех.
Валерий Бежецкий писал(а) 04.08.2010 :: 10:12:38:5. С надеждой получить, что то от человека (силу, ум, здоровье), как правило, связано с каннибализмом.
Каннибализм так же может быть актом мести. У многих древних народов существовал принцип строгого равенства, и если в бою врагами «своих» погибало больше, чем «чужих», то обязательно предпринимались контрмеры для того, чтобы уровнять счет.
Карибы, араваки (и не только они), асматы до последнего времени, съедали своих врагов, захваченных в бою.
Кстати из-за этого же принципа у асматов не заканчивались межплеменные войны. Правда, каннибализм играет второстепенное значение, на первом месте - череп врага. Они - охотники за головами. Теперь, похоже, государство добралось самых глухих уголков Ириан-Джайи, навело порядок.