Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Иван Грозный. Великая Смута (Прочитано 19791 раз)
Танюшка07
Новичок
*
Вне Форума


Я люблю этот форум =)

Сообщений: 1
г.Владимир
Пол: female
Иван Грозный. Великая Смута
10.12.2007 :: 11:05:22
 
Пишу контрольную. Помогите пожалуйста ответить на вопрос. "Как опричнина привела к Великой смуте. Свидетельством какой исторической закономерности были эти события русской истории."
Как опричнина привела к смуте, я ответила. Помогите пожалуйста со следующим вопросом. Плачущий
Наверх
« Последняя редакция: 20.10.2008 :: 22:50:55 от Антон К. »  
Paul_Stastny
Продвигающийся
**
Вне Форума


Я люблю этот форум =)

Сообщений: 58
Re: Иван Грозный. Великая Смута. Помогите.
Ответ #1 - 23.12.2007 :: 15:22:01
 
Интересно, а кто формулировал такой вопрос??? Грознофобы? Наверное. По-моему, крайне неграмотно формулировать так темы! Всем известно, что к смуте привела борьба бояр за власть. А самый главный виновник смуты - Филарет Романов! Гришка Отрепьев из его дома!

...Просто бред формулировать так тему! На костёр таких преподавателей!
Наверх
 
rekluse
Экс-Участник


Re: Иван Грозный. Великая Смута. Помогите.
Ответ #2 - 25.12.2007 :: 15:16:08
 
Смотря что Вы хотите узнать, официальную историю, хотя в настоящее время и ее нет, или то что было  официальной историей лет 20-40 назад.
Вообще то на самом деле опричнина, это инструмент контроля над чиновничьим аппаратом.
Наверх
 
Vosined
Старожил
****
Вне Форума


Смотрю на жизнь как на
побочный эффект вечности

Сообщений: 855
Пол: male
Re: Иван Грозный. Великая Смута
Ответ #3 - 23.12.2008 :: 23:49:50
 
согласен. опричнина это инструмент правда ржавый и ненадежный... может это даже первая политическая партия была про правительственная  Подмигивание
Наверх
 

...
Лисенок
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1329
Пол: female
Re: Иван Грозный. Великая Смута
Ответ #4 - 28.12.2008 :: 13:56:48
 
Оценка опричнины в трудах современных отечественных историков

Современная историография в своих исследованиях отошла от общепринятой. Что вполне закономерно. В поле зрения ученых попала оценка личности в этот период, влияние опричнины на народные массы и на отдельные личности, особенность видения опричнины современниками.
А.Л. Юрганов и А.В. Каравашкин изучали восприятие опричнины Иваном Грозным и его современниками. /14, 3/
Сами современники Ивана Грозного связывали его действия со Страшным Судом. Поэтому становится понятным, что опричные казни нередко интерпретируются как проявление неоправданной жестокости вспыльчивого тирана, алогичности, безумства. Царские казни не воспринимались современниками только как жесткость. Источники фиксируют, что «язык» опричных казней был им понятен. А.М. Курбский, призывая царя покаяться, писал в третьем послании, что «Господь повелевает никого же прежде Суда (Страшного) осуждати». /14; 10/
Как известно, в 1492 г. от Рождества Христова кончалась седьмая тысяча лет по другому счету времени – от Сотворения мира. Церковная пасхалия доводилась до семитысячного года, а против последней даты на одной из рукописей кем-то было даже написано: «Зде страх! Зде скорбь!..» Расчет пасхалии на 70 лет вполне символичен. Конец мира, даже по мнению такого ортодокса, каким был архиепископ Геннадий, мог наступить в 7070-м или в 7077 г. напряженность в русском обществе возрастала по мере приближения символических дат. Иван Грозный находился в исключительном положении и просто не мог не думать о возможности скорого конца мира. Исключительность этого положения определялась той ролью, которая в общественно-религиозном положении и просто не мог не думать о возможности скорого конца мира. Как известно, главная черта наступления последних («злых») времен сводилась к тому, что «умножится беззаконие», наступит последняя решающая битва добра со злом; появятся предтечи антихристовы, люди станут отрекаться от Христа… /14; 10/
Между тем в сознании средневековых людей власть светская уподоблялась власти Божьей. Даниэл Принц из Бухова так передал психологию отношений обыкновенных русских людей к великокняжеской власти: «… они не знают, что должно думать о своем князе: «Бог и не Бог, человек, но больше человека». /14/
Судя по всему, во время опричнины царь возложил на себя особые пастырские функции, что не явилось неожиданностью для многих, и легко было принято «всенародным множеством» в силу традиционной сакральности царской власти в России. В русской элитарно-богословской среде положение великого князя  рассматривалось как вполне ясное, структурно оформленное. Итак, уподобление власти царя власти Божьей, разумеется, не прошло мимо сознания Ивана грозного и стало едва ли не главным мотивом его деятельности. Р.Г. Скрынников справедливо отмечал, что первое послание А.М. Курбскому – это «программный документ» опричнины. /10/
Главные этические понятия, о которых спорили Грозный и Курбский, не только соотносились с грядущим Страшным Судом, но и прямо вытекали из представлений о нем. «Почто, о княже, аще мнишися благочестие имети, единородную свою душу отвергл еси? Что же даси на ней измену в день Страшного Суда?» - вопрошал царь. Иван IV не сомневался в том, что Курбский “тела ради, душу погубил», потому что «презрел» слова аполстола Павла: «Всяка душа владыкам превладеющим да повинуется». Царь определял словом «отступник» состояние человека, не пожелавшего беспрекословно подчиниться монарху. Смысл этого религиозно-политического отступничества очевиден: «Противляяйся власти Богу противится». /10; 14/
Наверх
 

Мир спасет красота и доброта

Относитеcь ко всему критически
Лисенок
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1329
Пол: female
Re: Иван Грозный. Великая Смута
Ответ #5 - 28.12.2008 :: 13:57:21
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Отступничество (измена) и праведность (благочестие) – вот основные императивы-антиподы в сознании Грозного. Праведен (благочестив) тот, кто никогда не выступает против воли Господа. Почему слуга Курбского Васька Шибанов сохранил благочестие? Потому, что он «пред всем народом, при смертных вратех стоя», не забыл своего крестного целования, верно служа своему господину. Князь же и на «челвоека возъярився», и на «Бога возстал».
Итак, мир устроен благочестиво, если царь/14; 3; 10/ владеет своими «рабами», а они безоговорочно повинуются ему, грозный обвинял Курбского и его единомышленников в том, что они «бесоподобно» попытались поколебать «благочестие», а державу, данную ему от Бога и прародителей, присвоить себе. Благочестие – идеальная основа мироустройства. Никому не дано менять иерархическую структуру, в которой государь – слуга Царя небесного. Царское благочестие может и должно породать «злейшее мучение». «Како же не стыдишися злодеев мученики нарицати, не разсуждая, за что кто страждет?» со ссылкой на иоанна Златоуста и Афанасия Великого, царь пишет: «Мучими бо суть татие, и разбойницы, и злодеи, и прелюбодеи: таковы убо не блажени, понеже грех ради своих мучими бысть, а не бога ради». /14; 3; 10/
Пролитие крови тех, кого царь считает грешниками, оправдано самой сутью царской власти. «Вспомяни же и в царех великого Константина: како царствия ради, сына своего, рожденнаго от себе, убил есть!» - писал царь Курбскому, еще не зная, что ему самому предначертано стать сыноубийцей. «и князь Федор Ростиславичь, прародитель ваш, в Смоленце на Пасху колики крови проливал есть! И во святых причитаются!» /14; 3; 10/
Иван Грозный видел главную свою функцию в наказании зла «в последние дни» перед Страшным Судом. Будучи глубоко убежденным в своей особой миссии, пассивно ждать он не мог. «Аз же убо верую, о всех своих согрешниих вольных и невольных суд прияти ми, яко рабу, и не токмо о своих, но и о подовластных дати ми ответ, аще что моим несмотрением погрешиться». Вся русская история, создавшая особый тип сакрализованной монархии, подвела его к мысли начать собственную борьбу со злом, как он его понимал. /14; 3/
Итак, эсхатологические представления причудливым образом совмещались со взглядами на сущность царской власти в средневековой России. Уподобляя свою власть власти Божьей, царь соответственно и действовал «аки Бог»: он имел право на «ярость наказания». /14/
Опричнина в восприятии Ивана грозного была синкретическим явлением не столько политического, сколько религиозного характера. Люди XVI в. не различали эти две сферы: «политика» для них – осуществление христианских задач и целей. Не случайно слова «политика», «политический» появляются в русском языке только в самом конце XVII в. Христиане воспринимают апокалиатчиеские образы в символическом смысле. «буквальная картина – плоскостна, не имеет мифического рельефа, не овеяна пророческим трепетом, не уходит своими корнями на землю и саранча будет величиною с коня и т.д.: этот символический смысл не был для людей средневековья голым знанием. Опричнина -  своеобразная мистерия веры, образ будущего на земной тверди. Опричные казни превращались в своеобразное русское чистилище перед страшным судом. Царь добивался полновластия как исполнитель воли Божьей по наказанию человеческого греха и утверждению истинного «благочести» не только во спасения собственной души, но и тех грешников, которых он обрекал на смерть. И только в последние годы жизни царь стал каяться, возможно, осознав, что прельстился. Завещание 1579 г. отразило этот духовный кризис. Идеи, которая бы вдохновила его, не было, оставалось одно: ждать Суда Христова.
Так, несмотря на все ужасы опричнины, в русское сознание вошла идея моральной оправданности террора (если последний осуществляется во имя укрепления власти): ибо высшая власть, по мнению Ивана IV, его предшественников и последователей, есть носительница высшей справедливости. /14; 3/
Наверх
 

Мир спасет красота и доброта

Относитеcь ко всему критически
Лисенок
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1329
Пол: female
Re: Иван Грозный. Великая Смута
Ответ #6 - 28.12.2008 :: 13:57:54
 
Список литературы

1. Ельянов Е. Опричнина в трудах отечественных историков.//История. – 1998. - №35. – С.12-13.
2. Зимин А.А., Хорошкевич А.А. Россия времени Ивана Грозного. М.. 1982.
3. Каравашкин А.В. Мораль опричников: проблема насилия в эпоху Ивана Грозного. //Человек. – 1993.- №4- С.155-167.
4. Карамзин Н.М. История государства Российского.
5. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 2. М., 1959.
6. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты.
7. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1965.
8. Скрынников Р.Г. Начало опричнины. Л., 1966.
9. Скрынников Р.Г. Опричный террор. М., 1969.
10. Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского.
11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. Ш. М., 1960.
12. Ульянов Н. Тень Грозного. //Знание-сила. – 2001. - №12. – С.77-85.
13. Штаден Г. «Записки немца опричника». //Смена. – 1995. - №8. – С.145-159.
14. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд. //Отечественная история. – 1997.-№3-С.52-76
Наверх
 

Мир спасет красота и доброта

Относитеcь ко всему критически
Лисенок
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1329
Пол: female
Re: Иван Грозный. Великая Смута
Ответ #7 - 08.01.2009 :: 16:47:22
 
Все таки не могу понять: как эсхатологические настроения повлияли на опричнину? Что одно с другим не состыкуется. Хотя...
Наверх
 

Мир спасет красота и доброта

Относитеcь ко всему критически
Protector
Профессор
*****
Вне Форума


Истина где-то там...

Сообщений: 1491
Украина, Харьков
Пол: male

ХНПУ им. Г.С.Сковороды
Re: Иван Грозный. Великая Смута
Ответ #8 - 10.01.2009 :: 17:09:01
 
Танюшка07 писал(а) 10.12.2007 :: 11:05:22:
Пишу контрольную. Помогите пожалуйста ответить на вопрос. "Как опричнина привела к Великой смуте. Свидетельством какой исторической закономерности были эти события русской истории."

Преподавателя можно увольнять. Это все равно, что писать как принятие Судебника Ивана 3 привело к колонизации Сибири. Маразм на марше.
Наверх
 
SYVOROV UA
Профессор
*****
Вне Форума


Всё в наших руках.

Сообщений: 1238
Украина. Харьков
Пол: male

НЮАУ им. Ярослава Мудрого
Re: Иван Грозный. Великая Смута
Ответ #9 - 18.01.2009 :: 11:43:05
 
Protector писал(а) 10.01.2009 :: 17:09:01:
Преподавателя можно увольнять. Это все равно, что писать как принятие Судебника Ивана 3 привело к колонизации Сибири. Маразм на марше.

Согласен
Наверх
 
Владимир В.
ReadOnly
Вне Форума


За Вселенную без Путина
и Лукашенко

Сообщений: 12602
Беларусь
Пол: male
Re: Иван Грозный. Великая Смута
Ответ #10 - 19.01.2009 :: 15:22:37
 
Критики, млин.
Человек больше года назад попросил дать ответ на вопрос контрольной, а не мнение о компетенстности учителя.
Да хотя бы вот так можно ответить (хотя, конечно, препода такой ответ вряд ли устроит):
Во времена опричнины (в октябре 1569 года) был убит Владимир Андреевич Старицкий и два его сына. В 1573 году умер Василий Старицкий. На этом пресеклась последняя боковая ветвь династии Калиты, что немало способствовало династическому кризису, приведшему к Смуте.
Наверх
 

... и я спросил у тишины:
- Хотят ли русские войны?
И мне ответила она:
- Где русский - там всегда война
Protector
Профессор
*****
Вне Форума


Истина где-то там...

Сообщений: 1491
Украина, Харьков
Пол: male

ХНПУ им. Г.С.Сковороды
Re: Иван Грозный. Великая Смута
Ответ #11 - 19.01.2009 :: 15:43:27
 
Владимир В. писал(а) 19.01.2009 :: 15:22:37:
Критики, млин.
Человек больше года назад попросил дать ответ на вопрос контрольной, а не мнение о компетенстности учителя.

А нас хлебом не корми - дай кого-нибудь покритиковать. Подмигивание
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Иван Грозный. Великая Смута
Ответ #12 - 12.06.2010 :: 22:05:35
 
Тема закрыта.
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать