А так вот.
Что произошло под Конотопом? Для того, чтобы понять это надо вернутся немного назад в 1657 год, когда Богдан Хмельницкий сделал своим преемником своего сына Юрия, который не обладал теми качествами, которые были у его отца. И быстро место гетмана занял Иван Выговский.
В начале восстания Хмельницкого, Выговский служил в польских войсках, сражавшихся против казаков, но уже в 1648 году попал к ним в плен и быстро втерся в доверие к самому Хмельницкому

, сделал в казачьем войске блестящую карьеру и к моменту смерти Хмельницкого был уже Генеральным Писарем, то есть одним из ближайших сотрудников гетмана.
Опустим, что будущий гетман играл на два лагеря...
Итак, Выговский, имея уже твердое обещание помощи от Польши и татар, решил действовать самостоятельно и в начале лета 1658 года двинулся на Полтаву. При помощи наемных немецких войск и татар ему удалось разбить полковника Мартына Пушкаря и пришедших к нему на помощь запорожцев и жестоко расправиться со своими политическими противниками. В награду за помощь Выговский дал татарам разрешение грабить и уводить в плен население ряда городов. Затем подписывает с поляками Гадячский мирный договор, согласно которому Малороссия вновь возвращалась под власть Польши (6 (16) сентября 1658 года). И зачем Тарас Бульба против них боролся ума не приложу

.
Еще до подписания Гадячского договора брат Выговского, Данила пытался выбить из Киева русский гарнизон Шереметева, но потерпел сокрушительное поражение. Сам Выговский поспешил на помощь, но был взят Шереметевым в плен. Гетман второй раз присягнул на верность России

, обязуясь не воевать больше с царскими войсками.
Вскоре после неудачи под Киевом Выговский предпринял наступление на войска князя Ромодановского, стоявшие на границе, но был отброшен. Отступая, Выговский разорял города и села. Он даже умудрился вторгнуться на Российскую территорию и пытался осадить городок Каменный. Впоследствии он оправдывался тем, что думал найти в этом городке свою гетманскую булаву, которую еще во время боев под Полтавой отбил у него Мартын Пушкарь.
Выговский был объявлен изменником, и в ноябре 1658 года под Варвой казаки, сохранившие верность России, избрали наказным (временным) гетманом Ивана Беспалого вместо Выговского.
Трубецкой получил приказ с большим войском выступить на Украину в январе 1659 года. За две недели внушительная армия (но вовсе не 150 тысяч, как пишут украинские историки) прошла пятьсот верст. Уже в начале февраля Трубецкой был у Путивля, крупнейшей пограничной крепости. Здесь к нему присоединились полки Ромодановского и казаки Ивана Беспалого.
19 апреля 1659 года армия начала продолжительную и очень неторопливую осаду Конотопа где находился ставленник Выговского Гуляницкий, в то время как сам гетман опасаясь со своим немногочисленным, оставшимся ему верным войском ушел в южные районы дожидаясь подкрепления от татар и поляков.
В конце июня ситуация заметно изменилась. На Крупич-поле встретились войска Выговского и крымского хана Мухаммед-Гирея.
Утром 29 июня 1659 года Выговский напал на русский лагерь возле Сосновской переправы под Конотопом. После короткого боя сторонники Выговского начали беспорядочно отступать к реке. Вслед им бросилась дворянская конница под командованием князя Семена Пожарского. Так или иначе, но по дворянскому войску в тыл ударили крымские татары.
Разные источники называют разные цифры потерь, простите за каламбур

: от пяти до тридцати (и даже пятидесяти) тысяч русских воинов полегло в этом бою.
Однако с налета уничтожить всю армию Трубецкого не удалось. Из укрепленного русского лагеря картечью ударили пушки, пешие солдатские полки открыли огонь из пищалей. Татарская атака захл##нулась.
Князь Пожарский был ранен и попал в плен. Представ перед торжествующим Выговским и Мухаммед-Гиреем, Пожарский бросил в лицо первому обвинение в измене, а второму - в вероломстве. Когда хан стал бахвалиться победой, князь плюнул ему в лицо. Взбешенный хан приказал отрубить русскому военачальнику голову.
Русский лагерь под Конотопом был фактически окружен татарской ордой и казаками Выговского. Трубецкой отдал приказ готовиться к прорыву через кольцо окружения. Военные историки полагают, что как раз в организации отхода и проявилось еще раз воинское искусство Алексея Трубецкого. До русской границы предстояло двигаться по открытой равнине, очень удобной для татарских налетов. Русская армия отступала “таборами”, в кольце обозных телег, которые, сомкнувшись, образовывали своего рода передвижные крепости. Из них солдаты ружейным и пушечным огнем отражали наскоки татар. Время от времени телеги размыкались, и дворянская конница выезжала из укреплений для рукопашной схватки с неприятелем.
Три долгих летних дня русское войско отступало к Путивлю. На реке Сейм были наведены мосты. Составленные полукругом телеги образовали предмостное укрепление, под прикрытием которого в полном порядке на правый (русский) берег отошли солдатские и рейтарские полки, дворянская конница, были переправлены все пушки и обозы. Армия была сохранена.
Историки расходятся в оценке численности русских войск. Понятно, чем их больше, тем весомее кажутся успехи Выговского. Дмитрий Дорошенко называет цифру “больше ста тысяч”, Орест Субтельный - упоминает 150 тысяч, а автор официальной версии Юрий Мыцык настаивает на 360

Он же доводит число убитых русских до 50 тысяч, хотя по русским источникам их было 5 тысяч, по украинским, еще в начале века - 20. С этого времени вроде бы новых документов не нашли.
Ну вот как то так.