«Все скандинавы» - это ответ на цитату: «Варягами называли относительно «миролюбивых» и «добропорядочных» шведских купцов/воинов».
Цитата: «Ведь в той же Норвегии жили совершенно нормальные люди (свободные землепашцы, бондэры).
Бесспорно. Как и в Швеции. Хотя классовые различия не носили абсолютного характера, массы были четко отделены от тех, кто был «обречен на успех». Низший слой общества составляли рабы «сервы». Средний класс – это свободные крестьяне (карлы), ремесленники рыбаки, корабелы, мелкие торговцы и наемные солдаты.
Аристократы, крупные землевладельцы – ярлы или князья (герм., в изначальном смысле – «глава рода») были владельцами больших угодий. Именно аристократы - достаточно амбициозные, имевшие средства для сбора экспедиций, и их младшие отпрыски были настоящими викингами.
Этот класс называется «военно-феодальной» знатью. Какая, там, пахота или рыбалка.
Собрание шведские землевладельцев (всех – от освобожденных рабов, владевших клочками земли, до ярлов), на которых они выбирали вождей, известны под называнием «дело».
Цитата:плевавшие и на конунгов… и с удовольствием вырезавшие друг друга
Не только плевали. Каждый из них мечтал о королевской короне – все к власти стремились.
Цитата: Ну вообще-то начало набегов норманнов на Англию и нападения датчан на Дорчествер датируется 787 годом, это как раз и есть что называется "тропа войны"
.
Это же не через сто лет после окончания «вендельского» периода, который закончился, напомню, в 800 г. (условно).
В 810 викинги под предводительством датского короля Готфрида опустошили Фрисландию, провинцию в Недерлндах. Чем не «массовая» вылазка? Набег, конечно, был отражен, но состоялся-то еще при жизни Карла Великого.
Может, не будем о датах спорить, а? Это нюансы. К тому в же слово «экспансия» мы вложили разный смысл. Бог с ней, с экспансией.
Цитата:В общем, самые обычные пираты. Где-то в Дании (если не ошибаюсь) у них была своя тортуга
Приблизительно с 550 года скандинавские купцы основали несколько крупных поселений на торговых путях: Бирка в Швеции, Каупанг в юж. Норвегии, Хедебю на территории, в то время принадлежавшей Дании.
Некий гость из мавританской Кордовы, делец по имени Ибрагим аль-Таруши, примерно в 950 году охарактеризовал ярмарку в Хедебю, где шла бойкая торговля на двунадесяти языках, следующим образом: «Городу недостает роскоши и богатства. Жители питаются больше рыбой, которая здесь в изобилии. Люди часто бросают новорожденных младенцев в море, вместо того, чтобы выхаживать их. В честь своего божества они закатывают пиры, едят и пьют. Тот, кто совершает жертвоприношение – режет быка, овцу, козу или свинью, - вывешивает тушу на столбах перед своим жилищем, дабы все убедились, что он принес жертву богу». Еще один штрих к неприглядной картине скандинавов на отдыхе: Никогда не слышал столь гнусного пения. Их глотки исторгают вой, подобный собачьему, только еще более дикий». Английские гости отзывались о викингах того же периода очень высоко. По их словам, они ходили в баню по субботам, расчесывали волосы, красиво одевались и в силу этого пользовались успехом у женщин. Что подтверждают раскопки. В могилах обнаружены предметы личного обихода: разнообразные расчески, гребни для удаления вшей, кувшины для омовений, пинцеты и щеточки для чистки ушей. Иконография представляет мужчин с ухоженными волосами, аккуратно подстриженными бородами, загнутыми вверх усами, кончики которых заплетены в маленькие косички. Рост вождей был не менее 180 см.
Цитата: Само их существование сильно вредило государственности скандинавских стран, поэтому конунги вели с ними упорную борьбу до полного уничтожения и изгнания со Скандинавского полуострова.
О каком периоде (или эпизоде) речь? Скандинавские конунги вели борьбу с соперниками, стремящимися занять их место. Какой король хочет, чтобы его свергли?
Эпоха викингов (условно) закончилась в 1066 году, когда после битвы при Ганстингсе последовал захват (нормандское завоевание) Англии, одного из водоразделов Европы.
Цитата:Тот же Харальд Прекрасноволосый (он же Длинноволосый, он же Косматый) получил свое прозвище за клятву не стричь волосы до полного изгнания ярлов из Норвегии.
Мне известна более романтическая версия. И смысл немного другой.
Гарольд полюбил светловолосую женщину с севера по имени Гида, однако, когда он попросил ее руки, она ответила, что никогда не выйдет замуж за ярла, а только за настоящего короля, как датский Горн. И тогда Гарольд поклялся, что не будет стричь волосы, пока не покорит всех ярлов и не сможет претендовать на руку Гиды. Сомнительно, да?
Жестокие люди бывают очень сентиментальны, но чтобы Гарольд...
Дабы в последствие не было «непоняток», хочу прояснить свою позицию. Мухи отдельно, котлеты - отдельно.
Во-первых, я не утверждаю, что мое мнение верно, а ваше – нет; не утверждаю, что мои источники самые достоверные, а ваши написаны людьми не знающими тему. Пример с Хедебю показывает, как могут разниться мнения об одном и том же предмете. Во-вторых, я не занимаюсь углубленным изучением истории викингов, хотя материалы о раскопках у меня есть. В третьих, всех деталей эпохи я могу не знать, но социологический и идеологический аспект теме мне знаком.
Цитата:Простой народ также не разделял пиратской романтики и паразитичекой идеологии викингов
Вы делает акцент на том, что пишите о норвежцах (их предках), я о свеарах (шведах). Хотя для периода (8-9 вв) разница была невелика. Я не пытаюсь опрокинуть ваши свидетельства, просто, констатирую.
Ниже приведен отрывок из труда группы шведских историков (учтите национальный фактор и тот богатый археологический материал, по которому они ходят). Не затрагиваю тему берсеркеров – это вообще отдельный разговор. От себя добавлю, что понятие «рода-семья» и верность воинской присяге - являлись для викинга жизненными приоритетами.
В моральном кодексе викингов (так у авторов) центральное место занимал «drergeskapur». Это понятие включает в себя целый ряд качеств, которые считаются обязательными как для общества в целом (отмечаю: для общества в целом!), так и – в особенности - для тех, кто мог прослыть героем в глазах соотечественников. Самоуважение, честь, безупречная репутация ставились превыше всего.
Все стороны жизни определялись обычаями; обычаями гостеприимства и подношений, клятв и мщения, добрых дел на благо общества, таких, как строительство мостов и храмов.
Продолжение следует.