Беляков
ReadOnly +++
На Форуме
Сообщений: 184
Пол:
МИЭМ
|
Вот, кстати, отрывок из "Псевдоклементин":
Потом была поездка в Лаодикею и много иных, когда же Симон прознал про намерение Петра обратить в Веру Фауста, сторонника Симона, он наконец встретился с Петром, приехав из Антиохии и войдя к тому вместе с Афинодором Эпикурейцем и говоря: - Я слышал, ты обещал вчера Фаусту доказать сегодня, приводя аргументы в обычном порядке, начиная с Того, кто Господь вселенной, о котором мы должны говорить, что Он один есть Бог, и что нам не следует говорить, что есть иные боги, поскольку тот, кто поступает иначе, будет наказан навек. Но превыше всего я изумляюсь безумству твоих надежд обратить мудреца, ушедшего далеко вперед за годы, в сравнении с тобой. Но ты не преуспеешь в своих планах, тем более, что я присутствую и могу тщательно опровергнуть твои лжеаргументы. Поскольку возможно, что не будь я рядом, мудрый старик мог бы быть запутан, не имея критического знакомства с книгами, в которые верят среди евреев. Сейчас я буду многое опускать, дабы я мог скорее опровергнуть то, что ты обещал доказать. Посему начинай говорить обещанное перед нами, знающими Писания. Но если, боясь нашего опровержения, ты не пожелаешь исполнить свое обещание в нашем присутствии, это само по себе будет достаточным доказательством того, что ты неправ, поскольку ты брался говорить в присутствии тех, кто знает Писания. А теперь, зачем мне ждать, пока ты мне скажешь, когда я имею самого удовлетворительного свидетеля твоего обещания в лице присутствующего старца? Сказав это, он обратился к отцу Климента, говоря: - Скажи мне, замечательнейший из всех людей, тот ли это человек, что обещал тебе доказать сегодня, что Бог един, и что мы не должны говорить или думать, что есть какой-то другой бог, и что тот, кто действует иначе, будет покаран навек как самый отвратительный грешник? Откажешься ли ты мне ответить? Отец же Климента свидетельствовал положительно, предложив, однако, обоим защитить свою точку зрения, на что Симон ответствовал: - Я сделаю так, как ты скажешь; но боюсь, как бы ты не погрешил против истины, уже имея пристрастие к его аргументам. Отец Климента засим утверждал, что его пристрастия скорее на стороне Симона, который спросил тогда: - Как это так, когда ты не знаешь, в чем состоят мои мнения? И дискуссия началась типовым выступлением Петра, которое Симон теперь оспаривал так: - Я придерживаюсь того, что Писания, в которые верят среди евреев, говорят, что есть много богов, и что Бог не сердится на это, поскольку Он сам вещал о многих богах в Своих Писаниях. Например, в самых первых словах закона, Он очевидно говорит о них как равных Ему. Ибо написано, что когда первый человек принял завет от Бога есть с любого дерева в саду, но не есть с дерева познания добра и зла, змей убедил их посредством женщины, через обещание, что они станут богами, убедив познать, и когда те познали, Бог сказал, "вот, Адам стал как один из Нас". Когда затем змей сказал, "вы будете, как боги", он ясно говорил в уверенности, что боги существуют; тем более, что Бог добавил к его признанию, сказав "вот, Адам стал как один из Нас". Змей, затем, сказав, что есть много богов, не говорил лживо. Опять, писание "Богов не злословь и начальника в народе твоем не поноси" указывает на многих богов, которых Он даже не хочет и проклинать. Но и где-то еще написано, "покушался ли какой бог пойти, взять себе народ из среды [другого] народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог ваш". Когда он говорит "покушался ли какой бог", Он говорит по предположении, что другие боги существуют. И еще где-то: "боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес". И в другом месте, когда говорится, "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои", говорится так, будто бы другие боги существовали, которым нельзя следовать. И опять: "имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих". Тут упоминаются многие боги, чьи имена нежелательно называть. И снова написано, "Господь, Бог ваш, есть Бог богов". И опять: "Кто, как Ты, Господи, между богами?" И еще: "Бог ваш есть Бог богов". И опять: "Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд". Поэтому я теперь спрашиваю, коль скоро есть так много отрывков на письме, подтверждающих, что существует много богов, ты утверждал, что мы не должны ни говорить, ни думать, что есть много. Наконец, если у тебя есть что-либо сказать так же отчетливо, говори в присутствии всех. Петр произнес речь, приводя обратные примеры из Ветхого Завета. И Симон сказал: - Мое первоначальное соглашение с тобой было таково, что я должен доказывать из Писаний, что ты неправ, придерживаясь того, что мы не должны говорить, что есть много богов. Соответственно, я представил много письменных отрывков, чтобы показать, что божественные Писания сами говорят о многих богах. Слушаешь ли ты, Петр, что я говорю? Мне кажется, ты грешишь, говоря против них, тогда как Писание говорит, "Богов не злословь и начальника в народе твоем не поноси".
Кстати, последний перевод в русском варианте звучит, как "Судий не злословь", поскольку современному еврею уже не приходит в голову другой перевод слова "элохим" как богохульственный - вот она, разность суждений!
|