ИВК
|
Где находился настоящий центр Руси в эпоху от Олега Вещего до Ярослава Мудрого включительно? Имею в виду центр, где принимались решения, определявшие судьбу страны. Итак, летописи, рассказывая о том периоде, чётко отделяют народ русь от большинства населения Восточной Европы (я не про языковые различия, не надо хотя бы тут поднимать эту затасканную тему). Очевидно, что русь - государствообразующее меньшинство, организующая сила. Остальные народности, в основном, признают власть руси (или, скорее, признают её князей также и своими). Важнее всего устойчивая поддержка русской власти ильменскими словенами (позже они начинают именоваться новгородцами) и полянами (позже именуются киянами). Но, не пытаясь скинуть русскую власть, те и другие стремятся перетянуть её к себе, чтобы она правила, прежде всего, в их интересах. С одной стороны, естественным центром государства тогда был Киев. Потому что центр - это, в тех условиях, прежде всего местонахождение основной дружины, а её место - именно на чернозёмном юге, где, с одной стороны. хлеб, а с другой - угроза со стороны хазар, печенегов и прочих. А с другой стороны... вот некоторые данные из летописи и других источников, заставляющие задуматься. Олег пришёл в Киев из Новгорода, причём приведённые им ильменские словене, варяги и прочие "прозвашася русью", то есть обрусели, осев на юге. Следующий князь - Игорь - тоже выходец с севера. Его жена Ольга - из Пскова, а их сын Святослав, по сообщению Константина Багрянородного, при жизни отца княжил в Новгороде. После Святослава на киевском столе наконец оказывается князь, не связанный с севером - Ярополк. Но это исключение лишь подтверждает правило: Ярополка сверг княживший в Новгороде Владимир, с войском из варягов, ильменцев и их северных союзников. Несомненно, что не все они вернулись домой, часть осталась (должен же Владимир иметь какое-то своё, проверенное окружение в чужом ему Киеве). Насчёт варягов об этом сказано определённо. Их конфликт с Владимиром (из-за того, должен ли он оплатить их помощь) привёл к расколу в их среде. Не внушающую доверия часть (наверное, бОльшую) варягов он сплавил в Византию (так и не заплатив), зато "мужам добрым, смыслёным и храбрым" "раздал грады". В дальнейшем в летописи не упоминается о живущих на юге варягах, равно как и ильменцах, кривичах или чуди. Понятно, что с ним стало то же, что и с теми, кто пришёл когда-то с Олегом - они слились с русью. Под 988 годом летопись сообщает, что Владимир строит города по Десне, Остру, Трубежу, Суле, Стугне и заселяет их "лучшими мужами" из словен, кривичей, чуди и вятичей. Что любопытно, как и в предыдущем случае с варягами, поселяются на юге не кто попало с севера, а лучшие (имеются в виду наиболее знатные или лучшие по личным качествам - в данном случае ничего не меняет). И, опять же, в дальнейшем никакие кривичи, чудь и прочие в этих краях не упоминаются, что и понятно: они тоже обрусели. Также показательно, что из перечисленных рек справа, то есть с киевской стороны, в Днепр впадает одна маленькая Стугна. То есть заселялась таким образом в основном степная граница на левобережье Днепра; и это не только защита от степи, но и противовес полянской Киевщине. Что по-настоящему проявится много позже, когда это заселённое выходцами с севера степное пограничье - Переяславская земля - наглядно покажет, что север ему гораздо роднее Киева. Северные пришельцы, вливаясь в состав руси, не так уж сливались с местным (полянского и северянского происхождения) населением. Святополк Окаянный - тоже исключение, подтверждающее правило: не был связан с севером - и не удержался в Киеве. Ярослав Мудрый княжил на севере (в Ростове, потом в Новгороде) с юности, если не с детства. Он достиг власти над Киевом и удерживал её, опираясь прежде всего на новгородцев и варягов. Что не могло не сопровождаться, опять же, оседанием части из них на юге, в том числе в качестве ближнего окружения князя. И, похоже, что и после утверждения в Киеве Ярослав имел обыкновение надолго его покидать. Во всяком случае, и при походе на Киев Мстислава (1024 год) и при нашествии печенегов (1036) Ярослав почему-то спешил на помощь столице из Новгорода, словно он именно там большей частью и жил. Да, столица Руси находилась в Киеве, а князей Руси фактически назначали в Новгороде (или в Ладоге, есть и такая версия, но в данном случае разница несущественна). Причём словене (новгородцы) не могли при этом обойтись без варягов. Намечается большая война - тут же нанимают варяжскую дружину. В то же время, постоянно держать у себя варягов новгородцы не желали. Отчасти, видимо, из-за возможных эксцессов, подобных описанному в летописи под 1015 годом. Но он единичен, вообще же новгородцы и варяги были склонны не резать друг друга, а действовать совместно. И то, что варягов лишь приглашали на время в случае войны, объясняется тем, что в их постоянном присутствии потребности не было. Порядок на Руси в целом и на севере её в частности поддерживала русь; соответственно, ей же шла и дань как плата за эту работу - а именно она и была постоянной. Варяги, получается, требовались лишь при "аврале". Причём как при крупных походах киевских князей, так и при необходимости поставить в Киеве князя, угодного новгородцам. В летописи сказано, что Олег, сев в Киеве, установил дань ("ради мира") от Новгорода варягам в 300 гривен, и платили её до смерти Ярослава. Но кому именно? Получается, что варяги (или та их часть, которая поддерживала союз с Новгородом) представляли собой какую-то устойчивую общность, способную как-то организованно принимать эту дань гарантировать мир при её регулярном поступлении. А это никак не подтверждается ни русскими, ни скандинавскими источниками; тут дело запутанное. И озадачивает само повеление Олега одной из подчинённых ему земель платить кому-то на сторону. А может, не на сторону? Может, варяги (во всяком случае, эти) воспринимались как полезный придаток к Руси, который поэтому следует подкармливать? Постоянная плата (кстати, 300 гривен, как видно из летописи под 1014 годом - всего десятая часть всей собиравшейся в Новгородской земле дани; так что варягам платили весьма умеренно) - это, скорее, способ поддержания постоянных дружеских связей с варягами, чтобы их всегда можно быстро нанять, как только возникнет потребность в дополнительной военной силе; вот тут варяги получали возможность заработать уже всерьёз. Кстати, дань от Новгорода варягам - своеобразный маркёр, помечающий границы эпохи. Её выплачивали от перехода Олега в Киев до смерти Ярослава - а это и есть время территориального раздвоения русской власти, когда сама она в основном на юге, но под постоянным присмотром с севера. Как бы ни соотносились друг с другом русь и варяги в пору Рюрика (это за пределами данной темы), а во времена Владимира и Ярослава их сходство и различие очевидно. Сходство в том, что те и другие, будучи сравнительно малочисленны, выступают в Восточной Европе как мощная военная сила. А значит, и русь и варяги - прежде всего дружина. Причём те и другие теснейшим образом связаны с Новгородской землёй. Варяги без опоры на Новгород вообще ничего не могли бы делать в Восточной Европе (и действительно испаряются из истории, как только с середины 11 века теряют эту опору). А зависимость руси от Новгорода выражается уже в том, что судьба киевского стола решалась, прежде всего, на севере. А основные различия каковы? Народ русь живёт в Восточной Европе и собирает постоянную дань со значительной её части; само существование руси зависит от того, способна ли она поддерживать тут более-менее устраивающий местное население порядок. Для руси Восточная Европа - родина. Это народ-дружина, который должен либо успешно обеспечивать порядок в своей громадной стране либо погибнуть. Тогда как варяги - непременно пришельцы; они не могут тут осесть надолго, оставаясь варягами. Влившись в русскую дружину (а больше некуда), они сами быстро становятся русью. А основная тенденция эпохи в том, что русь всё более укореняется в Среднем Поднепровье. Причём она растёт численно и за счёт обрусения как местного населения (полян и северян), так и оседающих тут пришельцев с севера. И к концу правления Ярослава потребность в поддержке с севера исчезает. Теперь центр Руси уже определённо в Киеве и вокруг него. Новгород отходит на второй план, варяги просто исчезают из русской истории. Наступает другая эпоха. А вообще надо, конечно, внимательнее рассмотреть сущность и взаимодействие основных сил, на которых держалась Русь того времени. А таковых сил, на мой взгляд, четыре: сам народ русь, поляне (позже - кияне), ильменские словене с союзниками (позже - новгородцы) и варяги.
|