Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Образование для масс. часть вторая (Прочитано 3429 раз)
михель гофман
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 11

Колумбийский университет
Образование для масс. часть вторая
27.06.2014 :: 01:42:48
 
То­та­ли­тар­ное об­ще­ст­во мо­жет при­ми­рить­ся с тем, что лю­ди го­во­рят од­но, а ду­ма­ют дру­гое, дос­та­точ­но то­го, что они под­чи­ня­ют­ся. В ус­ло­ви­ях де­мо­кра­тии все­гда су­ще­ст­ву­ет опас­ность то­го, что не­за­ви­си­мая мысль мо­жет пре­вра­тить­ся в си­лу в по­ли­ти­че­ской сфе­ре. По­это­му важ­но унич­то­жить опас­ность ещё в за­ро­ды­ше.
В то­та­ли­тар­ных об­ще­ст­вах лю­ди со­про­тив­ля­лись, не все­гда осоз­на­но, сис­те­ме идео­ло­ги­че­ско­го на­жи­ма. Аме­ри­ка же  стра­на де­мо­кра­ти­че­ская, она не ис­поль­зу­ет приё­мы гру­бой и от­кро­вен­но лжи­вой про­па­ган­ды, она вос­пи­ты­ва­ет ин­те­ре­сы, мне­ния и по­треб­но­сти, ис­поль­зуя со­вер­шен­ные фор­мы убе­ж­де­ния, и са­мые та­лант­ли­вые лин­гвис­ты, жур­на­ли­сты и сце­на­ри­сты ра­бо­та­ют имен­но в этой сфе­ре.

В пе­ри­од Ве­ли­кой Де­прес­сии сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции уде­ля­ли ог­ром­ное вни­ма­ние де­та­лям жиз­ни ган­г­сте­ра Дил­линд­же­ра. Го­во­ря о жиз­ни ве­ли­ко­го гра­би­те­ля, они уво­ди­ли пуб­ли­ку от опас­ной те­мы, при­чин эко­но­ми­че­ско­го кра­ха. Мил­лио­ны ли­ши­лись средств к су­ще­ст­во­ва­нию, но ма­ло кто по­ни­мал сис­те­му об­ма­на, про­ве­дён­но­го фи­нан­со­вой эли­той. Фи­гу­ра гра­би­те­ля-оди­ноч­ки за­сло­ни­ла со­бой фи­гу­ры тех, кто ог­ра­бил всё об­ще­ст­во.

От­кры­тая ложь не­эф­фек­тив­на, она вы­зы­ва­ет со­про­тив­ле­ние, по­это­му мас­со­вая куль­ту­ра ис­поль­зу­ет мяг­кие, ма­ло­за­мет­ные, те­ра­пев­ти­че­ские приё­мы, на­прав­ляю­щие чув­ст­ва, же­ла­ния, мыс­ли в не­об­хо­ди­мое рус­ло, она пред­став­ля­ет кра­соч­ный, мно­го­об­раз­ный, на­сы­щен­ный дей­ст­ви­ем и эмо­ция­ми мир, в ко­то­ром слож­ность и про­ти­во­ре­чи­вость жиз­ни вы­ра­жа­ет­ся эле­мен­тар­ны­ми фор­му­ла­ми, лег­ко вос­при­ни­мае­мы­ми людь­ми лю­бо­го об­ра­зо­ва­тель­но­го цен­за, и они за­кре­п­ля­ют­ся в мас­со­вом соз­на­нии бла­го­да­ря про­фес­сио­наль­но­му мас­тер­ст­ву соз­да­те­лей и впе­чат­ляю­щей эс­те­ти­ке.

В ус­ло­ви­ях де­мо­кра­тии не су­ще­ст­ву­ет го­су­дар­ст­вен­ной цен­зу­ры, пря­мая цен­зу­ра не эф­фек­тив­на, го­раз­до дей­ст­вен­нее са­мо­цен­зу­ра ра­бот­ни­ков ин­ду­ст­рии ин­фор­ма­ции. От­кло­не­ние от един­ст­вен­но вер­ной ли­нии на­ка­зы­ва­ет­ся ис­клю­че­ни­ем из про­фес­сио­наль­но­го кру­га. По­пыт­ки пред­ста­вить своё мне­ние, про­ти­во­ре­ча­щее об­ще­при­ня­то­му, вос­при­ни­ма­ет­ся, как не­про­фес­сио­наль­ное по­ве­де­ние. Про­фес­сио­нал слу­жит за­каз­чи­ку и не дол­жен ку­сать ру­ку, ко­то­рая кор­мит.

В Со­вет­ской Рос­сии, по­дав­ляю­щая часть твор­че­ской ин­тел­ли­ген­ции бы­ла ис­тин­но про­фес­сио­наль­ной, она слу­жи­ла ре­жи­му, а своё мне­ние вы­ра­жа­ло на до­маш­ней кух­не, точ­но так­же, как это де­ла­ет аме­ри­кан­ская ин­тел­лек­ту­аль­ная эли­та, прав­да, её “кух­ней” яв­ля­ют­ся спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные из­да­ния для уз­кой груп­пы про­фес­сио­на­лов.

В ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной де­мо­кра­тии спе­циа­ли­сты в сис­те­мах ин­фор­ма­ции не ра­бо­та­ют на го­су­дар­ст­во. Они не под­чи­ня­ют­ся “выс­шим ин­стан­ци­ям”, но их бла­го­по­лу­чие пол­но­стью за­ви­сит от уме­ния чув­ст­во­вать, в чём ну­ж­да­ют­ся те, кто об­ла­да­ет ре­аль­ной вла­стью. Для это­го не ну­жен при­каз, цен­зор, лишь чут­кая, к ат­мо­сфе­ре не­глас­ных тре­бо­ва­ний де­ла, са­мо­цен­зу­ра.

Тем не ме­нее, су­ще­ст­ву­ют не­за­ви­си­мые из­да­ния, су­ще­ст­ву­ют не­за­ви­си­мые мне­ния, но они где-то на да­лё­кой пе­ри­фе­рии, их нуж­но ис­кать. Сред­ний по­тре­би­тель же час­то не толь­ко не мо­жет, он и не хо­чет за­труд­нять се­бя по­ни­ма­ни­ем всей слож­но­сти ком­плекс­ных взаи­мо­свя­зей по­ли­ти­ки, эко­но­ми­ки и куль­ту­ры с про­бле­ма­ми его по­все­днев­ной жиз­ни. Он не же­ла­ет тра­тить свою энер­гию на что-ли­бо, что ле­жит вне его по­все­днев­ных дел. Ин­те­ре­сы по­став­щи­ков ин­фор­ма­ции и ин­те­ре­сы по­тре­би­те­лей ин­фор­ма­ции, та­ким об­ра­зом, смы­ка­ют­ся.

Да­же ес­ли кто-то чув­ст­ву­ет, что им ма­ни­пу­ли­ру­ют, что то, что ему пред­ла­га­ет­ся сред­ст­ва­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции, ум­но под­стро­ен­ная ло­вуш­ка, что его убе­ж­да­ют сде­лать “пра­виль­ный вы­бор”, ко­то­рый, по су­ще­ст­ву, со­всем не в его ин­те­ре­сах, он впи­ты­ва­ет все те же ло­зун­ги и фор­му­лы, вы­гля­дя­щие чрез­вы­чай­но при­вле­ка­тель­но.

Но да­же ес­ли не толь­ко чув­ст­вом, но и соз­на­ни­ем он на­чи­на­ет со­мне­вать­ся в том, что он слы­шит и ви­дит, мыс­ли эти ос­та­ют­ся толь­ко в его го­ло­ве. Он вряд ли ре­шит­ся по­де­лить­ся к кем-то свои­ми кра­моль­ны­ми мыс­ля­ми, он бо­ит­ся быть не как все, впол­не воз­мож­но, что что-то не в по­ряд­ке с ним са­мим. Все не мо­гут быть не­пра­вы.

«Прин­цип аме­ри­кан­ско­го ра­вен­ст­ва на­кла­ды­ва­ет за­прет на мне­ние, от­ли­чаю­щее­ся от об­ще­при­ня­то­го, он име­ет две тен­ден­ции, од­на дви­жет к при­ня­тию, дру­гая ве­дёт к от­ка­зу от соб­ст­вен­ных раз­мыш­ле­ний»,  пи­сал То­к­виль в на­ча­ле XIX-го ве­ка

А так как в мас­со­вом об­ще­ст­ве ма­ло кто ре­ша­ет­ся всту­пать в кон­фликт с об­ще­при­ня­тым мне­ни­ем, за­щи­щая, по То­к­ви­лю, «не­про­ве­рен­ные ис­ти­ны», сред­ний че­ло­век «от­ка­зы­ва­ет­ся от ка­ких-ли­бо раз­мыш­ле­ний», и вы­ра­жа­ет “соб­ст­вен­ное мне­ние” сте­рео­тип­ным на­бо­ром об­ще­при­ня­тых кли­ше.

Че­рез 150 лет по­сле То­к­ви­ля ис­то­рик Гор Ви­дал:  «Ге­ний аме­ри­кан­ской по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры, на­чи­наю­щий свою ис­то­рию с от­цов-ос­но­ва­те­лей, су­мел соз­дать мощ­ную сис­те­му ма­ни­пу­ля­ции гра­ж­дан­ско­го мыш­ле­ния, по­зво­лив­шую убе­ж­дать лю­ей дей­ст­во­вать про­тив их соб­ст­вен­ных ин­те­ре­сов.»

Ма­ни­пу­ля­ция об­ще­ст­вен­ным мыш­ле­ни­ем по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­во­ва­лась и во вто­рой по­ло­ви­не ХХ ве­ка на­ча­ла при­об­ре­тать но­вые фор­мы, но­вые ме­то­ды. Тра­ди­ци­он­ная про­па­ган­да ма­ни­пу­ли­ро­ва­ла соз­на­ни­ем, но в по­стин­ду­ст­ри­аль­ном об­ще­ст­ве она уже не об­ла­да­ет дос­та­точ­ной си­лой воз­дей­ст­вия.

«Что­бы до­бить­ся под­держ­ки пуб­ли­кой той или иной ини­циа­ти­вы, ис­хо­дя­щей от эко­но­ми­че­ской или по­ли­ти­че­ской эли­ты, не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать но­вую тех­ни­ку про­па­ган­ды»,-  го­во­рил по­ли­ти­че­ский обо­зре­ва­тель 40-ых - 50-ых го­дов про­шло­го ве­ка, Уол­тер Липп­ман.

Но­вая тех­ни­ка про­па­ган­ды, о ко­то­рой го­во­рил Липп­ман, тех­ни­ка ма­ни­пу­ля­ции под­соз­на­ни­ем, но но­виз­на её от­но­си­тель­на. Ма­ни­пу­ля­ция под­соз­на­ни­ем, прав­да без со­вре­мен­ной тех­ни­че­ской ба­зы, про­во­ди­лась на­ци­ст­ским Ми­ни­стер­ст­вом Про­па­ган­ды.

Не­мец­кий учё­ный, уче­ник Фрей­да, Эрнст Дих­тер, эмиг­ри­ро­вав­ший в США в 1938 го­ду, за­ни­мав­ший­ся пси­хо­ло­ги­ей рек­ла­мы:  «Ос­нов­ные приё­мы ма­ни­пу­ля­ции под­соз­на­ни­ем, ко­то­рые се­го­дня ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся сред­ст­ва­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции, бы­ли раз­ра­бо­та­ны гит­ле­ров­ской ма­ши­ной про­па­ган­ды. Гит­лер по­ни­мал, как ни­кто дру­гой, что са­мым мощ­ным ин­ст­ру­мен­том ма­ни­пу­ля­ции мас­са­ми яв­ля­ет­ся не вос­пи­та­ние ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния, а ма­ни­пу­ля­ция под­соз­на­ни­ем. Её и ис­поль­зо­ва­ла на­ци­ст­ская про­па­ган­да. Впо­след­ст­вии она по­лу­чи­ла на­уч­ное обос­но­ва­ние и ста­ла на­зы­вать­ся “Perception-altering technologies”, тех­но­ло­гия из­ме­не­ния вос­при­ятия, и се­го­дня уже не­важ­но, кто был соз­да­те­лем сис­те­мы про­мы­ва­ния моз­гов. Тер­мин “про­мы­ва­ние моз­гов” вы­зы­ва­ет не­при­ятие, тер­мин “perception-altering technologies” при­ни­ма­ет­ся бе­зо­го­во­роч­но, ибо ос­вя­щён ав­то­ри­те­том нау­ки.»

На­ци­ст­ская про­па­ган­да иг­ра­ла на скры­тых стра­хах, скры­тых на­де­ж­дах, бес­по­кой­ст­ве и раз­оча­ро­ва­нии еди­ной эт­ни­че­ски не­мец­кой на­ции. Аме­ри­кан­ские сред­ст­ва ин­фор­ма­ции об­ра­ща­ют­ся не к мас­сам, стра­на не пред­став­ля­ет со­бой еди­ное це­лое, это конг­ло­ме­рат мил­лио­нов ин­ди­ви­дов, по­это­му масс-ме­диа ис­поль­зу­ют раз­но­об­ра­зие ин­ди­ви­ду­аль­ных же­ла­ний, ил­лю­зий и стра­хов, су­ще­ст­вую­щих в раз­лич­ных сло­ях об­ще­ст­ва.

Ин­ду­ст­рия ин­фор­ма­ции ста­вит пе­ред со­бой од­ну за­да­чу - вы­пус­тить как мож­но боль­ше про­дук­тов, ин­фор­ма­ци­он­ных про­дук­тов. До­хо­ды про­из­вод­ст­ва за­ви­сят от объ­ё­ма вы­пу­щен­ных про­дук­тов, ка­че­ст­во же про­дук­та вто­ро­сте­пен­но, оно лишь долж­но от­ве­чать об­ще­при­ня­то­му стан­дар­ту. В кон­ку­рент­ной борь­бе вы­иг­ры­ва­ет не тот, кто по­став­ля­ет са­мый вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ный про­дукт, а тот, кто по­став­ля­ет боль­ше про­дук­тов на ры­нок ин­фор­ма­ции, так как по­тре­би­тель при­ни­ма­ет толь­ко стан­дарт­ный про­дукт в при­выч­ной упа­ков­ке, а ин­фор­ма­ци­он­ный про­дукт с но­вым и не­при­выч­ным со­дер­жа­ни­ем вы­зы­ва­ет на­сто­ро­жен­ность и не­до­ве­рие.

На чи­та­те­ля, зри­те­ля об­ру­ши­ва­ет­ся во­до­пад фак­тов, мне­ний и в этом во­до­па­де он те­ря­ет ори­ен­та­цию, пе­ре­ста­ёт по­ни­мать, что важ­но а что не­важ­но, не со­стоя­нии от­де­лить од­но от дру­го­го он пе­ре­ста­ёт реа­ги­ро­вать, т.е. за­да­вать во­про­сы.

Со­цио­лог А.Моль го­во­рит о том, что дей­ст­вен­ность про­па­ган­ды оп­ре­де­ля­ет­ся не столь­ко её пря­мым об­ра­ще­ни­ем к мас­сам, сколь­ко тем, что «мно­же­ст­во мел­ких на­прав­ляю­щих тем, идей, вы­страи­ва­ют ши­ро­кий фронт ата­ки в фор­ми­ро­ва­нии не­об­хо­ди­мо­го мне­ния, и эта так­ти­ка эф­фек­тив­нее пря­мо­го уда­ра. Кап­су­лы ин­фор­ма­ции на­прав­ля­ют об­ще­ст­вен­ное мне­ние в нуж­ное рус­ло, и они на­столь­ко ко­рот­ки, что сред­ний че­ло­век не в со­стоя­нии за­фик­си­ро­вать их соз­на­ни­ем.»

Все фак­ты, как пра­ви­ло, вер­ны, они тща­тель­но про­ве­ря­ют­ся, ин­фор­ма­ция дос­то­вер­на, но дос­то­вер­на так­же, как мо­жет быть дос­то­вер­ны сот­ни фо­то­гра­фий че­ло­ве­ка, где вид­ны от­дель­но его ли­цо, те­ло, ру­ки, паль­цы. Ка­ж­дая часть че­ло­ве­че­ско­го те­ла про­смат­ри­ва­ет­ся во всех мель­чай­ших под­роб­но­стях, из фо­то­гра­фий со­став­ля­ют­ся раз­но­об­раз­ные ком­би­на­ции, но порт­ре­та са­мо­го че­ло­ве­ка нет. Это взгляд че­рез мик­ро­скоп, а в мик­ро­ско­пе не вид­на кар­ти­на в це­лом, вид­ны толь­ко час­ти, де­та­ли, ато­мы ин­фор­ма­ции. Кро­ме то­го, ско­рость пе­ре­дач, ско­рость сме­ны од­них фак­тов, од­них тем на дру­гие, унич­то­жа­ет не толь­ко зна­чи­мость со­бы­тий, но и их смысл.

По­тре­би­тель не в со­стоя­нии пе­ре­ва­рить ог­ром­ную мас­су фак­тов и мне­ний и они вы­ва­ли­ва­ют­ся из его па­мя­ти, как из ды­ря­во­го ре­ше­та, для то­го что­бы на сле­дую­щий день за­пол­нить­ся оче­ред­ным ин­фор­ма­ци­он­ным му­со­ром.

По­тре­би­тель фак­тов по­па­да­ет в со­стоя­ние мен­таль­но­го сту­по­ра, пол­ной ане­сте­зии, он не в со­стоя­нии вы­стро­ить свою кон­цеп­цию, свой взгляд, бе­зо­го­во­роч­но при­ни­мая тот скры­тый смысл и зна­че­ние, ко­то­рые за­ло­же­ны в них соз­да­те­ля­ми ин­фор­ма­ци­он­ных про­грамм. А мне­ние, стер­жень, уже су­ще­ст­ву­ет, в от­бо­ре фак­тов, их по­сле­до­ва­тель­но­сти, их дли­тель­но­сти, в фор­ме по­да­чи. Смысл фак­тов осоз­на­ёт­ся, лишь ко­гда об­на­ру­жи­ва­ют­ся свя­зи ме­ж­ду ни­ми, ко­гда фак­ты ста­вят­ся в ло­ги­че­ский ряд, а этим ло­ги­че­ским ря­дом ма­ни­пу­ли­ру­ют по­став­щи­ки фак­тов. А по­тре­би­тель ин­фор­ма­ции не име­ет на­вы­ка к сис­тем­но­му под­хо­ду, у не­го нет стерж­ня, на ко­то­рые эти фак­ты мож­но бы­ло на­ни­зать, ор­га­ни­зо­вать, нет идей. Об­ла­да­ние фак­та­ми, их на­ко­п­ле­ние, их ко­ли­че­ст­во, пред­став­ля­ет­ся ему бо­лее, чем дос­та­точ­ным для по­ни­ма­ния.

На­зна­че­ние ин­фор­ма­ции, вы­пол­няю­щей со­ци­аль­ный за­каз, со­сто­ит в том, что­бы от­влечь вни­ма­ние от ре­аль­ных, глу­бин­ных ме­ха­низ­мов об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, и её воз­дей­ст­вие на­столь­ко эф­фек­тив­но, что, как пи­сал Ору­элл в 60-ые го­ды про­шло­го ве­ка: «Сле­дую­щее по­ко­ле­ние уже не бу­дет ста­вить под со­мне­ние пра­виль­ность все­го про­ис­хо­дя­ще­го. Ат­мо­сфе­ра об­ще­ст­вен­ной жиз­ни бу­дет та­ко­ва, что не­воз­мож­но бу­дет да­же за­дать во­прос, пра­виль­но это или нет.»
Наверх
 
FinoUgr
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 958
Ханты-Мансийск
Пол: male

окончил ТГУ, ТУСУР
Re: Образование для масс. часть вторая
Ответ #1 - 27.06.2014 :: 03:23:40
 
@
михель гофман

   Американцы правы в той части, что история в школе, это пропаганда. Историю в России дети должны изучать от победы к победе. Можно вставить про репрессии Сталина и жестокость Грозного, чтобы помнили и такого не повторялось. А в целом история в школе должна быть пропагандой. Негоже ученикам по каждому моменту истории рефлексировать, это что за нация вырастит. При получение высшего образования все должно разбираться более подробно и объективней.
Наверх
 

Veni, Vidi, Vici
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать