Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Образование для масс. часть первая (Прочитано 2966 раз)
михель гофман
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 11

Колумбийский университет
Образование для масс. часть первая
27.06.2014 :: 01:39:30
 
ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ И ИН­ФОР­МА­ЦИЯ ДЛЯ МАСС

«На­ша ци­ви­ли­за­ция хва­ста­ет­ся рас­про­стра­не­ни­ем об­ра­зо­ван­но­сти и зна­ния, а рас­про­стра­ня­ет не­ве­же­ст­во и бес­по­мощ­ность».
Бер­нард Шоу

Об­ра­зо­ва­ние не толь­ко не­об­хо­ди­мость со­вре­мен­но­го вы­со­ко тех­ни­зи­ро­ван­но­го про­из­вод­ст­ва, об­ра­зо­ва­ние, в ус­ло­ви­ях мас­со­во­го об­ще­ст­ва, яв­ля­ет­ся сред­ст­вом кон­тро­ля, и это хо­ро­шо по­ни­ма­ли иму­щие клас­сы, в тот пе­ри­од ко­гда на­чи­на­лось соз­да­ние мас­со­во­го об­ще­ст­ва.

Так, Ген­ри Ли Хиг­гин­сон, ли­дер бос­тон­ской об­щи­ны в 80-ые го­ды XIX ве­ка, в пись­мах, при­зы­вав­ших к сбо­ру средств Гар­вард­ско­му уни­вер­си­те­ту сре­ди чле­нов выс­ше­го об­ще­ст­ва, убе­ж­дал:  «Дай­те всем об­ра­зо­ва­ние, и вы спа­сё­те се­бя, свои се­мьи и свои день­ги от раз­нуз­дан­ной тол­пы.»

Су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ная ми­фо­ло­гия, свя­зан­ная с об­ра­зо­ва­ни­ем, об­ра­зо­ва­ние рас­ши­ря­ет кру­го­зор, да­ёт воз­мож­ность вы­ра­бот­ки соб­ст­вен­но­го мне­ния, фор­ми­ру­ет пол­но­цен­но­го че­ло­ве­ка, при­об­ща­ет его ко все­му бо­гат­ст­ву зна­ния и куль­ту­ры. Но, ши­ро­ко раз­ветв­лён­ные сис­те­мы мас­со­во­го об­ра­зо­ва­ния ХХ ве­ка, по­ста­ви­ли на кон­вей­ер вы­пуск, по тер­ми­ну, за­пу­щен­но­му в упот­реб­ле­ние Сол­же­ни­цы­ным, “об­ра­зо­ван­щи­ны”, спе­циа­ли­стов, не знаю­щих ни­че­го кро­ме сво­его де­ла.

Наи­бо­лее точ­но це­ли об­ра­зо­ва­ния в мас­со­вом об­ще­ст­ве оп­ре­де­лил Ле­нин: «Не­гра­мот­ный че­ло­век сто­ит вне по­ли­ти­ки, и по­это­му дол­жен вы­учить ал­фа­вит. Без это­го мы не мо­жем де­лать по­ли­ти­ку.»

На­сколь­ко серь­ёз­но боль­ше­ви­ки от­но­си­лись к об­ра­зо­ва­нию, го­во­рит, на­ча­тая в уже в 19-ом го­ду, «Борь­ба с без­гра­мот­но­стью». Дек­рет Со­ве­та На­род­ных Ко­мис­са­ров от 26.12.1919:  «О ли­к­ви­да­ции не­гра­мот­но­сти». Па­ра­граф № 8: «Ук­ло­няю­щие­ся ... при­вле­ка­ют­ся к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти.»

Пе­ред об­ра­зо­ва­ни­ем бы­ла по­став­ле­на за­да­ча, о ко­то­рой пи­сал Троц­кий ещё в 1917 го­ду:  «Че­ло­ве­че­ст­во по­ста­вит се­бе це­лью соз­дать бо­лее вы­со­кий об­ще­ст­вен­но-био­ло­ги­че­ский тип, ес­ли угод­но, сверх­че­ло­ве­ка.»

Со­вет­ский Со­юз, поль­зу­ясь по­мо­щью ан­га­жи­ро­ван­ной ин­тел­ли­ген­ции, “ин­же­не­ров че­ло­ве­че­ских душ”, за­кон­чил свои экс­пе­ри­мен­ты по вос­пи­та­нию Но­во­го Со­вет­ско­го Че­ло­ве­ка соз­да­ни­ем но­вым “об­ще­ст­вен­но-био­ло­ги­че­ско­го ти­па”, “Сов­ка”. Со­еди­нён­ные Шта­ты, бла­го­да­ря со­вер­шен­ным ме­то­ди­кам со­ци­аль­ной ин­же­не­рии, су­ме­ли соз­дать бо­лее ци­ви­ли­зо­ван­ную вер­сию но­вой по­ро­ды, “од­но­мер­но­го че­ло­ве­ка” или эко­но­ми­че­ско­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый во мно­гих ас­пек­тах вы­гля­дит на­мно­го при­вле­ка­тель­ней “сов­ка”. Но, ра­зу­ме­ет­ся, это со­всем не тот че­ло­век, о ко­то­ром меч­та­ла вся ми­ро­вая куль­ту­ра, но кто се­го­дня пом­нит идеа­лы ухо­дя­щей в да­лё­кое про­шлое гу­ма­ни­сти­че­ской эпо­хи.

Со­вре­мен­ный че­ло­век мыс­лит при­ви­ты­ми ему шко­лой, ин­сти­ту­том стан­дар­та­ми, и не под­вер­га­ет их со­мне­нию, за ни­ми сто­ит ав­то­ри­тет Зна­ния, ав­то­ри­тет Нау­ки и си­ла об­ще­ст­ва. Не­об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, хо­тя и ве­рит в аб­ст­рак­ции и ми­фы, ко­то­рые соз­да­ёт об­ще­ст­во, тем не ме­нее, ис­хо­дит из сво­его не­по­сред­ст­вен­но­го опы­та, сле­ду­ет тра­ди­ци­ям пред­ше­ст­вую­щих по­ко­ле­ний, по­это­му та­ким че­ло­ве­ком труд­нее управ­лять.

Рань­ше счи­та­ли, что раб под­чи­ня­ет­ся хо­зяи­ну, по­ка он без­гра­мо­тен, по­ка он не по­ни­ма­ет при­ро­ды об­ще­ст­ва, ко­то­рая пре­вра­ти­ла его в ра­ба, но, да­же не по­ни­мая ме­ха­низ­ма об­ще­ст­ва, он все­гда стре­мил­ся стать сво­бод­ным.

Се­го­дня по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во ра­бот­ни­ков в ин­ду­ст­ри­аль­ных стра­нах име­ют дос­та­точ­ный уро­вень об­ра­зо­ва­ния, что­бы по­ни­мать уро­вень сво­ей за­ви­си­мо­сти от сис­те­мы, уро­вень сво­ей не­сво­бо­ды, по­ни­мать, что они сво­бод­ны толь­ко в од­ной сво­ей ро­ли, вин­ти­ка сис­те­мы, но это по­ни­ма­ние не при­во­дит к со­про­тив­ле­нию, к по­пыт­кам из­ме­нить сис­те­му. А наи­бо­лее ин­фор­ми­ро­ван­ная часть на­се­ле­ния, ко­то­рая боль­ше, чем дру­гие, по­ни­ма­ет ме­ха­низм сис­те­мы, са­ма уча­ст­ву­ет в соз­да­нии кон­тро­ля над лю­бой фор­мой про­тес­та, так как по­лу­ча­ет та­кие при­ви­ле­гии, что го­то­ва под­чи­нять­ся глуб­же и бо­лее осоз­на­но, не­же­ли ос­нов­ная мас­са.

Мо­гут ли про­ти­во­сто­ять про­цес­су про­мы­ва­ния моз­гов бас­тио­ны зна­ния – уни­вер­си­те­ты? Уни­вер­си­те­ты счи­та­ют­ся рас­сад­ни­ка­ми нон-кон­фор­ми­ст­ской, поч­ти анар­хи­че­ской идео­ло­гии. Но ес­ли это так, то по­че­му мно­гие по­ко­ле­ния вы­пу­ск­ни­ков не пре­вра­ща­ют­ся в кри­ти­ков сис­те­мы, а при­хо­дя в неё в ка­че­ст­ве ра­бот­ни­ков, за­бы­ва­ют об ува­же­нии к ис­тин­но­му зна­нию и прав­де, ко­то­рое им при­ви­ва­ли в уни­вер­си­те­те. По-ви­ди­мо­му, са­мо по се­бе зна­ние, ко­то­рое по­лу­ча­ют сту­ден­ты в уни­вер­си­тет­ских “зам­ках из сло­но­вой кос­ти”, не вы­дер­жи­ва­ет прес­са ре­аль­ных фак­то­ров жиз­ни. По­сле окон­ча­ния уни­вер­си­те­та един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком “зна­ния” ста­но­вят­ся сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции, а они об­ла­да­ют боль­шей спо­соб­но­стью убе­ж­де­ния, чем уни­вер­си­тет­ские про­фес­со­ра. Бли­стаю­щий эру­ди­ци­ей про­фес­сор име­ет низ­кий со­ци­аль­ный ста­тус, по­то­му что:  “Тот кто уме­ет - де­ла­ет, кто не уме­ет - учит.”

40% на­се­ле­ния стра­ны не зна­ет, кто был вра­гом США во вре­мя Вто­рой Ми­ро­вой вой­ны. 40% сту­ден­тов кол­лед­жей во вре­мя мас­со­вых оп­ро­сов не смог­ли най­ти на кар­те Япо­нию и 15% не смог­ли най­ти США. 60% сту­ден­тов уни­вер­си­те­тов не по­ни­ма­ют ста­тьи в га­зе­те Нью-Йорк Таймс.

Ли­те­ра­тур­ный кри­тик Ос­вальд Вей­нер, ис­сле­дуя ко­мик­сы (ри­со­ван­ные кар­тин­ки с ри­сун­ка­ми, са­мый по­пу­ляр­ный вид чте­ния, и не толь­ко сре­ди мо­ло­дё­жи), от­ме­тил, что на­ли­чие ума у ге­ро­ев это­го жан­ра ста­вит пер­со­наж в раз­ряд от­ри­ца­тель­ных. На­ли­чие ин­тел­лек­ту­аль­ных спо­соб­но­стей вы­ше нор­мы, то есть вы­ше по­сред­ст­вен­но­сти, в гла­зах чи­та­те­ля, на­ру­ше­ние прин­ци­па все­об­ще­го ра­вен­ст­ва, как от­кло­не­ние от об­ще­при­ня­той нор­мы, как вы­зов, как пре­тен­зия быть луч­ше дру­гих.

Вся сис­те­ма жиз­ни вос­пи­ты­ва­ет не­при­язнь к ши­ро­те вос­при­ятия ми­ра, глу­би­не зна­ний, по­ни­ма­ния всей слож­но­сти об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, эти ка­че­ст­ва не толь­ко не име­ют цен­но­сти в об­ще­ст­вен­ном мне­нии, но и от­но­сят­ся к раз­ря­ду не­га­тив­ных, за­то прак­ти­че­ская ин­фор­ма­ция име­ет ог­ром­ную цен­ность, она - га­ран­тия жиз­нен­но­го ус­пе­ха.

В про­шлом глав­ной цен­но­стью счи­та­лось вла­де­ние зем­лёй, се­го­дня об­ла­да­ние ин­фор­ма­ци­ей. Не­да­ром два­дца­тый век на­зы­ва­ли ве­ком ин­фор­ма­ции. Ко­ли­че­ст­во ин­фор­ма­ции уве­ли­чи­ва­ет­ся с ка­ж­дым го­дом, уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ст­во га­зет, книг, жур­на­лов, те­ле­ви­зи­он­ных ка­на­лов, с не­ве­ро­ят­ной ско­ро­стью раз­ви­ва­ет­ся Ин­тер­нет. 40 лет на­зад аме­ри­кан­ское те­ле­ви­де­ние пред­ла­га­ло 4 ка­на­ла, се­го­дня бо­лее 500 ка­на­лов, 40 лет на­зад ко­ли­че­ст­во ра­дио­стан­ций бы­ло чуть боль­ше 2.000, се­го­дня бо­лее 10.000.

Вся раз­ветв­лён­ная ин­ду­ст­рия ин­фор­ма­ции - га­зе­ты, жур­на­лы, ки­но и те­ле­ви­де­ние при­над­ле­жит 23 кор­по­ра­ци­ям. Вско­ре их бу­дет де­сять. А ес­ли бу­дет при­нят за­ко­но­про­ект, вы­дви­ну­тый Фе­де­раль­ной ко­мис­си­ей ком­му­ни­ка­ций в 2003 го­ду, од­на кам­па­ния смо­жет вла­деть 95% всех те­ле­ви­зи­он­ных стан­ций стра­ны.

Ра­дио и те­ле­ви­зи­он­ные час­то­ты, на ко­то­рых ве­дут­ся пе­ре­да­чи, кон­тро­ли­ру­ют­ся го­су­дар­ст­вом, Фе­де­раль­ной ко­мис­си­ей ком­му­ни­ка­ций, и, сле­до­ва­тель­но, при­над­ле­жат пуб­ли­ке, долж­ны пред­став­лять ши­ро­кий спектр ин­те­ре­сов раз­лич­ных групп на­се­ле­ния и вы­ра­жать раз­но­об­раз­ные мне­ния. Но сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции при­над­ле­жат не­сколь­ким круп­ным кор­по­ра­ци­ям, ко­то­рые пред­став­ля­ют лишь спектр тем и мне­ний, со­от­вет­ст­вую­щий их за­да­чам, как ком­мер­че­ским ор­га­ни­за­ци­ям, и взгля­дам за­каз­чи­ков, рек­ла­мо­да­те­лей.

Ком­па­нии, рек­ла­ми­рую­щие свои то­ва­ры на те­ле­ви­де­нии, а по­зво­лить се­бе это мо­гут толь­ко круп­ней­шие из них, по­лу­ча­ют го­су­дар­ст­вен­ные суб­си­дии (т.е. оп­ла­чи­ва­ют­ся об­ще­ст­вен­ны­ми день­га­ми) за раз­ме­ще­ние сво­ей рек­ла­мы. По­тре­би­тель пла­тит за то, что­бы кор­по­ра­ции мог­ли про­дать ему свои то­ва­ры и свою точ­ку зре­ния на мно­гие со­бы­тия.

Те­ле или ра­дио ка­нал, га­зе­та, жур­нал ни­ко­гда не по­мес­тят ин­фор­ма­цию, ко­то­рая про­ти­во­ре­чи­ла бы ин­те­ре­сам рек­ла­мо­да­те­ля - рек­ла­ма со­став­ля­ет ос­нов­ной ис­точ­ник до­хо­да всех средств масс-ме­диа. Об­ще­ст­вен­но­му мне­нию, без­ус­лов­но, есть ме­сто в сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции, но, толь­ко в том слу­чае, ес­ли оно сов­па­да­ет с мне­ни­ем и ин­те­ре­са­ми кор­по­ра­ций. Как гла­сит ста­рая ис­ти­на «Сво­бо­да мне­ний га­ран­ти­ро­ва­на лишь тем, ко­му при­над­ле­жат сред­ст­ва пе­ре­да­чи мне­ний».

Масс-ме­диа соз­да­ёт свой соб­ст­вен­ный об­раз, как об­ще­ст­вен­но­го ин­сти­ту­та, за­да­ча ко­то­ро­го слу­жить об­ще­ст­вен­ным ин­те­ре­сам, пред­став­лять весь спектр мне­ний и взгля­дов. Но, да­же не­ис­ку­шён­но­му на­блю­да­те­лю вид­но, что, не­смот­ря на мно­го­чис­лен­ность ка­на­лов, со­бы­тия по­да­ют­ся в раз­ной ма­не­ре, но с оди­на­ко­вой, уни­фи­ци­ро­ван­ной по­зи­ции. Мне­ния, про­ти­во­ре­ча­щие при­ня­той ли­нии, не по­яв­ля­ют­ся ни на од­ном мас­со­вом ин­фор­ма­ци­он­ном ка­на­ле.

Де­мо­кра­ти­че­ская Аме­ри­ка, в от­ли­чии от стра­ны, опи­сан­ной Ору­эл­лом в “1984”, не пре­сле­ду­ет ина­ко­мыс­ля­щих, но, на ог­ром­ном рын­ке фак­тов и идей слыш­ны толь­ко го­ло­са тех, кто кри­чит гром­че дру­гих, а кри­чать гром­ко мо­гут толь­ко те, у ко­го в ру­ках уст­рой­ст­ва, уси­ли­ваю­щие их го­ло­са, сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции.

Они и за­ни­ма­ют­ся вос­пи­та­ни­ем мне­ний, взгля­дов и вку­сов мас­со­вой ау­ди­то­рии. Ин­ду­ст­рия ин­фор­ма­ции при­учи­ла по­тре­би­те­ля пи­тать­ся без­вкус­ным син­те­ти­че­ским ин­фор­ма­ци­он­ным про­дук­том, ко­то­ры­ей­так­же, как и про­дук­ты пи­та­ния, про­шёл мно­го­сту­пен­ча­тый про­цесс об­ра­бот­ки. И по­тре­би­тель уже не в со­стоя­нии за­дать “не­пра­виль­ный” во­прос: “А из че­го это сде­ла­но?”.

В мас­со­вом соз­на­нии су­ще­ст­ву­ют две ре­аль­но­сти. Ре­аль­ность фак­тов жиз­ни и вир­ту­аль­ная ре­аль­ность, соз­да­вае­мая сред­ст­ва­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции. Они су­ще­ст­ву­ют па­рал­лель­но, ни­где не пе­ре­се­ка­ясь, и не про­ти­во­ре­ча друг дру­гу. Аме­ри­ка­нец мо­жет ве­рить или не ве­рить то­му, что он ви­дит на эк­ра­не те­ле­ви­зо­ра или чи­тать в га­зе­те. Это, в ко­неч­ном счё­те, ни­че­го не ме­ня­ет. Он по­лу­ча­ет толь­ко ту ин­фор­ма­цию, ко­то­рую ему пред­став­ля­ют масс-ме­диа. И масс-ме­диа ре­ша­ет, ка­кую ин­фор­ма­цию по­ста­вить в пер­вый ряд, а ка­кую - в де­ся­тый.

Тем не ме­нее, по­тре­би­тель счи­та­ет, что он пол­но­стью сво­бо­ден в сво­ём вы­бо­ре сре­ди ог­ром­но­го по­то­ка фак­тов, идей, ко­то­рые об­ру­ши­ва­ют на не­го сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции, и, на их ос­но­ве, смо­жет вы­ра­бо­тать своё соб­ст­вен­ное мне­ние.

Так же, как ко­гда-то со­вет­ский че­ло­век, аме­ри­ка­нец не до­ве­ря­ет сред­ст­вам мас­со­вой ин­фор­ма­ции, тем не ме­нее, он зна­ет толь­ко то, что ему “по­ло­же­но знать”. Со­вет­ский че­ло­век осоз­на­вал своё бес­си­лие, как гра­ж­да­ни­на, тем не ме­нее, не­смот­ря на всё своё не­до­ве­рие к про­па­ган­де, не мог не при­ни­мать ми­фы, соз­да­вае­мые со­вет­ской вла­стью, дру­гих ка­на­лов ин­фор­ма­ции у не­го не бы­ло.

Аме­ри­ка­нец мо­жет кри­тич­но от­но­сить­ся к ми­фам, соз­да­вае­мым сред­ст­ва­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции, тем не ме­нее, он их при­ни­ма­ет.У не­го нет дос­ту­па к не­за­ви­си­мым от кор­по­ра­ций масс-ме­диа ис­точ­ни­кам.
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать