Дарк
Старожил
Вне Форума
Сообщений: 616
Россия
Пол:
|
А вот еще одна так сказать компиляция,тут наверно даже отменятина есть, сам помню делал, правда так и не пригодилось
Литература. Васильев В М «Обряды и религиозные верования мари" Тойдыбекова Л С «Марийская мифология» Морохин Н В "Марийский священные рощи и деревья Нижегородской области"
Одной из отличительных черт, выделяющих территорию обитания марийцев, является наличие уникальных историко-культурных и ландшафтных памятников - священных рощ, располагающихся недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зеленого островка. Нередко эти рощи достигали до 0,3-0,5 га, а иногда могли занимать площадь до одного гектара. В прошлом марийские рощи огораживались и имели три входа: с восточной стороны для ввода жертвенных животных, с южной стороны - для подноски ключевой воды и с запада - для входа всех участников моления. В центре рощи располагались почитаемые деревья, возле которых устанавливались своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами, (шаге), разводили огонь. Священные рощи в сознании верующих марийцев выступали посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизировали устремленность народа к миру вышнему. Возвышаясь над раскинувшимися полями, лугами, змейкой протекающими речками, близлежащими деревнями, они придавали всей окрестности цельность, выступали как вместилище сакрального, воплощение центра мироздания и земной гармонии. Эти рощи, по мнению марийцев, выполняли важную роль связующего звена между земными и небесными мирами, отсюда такое трепетное отношение к этим местам. Марийцы рассматривали священную рощу как место временного обитания богов, как сакральная территория, в пределах которой возможен контакт человека с Богом. Рощи находились, как правило, недалеко в лесу, это тоже символично, ведь всем необходимым марийцев именно обеспечивал лес: дровами, из которых они строили дома и разжигали огонь, мясом, теплой одеждой из шкур животных, ягодами, травами и многим другим. Чем значительнее по своему влиянию божество тем ценнее приносимая ему жертва. Характер, жертв отдельным, божествам, меняется в зависимости от места. Но поверх частых различий можно установить общий принцип, что Юмам приносится наиболее ценная жертва (лошадь), за ними по порядку. Ценность жертвы не служить единственным, основанием, для того, чтобы она была угодна богам. Животное черной масти, например, никогда не может быть принесено в жертву. Могут су-ществовать и другие причины, в силу которых жертва может оказаться неугодной. Чтобы не зарезать животное понапрасну, черемисы производят над ним испытание. Когда назначено моление, избираются особые лица для вы¬бора скотины; они ходят, из дома в дом и отбирают тех животных, которые при взгляде на них или при прикосновении к ним вздрогнут. Отобранные таким образом, животные подвергаются новому испытанию, перед тем как их зарезать. Карты дают на сковороду или на топор растопленное олово, если олово приметь форму жертвуемого животного, оно годно, если нет, нужно брать другую жертву. В роще жертвенное животное ждет последнее испытание: на спину ему льют холодной воды и произносят, молитву: „великий бог предлагаемое жи¬вотное хорошо встряхни, свое дело сам, смотри, от осквернения прикосновением человеческих, рук и от вся¬кой нечистоты очистивши, прими с любовью и лаской". Если животное под струей вода встрепенется, бог его принял, если нет, поливают, еще 2, 3, 7 раз и затем, ищут новое животное. Появление первой струи крови воспринимается как один из важных этапов в принесении жертвы. Первыми каплями крови (символом жизни, субстанцией жизненной энергии) окропляются лыковые пояса.. Определенную часть крови собирают в отдельную посуду, которую выставляют возле священного дерева. Кроме того, две-три ложки крови вы-ливают в огонь, обращаясь к духу огня с просьбой передать, донести жерт-вуемую кровь божеству. По мнению руководителей моления, с кровью следует обращаться очень осторожно. Нечаянно попавшие на верхнюю одежду капли крови стараются быстрее смыть горячей водой над огнем. Строго запрещается выходить за пределы священной рощи с пятнами крови на одежде. Такой поступок может перечеркнуть все старания участников жертвоприношения и привести к большой беде. Чтобы люди нечаянно не наступили на кровь, ее стараются зарыть в землю, для чего перед тем, как заколоть животное, делают небольшую яму. Постороннему человеку или женщине вообще запрещается показывать струящуюся из горла животного кровь, ибо взгляд таких людей, как считают руководители моления, может помешать передаче души жертвуемого живот¬ного божеству, нарушить и осквернить священнодействие. Чтобы избежать этого, в момент нанесения удара ножом один из участников обряда специально закрывает шею жертвенного животного пучком пихтовых веток. Этот пучок в недавнем прошлом также подвешивали к священному дереву. Разделка крупного животного осуществляется прямо на земле. По под¬сказке распорядителя моления части тела жертвы, содержащие ее жизненные силы (сердце, легкие, печень, желудок, селезенки, почки, часть кишок, один шейный, три или пять спинных позвонков, четыре или пять правых и три или четыре левых ребра, тазовые кости), отбираются отдельно. Они варятся в одной связке в котле вместе с остальными частями животного, включая голову и ноги. После того, как сварится мясо, из отобранных органов животного, а также со всех частей головы и ног, суставов отделяются небольшие кусочки мяса которые затем предадутся огню. Последнее гадание совершается, когда жертва принесена: на белую скатерть, разостланную на земле, карт режет небольшими пластинками липовую кору. Если из срезанных пластинок большая часть упала внутренний белой стороной вверх, значит жертва принята. В уфимской губернии гадали по направлению дыма: если дым поднимается вверх, значит бог принял жертву, если он стелиться по земле, жертва не принята. Было ли когда-нибудь такое время, когда богу приносили в жертву целиком животное, неизвестно, с 18 века мы имеем ряд известий показывающих, что божеству назначается только часть жертвенного животного. В связи с постепенным уменьшением долей богов, для жертвоприношения совершался переход от моления к пиру. Различались несколько групп священных рощ. В зависимости от числа участников моления выделялись семейные, родовые, патронимические, общедеревенские, родственной группы деревень «тиште», мирские и всемарийские. В зависимости от объекта почитания различались рощи, посвященные отдельному богу (божеству или духу) и святилища, в которых жертвоприношения проводились одновременно многим высшим (небесным) богам и духам. В качестве посредника в общении людей с богами в священных рощах выступали специально выбранные деревья «онапу» (дерево-господин или место где восседает гость - господин), возле которого совершалось моление с жертвоприношениями домашних животных и птиц. В святилищах, предназначенных для совершения молений многим божествам и духам, в честь каждого божества выбиралось свое дерево «онапу» (липа, береза или дуб). Здесь совершались главным образом коллективные жертвоприношения от имени верующих нескольких деревень, районов или даже всего марийского народа. На таких молениях онапу в честь главного Бога «Поро Ош Кугу Юмо» размещалось в центре рощи на переднем плане. В нескольких метрах от него, с северной стороны, немного отступя от священного костра, полукругом размещались участники жертвоприношения. Молящиеся обращались к богу, стоя на коленях, повернувшись лицом на юго-восток. Севернее от этого дерева, по обеим его сторонам “как два крыла парящей птицы” располагались священные деревья, посвященные божествам, олицетворяющим, дополняющим и раскрывающим сущность Кугу Юмо. Еще севернее, ближе к западному входу в рощу (“в хвостовой части летящей птицы”) находилось дерево, посвященное божеству “Курык кугыза” (старик горы), который представлялся как обожествленный предок марийского народа. Расположение всех участников моления олицетворяло собой взмывшуюся ввысь в юго-восточном направлении огромную птицу, имеющую голову, два крыла и хвост. В местах коллективного почитания одного божества или духа каждая семья или каждая семейно-родственная группа для проведения семейных жертвоприношений выбирала свое почитаемое дерево, которое располагалось на расстоянии вытянутых вожжей от главного дерева, олицетворяющего почитаемое божество, возле которого периодически проводились общественные моления. Для праздничных жертвоприношений избирается определенное время и место. Место тут является и посредник, между молящимися и божеством. Но роща есть позднейшее явлений в истории черемисских, молельных мест, первоначально черемисы молились в. лесу, изби¬рая и очищая в нем определенное место. Такие молитвенные места еще в. 60 х. годах прошлого столе¬тия существовали в Уфимской губернии. Основанием, для выбора места служило указание богов. — например появление нового источника воды. Уфимские черемисы, вы¬бирая пункт для моленья, старались найти возвышен¬ность вблизи ручья. Когда леса кругом гор были срубле¬ны, явились горы, посвященные богам. Taкие горы существуют и в Красноуфимском, уезде Пермской губернии: Ювинская. Тавринская, Карзинская. В луговой стороне Казанской и Вятской губерний за неимением гор выбирались места с подходящими по породе и росту деревья¬ми. Еще в 30-хъ годах прошлого столетия в некото¬рых волостях Яранскаго уезда молились прямо в лесах. «В Уржумском уезде, как нам сообщали и те¬перь частное семейное мольбище устраивается в лесу. Если человек, начинает, жить отдельным, домом, он отправляется в лес, сажает там 9—16 деревьев для отдельных богов и устраивает в этом уголке от вре¬мени до времени свое частное моление». С увеличением населения леса расчистили, и места для молений богам ос¬тались среди распаханных полей в виде обособленных рощ. Размеры священных, рощ неодинаковы. В одних местах это небольшие кучки деревьев, в других, величавые парки занимающие по нескольку десятин. «Самые грандиозные кюсоты сохранились на юге Яранскаго уезда и в Уржумском уезде Проезжая Канганурскую, Сернурскую, Ирмучашскую и Турецкую волости, путешественник будет видеть кругом себя на склонах оврагов, перерезывающих, мест¬ность целые десятки величавых, рощ.» Священные рощи неприкосновенны. В священных рощах нельзя скверно-словить, ругаться, думать о плохом, плеваться, справлять естествен¬ные надобности, свистеть, громко смеяться, рубить деревья, ломать ветки, рвать листья. Где позволяют обстоятельства, oни огорожены забором и имеют ворота. Никто не смеет сру¬бить в них ни сучка. Свалившиеся от старости, сломленные бурей деревья лежат нетронутыми, и придают кюсоту вид девственного лиса. «Искупи¬тельная жертва, которую приносят, черемисы в том случае если святыня рощи оскорблена, а оскорбитель неизвестен показывает, что должно ждать его, если его задержать на месте преступления. В рощу приносят, живого гуся или курицу, вырезывают у птицы зад и замучивают ее до смерти. Мертвую птицу ощипывают, варят в котле и бросают с пресными лепешками в огонь, призывая на виновного месть божества, „кто срубил, это дерево, того найди и предай смерти, как ату птицу»
|