Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Предания об Болтуше (Прочитано 13993 раз)
Дарк
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 616
Россия
Пол: male
Предания об Болтуше
08.10.2010 :: 05:35:17
 
Среди вятских марийцев популярны предания и памятные места связанные с Болтшуем. Древний Малмыж был расположен на высоком мысу над впадением в р. Вятку речки Мокши. Город стоял на левом берегу Мокши, на правом же возвышалась гора, в настоящее время известная под названием «Болтушина». Она представляет собой начало правого, возвышенного берега р. Вятки (прерванного долиною Шошмы) и была сплошь покрыта лесом, остатки которого сохранились теперь в виде «Крутого Лога».

Склон горы, обращенный к Ильинской Пахотной слободе, был покрыт лесом еще во второй половине XIX столетия. Возвышенность, обращенная к р. Мокше, на расстоянии 1, 5 верст от ее впадения в Шошму, прерывается оврагом «Исправников Ключ», по другую сторону которого возвышенность вновь продолжается под названием «Ишкина гора». По преданию, на этой горе, над устьем Исправникова Ключа, находится могила одного из древних малмыжских князей, имя которому было Ишко.

«В бассейн р. Вятки черемисы пришли с Волги, поднявшись по левым притокам и перевалив через водораздел. Помимо прямых преданий об этом свидетельствуют упоминания в молитвах вятских черемис о песке р. Волги». Предполагается что в Малмыжский край марийцы пришли, с западной стороны, с берегов р. Волги. До расселения здесь марийцов край был занят удмуртами. Марийское население, влившись в бассейн р. Вятки, частью вытеснило коренное население отсюда к востоку, на левый берег р. Вятки, частью же расселилось и осело среди удмуртов. Так образовались чересполосные и смешанные поселения марийцев и удмуртов, но черемисская колонизация оказалась сильнее коренного вотского населения, и на всем правом побережье Вятки марийское население преобладает над удмуртским. Не ограничившись колонизацией правого берега Вятки, марийцы перешли и на левый, заселивши весь бассейн р. Кильмези и переваливши даже в бассейн р. Чепцы, но это движение оказалось не прочным, и марийцы были вновь оттеснены удмуртами. Мощная волна марийской колонизации, хлынувшая в Малмыжский край, вызвала возникновение многих селений. Но позднейший напор сюда татарской и русской колонизации  явился причиною  выселения марийцев на новые, свободные земли, в других же - отатаревания и обрусения черемисского населения.
Покорение черемис татарами совершилось в 1391 году.

В 1361 году Булгарское царство было разрушено завоеванием монголо-татарского хана Булат-Тимура. Разгром столичного города вызвал поток беженцев, хлынувший неудержимой волной в глухие леса, покрывавшие междуречье Волги и Вятки. В Малмыжском крае сохранились предания, что этими беженцами была заселена местность по р. Бурцу - близ с. Китяка. Первыми булгары появились здесь в д. Маскаре, заселенной до того времени одними черемисами. Затем возникли булгаро-татарские селения. Постепенно число мусульманских селений росло. Мусульманские шейхи усиленно развивали проповедь ислама, ходили по марийским и вотским селениям и обращали их жителей в мусульманство.

Вскрое после разрушения Булгарского царства совершилось и подчинение черемис татарам. В противоположность миролюбивым булгарам, заботившимся о мирных, дружественных торговых сношениях с черемисами, татары решили подчинить их себе силой оружия и наложить на них тяжелую дань.
До наших дней дошли только имена двух малмыжских князей. Это Ишко, а друое имя принадлежит  последнему черемисскому князю в Малмыже, павшему в войне против русских, имя этого князя Полтыш или в русском произношении – Болтуш. В исторической литературе имя его становится известно с 1770 года, когда Н.П. Рычков записал впервые предания о смерти князя Болтуша. Люди в честь него назвали его гору возвышающеюся над самым Малмыжем.

Черемисское имя (прозвище) «Полтыш» означает по-русски «бляха», «застежка». Возможно, что князь получил свое прозвище от какой-нибудь замечательной золотой или серебряной пряжки, украшающей его парадное одеяние.

Былина, записанная К.П. Чайниковым в Малмыжском уезде, рисует Полтыша уже стариком. Его эпитет - «отважный». При завоевании русскими малмыжской  земли князь Полтыш не хотел добровольно подчиниться им. Предания говорят, что он стоял во главе всех черемис, оказывавших сопротивление русским на восточной окраине малмыжской земли. Ему удалось одержать победу над русскими. При вторичном наступлении русских Болтуш пал в битве.

«Сохранившиеся предания дают возможность установить ход этой борьбы в окрестностях Малмыжа. Первое нападение на Малмыж было совершено одним из отрядов Даниила Адашева. Адашевцы подошли к Малмыжу со стороны Ирюка и были разбиты при переправе через р. Шошму черемисами, спрятавшимися для засады в Черном Логу и нападавшими с тыла. При вторичном наступлении адашевцы были осторожнее - они переправились через Шошму несколько далее от Малмыжа и, не доходя до города, соорудили укрепление — городок Пушкарев, который должен был служить опорным пунктом для дальнейших действий. Марийцы попытались уничтожить неприятельскую крепостцу, предприняли нападение на Пушкарев, но были разбиты, а сам Болтуш пал в битве. По преданию, он был убит пушечным ядром. Русские сожгли Малмыж, а марийцы ушли в леса и основали новое селение  в 12 км к востоку от прежнего города. Адашевцы остались жить в Пушкареве. В 1580 г. в Малмыж был прислан отряд стрельцов, которые построили крепость на месте старого марийского городища».

Так в памяти малмыжских марийцев  осталось имя их князя Болтуша, позже сохранившееся в виде легенд и преданий.

Русские легенды о могиле Болтуша образуют две группы, находящиеся в полном противоречии друг с другом. По одной легенде, Болтуш был погребен на горе и зарыт в могилу верхом на коне. По другой, Болтуш был похоронен в озере, причем тело его положено в лодку.

Предание о том, что Болтуш погребен на горе, является распространенными в Малмыже. От этого и гора получила название «Болтушина». Нельзя не отметить, что князь Ишко, по преданию, был похоронен также на высокой горе, удержавшей его имя.Эта деталь сближает предания о Болтуше с традиционными сегментами сказаний об древних богатырях Чумбулате, Чоткаре.  Былина также упоминает: «А в широком поле, за высоким валом, вечным сном уснула славная рать черемис со своим князем» . Хотя эти слова можно понимать, и  как относящиеся к валу самого города.  «В 1918 году записано два предания, указывающих могилу Болтуша и других черемис, павших в битве, на краю Крутого Лога, выше усадьбы Черепичного завода, но произведенные разведки обнаружили, что тут кладбище не человечье, а скотское». Есть более оснований приурочивать черемисское кладбище урочищу «Кладбищенские Полосы», - считал  место записи легенд и их содержание дают возможность установить, что первая версия сложилась в среде стрельцов, тогда как легенды второй группы явились произведениями посадских и бытовали в среде мещанства. Таким образом, легенды о могиле Болтуша отражают взгляды двух различных социальных слоев. Легенды стрелецкой группы разработаны слабо и дошли до нас в кратких записях. Н.П. Рычков, беседовавший с потомками малмыжских стрельцов и впервые записавший предание о Болтуше («дает легенду этой группы: «Черемисы погребли его (Болтуша) тело на высокой горе, которая поныне Болтушевою горою называется; и сим сохранена память имени сего владетеля».

С.К. Кузнецов, собиравший предания в Пахотной слободе, говорит: «Убитый князь был похоронен в полном вооружении на горе близ города». В другой статье, «Остатки древности в г. Малмыже», С.К. Кузнецов приводит это предание с интересным дополнением: «Ядром пушки был убит князь Болтуш и похоронен в полном вооружении на коне на горе, носящей его имя». Среди потомков стрельцов существует предание о том, что на Болтушиной горе было древнее марийское кладбище, к которому и приурочивается могила Болтуша. «Черемисское кладбище находится на поле Пахотной слободы между Крутым Логом и дорогою в д. Ключи, почти на границе с мещанскою землею». Участок поля, расположенный на этом месте, носит название «Кладбищенские полосы»: «Около этого кладбища находятся каменоломни (ямы и бугры), поросшие вереском. Дорога в Ключи проходит несколько севернее этого места. Лес Крутого Лога здесь уже кончился, и лог безлесный, каменистый. Урочище находится между Крутым Логом и дорогой в Черемисский Малмыж. Это место и называется «Кладбищенские полосы». Существует еще несколько позднейших, менее достоверных преданий, пытающихся определить место могилы Болтуша на различных участках Болтушиной горы.
Погребение на горе приписывается, кроме Болтуша, другому малмыжскому князю, одному из предшественников Болтуша.: «В памяти народной сохранилось имя другого князя - Ишко, тоже похороненного на другой горе, почему и называется эта гора «Ишкина». Аналогичные предания о погребении князей на горах известны в древнерусском фольклоре, например, легенды о киевских князьях, похороненных на горах Шековице и Хоревице.

Представление о погребении с конем имеется в русских былинных сказаниях, а так же аналогичный мотив встречается в западноевропейском былинном эпосе.
Стрелецкая группа легенд отражает представление о марийском князе как о князе, достойном войне, на которого потомки стрельцов перенесли некоторые черты былинного богатыря. В русских представлениях, связанных с похоронами, занимали видное место средства передвижения, которым посвящена работа Д.Н. Анучина «Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда»1. Из этих средств передвижения малмыж-ские стрельцы взяли для своей легенды коня, как наиболее соответствовавшего их понятиям о богатыре. Хотя это противоречит пахроннаму обряду черемис.

Посадские легенды, составляющие вторую группу, являются более разработанными. Н.М. Бочкаревым записано следующее: «Существует предание, что во время битвы черемисский князь Болтуш был смертельно ранен и при отступлении черемис от Малмыжа умер и был похоронен в лодке со всеми своими сокровищами недалеко от Малмыжа, в устье Крутого Лога, на небольшом бугре среди болота)» . По преданию, Болтуш был похоронен в лодке с медью в этом озере, и эта лодка с медью выходила из озера ночью, в 12 часов ровно. Этот клад можно было видеть не моргая, не кашляя, не шевелясь и не говоря. А если убить человека и бросить в озеро, то она сама выйдет.

Н.М. Бочкарев приводит еще один вариант легенды: «Существует предание, что около Малмыжа, в Крутом Логу, зарыта шапка с золотом, принадлежащая будто бы черемисскому князю Болтушу. Зарыта была черемисами после битвы с русскими».

Легенды посадской группы состоят из трех мотивов:
1) место погребения Болтуша,
2) способ погребения и
3) сокровище (клад).

Исходным пунктом для развития первого мотива явилось представление о Болтуше как о заложном покойнике. Русские отнесли Болтуша к числу заложных по двум причинам - как некрещеного и как убитого. «Покойники-иноверцы вообще сближаются в народном сознании с заложными покойниками...
Наверх
« Последняя редакция: 08.10.2010 :: 17:05:46 от Юстиниан »  
Nslavnitski
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Предания об Болтуше
Ответ #1 - 08.10.2010 :: 11:46:32
 
@
Дарк
И по этой, и по соседней теме (да и вообще на будущее) просьба - приводите ссылки на источники.
Наверх
 
Дарк
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 616
Россия
Пол: male
Re: Предания об Болтуше
Ответ #2 - 08.10.2010 :: 17:32:12
 
Nslavnitski писал(а) 08.10.2010 :: 11:46:32:
@
Дарк
И по этой, и по соседней теме (да и вообще на будущее) просьба - приводите ссылки на источники.


тут как бы компиляция из несколькоих источников...

Смирнов И Н  «Черемисы Историко-этнографический очерк» Йошкор-Ола 1889
Полтыш князь череский. Малмышкий край Йошкар-Ола 2003
Д.К. Зеленин. Очерки русской мифологии. Петразоводск
Наверх
 
Nslavnitski
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Предания об Болтуше
Ответ #3 - 08.10.2010 :: 18:03:35
 
Дарк писал(а) 08.10.2010 :: 17:32:12:
тут как бы компиляция из несколькоих источников...

Хорошо, спасибо.
Наверх
 
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5169
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Предания об Болтуше
Ответ #4 - 08.10.2010 :: 18:13:27
 
Дарк писал(а) 08.10.2010 :: 17:32:12:
тут как бы компиляция из несколькоих источников...

Ну так бы и указывали:

Изменено:
Литература:
1. Смирнов И Н  «Черемисы Историко-этнографический очерк» Йошкор-Ола 1889
2. Полтыш князь череский. Малмышкий край Йошкар-Ола 2003
3. Д.К. Зеленин. Очерки русской мифологии. Петразоводск
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать