Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Интервью с верховным картом (Прочитано 5734 раз)
Дарк
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 616
Россия
Пол: male
Интервью с верховным картом
08.10.2010 :: 05:24:22
 
Нижний Новгород - Йошкар-Ола - Новоторьялский район, деревня Большое Танаково.

С автобуса на автобус в течение уже более 8 часов я добираюсь до Александра Ивановича Таныгина – Верховного карта Республики Марий Эл. На последней пересадке в крохотном райцентре Новый Торьял я оказываюсь в самой обыкновенной деревне. Чувствую себя неловко в этой обстановке. Простодушные лица, броские безвкусные наряды. И марийская речь на остановках, в магазинах, на улицах… Точно попала на другую планету.
Вечереет. Выхожу на нужной мне остановке. Спрашиваю, как мне добраться до Александра Ивановича.

«Да тут вот прямо, до фермы, а потом направо повернете. Пятый дом и будет его». Отправляюсь на поиски. Сотовая связь не работает, несмотря на то, что предварительно запаслась сим-картой местного оператора. Нахожу дом – обычная деревенская изба. Калитку открывает невысокий мужичок в деревенском треухе и фуфайке. Лишь борода придает сходство с виденным ранее фото в календаре. Сомнений нет: передо мной Верховный карт, или как говорят в Марий Эл – «Онаенг» - Александр Иванович Таныгин!
После ознакомительных слов и вручения подарка от земляков-марийцев из
Тоншаева начинаю разговор:

Аривидерчи: Александр Иванович, как Вы чувствуете себя лидером язычников?
А.И.: Во первых, мы не язычники! Мы поклоняемся одному богу: Тÿнг Ош Кугу Юмо. По-русски его имя - Единый Светлый Великий Бог.
Аривидерчи:??? Как так? А как же разные боги, моления в лесу, жертвоприношения?
А.И.: Наша вера уже очень старая. И еще задолго до того, как появилось христианство, марийцы почитали многих богов, известных под именем Юмо. Но при этом Кугу Юмо всегда признавался Главным или Верховным Богом. Тÿнг Ош Кугу Юмо считается вечным, всемогущим, вездесущим, всеведущим, и всеправедным Богом. Он выступает в образе девяти божеств-ипостасей. Эти божества условно можно подразделить на три группы, каждая из которых отвечает за: спокойствие, процветание и наделение энергией всего живого - бог светлого мира (Тÿня Юмо), животворящий бог (Илян Юмо), божество творческой энергии (Агавайрем Юмо); милость, праведность и согласие - бог судьбы и предопределения жизни (Пÿршö Юмо), всемилостливый бог (Кугу Серлагыш Юмо), бог согласия и примерения (Мер Юмо); всеблагость, возрождение и неиссякаемость жизни - богиня рождения (Шочын Ава), богиня земли (Мланде Ава), богиня изобилия (Перке Ава).
Аривидерчи: а как выглядит Кугу Юмо? Есть ли у марийцев его изображения, иконы?
А.И.: Божества природы в народных верованиях, за редким исключением, не на¬делялись человекоподобными чертами. В нашем представлении все божества, все окружающее в мире и сам человек являются частью единого Бога (Тÿнг Ош Кугу Юмо), его образом. Бог - в каждом из нас.
Аривидерчи: А как проходит моленье в лесу? И почему в лесу?
А.И. Исходящая по ветвям деревьев молитва обязательно достигает Бога. Мы не молимся в помещениях, - только под открытым небом. К моленью люди готовятся заранее. Обязательно посещают баню, одевают все чистое, многие приходят в национальной одежде. Приносят с собой различные кушанья, которые освящаются, зажигают свечи, молятся. Потом – трапеза.
Аривидерчи: Как вы уживаетесь с православными? Конфликтов не бывает?
А.И.: В нашей республике – Православие, Ислам и Марийская Традиционная Религия официально признаны традиционными религиями. По статусу религиозные руководители, и я в их числе, присутствуют на инаугурации избранного Президента республики, мы регулярно встречаемся на Совете по религии. Мы никак не конфликтуем. В трех километрах от моей деревни Танаково расположена русская деревня. Так вот, когда марийцы идут молиться в священную рощу, жители русской деревни не стучат топорами, не пилят деревья, не стирают белье. Они нас уважают, нашу веру. И мы так же относимся к православным. Мы все соседи, давно друг друга знаем. Многие марийцы приняли православие, крестились, ходят в церковь и при этом считают своим долгом посещать моленья в рощах. Старые люди рассказывали, что когда после революции коммунисты закрывали церкви, в некоторых местностях верующие православные марийцы брали иконы и шли в рощи молиться Иисусу Христу! Но есть и некрещеные марийцы, которые придерживаются древнемарийской веры. И это тоже наши братья.
Аривидерчи: А как вы относитесь к Христу?
А.И. Иисус Христос имеет земное происхождение: его родила женщина. Поэтому для приверженцев Марийской Традиционной Религии он является одним из святых.
Аривидерчи: Христианская церковь часто призывает к терпению на этом свете для достижения рая на том? Как у вас с этим обстоят дела?
А.И. Марийская Традиционная Религия – это религия свободных людей. У нас нет понятия «раб», пусть даже это и раб божий. Если взглянуть в историю, христианство возникло, когда появилось расслоение на богатых и бедных, когда появилось имущество и власть, которые надо было охранять и защищать. Отсюда и призывы терпеть, подчеркивание бедности как добродетели и рабства, как образа жизни.
Аривидерчи: В вашей вере есть понятия «рай» и «ад»? Куда попадает человек после смерти?
А.И: Человека постоянно окружает энергия. Она может быть положительной, если человек хороший и делает добрые дела. Может быть отрицательной. После смерти душа человека отсоединяется от тела. Соответственно, дух с положительной энергией поднимается кверху, к небу, а с отрицательной – вниз, к центру земли.
Аривидерчи: То есть, по сути, получается аналогия с православными понятиями «рай» и «ад». Так?
А.И.: По сути да.
Аривидерчи: А на могилах у вас что ставят? Кресты?
А.И.: Да. У моих родителей, например, кресты стоят, несмотря на то, что они марийцами были. Сейчас часто ставят надгробные плиты из камня, там иногда есть изображение креста, иногда нет.
Аривидерчи: А заповеди, как в православии «Не укради», «не убий» и прочие – есть?
А.И.: У нас те же самые заповеди. Мы живем по ним.
Аривидерчи: Заказать молебен за здравие или за упокой у вас можно?
А.И.: Нет, у нас такого нет. Но если я бываю в каком то месте и жители просят меня провести обряд – я никогда не отказываюсь.
Аривидерчи: Деньги берете за это?
А.И. У нас это не принято, ни один карт не получает деньги за свою религиозную деятельность. Я в том числе. У меня есть медаль за работу в сельском хозяйстве, поэтому в Йошкар-Олу по делам езжу на автобусе бесплатно. Все карты – обычные жители: трактористы, зоотехники, экономисты. Некоторые в прошлом занимали руководящие должности в своих районах. Но в любом случае, это самые уважаемые жители своих деревень и сел. В городах тоже есть свои религиозные общины, свои карты. И они также не получают никаких денег за исполнение своих обязанностей.
Аривидерчи: А как Вы стали картом? Этому учатся?
А.И. Мне было сорок пять лет, когда умер отец,- деревенский карт- и мои односельчане попросили меня продолжить дело отца, поскольку я с детства был рядом с ним на моленьях. Сейчас мне шестьдесят четыре и я служу своему народу в качестве Верховного карта Республики Марий Эл. Это очень ответственно, поскольку марийцы живут не только в Марий Эл, но и в Нижегородской, Кировской и Свердловской областях, а также в Удмуртии, Татарстане, Башкирии, Пермском крае.
Аривидерчи: а случалось в Вашей долгой жизни наблюдать чудеса? Ну, например, слепой прозрел, немой заговорил или еще что ни будь такое, что бывает у христиан?
А.И. Я ни разу таких чудес не видел. Но, как рассказывают люди, побывавшие на молении на могиле марийского святого князя Чумбылата, в Кировской области, они испытывают небывалый душевный подъем и приток жизненных сил. Такое же бывает и на могиле марийского святого Акпатыра (тоже в Кировской области). Там, кстати, на ежегодное моленье в июне приезжают по нескольку тысяч верующих, а в прошлом году вместе с нами молился губернатор Кировской области! Не знаю, можно ли назвать чудом или это простое совпадение, но многие марийцы после моленья в священном лесу начинают жить заметно лучше. В том числе и материально.
Аривидерчи: Современные марийцы, исповедующие Марийскую Традиционную Религию, кто они?
А.И. Исповедовать нашу веру могут не только марийцы. Нет никаких запретов, а есть духовная связь с Тÿнг Ош Кугу Юмо. Наши последователи – это серьезные люди, имеющие семью, работу, воспитывающие детей, заботящиеся о старших, и регулярно проводящие поминки в честь умерших предков. Ну, и конечно, участвующие в моленьях, родовых и мировых, когда те проводятся.
Аривидерчи: А религиозная община занимается воспитанием?
А.И. Да, конечно. Подготовка и проведение обрядов и молений требует участия в этом всех членов общины. Молодые помогают старшим, исполняют свои обязанности. Кроме того, есть определенные правила поведения и целая система запретов и ограничений на избыточную пищу, алкоголь, табак, половые контакты, которые, безусловно, выполняется верующими.
Аривидерчи: Я могу по весне пойти в священную рощу?
А.И. Официально вам никто не может запретить. Но несведующим лучше этого не делать в одиночку. И тогда, как говорят, вы будете жить долго и счастливо! Молиться можно и не зная нашего языка, достаточно прийти в рощу и подумать о том, что вас волнует. И ваши мысли обязательно достигнут Тÿнг Ош Кугу Юмо.
Аривидерчи: Понятие «марийская вера» у многих людей прочно ассоциируется со знахарством. Так ли это?
А.И. Религия определяет духовную жизнь человека и связана с его ощущением божественности мира, неразрывной его с ним связи. Некоторые руководители марийских традиционных обрядов, обладая обостренным внутренним зрением, усилием своей воли получают духовное просветление Великого Светлого Единого Бога и обретают особые возможности. Поэтому традиционно деревенский карт исполняет различные знахарские практики, является целителем.
Аривидерчи: В чем привлекательность вашей религии для молодого поколения?
А.И. Весь мир говорит об охране окружающей среды, необычайно популярны экологические движения. Марийская Традиционная Религия выступает за органичную жизнь человека и природы, проповедует бережное отношение к природе, самодостаточность и самоограничение в использовании природных богатств. Марийская религия, как более древняя, оказалась ближе к Богу и абсолютной истине. В ней мало влияния субъективных моментов, она меньше подверглась социальной модификации. Принимая во внимание стойкость и терпеливость в сохранении переданной предками древней религии, самоотверженность при соблюдении обычаев и обрядов, Тÿнг Ош Кугу Юмо помог марийцам сохранить истинные религиозные представления, защитил их от размывания и необдуманных изменений под влиянием всевозможных нововведений. Это позволило марийцам сохранить свое единство, национальное самосознание, вы¬жить в условиях социального и политического гнета Хазарского каганата, Волжской Булгарии, татаро-монгольского нашествия, Казанского ханства и отстоять свои религиозные культы в годы активной миссионерской пропаганды в XVIII - XIX вв.
Наверх
« Последняя редакция: 08.10.2010 :: 11:45:19 от Nslavnitski »  
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать