Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Кронштадт - история Балтийского флота и города (Прочитано 15667 раз)
Nslavnitski
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Кронштадт - история Балтийского флота и города
29.05.2010 :: 03:01:56
 
Начало Кронштадту положил форт Кроншлот, заложенный в мае 1704 г., но его постройка началась несколько ранее: место для этого укрепления было выбрано Петром I еще осенью предыдущего года, а зимой приступили к набивке свай. Как только утвердился лед, рубленные бревенчатые ящики были перевезены на назначенное место, наполнены камнем и опущены на дно. На этом фундаменте в соответствии с моделью, собственноручно изготовленной Петром Великим во время пребывания в Воронеже в конце 1703 г., была построена деревянная 3-ярусная башня с земляными насыпями. 7 мая состоялось освящение крепости, а 12 мая она получила имя Кроншлот.
Коменданту форта предписывалось: «Содержать сию ситадель, с божьей помощью, аще случится, до последнего человека. И когда неприятель захочет пробится мимо оной, тогда стрелять, когда подойдет ближе, и не спешить стрельбою, но так стрелять, чтобы по выстрелении последней, первая паки была готова и чтоб ядер даром не терять». При этом в данном документе основное внимание уделялось порядку встречи и прохода нейтральных кораблей (которые, однако предписывалось тщательно осматривать и пропускать лишь после того, как офицер, посланный на него с Кроншлота, мог убедиться, что на нем не спрятались неприятельские солдаты). Следовало также остерегаться неприятельских брандеров.

К июню 1704 г. сооружение было готово и вооружено 14 пушками. Кроме того, летом 1704 г. на острове Котлине, расположенном против Кроншлота, установили первую береговую батарею («Старая батарея»). Перед этой батареей стояли две задачи: защищать глубоководный фарватер, ведущий к Петербургу, и восточную сторону Кроншлота. Уже в июле того же года форт подвергся нападению шведов, которые пытались высадить десант на Котлин, а затем двое суток бомбардировали Кроншлот, но ни одна бомба в него не попала, так как корабли стояли далеко. Батареи после кампании были разоружены, а весной следующего года их снова вооружили. С этого времени Кронштадт стал оновной базой Балтийского флота.

Летом 1705 г., когда к Кронштадту подступила шведская эскадра под командованием адмирала Анкерштерна, на острове Котлин было сооружено еще несколько батарей. Ивановская батарея находилась на мысе южного берега острова Котлин к северо-западу от Кроншлота, в непосредственной близости от фарватера. Перед ней были поставлены следующие задачи: препятствовать проходу неприятельских кораблей к Кроншлоту, вести артиллерийский обстрел рейда, совместно с орудиями Кроншлота и Старой батареи защищать фарватер. Эта батарея имела деревянные и земляные сооружения и несколько возвышалась над уровнем воды. Первоначально на ней было установлено 4 пушки 6-фунтового калибра, но в дальнейшем ее артиллерийское вооружение было усилено и состояло из 10 пушек 24-фунтового калибра.
Лесная батарея была сооружена на южном берегу Котлина, западнее Ивановской батареи. Ее вооружение состояло из 6 пушек 6-фунтового калибра, 2 мортир и 1 гаубицы. В ходе боев лета 1705 г. орудия этой батареи нанесли серьезный урон шведским кораблям.
Батарея Толбухина № 1 возникла после того, как полковник Ф.С. Толбухин приказал установить на выдающемся в море мысу западной оконечности южного берега Котлина 3 полковые 3-фунтовые пушки, которые были хорошо замаскированы. В ходе боев, когда стало ясно. Что оборону западной оконечности острова необходимо усиливать, Ф. С. Толбухину было передано 12 пушек 6-фунтового калибра. 2 из них были установлены на уже имевшейся батарее, а остальные 10 пушек расположили на Котлинской косе. Так возникла батарея Толбухина № 2. Позже на ней было установлено еще 5 пушек 6-фунтового калибра. Обе этих батареи рассматривались русским командованием как противодесантные, и эти расчеты оправдались: когда шведы попытались высадить десант на остров, они попали под огонь этих батарей и понесли большие потери.
Осенью 1706 г. по инициативе вице-адмирала К.И. Крюйса была построено еще одно укрепление: «Крепость Святого Александра». Она представляла собой замкнутое укрепление бастионного типа, ее фронты были расположены на полигонах в 80 сажен (около 160 метров), вал имел командование (возвышение) над прилегающей местностью в 14 футов, рва сначала не было. Для гарнизона были построены казармы. Кроме того, на Олонецкой верфи была срублена деревянная церковь, которая была доставлена сюда 16 июня 1706 г. и освящена в присутствии царя. Первоначально эта крепость была вооружена 40 пушками крупного калибра.

После Полтавской победы остров Котлин постепенно становится не только военным, но и торговым пунктом. По распоряжению Петра I в ноябре 1709 г. приступили к строительству на острове пристани и магазинов. К следующему году пристань была готова. Но она имела серьезный недостаток – не далеко впадала в море. Поэтому к ней могли подойти лишь небольшие корабли с малой осадкой. Однако военное значение Котлина - Кроншлота по-прежнему оставалось очень значительным. В частности, в марте 1710 г. остров снова стал опорным пунктом для наступления корпуса Ф.М. Апраксина к Выборгу. В этом же году комендантом Котлина был назначен бригадир В.И. Порошин. На Кроншлот, вместо Т. Трейдена, переведенного в полевую армию, был назначен полковник Ф.С. Толбухин, а в крепость Святого Александра – полковник П.И. Островский. Оба последних коменданта подчинялись В.И. Порошину, подчиненному в свою очередь петербургскому обер-коменданту генерал-майору Р.В. Брюсу.
В феврале 1711 г. укрепления Котлина и Кроншлота немного пострадали от наводнения: «болшую батарею от воды малое число попортило, а меншая батарея совсем разорена, около Кроншлота большую половину быков выломало и рознесло». Под руководством петербургского обер-коменданта Р.В. Брюса солдаты полков Ф.С. Толбухина и П.И. Островского сразу приступили к починке повреждений, а работы у крепости Святого Александра было решено отложить на лето, «понеже все дерновая работа». Постепенно строительные работы на острове стали приобретать все больший размах. А из военных сооружений 1712 г. основное внимание уделялось усилению гавани с севера.
В декабре 1715 г. под руководством уже упоминавшегося капитана Э. Лейна приступили к постройке еще одного форта на территории Котлина. 7 января следующего года он был заложен и получил название «Новый Кроншлот». Это укрепление, возведение которого было закончено в 1719 г. (окончательно – в 1724 г.), представляло собой каменный вытянутый пятиугольник бастионного начертания с гаванью посередине. Орудия, установленные на нем, могли вести перекрестный обстрел фарватера, и таким образом защищали не только форт, но и проход. Несколько позже на острове начали возникать новые гавани: Корабельная, Купеческая, а затем и Военная гавань. А в 1720 г., когда завершилось возведение Купеческой и Военной гаваней, и были построены соединяющие их стенки, возникла Средняя гавань. Французский дипломат Лави в июне 1720 г. доносил своему правительству: «Кроншлот продолжают укреплять со всех сторон и теперь насчитывается не менее 2000 пушек, расположенных у входов, которые все укреплены. Кроме того, имеется 20 линейных кораблей, не считая фрегатов, так что, по-видимому, здесь не боятся шведов, хотя бы они вместе с англичанами вздумали попытать высадку; приняты также меры предосторожности по всему протяжению морских границ, и войска, в количестве 70 000 человек, расположены так, чтобы их можно было стянуть туда, где потребуется вступить в борьбу с врагами».

Кроме того, к концу царствования Петра I на Балтийском море уже действовало пять постоянных каменных и деревянных маяков. А в крепости имелись люди, способные эксплуатировать их. В 1716 г. даже был выделен офицер, который вел систематические наблюдения за состоянием имевшихся маяков и определял целесообразность строительства новых.
В 1719 г., когда России стала угрожать война с Англией, по распоряжению Петра из Москвы на Котлин было доставлено 156 орудий, в результате чего артиллерийское вооружение Кронштадта возросло до 450 орудий. Однако объединенный англо-шведский флот под командованием адмирала Норриса ограничился лишь небольшими военными демонстрациями возле Ревеля.
В 1721 г. для защиты Купеческой гавани от обстрелов с моря было решено усовершенствовать Ивановскую батарею, а затем рядом с ней на отмели стали возводить новую батарею, получившую название Цитадель, а позднее переименованную в форт «Император Петр I». На этом укреплении в 1724 г. было установлено 106 орудий. В последующем форт несколько раз перестраивали.
В октябре 1723 г. была заложена Центральная крепость, которую стали называть Кронштадтской крепостью. План этого укрепления был составлен императором Петром I, однако после его смерти (1725 г.) фортификационное строительство на Котлине замедлилось (основное внимание стали уделять достройке доков), а в дальнейшем они и вовсе прекратились, лишь в 1740 г. (в преддверии русско-шведской войны) здесь были проведены неотложные ремонтные работы, кроме того, небольшие перестройки отдельных укреплений были осуществлены в 1780-х гг.
Наверх
« Последняя редакция: 31.05.2010 :: 13:57:42 от Юстиниан »  

Kronshlot-705.jpg (66 KB | 73 )
Kronshlot-705.jpg
Kronshlot-716.JPG (13 KB | 81 )
Kronshlot-716.JPG
Kronshlot-750.jpg (73 KB | 73 )
Kronshlot-750.jpg
Nslavnitski
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Кронштадт - история Балтийского флота и города
Ответ #1 - 29.05.2010 :: 03:05:06
 
Во вложении - подробнее об оброне Кронштадта и Петербурга в 1704-1705 гг.
Наверх
« Последняя редакция: 31.05.2010 :: 13:58:00 от Юстиниан »  

Kronshtadt.rtf (103 KB | 82 )
Nslavnitski
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Кронштадт - история Балтийского флота и города
Ответ #2 - 14.06.2010 :: 16:03:14
 
Остров Котлин, где появился город Кронштадт, известен с с XIII века. В 1323-1617 гг. он являлся пограничным урочищем России со Швецией, в 1617 г. по Столбовскому мирному договору отошёл к Швеции, а в 1703 г. в ходе Северной войны вновь оказался на российской территории.
О происхождении этого названия существует несколько версий:
1. Существует легенда, согласно которой когда к его берегу впервые подошла яхта Петра I в сопровождении галиота, солдаты шведского сторожевого отряда, увидев русские корабли, бросились в лодки и скрылись. Бегство было столь поспешным, что на привале остался гореть костёр, на котором в котле варилась еда.
2 В некоторых современных исследованиях и публикациях указывается, что название Котлин могло произойти от слова "котловина" - обозначения Невской губы, которую закрывает остров.
В шведские времена этот остров называли "Ретусаари" - крысиный остров.
Наверх
 
Nslavnitski
Модератор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Кронштадт - история Балтийского флота и города
Ответ #3 - 14.06.2010 :: 16:31:54
 
В ноябре 1709 г. Петр I распорядился приступить к постройке гаваней, пристаней и магазинов на острове Котлин. Первоначально там работали шведские пленные, а в начале 1712 г. был издан указ о выделении 3000 человек для строения на Котлине острове фортеции и жилья. По губерниям это распределялось следующим образом:
Московская - 1163 чел.
Казанская - 550 чел.
Архангелогородская - 485 чел.
Смоленская - 237 чел.
Сибирская - 236 чел.
Азовская - 197 чел.
Киевская – 132 чел.
В том же году началось как строительство гаваней, так и домов для служилых людей. Так как средства для строительства домов выделялись из губерний, то постройки получили название «губернских домов».

26 сентября 1723 г. император написал указ о прорубке улиц: вдоль стен строений и заборов приказано оставлять деревья, не растущие на кочках; рубку же деревьев внутри отводимых дворов предоставлено произволу хозяев. Ширина набережных у каналов назначена в 15 сажень, а остальные улицы должны были иметь в ширину 9 сажен. В феврале 1724 г. последовала раздача каменных домов, постройка которых к этому времени была окончена (в 10 лет было построено 47 домов).
Наверх
 

Gavan__1.jpg (14 KB | 73 )
Gavan__1.jpg
Gavan__2.jpg (44 KB | 75 )
Gavan__2.jpg
Gavan__3.jpg (48 KB | 75 )
Gavan__3.jpg
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Кронштадт - история Балтийского флота и города
Ответ #4 - 28.04.2022 :: 22:04:55
 
Все Темы данной ветви форума были перемещены в эту Тему.
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать