михель гофман
Продвигающийся
Вне Форума
Сообщений: 11
Колумбийский университет
|
Утопии прошлого говорили о незыблемости правильного порядка, а идея Нового Времени - постоянное изменение, постоянное разрастание богатств. Утопии видели в прошлом образцы "золотого века", ХХ век, век Прогресса, видел в прошлом только ошибки. "Завтра будет лучше, чем сегодня", говорила американская пресса, "Новое лучше старого", говорила советская пропаганда. Американский Эксперимент, начатый в 17-ом веке, к концу Первой Мировой войны превратил США в лидера социальных изменений, экономика общества потребления позволила создать новый общественный порядок. Свобода индивидуального предпринимательства, естественно, без какого-либо государственного нажима, вела экономику аграрной Америки в направлении индустриального производства, которое создавало больше продуктов массового потребления, чем ремесленный труд. Массовое производство предоставляло массам все виды материального комфорта, и их создатель и потребитель принимал новый порядок в котором он добровольно становился винтиком экономической машины. Советский Эксперимент по созданию индустриальной экономики начался намного позже чем в США, и был попыткой, в условиях крестьянской, сельскохозяйственной, по преимуществу, страны, добиться того же уровня развития, которого достигла Америка. Большевики, придя к власти, использовали мощь государственной системы, которая, уничтожая крестьянство как класс, формировала новый класс, рабочий. Государственным насилием крестьянин был превращен в работника сельскохозяйственной индустрии и вошел в состав индустриальной рабочей силы. Америка, добившаяся огромных успехов в создании индустриального производства, превратилась в образец для Страны Советов. "Новая Русь", назвал свой гимн Америке крестьянский поэт Петр Орешкин в 1922 году : И снится каждой полевой лачуге
чудесный край.
Железный Нью-Йорк.
В до-индустриальном обществе крестьянин добывал средства к существованию на своем участке земли, который давал ему все что нужно было для жизни. Крестьянин зависел больше от природы, чем от общества в целом. В индустриальном обществе, в связи со специализацией производства, работник утратил свою независимость, все средства существования он мог получать в соответствии с количеством произведенных им продуктов, продавая себя на рынке труда. Индустриальная экономика стала мощным инструментом преобразования общества. В условиях конкурентной борьбы за рабочие места повышался профессиональный уровень работников. Создав небольшой первоначальный капитал многие начинали открывать собственные бизнесы. Но победителями в конкурентной борьбе были не работники, а владельцы больших капиталов, создававшие концерны, синдикаты, монополии, в их руках сконцентрировались все богатства страны. Крупные корпорации, используя свою экономическую мощь, создавали новую общественную инфраструктуру, изменяли жизнь всей страны. В Советской России полная экономическая зависимость населения от государства, в руках которого находились все средства производства и продукты массового потребления, давала партийной номенклатуре возможность полностью подчинить себе общество и воспитывать новую мораль, новое сознание, новое мировоззрение. Тем более, что в России общество традиционно привыкло уступать государственному насилию. В европейских странах социальную политику также осуществляло государство, но государство контролировалось обществом. В Америке государство контролировалось экономической элитой, практически служило ее интересам, "капитаны индустрии" формулировали политические и экономические цели, создавали жизненные идеалы и воспитывали мировоззрение Нового Порядка. Европейские страны создавали Новый Порядок разрушая старый мир путем революций. "Мы старый мир разрушим, а затем..." В Новом Свете разрушать было нечего, Новый Порядок строился на континенте без всяких признаков цивилизации, и в этом было главное преимущество Америки перед старой Европой. Америка начинала с чистой страницы. Французская революция 1789-го года провозгласила "Свободу, Равенство и Братство", - обобщенную трактовку многовековой мечты об обществе, где братство должно было стать результатом свободы и равенства. Американская Декларация Независимости, как будто объявляла о том же, - "Свобода, Равенство и Право на поиски счастья". Но, "Свобода", в отличии от лозунга французской революции, не означала свободы личности, свобода понималась, как право на участие в конкурентной борьбе. "Равенство", понималось не как равенство социальное и экономическое, а как равенство возможностей в условиях индивидуального предпринимательства. Братству же не было места в борьбе всех со всеми за богатство, и призыв к братству, в лозунге Французской Революции, сменился "Правом на поиски счастья". Европейские революции в своих лозунгах провозглашали расцвет личности как свою цель, что как бы предполагало смену социальной иерархии на иерархию личностей, что, однако, на практике, не мешало сохранять традицию статуса богатства, образования и социальной роли. Американская же цивилизация не прокламировала свою цель как расцвет личности. На новом, необжитом континенте, богат ли, беден ли человек, образован или безграмотен, занимается ли он уборкой мусора или создает произведения искусства, он, в собственных глазах, и в глазах других, прежде всего работник. Как писал один из создателей американской конституции Томас Пэйн, - "...экономика эффективно реализует принцип всеобщего равенства." Экономика нуждается лишь в одном типе человека, человеке Дела. Дело нивелирует личность, доводит ее до общепринятого стандарта и, создает, таким образом, общество равных. В Европе одним из критериев определения личности была приобщенность к мировому знанию, высокой культуре, а человек дела не нуждается в знании большем, чем нужно для дела, а культуру видит как форму отдыха, как развлечение, он не ценит богатство мировой культуры, так как богатство понимает лишь как богатство материальное, физическое. В Европе доступ к культуре имела потомственная аристократия и буржуазный класс, передававший богатство из поколения к поколению, а вместе с ним и культуру. В Соединенных Штатах не было ни потомственной аристократии, ни сложившегося буржуазного класса, ее элита состояла из тех, кто поднялся наверх из самых низов. Общественные классы отличались друг от друга не образованием, культурой и манерами, лишь экономическим статусом. В Европе высшее общество жило литературой, театром, философией, а культурой простого люда были рыночные зрелища. Америка - страна простых людей, и рыночные зрелища здесь стали культурой для всех классов. Поэтому в Америке, раньше чем в других странах мира, выросла массовая культура, культура зрелища, которая, во второй половине ХХ века, начала победоносное шествие по всему остальному миру. Экономика, став главной целью американской демократии, вырвала людей из нищеты, унижавшей их достоинство, создала материальную базу для полноценной человеческой жизни, предоставила материальный комфорт, а культура должна была стать формой отдыха, развлечением в свободные от работы часы, обеспечить комфорт эмоциональный. Маркс предвидел, что при капитализме экономика перестанет быть отдельной сферой жизни общества, займет собой все общественное пространство и создаст те формы жизни, которые соответствуют целям экономики. Работы Маркса, во многом, были построены не столько на анализе, сколько на догадках, многие его догадки не подтвердились, но его догадка о том, что экономика, в будущем, станет главным содержанием и смыслом общественной жизни, была гениальным прозрением. Экономика, превратившись в центр общественных интересов, перестает служить обществу, она начинает служить только себе. Маркс говорил о том, о чем, впоследствии, через сто лет, сказал, в форме сказочной аллегории, драматург Шварц, в своей философской пьесе "Тень". В ней, "Человек" и его "Тень", символизирующие Добро и Зло, представлены как единое целое, одно не может существовать без другого, человек и его тень неотделимы. Человек ценит свою тень, она его друг и, в тоже время, его слуга. Но "Тень", Зло, не хочет смириться со своей служебной ролью, хочет занять место "Человека", Добра. Если наложить мысль Маркса на сюжет "Тени", и рассматривать отношения человека и его тени, как отношения человека и экономики, тогда становится наглядным, что произошло через 150 лет после Маркса. "Человек", в пьесе Шварца, дал "Тени" полную свободу, но получив ее, она хочет не только полностью подчинить себе человека, она хочет его уничтожить, но, отрубив ему голову, она отрубает и свою. В пьесе, которую поставила западная цивилизация, "Тень" поступила умнее, чтобы стать больше чем сам человек, она убедила его встать в такой ракурс по отношению к источнику света, при котором отражение человека было больше его самого. Когда тень показала, что ее размеры могут увеличиваться почти беспредельно, человек подчинился ей, перенес уважение к себе на свою тень. Тень, экономика, стимулировала в человеке желания всего внешнего, физического, материального, и постепенно внешнее для него стало важнее его внутренней жизни, которая и делала его Человеком. Когда внешняя, материальная сторона жизни превратилась для него в единственную ценность, человек утратил свое духовное начало, и стал частью материального мира, частью экономики, стал слугой собственной тени. Маркс был первым, кто увидел противоречие интересов экономики и целей, интересов человеческой жизни и назвал его одним словом, "отчуждение". В процессе роста значения экономики в общественной жизни человек будет отчужден не только от продуктов своего труда, он будет отчужден от самого себя. Утратит те качества, которые и делают его человеком.
|