Юстиниан
Координатор
Вне Форума
Историк
Сообщений: 5169
Украина
Пол:
ХНУ, ХНПУ
|
Глава II. Демократические преобразования Перикла
§1. Политические и экономические преобразования Перикла
Самым блестящим периодом во внутренней истории Афин связан с именем Перикла. Обычно сдержанный в своих оценках, Фукидид пишет об этом времени: «На словах это была демократия, на деле правление одного человека» [18, С. 176].
Во вложенной греческим историком Фукидидом в уста Перикла речи в честь афинян, павших в первый год Пелопоннеской войны, содержится подлинный гимн демократическим Афинам: «Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. ...и так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. ...все пользуются одинаковыми правами по законам» [30, С. 106].
Перикл выступал на общественном поприще по изгнании Фемистокла в 471 г. до н.э. и по смерти Аристида в 467 г. до н.э. Он был с самого начала на стороне народной партии, которая тогда, вследствие большого авторитета, приобретённого расположенным к аристократизму Кимоном, ставшим по смерти Аристида единоличным вождём аристократической партии, мало значила. Перикл вдохнул в неё новую жизнь. Народная партия поставила себе задачей устранить препятствия, мешающие свободному движению народа, и стараться всеми силами поставить Афинское государство во главе Греции; на Спарту, по мнению народной партии, не следует более обращать никакого внимания, даже необходимо обратить против неё оружие. Вопреки этому, Кимон и его аристократические друзья следовали такому принципу: оставить существующий старый порядок неизменным, поддерживать союз и мир со Спартой, чтобы можно было направить все силы против общего врага - персов. Приверженцам демократической партии трудно было сокрушить влияние Кимона, обладавшего доверием и любовью народа, и настоять на своём; нужно было стараться идти вперёд шаг за шагом. Передовым бойцом был отважный Эфиальт. Перикл, вскоре ставший душой своей партии, осторожно держался позади, - не потому, что страшился возбудить недоверие в народе внешним сходством своей деятельности с тираном Писистратом, но потому, что не хотел прежде времени тратить свои силы [17, С. 439]. Когда демократическая партия снискала себе в народе одобрение и привязанность, она отважилась к открытому нападению на Кимона и жаловалась, что он во время своего похода против Фасоса в 465 г. до н.э. был подкуплен царём Александром I Македонским. Сам Перикл был назначен публичным обвинителем. Но Кимон стоял ещё прочно; он легко опроверг обвинение, которое не имело никаких других последствий, кроме того, что Кимон с тех пор теснее соединился с людьми одного с ним образа мыслей, и как глава аристократической партии более свободно и открыто высказывал своё мнение, так что обе партии с тех пор стали враждебны друг другу и готовы были к борьбе. Скоро, действительно, и произошла между ними борьба, когда, вследствие большого землетрясения и возмущения илотов и мессенцев в 464 г. до н.э., пришло в Афины спартанское посольство с просьбой о вооружённой помощи. Влияние Ареопага и агитация Кимона убедили афинское Народное собрание послать сильный афинский отряд в Спарту во главе самого него. Однако спартанцам удалось локализовать восстание своими силами и потому они отослали афинских гоплитов обратно [18, С. 165-166]. И по всей вероятности, именно в его отсутствие противная партия и нанесла решительный удар, который Кимон не мог отразить - настроила против него народ. Совет Ареопага был главной опорой существующего порядка. Он был составлен из старейших, опытных людей, безукоризненно прошедших должность архонтов и принадлежавших по большей части к богатому классу. Они в течение всей жизни удерживали за собой своё достоинство и в отправлении своей должности не несли никакой ответственности, между тем как все другие должности в государстве замещались один год и контролировались. Во все времена этот высокий совет, как древнее учреждение, пользовался со стороны граждан большим уважением и в свою очередь имел право отеческого надзора в государстве. Ему предоставлены были самые широкие полномочия: верховный надзор за сохранением старого порядка и нравов, за исполнением законов, за решениями народных собраний, которые без его утверждения не имели никакого значения [20, С. 168]. И Совет Ареопага, действительно, очень строго пользовался вверенной ему властью предохранять государство от всякого опасного нововведения. Он был, по мнению Солона, прочным якорем, который должен был держать подвижный корабль государства на почве существующего порядка, и представлял таким образом надёжный оплот для аристократии. Вождям народной партии, целью которых было освободить государство от унаследованных отеческих нравов, и сбросив старые узы, вывести его на новый путь к могуществу, славе и блеску, Ареопаг, как защитник сословных интересов эгоистической и неприязненной народу партии, мешавшей полному развитию свободы, был серьёзным препятствием на пути к спасительному прогрессу. И действительно, для того чтобы народ получил новую свободу, при которой возможно было бы всесторонее развитие всех его сил, необходимо было вырвать из рук Ареопага бразды правления, препятствовавшие его развитию. Хорошо или дурно было это для государства, относительно этого обе партии совершенно расходились в мнениях. Партия Перикла во время отсутствия Кимона предложила отнять у Ареопага право верховного надзора за государством и предоставить ему только суд над обвиняемыми в преднамеренном, злодейском убийстве [17, С. 441].
С помощью Эфиальта Периклу удалось провести ряд законов направленных против Ареопага, и с тем отнял у него налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду - гелиэе, в 462 г. до н.э. Принадлежавшее Ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе. Теперь же в ведении Ареопага оставались некоторые судебные дела (о предумышленном убийстве, поджоге) и надзор за священным имуществом (земли Элевсина, оливы, считавшиеся священными деревьями богини Афины) [18, С. 172].
Эфиальта характеризовали как неподкупного и справедливого в государственных делах, и возможно это то и способствовало сближению в государственных делах Перикла с Эфиальтом.
После убийства Эфиальта в 461 г. до н.э., организованного олигархами, признанным руководителем афинской демократии стал Перикл. Это политическое убийство не привело к ослаблению демократических сил, а только усилилось при Перикле [18, С. 166].
Как пишет Плутарх: «Перикл, избираемый стратегом, всякий раз, надевая военный плащ, говорил себе: «Осторожней, Перикл: ты начальствуешь над свободными людьми, и к тому же над эллинами, и к тому же над афинянками» [27, С. 518].
Перикл провёл ряд военных экспедиций - на остров Евбея, вокруг Пелопоннеса, в Херсонес Фракийский, на остров Самос, в Понт. По его инициативе был заключён мир с персами в 449 г. до н.э., тридцатилетний мир со Спартой в 445 г. до н.э., рядом мер было укреплено ведущее положение Афин в Делосском союзе [18, С. 177].
После того как в 443 г. до н.э. остракизмом был изгнан из Афин Фукидид, глава аристократической оппозиции после Кимона, Перикл был избран первым стратегом и переизбирался ежегодно до 430 г. до н.э. и был признанным бесспорным главой Афинского государства, направлявшим как внутреннюю, так и внешнюю политику, а до того с 467 г. по 443 г. до н.э. Перикл был одним из десяти стратегов [13, С. 256]. Как говорит об этом Ф.Н. Арский: «...после изгнания Фукидида, сына Мелесия, никто не осмеливался соперничать с Периклом, и об остракизме долгое время не вспоминали» [1, С. 127].
В распоряжении Перикла не было аппарата насилия, как об этом, посредством которого он мог бы заставить афинский демос принять то или иное решение, или провести в жизнь его предписание. Перикл вносил в народное собрание один проект за другим, и, как правило, они встречали одобрение и принимались. При существовавшей в Афинах политической системе демосу ничего нельзя было навязать, следовало убедить его в своей правоте, в пользе предложенных мер для демократического строя и государства в целом [18, С. 177].
Перикл не имел возможности, да и не стремился прибегать к репрессивным методам против своих политических противников в Афинах. Плутарх, живший во времена, когда террористическая политика римских императоров наложила неизгладимую печать на всю жизнь империи, подчёркивает, что Перикл на смертном одре в ответ на похвалы его друзей одержанным им победам: «...он сказал в похвалу себе, что никому из афинян не пришлось из-за него надеть траур» [27, С. 518].
Все вопросы внутренней и внешней политики решались в Народном собрании, в котором могли участвовать все афинские граждане, независимо от имущественного положения, достигшие 20 лет.
Самым значительным новшеством, введённым в Афинах Периклом считается оплата труда должностным лицам в 451 г. до н.э. - гелиастов, булевтов, архонтов и др. [13, С. 256]. Этим он открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченным.
Жалование получал народ за рядовые народные собрания - по драхме, а за главные - по 9 оболов. Затем в судах получают по 2 обола, члены Совета - по 5 оболов, пританы - по 6, архонты - по 4.
Широко проводилась Периклом система создания клерухий - военно-земледельческих афинских поселений на территории союзников. Клерухи сохраняли афинское гражданство и были не только проводниками афинского влияния, но и прямыми защитниками интересов Афин (на случай недовольства или прямого мятежа). Нуждавшиеся в земле афиняне получали её за пределами Аттики, что смягчало противоречия внутри гражданского коллектива, клерухии оттягивали часть недовольных, возможные источники внутренних смут. Клерухии были выведены на Херсонес Фракийский (1000 человек), Наксос (500), Андрос (250), в Брею во Фракии (1000), в Синопу, на остров Евбея и др. Число афинских клерухов достигало почти 10 000 человек [18, С. 179].
При Перикле были восстановлены учреждённые ещё Писистратом суды по демам, что ускоряло разбирательство локальных конфликтов и освобождало сельских жителей от лишних поездок в Афины. Расширено было применение жребия при замещении должностей.
|